Напоминание

"Самоанализ, как средство самоопределения обучающегося"


Автор: Галашокян Алла Дмитриевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Ростовский колледж металлообработки и автосервиса"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Самоанализ, как средство самоопределения обучающегося"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ РО «Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»
Классный час «Самоанализ, как средство самоопределения Обучающегося» Кл. руководитель: Галашокян А.Д. 2016

Пояснительная записка
Современная молодёжь, как социальная группа характеризуется некоторыми общими чертами: -более организована. -владеет новыми профессиями, -является носителем нового образа жизни и социального динамизма. -имеет свою культуру.
Субкультура
– культура какой-либо социальной или демографической группы.
Молодёжная субкультура
- ограниченная культура, развивающая упрощённые формы культуры, заменяющие её нормальные, естественные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому. Молодёжь в частности, создаёт свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат. Особенности молодёжной субкультуры объясняются с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения, а с другой стороны – отсутствием экономической и социальной самостоятельности. Учёные разных времён и разных стран всегда занимались проблемами молодёжи, понимая, что личность формируется в юности. Подходы к пониманию личности человека 1.Биологическая теория (З.Фрейд (1856-1939) Согласно этому учению, личность - есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, поведение которой обусловлено биологическими влечениями или инстинктами. 2.Теория социализации (Э.Дюркгейм(1858-1917) Эта теория утверждает, что человек становится личностью благодаря общению и психологическому взаимовлиянию ( особое влияние оказывает социальная группа) 3. Теория научения (Э,Торидайк(1874-1949) По этой теории личность – это результат усвоения совокупности знаний. 4. Теория ролей Дю Мид (1863-1931), Р.Линтон (1893-1953), Р.Дарендорф (р.1929) Согласно этому подходу, личность представляет собой сумму ролей, исполняемых человеком в обществе. Какие бы теоретические исследования не появлялись, на практике, т.е. в реально текущей жизни самоанализ является очень важным средством для развития и самоутверждения личности учащегося. Классный час на тему: «Самоанализ, как
средство самоопределения учащегося» позволит ещё раз показать учащимся и им самим себе доказать как важно лично заниматься анализом своей деятельности, как важно жить в согласии с самим собой и с окружающим миром.
Подготовительная работа

1.Разработка словаря используемых по теме классного часа терминов и определений. 2.Разработка тестового задания «Я, мой Эго» 3.Подготовка материалов: -к тесту «Я, мой Эго» -выводы по результатам тестирования. 4.Выдача домашнего задания учащимся - подготовить пословицы и поговорки о важности образования. 5.Предварительно обсудить с учащимися государственные программы, посвящённые заботе о молодёжи: -национальная программа «Здоровье» - борьба с алкоголизмом -борьба с наркоманией -борьба с курением. -профилактика правонарушений. -закон об образовании -Жилищная программа «Обеспечение молодых семей жильём» и др. 6.Подготовить по разработанным материалам презентацию.
Материальное обеспечение
1. Раздаточный материал: Тест «Я, мой Эго» 2. Презентация. Классный час на тему: «Самоанализ, как средство самоопределения обучающегося» . 3.Компьютерное обеспечение. СЦЕНАРИЙ классного часа

«Самоанализ, как средство самоопределения

обучающегося»

Слайд №1 Заставка классного часа
Вступительное слово Кл. рук. Гражданская и политическая активность молодёжи оказывает большое влияние на развитие современного российского общества во всех его проявлениях. При этом молодое поколение нуждается в поддержке родителей, общества и государства. Это решение связано с необходимостью привлечения широкого внимания государства, бизнеса и общественности к такой важной теме, как поддержка молодого поколения в нашей стране. Кл. рук Вопрос- «Дайте определение понятию «МОЛОДЁЖЬ» Ответ:(1-ый обуч-ся)……………….. Ответ:(2-ый обуч-ся)……………….. Ответ:(3-ый обуч-ся)………………..
Слайд №3-Из словаря

Молодёжь- это социально-демографическая группа, переживающая период

становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к

нему и будущего его обновления. Границы группы размыты и подвижны, но

обычно их связывают с возрастом от 15 до 30 лет.
Кл. рук Молодое поколение, к которому вы относитесь должно ориентироваться на основные богатства человека-ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, СЕМЬЯ.
Кл. рук Вопрос-«Какие государственные программы работают на то, чтобы

помочь вам решить эти проблемы?
Возможные варианты ответов учащихся… -национальная программа «Здоровье» - борьба с алкоголизмом -борьба с наркоманией -борьба с курением. -профилактика правонарушений. -закон об образовании -Жилищная программа «Обеспечение молодых семей жильём» и др.

Слайд № 4 Статистические данные

Слайд № 5 «Нас………..»

«НАС 53,6 тысяч--Учащихся среднего профессионального образования»
Основные социальные проблемы молодёжи связаны с «жизненным стартом» - с получением образования, началом трудовой деятельности, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях они обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главный образом в связи с ростом продолжительности учёбы. В сфере труда главной проблемой является безработица, в возрастной категории до 18 лет и 18…24 года она в несколько раз выше, чем в других возрастных группах. Многие молодые люди начинают свою трудовую деятельность в стеснённых обстоятельствах ( с низкой заработной платой), что негативно сказывается на отношении к труду. Негативное отношение к труду могут оказывать и несоответствие полученного образования содержанию реально выполняемого труда (что приводит к падению престижа важных для общества профессий), ошибки в выборе профессии. Но для того чтобы быть конкурентно-способными на современном рынке труда необходимо получить классическое профессиональное образование. В России всегда серьёзно относились к образованию. Об этом говорят пословицы и поговорки.

