Напоминание

"Воспитываем интерес к чтению"


Авторы: Хохлова Елена Васильевна, Надворная Виолетта Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1288 "Голубята"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: презентация
Тема: "Воспитываем интерес к чтению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВОСПИТЫВАЕМ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ.

Подготовили и провели: воспитатели

ГБОУ Школа №1288 «Голубята»

Хохлова Е. В.,Надворная В. Н.

«Люди перестают мыслить, когда

перестают читать»

- Дидро.

Формировани

е образного

мышления

Чтение книг

Развитие

личности в

целом

Книга будит эмоции.

Чтение повышает интеллект.

Чтение помогает в учебе.

Книги формируют самообразовательные

навыки.

Чтение побуждает к нравственным

поступкам.

Причины нежелания читать

Изменение характера ритма современной

жизни (дети вынуждены с ранних лет

привыкать к восприятию больших объемов

информации за короткое время).

Слабая техника чтения, не дающая получать

удовольствие от процесса общения с книгой

(несформированность навыка чтения).

Недостаточно развитый познавательный процесс у

ребенка: память, внимание, воображение, мышление,

восприятие.

Отсутствие демонстрации интереса к чтению в семье.

Неумение родителей предложить детям подходящую

их возрасту и интересам литературу.

Изменение современного рынка книг.

ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ НЕ ПРИУЧЕННОГО К ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА

:

Низкий уровень речи.

Ограниченный словарный запас.

Слабое текстовое мышление.

Низкий уровень

грамотности

(безграмотность)

Низкий уровень

остроумия

(непонимание

истинного смысла

шуток, анекдотов,

юмора)

Детям скучно и

утомительно читать

Роль семьи в формировании

отношения к книге, чтению.

Впечатления, полученные в

собственной семье, остаются

неким масштабом для

сравнения, оценки на всю

жизнь, и реализуются уже в

собственной семье.

Состав домашней библиотеки,

собранной нередко

несколькими поколениями, во

многом определяет не только

отношение к книге, но и круг

чтения ребенка.

Борьба жанров:

мультфильмы против сказок и

стихов.

Беспокойство педагогов и родителей.

Читая

книгу,

вернее

слушая

литературный

т е к с т ,

д о ш к о л ь н и к

должен

представлять

происходящие

события,

в к л ю ч а т ь с я

в

н и х ,

с в я з ы в а т ь

р а з н ы е

фрагменты

п р о и з в е д е н и я .

Э т о

требует

работы

мысли,

сосредоточенности

и

воображения,

а

значит,

р а з в и в а е т

в с е

э т и

важные способности.

На экране всё это даётся в

готовом виде – ничего не нужно

представлять и домысливать.

Нужно просто смотреть и

воспринимать уже готовый

видеоряд. К тому же сами

фильмы и передачи для детей

часто не рассчитаны на детское

восприятие дошкольников.

Опасность: маленький ребёнок быстро

привыкает к бессмысленной зрительной

стимуляции. Таким образом, тормозится

е г о

с о б с т в е н н а я

и н и ц и а т и в а

и

активность,

столь

необходимые

для

становления личности ребёнка.

Исключить телевизор и

мультфильмы невозможно…

ВСЕГДА СМОТРИТЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ

ПЕРЕД ТЕМ, КАК ПОКАЗАТЬ ИХ ДЕТЯМ

(Оценка адекватности фильма

возрастным особенностям детей )

ВСЕГДА ОБЪЯСНЯЙТЕ РЕБЕНКУ ГДЕ

ВЫДУМКА, А ГДЕ РЕАЛЬНОСТЬ.

Принципы выбора книг для

детей.

«Читайте не то, что попало, а

со строгим выбором. Поскольку

жизнь так коротка, а свободных

часов мало, мы не должны

тратить ни одного из них на

чтение малоценных книг. Плохие

книги не только бесполезны, но и

вредны».

И.С.Тургенев.

Первые книжки

обязательно должны

быть с картинками –

желательно с

большими,

реалистичными и

красивыми.

Каждой книге – свое

время.

Учет предпочтений и

интересов ребенка.

Возможность

самостоятельного

выбора книги

ребенком.

Дошкольный возраст

– это возраст сказки.

Через сказки дети

начинают сочувствовать

и сопереживать

вымышленным героям,

которые становятся

знакомыми и близкими.

Сказка будит

воображение

ребёнка, даёт

образцы

прекрасного и

безобразного,

доброго и злого.

Вывод: маленьким детям

обязательно нужно читать

сказки – как можно больше.

Польза чтения сказок на ночь.

Сказки для детей

перед сном должны

стать доброй

семейной традицией.

Способы

подкрепления могут

быть разными:

вербальное подкрепление,

слова: «умница», «здорово»,

«молодец».

невербальные реакции:

поцеловать, потрепать по

макушке, погладить.

Воспитание интереса к книге –

достаточно длительный процесс,

нуждающийся в подкреплении

.

Приятное «материальное»

подкрепление:

сладости, игрушки.

• Поощрение-сюрприз

поход в зоопарк, цирк (после

прочтения книги).

Визуальное подкрепление:

метод 2-х полок.

