Автор: Кандрашкина Юлия Ильгизаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 " Огонёк"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 « Огонёк»
Памятка для педагогов
« Организация
экспериментальной
деятельности с детьми
старшего дошкольного
возраста
»
Подготовила: Кандрашкина Ю.И., воспитатель
Сургут 2016г.
Особенности работы с детьми по экспериментированию
в старшем дошкольном возрасте
1) Работа с детьми направлена на:
1. уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов,
взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений;
2. на формирование представлений о материалах (ткань, бумага, стекло,
фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);
3.
на
формирование
представлений
о
природных
явлениях
(явления
погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени
(сутки, день, ночь, месяц, сезон, год);
4.
на
формирование
представлений
об
агрегатных
состояниях
воды
(вода- основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга;
рассматривание снежинок в лупу и т.д.);
5.
на
формирование
представлений
о
мире
растений
(особенности
поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание
и сравнение веток растений: цвет, форма, расположение почек; сравнение
цветов и других растений).
6.
на
формирование
представлений
о
предметном
мире
(родовые
и
видовые
признаки
–
транспорт
грузовой,
пассажирский,
морской,
железнодорожный и пр.).
7. на формирование представлений о геометрических эталонах (овал,
ромб, трапеция, призма, конус, шар).
2 )
О с н о в н ы е
п р и е м ы ,
и с п о л ь з у е м ы е
в
п р о ц е с с е
экспериментирования:
- активное использование результатов исследования в практической
(бытовой, игровой) деятельности («Как быстрее построить прочный дом для
кукол?»);
- классификация на основе сравнения: по длине (чулки- носки), форме
(шарф- платок- косынка), цвету, орнаменту (чашки: одно и разноцветные),
материалу (платье шёлковое, шерстяное), плотности, фактуре (игра « Кто
назовёт больше качеств и свойств?»).
3) В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за
счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети
знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова
(ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий,
тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).
4) При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам:
выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Можно в
отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а
потом
следить
за
ходом
его
выполнения.
В
старшей
группе
начинают
вводиться длительные эксперименты.
5 ) Инициатива
по
проведению
распределяется
равномерно
между
детьми и педагогом. Можно начинать решать экспериментальные задачи.
Данный
вид
деятельности
представляет
собой
зачатки
настоящего
экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:
1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом
приобретают новые знания;
2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно
ли они мыслили.