Автор: Первакова Татьяна Дмитриевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/С №16
Населённый пункт: город Белореченск Краснодарский край
Наименование материала: консультация
Тема: "Влияние народных игр на физическое развитие дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,
обладающий огромной воспитательной силой. Народные игры имеют многовековую
историю, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные
традиции. Они, как правило, основывались на обрядах и народных праздниках. В
народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о смелости,
чести, выдержке и стремление к победе.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В
народных играх много юмора, соревновательного задора. В них отражается исконная
любовь народа к веселью и удальству. Это определяет педагогическую ценность
народных игр, т.к. доброжелательный смех действует на ребенка сильнее, чем замечания.
Многие из них незаслуженно забыты. Приобщение к народным традициям особенно
значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость
за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои
истоки.
Народные игры хорошо развивают физически, укрепляют силу воли и выдержку. Они
вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развивают
мышление, воображение, активизируют умственную деятельность, воспитывают
активность, сноровку и сообразительность.
Игры создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Формирует чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными
праздниками и традициями. Развивает нравственные и патриотические чувства, учат
преодолевать неудачи, переживать неуспех.
Народные игры знакомят с различными видами фольклора. Это – считалки, перевертыши,
загадки, зачины, хороводы, заклички, народные песни. Они сохраняют свою
художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший,
неповторимый народный колорит.
Большую помощь по приобщению детей к истокам культуры может принести
сотрудничество с семьей. Первые участники игр малышей – родители. При проведении
развлечений и праздников дети совместно с родителями разучивают слова, готовят
костюмы, знакомятся с правилами игры. Это объединяет семью, наполняет ее досуг новым
содержанием. Помогает родителям лучше узнать своего ребенка, стать его другом.
Народные игры – одно из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в
семье между взрослыми и детьми.
Народные игры не требуют сложного оборудования, специально отведенного места и
времени. В соответствии с требованиями ознакомление с этими играми необходимо
проводить постоянно, а не от случая к случаю. Педагог должен сам хорошо знать
народные игры, историю их появления, а также уметь заинтересовать детей. Воспитатель,
кроме всего прочего, должен знать разные варианты одной и той же игры, способы
окончания и начала игры, знать считалки, владеть различными способами сбора детей на
игру. А самое главное - он должен иметь гибкую позицию: он равноправный партнер в
игре, а не равнодушный взрослый, наблюдающий со стороны.
Для подбора игр надо учитывать возраст детей, климатические и сезонные условия,
разновидности движений, физическую и эмоциональную нагрузку.
В начале обучения игре воспитатель должен четко, лаконично и образно объяснить детям
правила, последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и
использование оборудования. Необходимо, чтобы ребенок понял смысл игры и вообразил
игровые ситуации, а для этого можно задать один-два уточняющих вопроса. На игру детей
можно собрать зачином, а роли распределить с помощью жеребьевки. Основная часть
времени предоставляется конкретным игровым действиям.
После игры надо подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и
отрицательные стороны, проанализировать игровые действия вместе с детьми.
Обязательно надо положительно отметить поступки тех ребят, кто проявил смелость,
выдержку, ловкость, товарищескую взаимопомощь.
Для детей младших групп рекомендуются элементарные по содержанию и правилам игры.
Основная роль здесь отводится педагогу. В средней группе педагог может усложнить
правила и даже назначить водящего. В средних группах широко используются сюжетные
игры «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др. Для детей старших групп игры
усложняются по содержанию, по количеству ролей, вводятся задания на коллективное
соревнование. Дети этого возраста могут быстро переключиться с одной деятельности на
другую, например «День и ночь», «Салки в кругу», «Совушка».
Дети подготовительных групп играют в более сложные игры, развивающие морально-
волевые качества. Они могут придумать и организовать самостоятельно игры, например в
игре «Заморожу», дети придумывают «лыжников» и «конькобежцев», которых заморозить
нельзя, но они могут «разморозить» детей. Дети проявляют свое творчество и в
малоподвижных играх, таких как «Как у дядюшки Трифона», «Жмурки».
Народные игры можно и нужно использовать в работе с дошкольниками, т.к., играя, мы
сохраняем культурное наследие, воспитываем достойных будущих граждан России,
патриотов своего Отечества. А это и есть основы духовно-нравственного здоровья.