Напоминание

"Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников"


Автор: Шелкова Валентина Викторовна
Должность: учитель кубановедения
Учебное заведение: МБОУ гимназия №14 им.первого лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина МО Ейский район
Населённый пункт: город Ейск
Наименование материала: статья
Тема: "Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников"
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ гимназия №14 имени первого летчика-космонавта Юрия

Алексеевича Гагарина, города Ейска муниципального образования

Ейский район

«Структура, функции и сущностные характеристики

патриотического воспитания школьников»

Выполнила учитель

кубановедения МБОУ гимназии № 14

им.первого лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина

МО Ейский район, г.Ейск

ШЕЛКОВА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА

2016 г.

Ейск

Содержание:

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1: Структура патриотического воспитания ……………………...4

Глава 2: Функции патриотического воспитания ……………………….6

Глава 3: Сущностные характеристики патриотического воспитания ...7

Заключение………………………………………………………………...9

Список используемой литературы……………………………………

Введение

В школах одна из важнейших задач заключается в патриотическом

воспитании, ведь именно на данном этапе жизни нужно прививать

школьникам священное чувство любви к Родине. Проблема патриотизма в

настоящее

время

является

одной

из

актуальнейших

проблем

общества.

Патриотизм

проявляется

в

любви

преданности

своей

стране,

стремление

служить в её интересах, быть готовым к самопожертвованию ради её защиты.

Патриотичное

воспитание

должно

пронизывать

весь

учебно-

воспитательный процесс, органически объединять гражданское, моральное,

семейное,

эстетическое,

правовое,

экологическое,

физическое

и

трудовое

воспитание. Для этого оно должно основываться на российской истории,

знании

и

отстаивании

своих

прав,

выполнении

конституционных

и

гражданских

обязанностей,

ответственности

за

собственное

будущее,

благосостояние и судьбу страны. Изменения в жизни российского народа

послужили причиной целого ряда проблем, которые касаются молодежи в

целом, и школьников в том числе (например, проблема безработицы, выбора

профессии, эмиграции и т.д.). Нельзя не согласиться и с тем фактом, что

молодежь сегодня ощущает на себе наибольшую ответственность за наше

общее будущее. Именно от того, насколько у учеников будет сформирована

активная жизненная позиция, национальное самосознание, нравственность,

зависит будущее нашего народа, всего мира.

Сегодня с введением ФГОС гражданско-патриотическое воспитание

делает

акцент

на

диалоге

и

культурном

образовании

в

рамках

нашего

многонационального государства, что закреплено в Конституции и основных

российских

законах.

А

учитель

призван

делать

акцент

на

воспитании

гражданина - патриота своей Родины, готового к дальнейшему образованию и

трудовой

деятельности,

со

сформированными

политическими

и

мировоззренческими

убеждениями,

с

сознательным

отношением

к

обязанностям;

уделять

внимание

формированию

творческой

личности

ученика, воспитанию уважения к национальным ценностям нашего народа и

других наций.

Патриотизм

одна

из

важнейших

черт

развития

личности,

который

присущ всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим

духовным достоянием личности, характеризует уровень ее развития.

Глава 1: Структура патриотического воспитания

Структура патриотического воспитания состоит из трех компонентов:

патриотических убеждений, сознания и деятельности (рис. 2).

Рисунок 2.

Патриотические убеждения к ним относятся: признание определяющей роли

народа и Родины в жизни человека; признание способности российского

народа

защищать

собственное

государство

и

играть

важную

роль

в

международных

отношениях,

верить

в

будущее

России

и

ее

народа.

В

несокрушимость,

силу,

стойкость,

мощь

и

справедливость

родного

государства;

вера

в

неисчерпаемые

силы,

талант,

неповторимость,

трудолюбие российского народа.

Патриотическое

сознание. Оно

включает

в

себя:

любовь

к

Российскому

историческому и самобытному образу народа, веру в духовную силу народа и

его предназначение. В силу воли и ответственность за то, чтобы народ России

занял

почётное

место

в

цивилизованном

мире;

систему

поступков,

что

является

следствием

любви

к

Родине;

умение

осмысливать

историю,

культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего

народа.

