Автор: Шелкова Валентина Викторовна
Должность: учитель кубановедения
Учебное заведение: МБОУ гимназия №14 им.первого лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина МО Ейский район
Населённый пункт: город Ейск
Наименование материала: статья
Тема: "Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников"
Раздел: полное образование
МБОУ гимназия №14 имени первого летчика-космонавта Юрия
Алексеевича Гагарина, города Ейска муниципального образования
Ейский район
«Структура, функции и сущностные характеристики
патриотического воспитания школьников»
Выполнила учитель
кубановедения МБОУ гимназии № 14
им.первого лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина
МО Ейский район, г.Ейск
ШЕЛКОВА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА
2016 г.
Ейск
Содержание:
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1: Структура патриотического воспитания ……………………...4
Глава 2: Функции патриотического воспитания ……………………….6
Глава 3: Сущностные характеристики патриотического воспитания ...7
Заключение………………………………………………………………...9
Список используемой литературы……………………………………
Введение
В школах одна из важнейших задач заключается в патриотическом
воспитании, ведь именно на данном этапе жизни нужно прививать
школьникам священное чувство любви к Родине. Проблема патриотизма в
настоящее
время
является
одной
из
актуальнейших
проблем
общества.
Патриотизм
проявляется
в
любви
преданности
своей
стране,
стремление
служить в её интересах, быть готовым к самопожертвованию ради её защиты.
Патриотичное
воспитание
должно
пронизывать
весь
учебно-
воспитательный процесс, органически объединять гражданское, моральное,
семейное,
эстетическое,
правовое,
экологическое,
физическое
и
трудовое
воспитание. Для этого оно должно основываться на российской истории,
знании
и
отстаивании
своих
прав,
выполнении
конституционных
и
гражданских
обязанностей,
ответственности
за
собственное
будущее,
благосостояние и судьбу страны. Изменения в жизни российского народа
послужили причиной целого ряда проблем, которые касаются молодежи в
целом, и школьников в том числе (например, проблема безработицы, выбора
профессии, эмиграции и т.д.). Нельзя не согласиться и с тем фактом, что
молодежь сегодня ощущает на себе наибольшую ответственность за наше
общее будущее. Именно от того, насколько у учеников будет сформирована
активная жизненная позиция, национальное самосознание, нравственность,
зависит будущее нашего народа, всего мира.
Сегодня с введением ФГОС гражданско-патриотическое воспитание
делает
акцент
на
диалоге
и
культурном
образовании
в
рамках
нашего
многонационального государства, что закреплено в Конституции и основных
российских
законах.
А
учитель
призван
делать
акцент
на
воспитании
гражданина - патриота своей Родины, готового к дальнейшему образованию и
трудовой
деятельности,
со
сформированными
политическими
и
мировоззренческими
убеждениями,
с
сознательным
отношением
к
обязанностям;
уделять
внимание
формированию
творческой
личности
ученика, воспитанию уважения к национальным ценностям нашего народа и
других наций.
Патриотизм
одна
из
важнейших
черт
развития
личности,
который
присущ всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим
духовным достоянием личности, характеризует уровень ее развития.
Глава 1: Структура патриотического воспитания
Структура патриотического воспитания состоит из трех компонентов:
патриотических убеждений, сознания и деятельности (рис. 2).
Рисунок 2.
Патриотические убеждения к ним относятся: признание определяющей роли
народа и Родины в жизни человека; признание способности российского
народа
защищать
собственное
государство
и
играть
важную
роль
в
международных
отношениях,
верить
в
будущее
России
и
ее
народа.
В
несокрушимость,
силу,
стойкость,
мощь
и
справедливость
родного
государства;
вера
в
неисчерпаемые
силы,
талант,
неповторимость,
трудолюбие российского народа.
Патриотическое
сознание. Оно
включает
в
себя:
любовь
к
Российскому
историческому и самобытному образу народа, веру в духовную силу народа и
его предназначение. В силу воли и ответственность за то, чтобы народ России
занял
почётное
место
в
цивилизованном
мире;
систему
поступков,
что
является
следствием
любви
к
Родине;
умение
осмысливать
историю,
культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего
народа.
