Автор: Фролова Людмила Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Печора Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут как сопровождение исследовательской деятельности учащихся.
Раздел: среднее образование
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут как сопровождение
исследовательской деятельности учащихся.
В каждом ребёнке спит величайший гений, творец.
Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить этого Великого
спящего.
Способности формируются
в деятельности и в ней же проявляются
.
С.Л.Рубинштейн.
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
В целях реализации методов развития интеллектуальных способностей детей
наша школа осуществляет свою деятельность по программам: «Одарённые
дети», « Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся»,
«Использование метапредметных технологий как средство реализации
компетентностного подхода в образовательном процессе».
Приобщение талантливых и способных ребят к научно-
исследовательской деятельности и разработке проектов, выполнению
творческих работ, олимпиадных заданий позволяет создать благоприятные
условия для их самообразования и профессиональной ориентации.
Главная задача нашей школы – дать ученику возможность развить свой
интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом
индивидуальных особенностей и склонностей.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся – это
составная часть обучения и воспитания школьников. Мы считаем, что очень
важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих
возможностей, предоставить нашим ученикам возможность
самореализоваться в различных областях, в том числе в научно-
исследовательской деятельности.
Начну с деятельности, которая осуществляется в нашей школе
1
Исследовательской деятельностью занимаемся в течение 10 лет.
На базе школы открыта республиканская опорно-методическая площадка
(ОМП)по организации исследовательской деятельности, которая
осуществляет свою деятельность по программе
« Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся».
Создано научное объединение учащихся (НОУ)« Ступени», принято
«Положение» и «Устав», выбран Совет НОУ.
Цель НОУ: координировать научно-исследовательскую деятельность,
направленную на образование, воспитание и развитие учащихся, на
стимулирование познавательной активности, индивидуальных творческих
задатков, формирование логического, научного мышления.
Для совершенствования своей исследовательской культуры создано
творческое объединение учителей « Исследования. Проекты».
Исследовательская деятельность осуществляется в виде целенаправленной
системной работы на всех ступенях образования.
За год проводится 5 конференций, все итоги подводятся на заседании НОУ и
творческом объединении учителей « Исследования. Проекты».
В рамках реализации программы ОМП проводятся конференции:
1. «Я – исследователь, я познаю мир» (2 классы)
2. «Первые шаги в науку» (3-4 классы)
3. «Первые шаги в науку» (3-4 классы, английский язык)
4. «Я ко всем наукам ключ имею» (5-6 классы)
5. «Шаг в будущее» (7-11 классы)
Ежегодно учащиеся принимают участие в республиканской научно-
исследовательской конференции « Я- исследователь, я открываю мир», в
республиканской молодёжной научно- исследовательской конференции «
Интеграция» (г. Ухта)
Принимаем участие во Всероссийских конкурсах:
2
Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих
работ учащихся «Портфолио»
Всероссийский заочный конкурс «Юный исследователь»
Проект для одарённых детей «Алые паруса»
II Всероссийский конкурс исследовательских работ «Мои
первые открытия» («Талант с колыбели»)
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
«Юность,наука,культура»
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
«Талантоха»
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
«Созидание. Творчество», где учащиеся являются
победителями и призёрами.
Достоинством является и то, что учителя тоже пытаются приобретать
инновационный опыт. Создают разработки инновационного опыта:
-Организация исследовательской деятельности во внеурочное время.
- Организация исследовательской деятельности младших школьников.
- Организация исследовательской деятельности на английском языке.
-Организация НОУ в рамках муниципального образовательного учреждения
-
Организация
работы
с
родителями
учащихся,
занимающихся
исследовательской деятельностью. Данная разработка напечатана в журнале
«Образование в Республике Коми №1 2013 год.
На
сегодняшний
день
в
образовании
произошла
смена
ценностной
ориентации учительского труда: от ориентации «знай свой предмет и излагай
его ясно» к позиции «знай свой предмет и умей средствами своего предмета
помочь
ученику
в
его
самоопределении,
раскрытии
его
неповторимой,
уникальной
индивидуальности».
Очевидно,
что
полноценная
творческая
деятельность учащегося может быть организована только учителем, который
способен
понять,
принять
и
правильно
реализовать
теоретические
идеи
личностно-ориентированного обучения.
Следовательно,
основным
вопросом
работы
нашей
школы
является
создание
условий,
необходимых
для
наиболее
полной
творческой
самореализации личности ученика.