Патриотическая деятельность она предполагает: осознание глубокой связи с

народом, участие в его делах, забота о его благе; сохранение и приумножение

культуры,

традиций,

обычаев,

обрядов

родной

страны;

знание

символов

своей

Родины;

деятельно сть,

направленную

на

у т в е р ж д е н и е

государственности

своего

народа,

укрепление

своего

государства

и

готовность ее отстаивать; знание истории своего рода, народа, уважение к

родным

местам,

почитание

памяти

героев

родного

края

и

страны;

добросовестное

выполнение

своих

обязанностей

в

обучении,

умение

творчески работать.

Значительное

внимание

патриотическому

воспитанию

молодежи,

помимо учреждений образования, уделяют также органы государственной

власти, которые осуществляют его преимущественно через формирование

готовности к защите Родины, уважения к действующему законодательству и

основам демократического, правового государства, к российской истории,

выдающимся памятникам культуры. В статье 43 Конституции РФ сказано, что

все граждане РФ имеют право на бесплатное образование. Это подразумевает,

что они имеют право и на воспитание, включая гражданско-патриотическое.

Глава 2: Функции патриотического воспитания

Вместе

с

тем

патриотическое

воспитание

является

профилактикой

аморальности, правонарушений и преступлений. Оно имеет свои функции.

При

моделировании

функций

патриотического

воспитания

выделяются

функциональные

компоненты

профессионально

-

педагогической

деятельности,

которые

относятся

к

задачам

патриотического

воспитания

школьников.

Следующий

перечень

функций

считается

б ол е е

распро ст ранённым:

ориентирующая

функция;

м от и ва ц и о н н о -

мобилизационная

функция;

информационно-гностическая

функция;

организационная

функция;

преобразующая

функция;

координирующая

функция;

контролирующая

функция;

прогностическая

функция;

коррекционная функция.

Итак,

об

этих

функциях

можно

сказать

что: ориентирующая

функция

позволяет выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, которые

относятся

к

соответствующему

идеалу.

Мотивационно-мобилизующая

функция

включает

умения

возбуждать

у

учащихся

интерес,

внимание,

побуждать к активности, переводить знания в практику. Информационно-

гностическая

функция

заключается

в

том,

как

педагог

пользуется

выразительностью

своей

речи. Организационная

функция

предполагает

создание

условий

для

процесса

достижения

поставленных

целей

патриотического воспитания школьников. Преобразующая функция требует

от

педагога

проявить

определённый

творческий

подход

к

организации

образовательного

процесса. Координирующая

функция

объединяет

и

согласовывает содержания и направленности педагогических воздействий на

учащихся. Контролирующая функция основана на формировании личности

патриота своего государства на уроках и в жизни. Прогностическая функция

служит для предвидения ближайшего развития школьников и воспитательной

системы

образовательного

учреждения. Коррекционная

функция

изменяет

негативные моменты педагогического процесса, влияет на динамику роста,

уровня

патриотической

воспитанности

школьников

и

повышает

качественные характеристики патриотического воспитания.

Глава 3: Сущностные характеристики патриотического

воспитания

К

сущностным

характеристикам

относятся:

многофакторность,

длительность,

перспективность,

комплексность,

п р е о бл а да н и е

организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость.

Многофакторность

системы

определяется

наличием

многочисленными

внутренним

и

внешним

факторам

среды:

семья,

школа,

формальные

и

неформальные контакты школьника с другими людьми. Систематичность

предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном

порядке:

целеполагание

и

планирование

процесса

патриотического

воспитания

школьников;

отбор

содержания

процесса

патриотического

воспитания

школьников:

форм,

методов,

средств;

организацию

процесса

патриотического

воспитания

школьников;

контроль

над

ходом

процесса

патриотического

воспитания

школьников;

определение

основных

направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;

принятие

управленческих

решений;

прогнозирование

дальнейшего

хода

процесса

патриотического

воспитания

школьников

и

динамики

патриотической воспитанности школьников. Длительность реализуется как

целе сообразная,

плановая,

комплексная

реализация

п р о ц е с с а

патриотического

воспитания

школьников,

с

учетом

возрастных,

индивидуальных,

национальных

и

конфессиональных

особенностей

школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника.

Перспективность определяет возможную успешность развития процесса и

успешность в патриотическом воспитании. Отражается в необходимости и

возможности

ставить

отдаленные

и

близкие

цели,

планировать

и

прогнозировать процесс патриотического воспитания.

Комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое,

объединяет в себе отдельные направления реализации его воспитательных

ф у н к ц и й . С т у п е н ч а т о с т ь характеризует

последовательность

патриотического

воспитания

школьников

как

процесса

перехода

от

элементарных

7

представлений

о

патриотизме

-

к

высшему

ценностно-

смысловому проявлению патриотизма. Целостность обеспечивает цельность

и

завершенность

процесса

патриотического

воспитания

школьников

в

единстве всех его стадий и этапов. Активность характеризует деятельность

педагогов

как

целенаправленную,

мотивированную,

осознанную,

эмоционально - окрашенную инициативную и ситуативную при высоком

уровне владения педагогом способами и приёмами действий.

Заключение

С точки зрения педагогики сущность и содержание патриотического

воспитания

представляется

как

целостный

и

системный

процесс

взаимодействия педагогов и воспитанников.

Данный

процесс

направлен

на

развитие

патриотических

чувств,

убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Многие ученые

выделяют

несколько

направлений

патриотического

воспитания:

героико-

патриотическое,

национально-патриотическое,

гражданско-патриотическое,

военно - патриотическое.

В

Концепции

патриотического

воспитания

граждан

РФ

целью

является: развитие в российском обществе высокой социальной активности,

гражданской

ответственности,

духовности,

формирование

граждан,

обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их

в

созидательном

процессе

в

интересах

своего

государства,

укрепления,

обеспечения

его

жизненно

важных

интересов

и

устойчивого

развития.

Данное положение раскрывает не только задачи патриотического воспитания,

но и их тесную взаимосвязь с социальным воспитанием. Если результаты

патриотического воспитания в сфере сознания и отношений отражены в

нормативно-правовых

документах

четко,

то

о

необходим о сти

патриотического

поведения

и

деятельности

гражданина

в

них

говорится

размыто,

недостаточно

четко

прослеживается,

на

мой

взгляд,

важнейшая

мысль

-

патриотизм,

это

в

первую

очередь

патриотические

поступки,

социальная активность.

Особая роль в патриотическом воспитании отводится семье, поэтому

также важна работа педагога с родителями.

Список использованной литературы

1.

Конституция Российской Федерации. - М.: Айрис-Пресс, 2016. - 64 с.

2.

Батракова

Ю.С.

Подготовка

будущих

учителей

к

патриотическому

воспитанию школьников // на материале обучения педагогике: диссертация.

кандидата

педагогических

наук:

13.00.08/Московский

государственный

гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2014. - 115 с.

3.

Винтайкина

Е.В.,

Кашара

Б.О.

Разработка

рекомендаций

по

патриотическому

воспитанию

подрастающего

поколения

туристическими

методами // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 3.С. 193-194.

4.

Воронов В.В. Педагогика школы. Новый стандарт. Учебное пособие. -

М.: Педагогическое общество России, 2012. - 288 с.

5.

Заробекова

Н.М.

Подготовка

будущих

учителей

к

гражданско-

патриотическому воспитанию учащихся // диссертация на соискание ученой

степени

кандидата

педагогических

наук

/

Научно-исследовательский

институт педагогических наук Академии педагогических наук Республики

Таджикистан. Душанбе, Науч. - исслед. ин-т пед. наук Акад. пед. наук Респ.

Таджикистан, 2010. - 179 с.

6.

Ковчуго Е.А. Перспективы развития образования на базе электронного

обучения и новых информационных технологий // Знание и информация в

современном образовании. Антиномии теории и практики. - М.: Ленанд,

2016. - С.96 - 110.

7.

Конобеева

Т.,

Мошнина

Р.

Работа

с

родителями

обучающихся

в

условиях реализации ФГОС начального общего образования. Методические

рекомендации. - М.: Перспектива, 2015. - 44 с.

8.

Хубулава Н.М. Воспитание патриотизма - неотъемлемая часть решения

социально-экономических

проблем

России

(патриотизм).

Монография:

научно-публицистическое издание. - М.: Восход-А, 2011. - 117 с.

9.

Шкатулла

В.И.

Образовательное

право

России.

Учебник.

-

М.:

Юстицинформ, 2016. - 774 с.



В раздел образования