Патриотическая деятельность она предполагает: осознание глубокой связи с
народом, участие в его делах, забота о его благе; сохранение и приумножение
культуры,
традиций,
обычаев,
обрядов
родной
страны;
знание
символов
своей
Родины;
деятельно сть,
направленную
на
у т в е р ж д е н и е
государственности
своего
народа,
укрепление
своего
государства
и
готовность ее отстаивать; знание истории своего рода, народа, уважение к
родным
местам,
почитание
памяти
героев
родного
края
и
страны;
добросовестное
выполнение
своих
обязанностей
в
обучении,
умение
творчески работать.
Значительное
внимание
патриотическому
воспитанию
молодежи,
помимо учреждений образования, уделяют также органы государственной
власти, которые осуществляют его преимущественно через формирование
готовности к защите Родины, уважения к действующему законодательству и
основам демократического, правового государства, к российской истории,
выдающимся памятникам культуры. В статье 43 Конституции РФ сказано, что
все граждане РФ имеют право на бесплатное образование. Это подразумевает,
что они имеют право и на воспитание, включая гражданско-патриотическое.
Глава 2: Функции патриотического воспитания
Вместе
с
тем
патриотическое
воспитание
является
профилактикой
аморальности, правонарушений и преступлений. Оно имеет свои функции.
При
моделировании
функций
патриотического
воспитания
выделяются
функциональные
компоненты
профессионально
-
педагогической
деятельности,
которые
относятся
к
задачам
патриотического
воспитания
школьников.
Следующий
перечень
функций
считается
б ол е е
распро ст ранённым:
ориентирующая
функция;
м от и ва ц и о н н о -
мобилизационная
функция;
информационно-гностическая
функция;
организационная
функция;
преобразующая
функция;
координирующая
функция;
контролирующая
функция;
прогностическая
функция;
коррекционная функция.
Итак,
об
этих
функциях
можно
сказать
что: ориентирующая
функция
позволяет выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, которые
относятся
к
соответствующему
идеалу.
Мотивационно-мобилизующая
функция
включает
умения
возбуждать
у
учащихся
интерес,
внимание,
побуждать к активности, переводить знания в практику. Информационно-
гностическая
функция
заключается
в
том,
как
педагог
пользуется
выразительностью
своей
речи. Организационная
функция
предполагает
создание
условий
для
процесса
достижения
поставленных
целей
патриотического воспитания школьников. Преобразующая функция требует
от
педагога
проявить
определённый
творческий
подход
к
организации
образовательного
процесса. Координирующая
функция
объединяет
и
согласовывает содержания и направленности педагогических воздействий на
учащихся. Контролирующая функция основана на формировании личности
патриота своего государства на уроках и в жизни. Прогностическая функция
служит для предвидения ближайшего развития школьников и воспитательной
системы
образовательного
учреждения. Коррекционная
функция
изменяет
негативные моменты педагогического процесса, влияет на динамику роста,
уровня
патриотической
воспитанности
школьников
и
повышает
качественные характеристики патриотического воспитания.
Глава 3: Сущностные характеристики патриотического
воспитания
К
сущностным
характеристикам
относятся:
многофакторность,
длительность,
перспективность,
комплексность,
п р е о бл а да н и е
организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость.
Многофакторность
системы
определяется
наличием
многочисленными
внутренним
и
внешним
факторам
среды:
семья,
школа,
формальные
и
неформальные контакты школьника с другими людьми. Систематичность
предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном
порядке:
целеполагание
и
планирование
процесса
патриотического
воспитания
школьников;
отбор
содержания
процесса
патриотического
воспитания
школьников:
форм,
методов,
средств;
организацию
процесса
патриотического
воспитания
школьников;
контроль
над
ходом
процесса
патриотического
воспитания
школьников;
определение
основных
направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;
принятие
управленческих
решений;
прогнозирование
дальнейшего
хода
процесса
патриотического
воспитания
школьников
и
динамики
патриотической воспитанности школьников. Длительность реализуется как
целе сообразная,
плановая,
комплексная
реализация
п р о ц е с с а
патриотического
воспитания
школьников,
с
учетом
возрастных,
индивидуальных,
национальных
и
конфессиональных
особенностей
школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника.
Перспективность определяет возможную успешность развития процесса и
успешность в патриотическом воспитании. Отражается в необходимости и
возможности
ставить
отдаленные
и
близкие
цели,
планировать
и
прогнозировать процесс патриотического воспитания.
Комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое,
объединяет в себе отдельные направления реализации его воспитательных
ф у н к ц и й . С т у п е н ч а т о с т ь характеризует
последовательность
патриотического
воспитания
школьников
как
процесса
перехода
от
элементарных
7
представлений
о
патриотизме
-
к
высшему
ценностно-
смысловому проявлению патриотизма. Целостность обеспечивает цельность
и
завершенность
процесса
патриотического
воспитания
школьников
в
единстве всех его стадий и этапов. Активность характеризует деятельность
педагогов
как
целенаправленную,
мотивированную,
осознанную,
эмоционально - окрашенную инициативную и ситуативную при высоком
уровне владения педагогом способами и приёмами действий.
Заключение
С точки зрения педагогики сущность и содержание патриотического
воспитания
представляется
как
целостный
и
системный
процесс
взаимодействия педагогов и воспитанников.
Данный
процесс
направлен
на
развитие
патриотических
чувств,
убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Многие ученые
выделяют
несколько
направлений
патриотического
воспитания:
героико-
патриотическое,
национально-патриотическое,
гражданско-патриотическое,
военно - патриотическое.
В
Концепции
патриотического
воспитания
граждан
РФ
целью
является: развитие в российском обществе высокой социальной активности,
гражданской
ответственности,
духовности,
формирование
граждан,
обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их
в
созидательном
процессе
в
интересах
своего
государства,
укрепления,
обеспечения
его
жизненно
важных
интересов
и
устойчивого
развития.
Данное положение раскрывает не только задачи патриотического воспитания,
но и их тесную взаимосвязь с социальным воспитанием. Если результаты
патриотического воспитания в сфере сознания и отношений отражены в
нормативно-правовых
документах
четко,
то
о
необходим о сти
патриотического
поведения
и
деятельности
гражданина
в
них
говорится
размыто,
недостаточно
четко
прослеживается,
на
мой
взгляд,
важнейшая
мысль
-
патриотизм,
это
в
первую
очередь
патриотические
поступки,
социальная активность.
Особая роль в патриотическом воспитании отводится семье, поэтому
также важна работа педагога с родителями.
Список использованной литературы
1.
Конституция Российской Федерации. - М.: Айрис-Пресс, 2016. - 64 с.
2.
Батракова
Ю.С.
Подготовка
будущих
учителей
к
патриотическому
воспитанию школьников // на материале обучения педагогике: диссертация.
кандидата
педагогических
наук:
13.00.08/Московский
государственный
гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2014. - 115 с.
3.
Винтайкина
Е.В.,
Кашара
Б.О.
Разработка
рекомендаций
по
патриотическому
воспитанию
подрастающего
поколения
туристическими
методами // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 3.С. 193-194.
4.
Воронов В.В. Педагогика школы. Новый стандарт. Учебное пособие. -
М.: Педагогическое общество России, 2012. - 288 с.
5.
Заробекова
Н.М.
Подготовка
будущих
учителей
к
гражданско-
патриотическому воспитанию учащихся // диссертация на соискание ученой
степени
кандидата
педагогических
наук
/
Научно-исследовательский
институт педагогических наук Академии педагогических наук Республики
Таджикистан. Душанбе, Науч. - исслед. ин-т пед. наук Акад. пед. наук Респ.
Таджикистан, 2010. - 179 с.
6.
Ковчуго Е.А. Перспективы развития образования на базе электронного
обучения и новых информационных технологий // Знание и информация в
современном образовании. Антиномии теории и практики. - М.: Ленанд,
2016. - С.96 - 110.
7.
Конобеева
Т.,
Мошнина
Р.
Работа
с
родителями
обучающихся
в
условиях реализации ФГОС начального общего образования. Методические
рекомендации. - М.: Перспектива, 2015. - 44 с.
8.
Хубулава Н.М. Воспитание патриотизма - неотъемлемая часть решения
социально-экономических
проблем
России
(патриотизм).
Монография:
научно-публицистическое издание. - М.: Восход-А, 2011. - 117 с.
9.
Шкатулла
В.И.
Образовательное
право
России.
Учебник.
-
М.:
Юстицинформ, 2016. - 774 с.