Дети,
с
которыми
мы
работаем,
являются
нашим
достоянием.
Актуальной
задачей
нашего
образовательного
учреждения
является
выявление
среди
общей
массы
обучающихся
одаренных
детей
и
индивидуальная работа с ними.
3
Встречаются
понятия
«способности»,
«одаренность»,
«талант»,
«гениальность».
Способности –
это
индивидуальные
способности
личности,
помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Одаренность - это выдающиеся способности личности.
Т а л а н т –
это
высокая
степень
одаренности
в
какой-либо
деятельности, чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, она связана с
созданием
качественно
новых,
уникальных
творений,
открытием
ранее
неизведанных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
К способным можно отнести почти всех детей, одаренные дети
рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества можно насчитать
всего
лишь
400.
Часто
одаренными
детьми
мы
считаем
просто
очень
старательных и ответственных детей, которые не подведут на очередной
олимпиаде или НПК. Однако найти по-настоящему «одаренного» ребенка, да
еще и по своему предмету очень сложно.
Определение одарённости ребенка -
продолжительный процесс,
связанный
с
анализом
развития
конкретного
ребенка.
К
признакам
одаренности относятся:
Высокие интеллектуальные способности
Высокие творческие способности
Способность к быстрому усвоению и отличная память
Любопытство, любознательность, стремление к знаниям
Высокая личностная ответственность
Самостоятельность суждений
Заинтересованность предметом
После выявления одаренного ребенка необходимо создать условия в
рамках общеобразовательного учреждения, способствующие оптимальному
развитию способностей учащегося.
«Одновременно
с
реализацией
стандарта
общего
образования
должна
быть
выстроена
разветвленная
система
поиска
и
поддержки
талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода
становления личности» (Д.А. Медведев)
С этой целью мы решили выйти на следующий этап развития и
работать
по
индивидуальным
образовательным
маршрутам.
Это
тот
путь , который должен пройти ученик под руководством учителя .
•
Индивидуальный образовательный маршрут –
это персональный
путь
реализации
лично стного потенциала
воспитанника
в
4
о б р а з о в а н и и : интеллектуального,
эмоционально-волевого,
деятельностного, нравственно-духовного.
•
Индивидуальный образовательный маршрут -средство становления
личностных
достижений человека
на
основе
его самостоятельного
продвижения,
возможности «самоизменения
субъекта
образования,
самостоятельно прокладывающего себе пути саморазвития.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется:
•
образовательными потребностями,
•
индивидуальными
способностями
и
возможностями
обучающегося
(уровень готовности к освоению программы),
•
а также существующими стандартами содержания образования
ФГОС предусматривают:
«…формирование у обучающихся
- основ культуры исследовательской и проектной деятельности
-
навыков
разработки,
реализации
и
общественной
презентации
обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного
учебного проекта»
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит
самоопределение учащегося.
Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута
становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.
Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий
самореализации личности.
Этапы индивидуального образовательного маршрута
ДИАГНОСТИКА
"Что я должен знать и уметь"
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
"Что я хочу знать и уметь"
5
ОСМЫСЛЕНИЕ
"Что я могу"
РЕАЛИЗАЦИЯ
"Как я буду идти к поставленной цели"
ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА
«Чему я должен научиться и
что мне нужно доработать"
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным
маршрутам,
которые
реализуются
одновременно
или
последовательно.
Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр
возможностей
и
помочь
ему
сделать
выбор.
Выбор
того
или
иного
индивидуального
образовательного
маршрута
определяется
комплексом
факторов:
-
особенностями, интересами и потребностями самого ученика и
его
родителей
в
достижении
необходимого
образовательного
результата;
-
профессионализмом педагогического коллектива;
-
возможностями
школы
удовлетворить
образовательные
потребности учащихся.
