Авторы: Хохлова Елена Васильевна, Надворная Виолетта Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1288 "Голубята"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: презентация
Тема: "Воспитываем интерес к чтению"
Раздел: дошкольное образование
ВОСПИТЫВАЕМ У ДЕТЕЙ
ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ.
Подготовили и провели: воспитатели
ГБОУ Школа №1288 «Голубята»
Хохлова Е. В.,Надворная В. Н.
«Люди перестают мыслить, когда
перестают читать»
- Дидро.
Формировани
е образного
мышления
Чтение книг
Развитие
личности в
целом
Книга будит эмоции.
Чтение повышает интеллект.
Чтение помогает в учебе.
Книги формируют самообразовательные
навыки.
Чтение побуждает к нравственным
поступкам.
Причины нежелания читать
Изменение характера ритма современной
жизни (дети вынуждены с ранних лет
привыкать к восприятию больших объемов
информации за короткое время).
Слабая техника чтения, не дающая получать
удовольствие от процесса общения с книгой
(несформированность навыка чтения).
Недостаточно развитый познавательный процесс у
ребенка: память, внимание, воображение, мышление,
восприятие.
Отсутствие демонстрации интереса к чтению в семье.
Неумение родителей предложить детям подходящую
их возрасту и интересам литературу.
Изменение современного рынка книг.
ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ НЕ ПРИУЧЕННОГО К ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА
:
Низкий уровень речи.
Ограниченный словарный запас.
Слабое текстовое мышление.
Низкий уровень
грамотности
(безграмотность)
Низкий уровень
остроумия
(непонимание
истинного смысла
шуток, анекдотов,
юмора)
Детям скучно и
утомительно читать
Роль семьи в формировании
отношения к книге, чтению.
Впечатления, полученные в
собственной семье, остаются
неким масштабом для
сравнения, оценки на всю
жизнь, и реализуются уже в
собственной семье.
Состав домашней библиотеки,
собранной нередко
несколькими поколениями, во
многом определяет не только
отношение к книге, но и круг
чтения ребенка.
Борьба жанров:
мультфильмы против сказок и
стихов.
Беспокойство педагогов и родителей.
Читая
книгу,
вернее
слушая
литературный
т е к с т ,
д о ш к о л ь н и к
должен
представлять
происходящие
события,
в к л ю ч а т ь с я
в
н и х ,
с в я з ы в а т ь
р а з н ы е
фрагменты
п р о и з в е д е н и я .
Э т о
требует
работы
мысли,
сосредоточенности
и
воображения,
а
значит,
р а з в и в а е т
в с е
э т и
важные способности.
На экране всё это даётся в
готовом виде – ничего не нужно
представлять и домысливать.
Нужно просто смотреть и
воспринимать уже готовый
видеоряд. К тому же сами
фильмы и передачи для детей
часто не рассчитаны на детское
восприятие дошкольников.
Опасность: маленький ребёнок быстро
привыкает к бессмысленной зрительной
стимуляции. Таким образом, тормозится
е г о
с о б с т в е н н а я
и н и ц и а т и в а
и
активность,
столь
необходимые
для
становления личности ребёнка.
Исключить телевизор и
мультфильмы невозможно…
ВСЕГДА СМОТРИТЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ
ПЕРЕД ТЕМ, КАК ПОКАЗАТЬ ИХ ДЕТЯМ
(Оценка адекватности фильма
возрастным особенностям детей )
ВСЕГДА ОБЪЯСНЯЙТЕ РЕБЕНКУ ГДЕ
ВЫДУМКА, А ГДЕ РЕАЛЬНОСТЬ.
Принципы выбора книг для
детей.
«Читайте не то, что попало, а
со строгим выбором. Поскольку
жизнь так коротка, а свободных
часов мало, мы не должны
тратить ни одного из них на
чтение малоценных книг. Плохие
книги не только бесполезны, но и
вредны».
И.С.Тургенев.
Первые книжки
обязательно должны
быть с картинками –
желательно с
большими,
реалистичными и
красивыми.
Каждой книге – свое
время.
Учет предпочтений и
интересов ребенка.
Возможность
самостоятельного
выбора книги
ребенком.
Дошкольный возраст
– это возраст сказки.
Через сказки дети
начинают сочувствовать
и сопереживать
вымышленным героям,
которые становятся
знакомыми и близкими.
Сказка будит
воображение
ребёнка, даёт
образцы
прекрасного и
безобразного,
доброго и злого.
Вывод: маленьким детям
обязательно нужно читать
сказки – как можно больше.
Польза чтения сказок на ночь.
Сказки для детей
перед сном должны
стать доброй
семейной традицией.
Способы
подкрепления могут
быть разными:
• вербальное подкрепление,
слова: «умница», «здорово»,
«молодец».
• невербальные реакции:
поцеловать, потрепать по
макушке, погладить.
Воспитание интереса к книге –
достаточно длительный процесс,
нуждающийся в подкреплении
.
• Приятное «материальное»
подкрепление:
сладости, игрушки.
• Поощрение-сюрприз
поход в зоопарк, цирк (после
прочтения книги).
•
Визуальное подкрепление:
метод 2-х полок.
