Напоминание

"Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"


Автор: Кандрашкина Юлия Ильгизаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 " Огонёк"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 « Огонёк»

Памятка для педагогов

« Организация

экспериментальной

деятельности с детьми

старшего дошкольного

возраста

»

Подготовила: Кандрашкина Ю.И., воспитатель

Сургут 2016г.

Особенности работы с детьми по экспериментированию

в старшем дошкольном возрасте

1) Работа с детьми направлена на:

1. уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов,

взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений;

2. на формирование представлений о материалах (ткань, бумага, стекло,

фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);

3.

на

формирование

представлений

о

природных

явлениях

(явления

погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени

(сутки, день, ночь, месяц, сезон, год);

4.

на

формирование

представлений

об

агрегатных

состояниях

воды

(вода- основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга;

рассматривание снежинок в лупу и т.д.);

5.

на

формирование

представлений

о

мире

растений

(особенности

поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание

и сравнение веток растений: цвет, форма, расположение почек; сравнение

цветов и других растений).

6.

на

формирование

представлений

о

предметном

мире

(родовые

и

видовые

признаки

транспорт

грузовой,

пассажирский,

морской,

железнодорожный и пр.).

7. на формирование представлений о геометрических эталонах (овал,

ромб, трапеция, призма, конус, шар).

2 )

О с н о в н ы е

п р и е м ы ,

и с п о л ь з у е м ы е

в

п р о ц е с с е

экспериментирования:

- активное использование результатов исследования в практической

(бытовой, игровой) деятельности («Как быстрее построить прочный дом для

кукол?»);

- классификация на основе сравнения: по длине (чулки- носки), форме

(шарф- платок- косынка), цвету, орнаменту (чашки: одно и разноцветные),

материалу (платье шёлковое, шерстяное), плотности, фактуре (игра « Кто

назовёт больше качеств и свойств?»).

3) В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за

счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети

знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова

(ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий,

тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

4) При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам:

выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Можно в

отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а

потом

следить

за

ходом

его

выполнения.

В

старшей

группе

начинают

вводиться длительные эксперименты.

5 ) Инициатива

по

проведению

распределяется

равномерно

между

детьми и педагогом. Можно начинать решать экспериментальные задачи.

Данный

вид

деятельности

представляет

собой

зачатки

настоящего

экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом

приобретают новые знания;

2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно

ли они мыслили.



В раздел образования