Структура индивидуального образовательного маршрута
Компоненты индивидуального образовательного маршрута
Целе
вой
содержательны
й
технологиче
ский
диагностическ
ий
организацион
но-
педагогически
й
результативн
ый
постан
овка
целей
обоснование
структуры
и
отбор
содержания
определен
ие
используе
мых
педагогиче
ских
определение
системы
диагностиче
ского
сопровожде
ния
условия
и
пути
достижения
педагогичес
ких целей
формулиру
ются
ожидаемые
результаты
6
технологи
й, методов,
методик,
систем
обучения
установление
межпредметн
ы х
и
внутрипредм
етных связей
согласовани
е
индивидуал
ьного
образовател
ьного
маршрута
с
возможност
ями
образовател
ьной среды
осуществле
ние
консультати
вной
помощи при
разработке
и
реализации
индивидуал
ьного
образовател
ьного
маршрута
Обучение
школьников
по
индивидуальным
траекториям
образовательного
маршрута позволяет:
усилить поисково-исследовательский, проблемный характер
создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио
учащегося;
сосредоточить деятельность учащихся на анализе и оценке способов и
результатов собственной самостоятельной работы;
Я для своих учащихся создала:
7
1)Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку и
литературе
2)
Индивидуальный образовательный маршрут
как сопровождение исследовательской деятельности учащихся
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ОДАРЁННОГО
РЕБЁНКА
может отражать следующие направления:
УЧАСТИЕ В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ
УЧАСТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ «СТУПЕНИ»
РАБОТА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПЛАНАМ НА УРОКЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ВЫБОРУ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Первак Екатерины
Ученицы 7б класса
Виды
деятельности
Виды деятельности
Сроки
Результат
школа
город
респуб
лика
Участие в
олимпиадах и
конкурсах
Олимпиада по литературе
Олимпиада по русскому языку
Октябрь
-
декабрь
2
3,3
Участие в
исследовательск
ой деятельности
Исследовательские работы:
5кл. «Энциклопедия одного
слова»
6кл. «Особенности сказочного
мира Л.С.Петрушевской»
7кл. «Роль художественной
детали в рассказах
А.П.Чехова»
Участ
ие
1
3
Участие во
внеклассной
Конкурс чтецов
8
работе по
предмету
Конкурс «Живая классика»
Конкурс «Лучший урок
письма»
2
1
Участие в
работе НОУ
«Ступени»
Участие во
Всероссийских
конкурсах
«Олимпус» (Весенняя сессия,
Осенняя сессия)
Всероссийский предметный
молодёжный чемпионат
Всероссийский мультитест
Всероссийский
интеллектуальный конкурс
Работа по
индивидуальны
м
образовательны
м планам на
уроке
Завершением
образовательного
маршрута
является
фиксация
достигнутых
результатов
в
портфолио
(портфель
личных
достижений).
Портфолио
уже
давно
стал одной
из
альтернативных
форм
оценивания
достижений человека.
Во
внеурочное
время
ученик
развивает
свои
исследовательские
способности в процессе подготовки к научно-практической конференции по
предмету. При этом предполагается личная заинтересованность выбранной
темой,
научный
подход,
работа
с
различными
видами
литературы
(художественная, документальная, научная литература, периодическая печать,
интернет), выход в социум (социологическое исследование).
Индивидуальный образовательный маршрут
как сопровождение исследовательской деятельности учащихся
ученика (цы) кл ____________ФИ ___________________
План реализации:
9
Цель
работы
войти в число призёров _______________ этапа научно-практической
конференции «Первые шаги в науку».
Задачи:
1.
Выбрать тему исследовательской работы по… .
2.
Составить библиографию по выбранной теме.
3.
Познакомиться с работами по теме исследования.
4.
Написать исследовательскую работу.
5.
Представить результаты исследования на школьной
конференции «Первые
шаги в науку».
6.
Принять участие в ___________
этапе научно-практической конференции «Шаг в
будущее».
№
Пакеты
работ
Виды работ
Сроки
выполнения
Ожидаемый
результат
Помощь
научного
руководителя
1
2
3
Индивидуальный образовательный маршрут
как сопровождение исследовательской деятельности учаихся
ученицы 7б класса Первак Екатерины
План реализации: сентябрь 2015- февраль 2016.
Цель работы – войти в число призёров муниципального этапа научно-практической
конференции «Первые шаги в науку»
Задачи:
7.
Выбрать тему исследовательского проекта по литературе.
8.
Составить библиографию по выбранной теме.
9.
Внимательно прочитать тексты исследуемых литературных произведений.
10. Познакомиться с работами ведущих литературоведов по теме исследования.
11. Написать исследовательскую работу.
12. Представить результаты исследования на школьной конференции «Первые шаги
в науку».
10
13. Принять участие в муниципальном этапе научно-практической конференции
«Первые шаги в науку».
14.
