Автор: Толстокора Светлана Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Куйбышевская СОШ им. А.А. Гречко
Населённый пункт: с. Куйбышево, Ростовская область
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Уравнения и неравенства"
Раздел: полное образование
Программа
элективного курса по алгебре
"Уравнения и неравенства"
(11 класс)
Составитель:
С.В. Толстокора,
учитель математики
МБОУ Куйбышевской СОШ
2014 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Элективный
курс
построен
с
опорой
на
знания
и
умения,
полученные
учащимися
при
изучении
математики в средней школе.
Специфика данного курса заключается в том, что он предназначен, в первую очередь,
для
учащихся,
желающих
расширить,
углубить,
систематизировать,
обобщить
свои
математические знания по данной теме, изучить единые приемы и методы решения
разнообразных
уравнений
и
неравенств.
В
программу
включены
вопросы,
частично
выходящие за рамки ныне действующей программы по математике, и нестандартные
методы, которые позволяют более эффективно решать уравнения (неравенства) разных
типов.
Наряду с основной задачей обучения математике - обеспечение прочного и
сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений - данный
элективный
курс
предусматривает
формирование
устойчивого
интереса
к
предмету,
Развитие
математических
способностей,
повышение
уровня
математической
культуры
учащихся, создает базу для успешной сдачи ЕГЭ в школе и дальнейшего обучения в ВУЗах,
ориентацию на профессию, существенным образом связанную с математикой.
Программа элективного курса предполагает изучение теории и усвоение
практических навыков по рассматриваемым вопросам. Курс рассчитан на 17 часов.
Программа сохраняет преемственность с действующей программой средней школы,
являясь
ее
логическим
продолжением.
Вместе
с
тем,
она
усложнена,
превосходит
обычный
курс
обучения,
способствует
развитию
абстрактного
мышления,
расширяет
область познания учащихся.
Цели элективного курса:
- углубление курса алгебры и начал анализа 10-11 классов;
- развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения ими заданий;
-
изучение
нестандартных
методов
решения
в
соответствии
с
программой
для
поступающих в ВУЗы и требованиями, предъявляемыми в выпускникам на ЕГЭ;
-
дальнейшее
развитие
логического
мышления,
пространственного
воображения,
арифметической культуры;
- формирование навыка ведения научной полемики;
- формирование умения каждого ученика, как представителя группы, формулировать
коллективное мнение о правильном решении в процессе обсуждения;
-
развитие
умения
участвовать
в
дискуссии,
самостоятельного
поиска
решения,
конструировать обобщенный способ решения;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной
жизни,
для
изучения
естественно-научных
дисциплин,
для
получения
образования
в
областях, требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание
личности
средствами
математической
культуры,
знакомство
с
историей
развития математических идей, понимания значимости математики для общественного
прогресса;
-
способствовать
формированию
у
учащегося
объективного
мнения
об
уровне
своей
математической подготовки.
Задачи элективного курса:
- повышение математической подготовки учащихся, овладение знаниями и умениями в
объеме,
необходимом
для
успешной
сдачи
ЕГЭ
и
продолжения
математического
образования;
- систематизация нестандартных методов решения уравнений и неравенств, содержащих
степенные, тригонометрические , показательные, логарифмические функции;
- решение комбинированных уравнений.
Учебно-тематический план:
№
п/
п
Тема занятия
(содержание занятия)
Кол-
во
часо
в
Форма
занятия
Форма
контроля
1
Решение алгебраических уравнений
4
презентация
курса
1.1. Метод разложения на множители
текущий
1.2. Уравнения вида
(ах + в)
4
+(ах+d)
4
=с
(ах - в)
4
+(ах-d)
4
=с
(ах + в)
4
+(ах+d)
4
=с
(ах - в)
4
+(ах+d)
4
=с
практическа
я работа
контроль,
самооценка
уч-ся
1.3. Уравнений вида
(а
0
х+а)(а
0
х+в)(а
0
х+с)(а
0
х+d)=А
(а
0
х+а)(а
0
х+в)(а
0
х+с)(а
0
х+d)=Ах
2
1.4. Возвратные уравнения
2
Целочисленные уравнения, целочисленные
задачи на составление неравенств
2
семинар
текущий
контроль
3
Иррациональные уравнения
3
лекция
практикум
тестирование
4
Решение уравнений и неравенств,
сводящихся к квадратным
1
практикум
5
Метод замены переменной
2
лекция
практикум
тестирование
6
Функционально-графический метод
решения уравнений и неравенств
3
лекция
практикум
тестирование
7
Защита реферата, зачет
2
творческая
работа
собеседование
с уч-ся
Ожидаемые результаты обучения:
В результате обучения данному курсу учащиеся должны знать:
- определение области определения уравнения, корня уравнения, что значит решить
уравнение, равносильных уравнений, условие равносильности уравнений, знать
источники потери и приобретения корней;
- знать алгоритмы решения типовых уравнений и их теоретическое обоснование;
- свойства функций (показательной, логарифмической, тригонометрических),
используемых при решении нестандартных уравнений и неравенств.
Учащиеся должны уметь:
- решать рациональные уравнения различных видов различными способами;
- применять знания о способах решения линейных и нелинейных систем уравнений при
решении нелинейных систем, содержащих иррациональность или параметры;
- уметь решать линейные и нелинейные неравенства и применять эти знания при
решении неравенств, содержащих иррациональность или параметры;
- уметь раскрывать смысл понятия "модуль" и применять эти умения при решении
неравенств и систем неравенств и уравнений с модулями.
При прохождении курса учащиеся имеют возможность овладеть различными
методами и приемами решения уравнений, неравенств, их систем. Выбор сложного
материала (задания типа "С" из тестов ЕГЭ) позволяет школьникам развивать свои
творческие способности и проявлять себя в исследовательской деятельности.
Положительной стороной курса является возможность дальнейшего применения
учащимися изученного материала и при сдаче ЕГЭ и обучении в ВУЗах. Включенный в
программу материал может применяться для групп учащихся с разной математической
подготовкой.
Оценка усвоения материала данного курса проводится по окончанию и
осуществляется в виде:
а) зачетной системы на альтернативной основе (зачет, незачет);
б) защиты творческих работ.
Данная программа обеспечена различными средствами обучения:
- учебными (учебник "Алгебра и начала анализа" авторы Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и
др.; учебник - авт. К.С. Муравин, В.К. Мордкович);
- наглядными (презентации учителя и учащихся);
- авторскими.
Тематика творческих, реферативных, научно-исследовательских, проектных
работ учащихся:
1. Уравнения и неравенства (история развития).
2. Уравнения и неравенства в природе и технике.
3 Уравнения и неравенства смешанного типа, содержащие тригонометрические функции
(по материалам ЕГЭ).
4. Нестандартные уравнений и неравенства, содержащие логарифмическую,
показательную, тригонометрические функции.
5. Уравнения и неравенства с параметром (по отдельным видам уравнений -
тригонометрические, логарифмические, показательные).
Литература:
1. Е.И. Андренко, А.К. Хейфиц "Повторительный курс математики", Ростов-на-Дону, 1993г.
2. И.А. Кушнир "Шедевры школьной математики", киев, 1996г.
3 Ю.И. Кириченко "Репетитор по математике", Ростов-на-Дону, Феникс, 1997г.
В.Л. Натячанов, Л.М. Лужина "Методы решения задач с параметрами", Издательство МГУ,
2003г.
4. В.В. Молчанов, В.В. Сильвестров "Уравнения и неравенства с параметрами",
Издательство Чувашского университета, 2000г.
5. ЕГЭ Математика, ФИПИ (открытый сегмент).