Кл. рук Вопрос: «Какие вы знаете пословицы и поговорки о важности

образования?»
Возможные варианты ответов учащихся… 1.Ученье свет, не ученье тьма. 2.Больше науки – умнее руки. 3.Не учись безделью, а учись рукоделию. 4.Без муки нет науки. 5.Ученье - путь к умению.
Кл. рук Попробуйте прокомментировать пословицы и поговорки из слайда.

Слайд № 6 «Пословицы и поговорки»

1.Мир освящается солнцем, а человек учёбой.

2.Не гордись званием, а гордись знанием.

3.Грамота пить – есть не просит, а сама кормит.

4.Корень учения горек, да плод сладок.

5.Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Кл. рук.
Руководство страны придаёт очень большое значение образованию молодёжи. Об этом с высокой трибуны сказал Президент страны В.В.Путин.
Слайд № 7

«Мир непрерывно меняется, становится всё сложнее, стремительное развитие

науки и технологий - всё это требует непрерывного обучения, постоянного

совершенствования человеческих способностей и профессиональных навыков»
Кл. рук. Тема классного часа «Самоанализ, как средство самоопределении учащегося»
Слайд № 8

Самоанализ помогает учащемуся в жизненном самоопределении и выступает

как средство его самоопределения.

Слайд № 9

Существует два направления самоопределения;

-социальное самоопределение - это осознание и определение своего места в

обществе.


- внутриличностное самоопределение – это обобщение и систематизация

представлений о себе. Оно включает определение своего «идеального Я»

как ориентира на будущее, осознание путей самосовершенствования и

саморазвития.
Самоанализ направляет внутриличностное самоопределение, помогает человеку занять активную позицию по отношению к своей жизни, своему «внутреннему миру», сформировать адекватное и целостное представление о себе, о своих истинных стремлениях. Тем самым открывает широкие возможности для саморазвития личности. Личность проявляется ярче всего во взаимоотношениях с окружающим миром. И как гласит русская пословица: «Поведение- это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» Тест «Я, мой Эго» позволит учащемуся получить представление о структуре самосознания личности, позволит стимулировать самостоятельную деятельность по самопознанию, становлению и развитию реальных представлений о себе, формированию целостного образа себя, своего «Эго» и таким образом даст информацию о мотивах определяющих дальнейшую сложную работу над собой, своим поведением, о возможных способах анализа себя с точки зрения направляющих мотивов, стимулировать использование полученных знаний по разрешению жизненных ситуаций.
Слайд № 10

«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание»
Способ определения самооценки демонстрирует соотношение представлений о себе, соотношением этих представлений с мнением других.
Слайд № 11Тест «Я, мой Эго»
Тест «Я, мой Эго»
№ Вопрос Максимальное кол-во баллов Я такой Он такой 1 Манера одеваться 10 2 Чистоплотность в одежде и личная гигиена 10 3 Чувство юмора 10 4 Решительность 10 5 Ответственность 10 6 Честность 10 7 Отношение к одногруппникам 10 8 Отношение к учёбе 10 9 Способность контролировать свои действия 10 10 Способность к самостоятельному выбору 10 ИТОГО 100
Кл.рук
. посчитайте свой интегративный показатель по формуле: Интегративный показатель = такой Он такой Я . . =
Слайд № 12

Интегративный показатель

Кл.рук.
Сравните свои результаты.
Слайд № 13 Результаты тестирования

Интегративный показатель=1-ваша самооценка совпадает с мнением о вас ваших

однокурсников

Интегративный показатель <1- ваша самооценка занижена по сравнению с мнением

ваших однокурсников

Интегративный показатель >1-ваша самооценка завышена по сравнению с мнением

ваших однокурсников

Кл.рук.:
Результаты тестирования говорят о многом. Самое главное, что у вас, как у молодых людей впереди очень много работы: работы над своим поведением, работы над своим пониманием жизни, работы над своим образованием, своим здоровьем, своим профессиональным ростом и ещё очень много разной работы. И всё это для того, чтобы быть конкурентно способным на рынке труда, для того, чтобы занять в этом мире должное и достойное место, для того, чтобы быть счастливым. Вся жизнь личности –это учение. Учение многому. И чем больше мы узнаём, тем чаще думаем, о том, как мало мы ещё знаем, в том числе и о себе.
Кл.рук.:

Многие из вас видимо уже забыли о том тестировании которое Кл. рук. Проводила 1 сентября 2015 года. На вопрос « Чем для вас является колледж?» , многие ответили: «Это стартовая площадка для продолжения учёбы!» или « Учебное заведение для обучения профессии!».Ваше обучение в нашем колледже завершается, а впереди ещё много дел – впереди учёба в высшей школе, служба в армии, работа, а это всё школа жизни, это продолжение учёбы.
Слайд № 14

«Мы надеемся на вас. Верим, что вы, наши дети - самые способные, самые

талантливые, самые умные и добьётесь всего, о чём мечтаете. Ваши смелость

и изобретательность, ваши творческие способности, ваши способности

выдвигать новые идеи, наконец, ваше желание изменить мир к лучшему –

обеспечат каждому из вас, а стало быть – всем вам достойное будущее.»
Эти слова могут повторить все наши преподаватели и мастера производственного обучения.
Список литературы 1.Краткий словарь по социологии под редакцией академика Д.М. Гвишиани. 1988 Полит.издат. 2.Атеистический словарь под редакцией д.ф.н. М.П.Новикова 1983.Полит.издат. 1.Ученье свет, не ученье тьма. 2.Больше науки – умнее руки. 3.Не учись безделью, а учись рукоделию.
4.Без муки нет науки. 5.Ученье - путь к умению. -национальная программа «Здоровье» - борьба с алкоголизмом -борьба с наркоманией -борьба с курением. -профилактика правонарушений. -закон об образовании -Жилищная программа «Обеспечение молодых семей жильём» и др.


В раздел образования