№ Пакеты работ
Виды работ
Сроки
выполнен
ия
Ожидаемый
результат
Помощь
научного
руководителя
1
В ы б о р
т е м ы
исследовательс
кой
работы
по
литературе.
Сентябрь
Предварительна
я
формулировка
темы,
постановка цели
исследования,
определение
плана
исследовательск
ой работы
Предложение
вариантов,
демонстрация
образцов
исследовательс
ких проектов
по литературе,
корректировка
темы, целей,
задач
исследования.
Познакомиться
с
тематикой
исследовательски
х
р а б о т
п о
литературе
различных
конкурсов
Определение
круга
вопросов
исследуемых
в
п р о е к т а х
п о
литературе.
Выбрать автора и
литературные
произведения
для
проведения
исследования
Сентябрь
Формулировка
темы
исследования,
постановка цели
и задач.
2
Составление
библиографии
по
выбранной
теме.
Посещение
школьной
библиотеки
Сентябрь
Библиография
Дополнить
список
необходимой
литературой
З н а к о м с т в о
с
литературой
на
сайтах
Сентябрь
3
Написание
исследовательс
кой работы.
Внимательное
чтение
т е кс то в
литературных
произведений.
Октябрь
Определение
круга
произведений,
н а
о с н о в е
которых
будет
проведён анализ
Согласование
по
количеству
выбранных
текстов
Выделение
э п и з о д о в
д л я
анализа
Октябрь
Круг
т е к с т о в
для
проведения
комплексного
сравнительного
анализа
З н а к о м с т в о
с
работами ведущих
литературоведов
п о
т е м е
исследования.
Октябрь
Изучение
истории
исследуемого
в о п р о с а
в
литературоведен
11
ии,
расширение
к р у г о з о р а
в
области
исследования
Работа с интернет
- источниками
Октябрь
Сравнительный
комплексный
анализ выбранных
эпизодов
Ноябрь
Выделение
с х о д с т в
и
р а з л и ч и й
и
интерпретация
различий
Подробный
план
комплексного
анализа текста
Обобщение
результатов
исследования
Декабрь
Текст
исследовательск
ой работы
Корректировка
и
стилистическая
правка
текста
работы
Подготовка
презентации хода
и
р е з у л ь т а т о в
исследования
Январь
Слайды
презентации
Согласование
консультаций
с
учителем
информатики
4
Презентация
результатов
исследования
Представление
результатов
исследования
на
школьной
конференции
«Первые
шаги
в
науку».
Февраль
Внешняя оценка
качества
проведения
и
результатов
исследования
( р е ц е н з и я
н а
работу)
Анализ
недостатков
во
время
публичного
представления
результатов
исследования
У ч а с т и е
в
муниципальном
э т а п е
н а у ч н о -
практической
конференции«Пер
в ы е
ш а г и
в
науку».
.
Март
Диплом призёра
конференции
Моральная
поддержка
При реализации ИОМ принимают участие не только учащийся, педагог,
но и родители, которые помогают осуществлять составленный маршрут, для
которых разработаны рекомендации.
Рекомендации родителям учащихся, обучающихся по
индивидуальному образовательному маршруту для развития
исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать
знания.
12
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать незави-
симо,
не
давайте
прямых
инструкций
относительно
того,
чем
они
должны заниматься.
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут
сделать самостоятельно.
Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать
знания, полученные при изучении других предметов.
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, ис-
следования и анализа ситуаций.
Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома,
как область приложения полученных навыков в решении задач.
Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Подходите ко всему творчески.
Благодаря ИОМ у учащихся
целенаправленно формируются всех компоненты
исследовательской культуры:
-
мыслительные умения и навыки
(анализ и выделение главного; сравнение; обобщение
и систематизация; определение и объяснение понятий;
конкретизация, доказательства и опровержение,
умение видеть противоречия);
-
умения и навыки работы с книгой и другими источниками
информации;
-
умения и навыки, связанные с культурой устной и
письменной речи;
-специальные исследовательские умения и навыки.
Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания.
Информация поступает отовсюду. Но её обилие не приводит к системности
знаний. Учащихся необходимо научить целенаправленному поиску
информации, поисковой и исследовательской деятельности. Чтобы
активизировать учащегося, стимулировать его природную любознательность,
мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний – для этого
мы и осуществляем свою деятельность по индивидуальным образовательным
маршрутам.
13
14