Заведите 2 полки
непрочитанных и прочитанных
книг. Видя, как уменьшается
стопка книг на первой и растет
на второй, ребенок будет
радоваться и гордиться собой,
что тоже укрепит его интерес
к чтению.
• Превращение чтения в
привычку-ритуал.
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ
Книжка вкусна и удобна в
использовании.
КАК ЧИТАТЬ?
В спокойной обстановке.
Выразительно и
эмоционально декламировать,
тщательно проговаривая все
звуки.
Показывать малышу
картинки: хорошо, если есть
разные варианты изображений
одних и тех же существ.
Демонстрировать ребенку те
действия, о которых говорится
в стихах и потешках.
ЧТО ЧИТАТЬ?
Короткие, правильно
зарифмованные стихи о животных,
игрушках и окружающем мире.
Стихи со звукоподражанием.
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ
Ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет
интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать взрослым.
КАК ЧИТАТЬ?
•
Превратить чтение в приятный
малышу ритуал.
•
Если вы начали читать малышу сказку,
а он заснул или отвлекся, то в
следующий раз придется начинать с
первой страницы.
•
Не лениться читать одно и то же по
многу раз, если об этом просит ваш
маленький консерватор.
•
Не бояться браться за тексты с
незнакомыми ребенку словами. Во-
первых, скорее всего, он понимает куда
больше, чем кажется. А во-вторых,
расширение словарного запаса здорово
подстегнет развитие речи.
ЧТО ЧИТАТЬ?
•
Короткие сказки.
•
Небольшие стихотворения
(4-12 строк).
•
Стихотворные загадки.
•
Зверушки и игрушки все
еще на пике популярности.
Но сейчас малышу уже
нужно, чтобы между
героями были какие-то
отношения, взаимодействие.
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ
Если
ребенок
до
сих
пор
не
научился и не полюбил читать – это еще не трагедия.
КАК ЧИТАТЬ?
• Ребенок уже вполне пристойно воспринимает
текст, прочитанный нормальным родительским
голосом. Но, конечно, легкое интонирование не
помешает.
• Дети уже не зацикливаются на одной сказке
так сильно, как раньше, но для лучшего
восприятия пока еще имеет смысл читать
книги по нескольку раз – так проще
запоминаются детали.
• Читать по главам, если они небольшие, в
противном случае самостоятельно разделить
текст на отдельные смысловые куски.
• Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то
вместе с ним искать ответы на них в бумажных
энциклопедиях, справочниках или интернете.
• Сводить ребенка в детскую библиотеку.
Показать и дать им полистать самые разные
издания: книжки-миниатюры и огромные
атласы или фотоальбомы.
ЧТО ЧИТАТЬ?
• Приключенческие, полные увлекательных
событий рассказы, романы и повести.
• Истории в духе «добрым молодцам урок» – в
меру морализаторские и ни в коем случае не
занудные.
• Энциклопедии для дошкольников и младших
школьников.
• Обучающие пособия для подготовки к школе.
• Книги, связанные с происходящими вокруг
ребенка событиями.
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
Теперь определять круг чтения ребенка будут не только родители, но и его классная руководительница.
КАК ЧИТАТЬ?
• Чтение вслух пора заканчивать, разве что
минут пять-десять – на ночь, чтобы лучше
спалось. Ребенку уже действительно пора
начинать читать самому.
• Читать сказки и басни по ролям.
• Научить малыша сочинять стихи или,
например, писать истории, продолжающие его
любимые книги.
• Следить за тем, как юный библиофил
читает вслух. Не путается ли он в словах, не
проглатывает ли слоги, правильно ли ставит
ударения и т.д.
• Не забывать хвалить ученика, чтобы он не
лишился мотивации и чтение в школе не
превратилось в обязаловку.
ЧТО ЧИТАТЬ?
• Неадаптированные
детские произведения с
полноценным сюжетом и
сложносочиненными
предложениями.
• То, что «все читают».
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – ВЫЖНЕЙШИЙ ЭТАП ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
С чем связана проблема нежелания читать?
Что нужно делать для того, чтобы привлечь детей к чтению?
Какие методы следует применять?
Как сделать так, чтобы чтение не было скучным?
Методы и способы воспитания талантливых заинтересованных будущих читателей в ДОУ
Система занятий по
художественной литературе.
Наличие большого книжного
уголка с разнообразной качественной
литературой, подобранной с учетом
возраста и интересов воспитанников.
Постоянно обновляющиеся
тематические выставки книг.
Традиция ежедневного чтения: с
обсуждением прочитанного в
свободную минутку или просто
чтение перед дневным сном..
Проведение литературно-
музыкальных праздников и
постановок.
Дидактические игры (по
произведениям).
Работа с родителями
(консультации, беседы,
совместные мероприятия)
Игры-драматизации
(постановки по тексту).
Проведение занятий по
ИЗО деятельности на тему
изученных литературных
произведений.
Народная мудрость –
о книге и чтении.
Велико ли перо, а большие книги пишет.
Грамота – не болезнь, годы не уносит.
Грамота черкнет – и памяти не надо,
прочтешь – и спрашивать не надо.
Испокон века книга растит человека.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Красна книга не письмом, а красна
умом.
Не на пользу книги читать, когда только
вершки с них хватать.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!