"Самоанализ, как средство самоопределения обучающегося"
Автор: Галашокян Алла Дмитриевна Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ РО "Ростовский колледж металлообработки и автосервиса" Населённый пункт: Ростов-на-Дону Наименование материала: Методическая разработка классного часа Тема: "Самоанализ, как средство самоопределения обучающегося" Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ РО «Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»
Классный час
«Самоанализ, как средство самоопределения
Обучающегося»
Кл. руководитель:
Галашокян А.Д.
2016
Пояснительная записка
Современная молодёжь, как социальная группа характеризуется некоторыми
общими чертами:
-более организована.
-владеет новыми профессиями,
-является носителем нового образа жизни и социального динамизма.
-имеет свою культуру.
Субкультура – культура какой-либо социальной или демографической группы.
Молодёжная субкультура - ограниченная культура, развивающая упрощённые
формы культуры, заменяющие её нормальные, естественные формы и в той или
иной степени противостоящие культуре как целому. Молодёжь в частности, создаёт
свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат. Особенности
молодёжной субкультуры объясняются с одной стороны, избытком жизненной
энергии, богатством воображения, а с другой стороны – отсутствием экономической
и социальной самостоятельности. Учёные разных времён и разных стран всегда
занимались проблемами молодёжи, понимая, что личность формируется в юности.
Подходы к пониманию личности человека
1.Биологическая теория (З.Фрейд (1856-1939)
Согласно этому учению, личность - есть замкнутая в себе биологическая
индивидуальность, поведение которой обусловлено биологическими влечениями
или инстинктами.
2.Теория социализации (Э.Дюркгейм(1858-1917)
Эта теория утверждает, что человек становится личностью благодаря общению и
психологическому взаимовлиянию ( особое влияние оказывает социальная группа)
3. Теория научения (Э,Торидайк(1874-1949)
По этой теории личность – это результат усвоения совокупности знаний.
4. Теория ролей Дю Мид (1863-1931), Р.Линтон (1893-1953), Р.Дарендорф (р.1929)
Согласно этому подходу, личность представляет собой сумму ролей, исполняемых
человеком в обществе.
Какие бы теоретические исследования не появлялись, на практике, т.е. в реально
текущей жизни самоанализ является очень важным средством для развития и
самоутверждения личности учащегося. Классный час на тему:
«Самоанализ, как
средство самоопределения учащегося» позволит ещё раз показать учащимся и им
самим себе доказать как важно лично заниматься анализом своей деятельности, как
важно жить в согласии с самим собой и с окружающим миром.
Подготовительная работа
1.Разработка словаря используемых по теме классного часа терминов и
определений.
2.Разработка тестового задания «Я, мой Эго»
3.Подготовка материалов:
-к тесту «Я, мой Эго»
-выводы по результатам тестирования.
4.Выдача домашнего задания учащимся - подготовить пословицы и поговорки о
важности образования.
5.Предварительно обсудить с учащимися государственные программы, посвящённые
заботе о молодёжи:
-национальная программа «Здоровье»
- борьба с алкоголизмом
-борьба с наркоманией
-борьба с курением.
-профилактика правонарушений.
-закон об образовании
-Жилищная программа «Обеспечение молодых семей жильём» и др.
6.Подготовить по разработанным материалам презентацию.
Материальное обеспечение
1. Раздаточный материал: Тест «Я, мой Эго»
2. Презентация. Классный час на тему:
«Самоанализ, как средство
самоопределения обучающегося» .
3.Компьютерное обеспечение.
СЦЕНАРИЙ
классного часа
«Самоанализ, как средство самоопределения
обучающегося»
Слайд №1 Заставка классного часа
Вступительное слово Кл. рук.
Гражданская и политическая активность молодёжи оказывает большое влияние на
развитие современного российского общества во всех его проявлениях. При этом
молодое поколение нуждается в поддержке родителей, общества и государства.
Это решение связано с необходимостью привлечения широкого внимания
государства, бизнеса и общественности к такой важной теме, как поддержка
молодого поколения в нашей стране.
Кл. рук Вопрос- «Дайте определение понятию «МОЛОДЁЖЬ»
Ответ:(1-ый обуч-ся)………………..
Ответ:(2-ый обуч-ся)………………..
Ответ:(3-ый обуч-ся)………………..
Слайд №3-Из словаря
Молодёжь- это социально-демографическая группа, переживающая период
становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к
нему и будущего его обновления. Границы группы размыты и подвижны, но
обычно их связывают с возрастом от 15 до 30 лет.
Кл. рук Молодое поколение, к которому вы относитесь должно ориентироваться на
основные богатства человека-ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, СЕМЬЯ.
Кл. рук Вопрос-«Какие государственные программы работают на то, чтобы
помочь вам решить эти проблемы?
Возможные варианты ответов учащихся…
-национальная программа «Здоровье»
- борьба с алкоголизмом
-борьба с наркоманией
-борьба с курением.
-профилактика правонарушений.
-закон об образовании
-Жилищная программа «Обеспечение молодых семей жильём» и др.
Слайд № 4 Статистические данные
Слайд № 5 «Нас………..»
«НАС 53,6 тысяч--Учащихся среднего профессионального образования»
Основные социальные проблемы молодёжи связаны с «жизненным стартом» - с
получением образования, началом трудовой деятельности, формированием семьи,
профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях они
обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости
физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая,
напротив, затягивается, главный образом в связи с ростом продолжительности
учёбы. В сфере труда главной проблемой является безработица, в возрастной
категории до 18 лет и 18…24 года она в несколько раз выше, чем в других
возрастных группах. Многие молодые люди начинают свою трудовую деятельность
в стеснённых обстоятельствах ( с низкой заработной платой), что негативно
сказывается на отношении к труду. Негативное отношение к труду могут оказывать и
несоответствие полученного образования содержанию реально выполняемого труда
(что приводит к падению престижа важных для общества профессий), ошибки в
выборе профессии. Но для того чтобы быть конкурентно-способными на
современном рынке труда необходимо получить классическое профессиональное
образование. В России всегда серьёзно относились к образованию. Об этом говорят
пословицы и поговорки.
Кл. рук Вопрос: «Какие вы знаете пословицы и поговорки о важности
образования?»
Возможные варианты ответов учащихся…
1.Ученье свет, не ученье тьма.
2.Больше науки – умнее руки.
3.Не учись безделью, а учись рукоделию.
4.Без муки нет науки.
5.Ученье - путь к умению.
Кл. рук Попробуйте прокомментировать пословицы и поговорки из слайда.
Слайд № 6 «Пословицы и поговорки»
1.Мир освящается солнцем, а человек учёбой.
2.Не гордись званием, а гордись знанием.
3.Грамота пить – есть не просит, а сама кормит.
4.Корень учения горек, да плод сладок.
5.Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Кл. рук. Руководство страны придаёт очень большое значение образованию
молодёжи. Об этом с высокой трибуны сказал Президент страны В.В.Путин.
Слайд № 7
«Мир непрерывно меняется, становится всё сложнее, стремительное развитие
науки и технологий - всё это требует непрерывного обучения, постоянного
совершенствования человеческих способностей и профессиональных навыков»
Кл. рук. Тема классного часа «Самоанализ, как средство самоопределении
учащегося»
Слайд № 8
Самоанализ помогает учащемуся в жизненном самоопределении и выступает
как средство его самоопределения.
Слайд № 9
Существует два направления самоопределения;
-социальное самоопределение - это осознание и определение своего места в
обществе.
- внутриличностное самоопределение – это обобщение и систематизация
представлений о себе. Оно включает определение своего «идеального Я»
как ориентира на будущее, осознание путей самосовершенствования и
саморазвития.
Самоанализ направляет внутриличностное самоопределение, помогает человеку
занять активную позицию по отношению к своей жизни, своему «внутреннему
миру», сформировать адекватное и целостное представление о себе, о своих
истинных стремлениях. Тем самым открывает широкие возможности для
саморазвития личности. Личность проявляется ярче всего во взаимоотношениях с
окружающим миром. И как гласит русская пословица:
«Поведение- это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»
Тест «Я, мой Эго» позволит учащемуся получить представление о структуре
самосознания личности, позволит стимулировать самостоятельную деятельность по
самопознанию, становлению и развитию реальных представлений о себе,
формированию целостного образа себя, своего «Эго» и таким образом даст
информацию о мотивах определяющих дальнейшую сложную работу над собой,
своим поведением, о возможных способах анализа себя с точки зрения
направляющих мотивов, стимулировать использование полученных знаний по
разрешению жизненных ситуаций.
Слайд № 10
«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание»
Способ определения самооценки демонстрирует соотношение представлений о себе,
соотношением этих представлений с мнением других.
Слайд № 11Тест «Я, мой Эго»
Тест «Я, мой Эго»
№
Вопрос
Максимальное
кол-во баллов
Я такой
Он такой
1
Манера одеваться
10
2
Чистоплотность в одежде и
личная гигиена
10
3
Чувство юмора
10
4
Решительность
10
5
Ответственность
10
6
Честность
10
7
Отношение к
одногруппникам
10
8
Отношение к учёбе
10
9
Способность
контролировать свои
действия
10
10
Способность к
самостоятельному выбору
10
ИТОГО
100
Кл.рук . посчитайте свой интегративный показатель по формуле:
Интегративный показатель =
такой
Он
такой
Я
.
.
=
Слайд № 12
Интегративный показатель
Кл.рук. Сравните свои результаты.
Слайд № 13 Результаты тестирования
•
Интегративный показатель=1-ваша самооценка совпадает с мнением о вас ваших
однокурсников
•
Интегративный показатель <1- ваша самооценка занижена по сравнению с мнением
ваших однокурсников
•
Интегративный показатель >1-ваша самооценка завышена по сравнению с мнением
ваших однокурсников
Кл.рук.:
Результаты тестирования говорят о многом. Самое главное, что у вас, как у молодых
людей впереди очень много работы: работы над своим поведением, работы над
своим пониманием жизни, работы над своим образованием, своим здоровьем, своим
профессиональным ростом и ещё очень много разной работы. И всё это для того,
чтобы быть конкурентно способным на рынке труда, для того, чтобы занять в этом
мире должное и достойное место, для того, чтобы быть счастливым. Вся жизнь
личности –это учение. Учение многому. И чем больше мы узнаём, тем чаще думаем,
о том, как мало мы ещё знаем, в том числе и о себе.
Кл.рук.:
Многие из вас видимо уже забыли о том тестировании которое Кл. рук. Проводила 1
сентября 2015 года. На вопрос « Чем для вас является колледж?» , многие ответили:
«Это стартовая площадка для продолжения учёбы!» или « Учебное заведение для
обучения профессии!».Ваше обучение в нашем колледже завершается, а впереди
ещё много дел – впереди учёба в высшей школе, служба в армии, работа, а это всё
школа жизни, это продолжение учёбы.
Слайд № 14
«Мы надеемся на вас. Верим, что вы, наши дети - самые способные, самые
талантливые, самые умные и добьётесь всего, о чём мечтаете. Ваши смелость
и изобретательность, ваши творческие способности, ваши способности
выдвигать новые идеи, наконец, ваше желание изменить мир к лучшему –
обеспечат каждому из вас, а стало быть – всем вам достойное будущее.»
Эти слова могут повторить все наши преподаватели и мастера производственного
обучения.
Список литературы
1.Краткий словарь по социологии под редакцией академика Д.М. Гвишиани. 1988
Полит.издат.
2.Атеистический словарь под редакцией д.ф.н. М.П.Новикова
1983.Полит.издат.
1.Ученье свет, не ученье тьма.
2.Больше науки – умнее руки.
3.Не учись безделью, а учись рукоделию.
4.Без муки нет науки.
5.Ученье - путь к умению.
-национальная программа «Здоровье»
- борьба с алкоголизмом
-борьба с наркоманией
-борьба с курением.
-профилактика правонарушений.
-закон об образовании
-Жилищная программа «Обеспечение молодых семей
жильём» и др.