Напоминание

Наречие как часть речи


Автор: Туркова Наталья Ивановна
Должность: учтель русского языка
Учебное заведение: ГОУ РК "Школа-интернат №3"
Населённый пункт: г.Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: конспект урока
Тема: Наречие как часть речи
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Урок письма и развития речи. 9 класс.

Тема: Наречие как часть речи.

Употребление наречий в речи.

Цели: Образовательные – Закрепить знания о наречии как части речи,

совершенствовать навык нахождения наречия в устной и

письменной речи, умение отличать его от других частей

речи, определять разряды наречий.

Воспитательные – Воспитывать умение соблюдать правила поведения в соот-

ветствующей ситуации, уважительное отношение к

одноклассникам и окружающим взрослым.

Коррекционные - Совершенствовать навыки анализа и сравнения языковых

единиц.

I.Организационный момент.

Сегодня к нам, ребята, на урок пришли гостим посмотреть, как мы с вами учимся, Как

работаем, что умеем делать, что знаем.

Мы с вами открываем большое мероприятие «Презентацию класса», где каждый может

показать свои лучшие качества и выйти победителем.

II.Вступительная часть.

-На какие большие группы делятся слова русского языка? Почему?

- Какие части речи вы знаете?

-Что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глагол, местоимение,

числительные?

- Какую новую часть речи мы начали изучать?

Тема сегодняшнего урока Наречие как часть речи. Употребление наречий в речи

.

(запись)

Цель урока – Учимся находить наречия в устной речи и письменном тексте,

- учимся отличать его от других частей речи,

-учимся определять разряды наречий.

А для этого выполняем тренировочные упражнения.

III. Обобщающее закрепление.

1. Фронтальный опрос: Наречие как часть речи.

-Вспомним, что такое наречие?

-Что обозначает наречие?

-Что значит признак действия? (Раньше слово «наречие» называлось «приглаголие», около

глагола, речь- глагол.)

- На какие разряды подразделяется наречие? (Наречия времени, места, способа действия,

причины)

-На какие вопросы они отвечают?

- Чем отличается наречие от других частей речи? (Наречие – неизменяемая форма, у него

нет окончаний, предлогов, всегда стоит в одной форме.)

-Сделайте общий вывод: что такое наречие.

2.Отличие наречия от других частей речи.

1. Отличие наречий от имен прилагательных.

-Что обозначает имя прилагательное? Что обозначает наречие? Что общего в значении

этих частей речи? (Обозначают признак) А как вы понимаете значение слова признак?

А чем отличаются наречие от имени прилагательного? (Признак действия- относится к

глаголу, признак предмета - относится к существительному)

Запишите данные словосочетания, определите, какой частью речи они выражены.

Образуйте от данных словосочетаний однокоренные словосочетания наречие + глагол.

Быстрый бег-

Прекрасное звучание-

Бессердечный поступок-

Ласковая улыбка-

Глубокое волнение-

Что объединяет данные части речи, что отличает их?

2. Отличие наречий от имен существительных.

- А еще с какой частью речи можно спутать наречия? (С именем существительным)

Почему? Разберем примеры.

На доске даны словосочетания. Определите части речи, докажите свой ответ.

Пойти в лес – пойти наугад.

Взобраться на гору - взобраться высоко.

Поздороваться за руку – поздороваться сердечно.

-Чем же отличаются наречия от имени существительного? (Имя существительное –

изменяемая часть речи, наречие – неизменяемая часть речи)

3. Роль наречий в речи.

-Для его необходимы наречия в речи?

1. Вчера был праздник, который отмечали все девочки, девушки, женщины мира. И я тоже

хочу поздравить наших девочек. Я прочту свои поздравления, а вы отгадаете кому они

адресованы, найдете наречия и определите их разряд.

Сегодня, завтра и вчера, Тихо пишет, не спеша,

Ну, словом, как обычно. Поет и радуется ее душа.

На уроках языка

Работает отлично.

Всегда ответит на вопрос, Аккуратно, все подробно,

Задаст его, заметит неудачу, Четко, точно, хорошо!

Поправит верно – молодец! Это девичья работа,

Красавица - впридачу! Это девичья тетрадь!

Знает правила отменно,

Разбирает «под орех».

Энергично, звучно, ясно

Строит девушка ответ.

-Так для чего же я употребила в своих поздравлениях наречия?

2.Работа с фразеологизмами.

Сейчас опять предстоит творческая работа. На доске даны фразеологизмы – устойчивые

выражения, в которых заключен переносный смысл. Давайте попробуем заменить их

наречиями:

Работать спустя рукава- (плохо, некачественно, лениво, недобросовестно…)

Работать засучив рукава – ( хорошо, качественно, ответственно, мастерски…)

Слушать навострив уши – (внимательно…)

Жить бок о бок – (рядом, вместе…)

Встать ни свет ни заря – (рано, спозаранку…)

Попасть не в бровь, а в глаз – ( метко, прямо…)

Мчаться во весь дух – (стремительно, быстро…)

Прийти с минуты на минуту – (скоро, сейчас…)

Смеяться от всей души – (весело, радостно…)

-Как мы охарактеризовали действия – глаголы? (охарактеризовали более точно и

конкретно).

IV.Итог урока

-О какой части речи мы говорили?

- Что мы учились делать?

-Расскажите, что вы знаете о наречии?

-Послушайте стихотворение, которое написала девочка Юлия Куклина из Сыктывкара,

назовите наречия в нем и скажите, для чего она использовала их в речи:

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи «кругом белым-бело!»-

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты –

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»-

Пред тобою сразу вся Россия!

Слова высоко, кругом, темно, красиво, ароматно, бело не только обогащают нашу речь,

но и помогают видеть во всей красе нашу Родину.



В раздел образования