Автор: Теселкина Людмила Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ЦРР МДОУ детский сад №1 "Мечта" г.Ртищево Саратовской области
Населённый пункт: город Ртищево, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование критического мышления и развитие творческих способностей обучающихся при организации конкурсов по начально-техническому моделированию в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №1 «Мечта»
«Центр развития ребенка – детский сад №1 «Мечта»
г.Ртищево Саратовской области»
г.Ртищево Саратовской области»
«Формирование критического мышления и развитие
«Формирование критического мышления и развитие
творческих способностей обучающихся при
творческих способностей обучающихся при
организации конкурсов по начально-техническому
организации конкурсов по начально-техническому
моделированию в условиях ДОУ»
моделированию в условиях ДОУ»
Старший воспитатель:
Старший воспитатель:
Теселкина
Теселкина
Людмила
Людмила
Александровна
Александровна
Дошкольное детство — совсем небольшой отрезок в жизни человека.
Но за это время ребенок приобретает
значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
Многие психологи и педагоги считают,
что самым важным является
возраст с рождения и до трех лет.
Дети дошкольного возраста
готовы:
•
общаться,
•
получать новые навыки,
•
развивать имеющиеся
способности.
В сознании ребенка уже
•
возникают схемы, модели,
•
он способен обобщать
и анализировать
информацию, которую
получает из внешнего
мира.
Почему важно развивать
критическое мышление
у детей
дошкольного возраста?
Критическое мышление
является сложным мыслительным процессом,
который начинается с получения ребенком
информации и заканчивается принятием
обдуманного решения,
формированием собственного отношения.
Современная жизнь
требует:
•
мышления высокого уровня,
•
общения,
•
способности адаптироваться в
широком спектре
общественных и
интеллектуальных ситуаций
.
Инновационные технологии
Инновационные технологии
Инновационные технологии
Инновационные технологии
Технология развития
Технология развития
критического мышления
критического мышления
дошкольников
дошкольников
(ТРКМ)
(ТРКМ)
Благодаря использованию
инноваций
-
увеличивается интерес детей к обучению,
- повышается образовательная
мотивация,
- улучшается качество образования
в условиях дошкольной образовательной
организации.
Формирование критического
мышления дошкольников
–
это особая методика обучения, которая
помогает отвечать на вопросы:
•
Как научить мыслить?
•
С помощью каких приемов сформировать
критическое мышление ребенка?
•
Какие выбирать пути?
•
Можно ли найти не одно, а несколько
решений?
Организация
творческих конкурсов
по начальному
техническому
моделированию в
условиях ДОУ.
- Тренируем ум.
- Развиваем мыслительную
деятельность.
Такая последовательность позволяет
тренировать ум и развивать мыслительную
деятельность.
А проявление креативности и творческого
подхода каждого участника продуктивной
деятельности учит рассматривать любую
задачу с разных сторон, под разными
углами и генерировать собственные идеи.
Эффективность процесса
обучения
заключается в умении правильно выбрать
технологические приемы,
удачно их комбинировать,
вмещать в рамки непосредственной
образовательной деятельности и занятий.
ТРКМ направлена на достижение образовательных
результатов:
•
умение работать с увеличивающимся и постоянно
обновляющимся информационным потоком в разных
областях знаний;
•
пользоваться различными способами интегрирования
информации;
•
задавать вопросы, самостоятельно формулировать
гипотезу;
•
решать проблемы;
•
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления
•
различного опыта, идей и представлений;
ТРКМ направлена на достижение
образовательных результатов:
•
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно
по отношению к окружающим;
•
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения
других;
•
способность самостоятельно заниматься своим обучением
(академическая мобильность);
•
брать на себя ответственность;
•
участвовать в совместном принятии решения;
•
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
•
умение сотрудничать и работать в группе.
В каждой возрастной группе проводились
тематические выставки по начальному
техническому моделированию.
Обучающиеся младшего дошкольного
возраста:
•
БАШНИ и МОСТЫ
Обучающиеся среднего
дошкольного возраста
•
ТРАНСПОРТ
•
ЖИВОТНЫЕ
•
ЛЮДИ
Обучающиеся старшего
дошкольного возраста
•
ДОМА и ЗДАНИЯ
(Тема: «Архитектура и дизайн»)
•
СУДА
•
РОБОТЫ
Обучающиеся
подготовительных групп
•
УГОЛОК БЕЗОПАСНОСТИ
•
«СТАНЦИИ и БАЗЫ»
(Космические, Ракетные, Транспортные,
Авиационные и др.)
ТЕМАТИЧЕСКИЕ
ВЫСТАВКИ И КОНКУРСЫ
КОМБИНИРОВАННОЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Моделирование из бумаги и
картона
ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ
УГОЛКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Чтобы ребенок в дошкольной образовательной
организации всесторонне гармонически развивался
как личность
необходимы
педагогические условия,
которые будут способствовать развитию
критического мышления детей старшего
дошкольного возраста.
1. Дидактическая игра
серьезная умственная деятельность, в
которой развиваются все виды
способностей ребенка, в игре у ребенка
расширяется и обогащается круг
представлений об окружающем мире,
развивается речь, формируются
определенные суждения и умозаключения.
2. Развивающая предметно-
пространственная среда
(РППС)
учет всех требований и педагогических
характеристик построения РППС
обеспечивает гармоничное развитие
личности ребенка, оказывает
положительное влияние на развитие
критического мышления детей.
Критическое мышление
способствует личностному
росту
и
подталкивает человека к
развитию.
ТРКМ позволяет в дошкольном
образовании решать следующие
задачи:
•
Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде
чем образовывать его своими наставлениями.
• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы
воспитателя, а с собственных вопросов и проблем.
•
Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё
знание, которое рождается в процессе деятельности, а не
присваивать готовое.
Педагоги ДОУ:
- делают процесс обучения интересным;
- формируют навыки работы с информацией;
- помогают достичь социального успеха;
- воспитывают качества критически
мыслящей личности, способной найти
правильный путь решения любой
проблемы.
Использование педагогом приёмов и
методов технологии развития критического
мышления помогает
•
детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать
собственное мнение, позволяет использовать свои знания,
как в стандартных, так и нестандартных ситуациях,
развивает способность ставить новые вопросы,
вырабатывать разнообразные аргументы, развивает
самостоятельность, ответственность, умение
адаптироваться к сложившейся ситуации,
монологическую и диалогическую речь.
Воспитать и развивать критическое
мышление дошкольников – значит
повысить качество жизни,
принимать правильные решения и
добиваться успехов в жизни.
ПОЖЕЛАНИЯ
Мыслить критически!
Работать творчески!
Развивать способности!
Добиваться успехов!
Достигать высоких результатов!
Учить жить в современном динамичном и
мобильном обществе!
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
!