Заведите 2 полки

непрочитанных и прочитанных

книг. Видя, как уменьшается

стопка книг на первой и растет

на второй, ребенок будет

радоваться и гордиться собой,

что тоже укрепит его интерес

к чтению.

Превращение чтения в

привычку-ритуал.

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ

Книжка вкусна и удобна в

использовании.

КАК ЧИТАТЬ?

В спокойной обстановке.

Выразительно и

эмоционально декламировать,

тщательно проговаривая все

звуки.

Показывать малышу

картинки: хорошо, если есть

разные варианты изображений

одних и тех же существ.

Демонстрировать ребенку те

действия, о которых говорится

в стихах и потешках.

ЧТО ЧИТАТЬ?

Короткие, правильно

зарифмованные стихи о животных,

игрушках и окружающем мире.

Стихи со звукоподражанием.

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ

Ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет

интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать взрослым.

КАК ЧИТАТЬ?

Превратить чтение в приятный

малышу ритуал.

Если вы начали читать малышу сказку,

а он заснул или отвлекся, то в

следующий раз придется начинать с

первой страницы.

Не лениться читать одно и то же по

многу раз, если об этом просит ваш

маленький консерватор.

Не бояться браться за тексты с

незнакомыми ребенку словами. Во-

первых, скорее всего, он понимает куда

больше, чем кажется. А во-вторых,

расширение словарного запаса здорово

подстегнет развитие речи.

ЧТО ЧИТАТЬ?

Короткие сказки.

Небольшие стихотворения

(4-12 строк).

Стихотворные загадки.

Зверушки и игрушки все

еще на пике популярности.

Но сейчас малышу уже

нужно, чтобы между

героями были какие-то

отношения, взаимодействие.

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ

Если

ребенок

до

сих

пор

не

научился и не полюбил читать – это еще не трагедия.

КАК ЧИТАТЬ?

• Ребенок уже вполне пристойно воспринимает

текст, прочитанный нормальным родительским

голосом. Но, конечно, легкое интонирование не

помешает.

• Дети уже не зацикливаются на одной сказке

так сильно, как раньше, но для лучшего

восприятия пока еще имеет смысл читать

книги по нескольку раз – так проще

запоминаются детали.

• Читать по главам, если они небольшие, в

противном случае самостоятельно разделить

текст на отдельные смысловые куски.

• Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то

вместе с ним искать ответы на них в бумажных

энциклопедиях, справочниках или интернете.

• Сводить ребенка в детскую библиотеку.

Показать и дать им полистать самые разные

издания: книжки-миниатюры и огромные

атласы или фотоальбомы.

ЧТО ЧИТАТЬ?

• Приключенческие, полные увлекательных

событий рассказы, романы и повести.

• Истории в духе «добрым молодцам урок» – в

меру морализаторские и ни в коем случае не

занудные.

• Энциклопедии для дошкольников и младших

школьников.

• Обучающие пособия для подготовки к школе.

• Книги, связанные с происходящими вокруг

ребенка событиями.

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ

Теперь определять круг чтения ребенка будут не только родители, но и его классная руководительница.

КАК ЧИТАТЬ?

• Чтение вслух пора заканчивать, разве что

минут пять-десять – на ночь, чтобы лучше

спалось. Ребенку уже действительно пора

начинать читать самому.

• Читать сказки и басни по ролям.

• Научить малыша сочинять стихи или,

например, писать истории, продолжающие его

любимые книги.

• Следить за тем, как юный библиофил

читает вслух. Не путается ли он в словах, не

проглатывает ли слоги, правильно ли ставит

ударения и т.д.

• Не забывать хвалить ученика, чтобы он не

лишился мотивации и чтение в школе не

превратилось в обязаловку.

ЧТО ЧИТАТЬ?

• Неадаптированные

детские произведения с

полноценным сюжетом и

сложносочиненными

предложениями.

• То, что «все читают».

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – ВЫЖНЕЙШИЙ ЭТАП ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

С чем связана проблема нежелания читать?

Что нужно делать для того, чтобы привлечь детей к чтению?

Какие методы следует применять?

Как сделать так, чтобы чтение не было скучным?

Методы и способы воспитания талантливых заинтересованных будущих читателей в ДОУ

Система занятий по

художественной литературе.

Наличие большого книжного

уголка с разнообразной качественной

литературой, подобранной с учетом

возраста и интересов воспитанников.

Постоянно обновляющиеся

тематические выставки книг.

Традиция ежедневного чтения: с

обсуждением прочитанного в

свободную минутку или просто

чтение перед дневным сном..

Проведение литературно-

музыкальных праздников и

постановок.

Дидактические игры (по

произведениям).

Работа с родителями

(консультации, беседы,

совместные мероприятия)

Игры-драматизации

(постановки по тексту).

Проведение занятий по

ИЗО деятельности на тему

изученных литературных

произведений.

Народная мудрость –

о книге и чтении.

Велико ли перо, а большие книги пишет.

Грамота – не болезнь, годы не уносит.

Грамота черкнет – и памяти не надо,

прочтешь – и спрашивать не надо.

Испокон века книга растит человека.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Красна книга не письмом, а красна

умом.

Не на пользу книги читать, когда только

вершки с них хватать.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования