Напоминание

"Влияние народных игр на физическое развитие дошкольников"


Автор: Первакова Татьяна Дмитриевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/С №16
Населённый пункт: город Белореченск Краснодарский край
Наименование материала: консультация
Тема: "Влияние народных игр на физическое развитие дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающий огромной воспитательной силой. Народные игры имеют многовековую

историю, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные

традиции. Они, как правило, основывались на обрядах и народных праздниках. В

народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о смелости,

чести, выдержке и стремление к победе.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В

народных играх много юмора, соревновательного задора. В них отражается исконная

любовь народа к веселью и удальству. Это определяет педагогическую ценность

народных игр, т.к. доброжелательный смех действует на ребенка сильнее, чем замечания.

Многие из них незаслуженно забыты. Приобщение к народным традициям особенно

значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость

за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои

истоки.

Народные игры хорошо развивают физически, укрепляют силу воли и выдержку. Они

вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развивают

мышление, воображение, активизируют умственную деятельность, воспитывают

активность, сноровку и сообразительность.

Игры создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Формирует чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными

праздниками и традициями. Развивает нравственные и патриотические чувства, учат

преодолевать неудачи, переживать неуспех.

Народные игры знакомят с различными видами фольклора. Это – считалки, перевертыши,

загадки, зачины, хороводы, заклички, народные песни. Они сохраняют свою

художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший,

неповторимый народный колорит.

Большую помощь по приобщению детей к истокам культуры может принести

сотрудничество с семьей. Первые участники игр малышей – родители. При проведении

развлечений и праздников дети совместно с родителями разучивают слова, готовят

костюмы, знакомятся с правилами игры. Это объединяет семью, наполняет ее досуг новым

содержанием. Помогает родителям лучше узнать своего ребенка, стать его другом.

Народные игры – одно из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в

семье между взрослыми и детьми.

Народные игры не требуют сложного оборудования, специально отведенного места и

времени. В соответствии с требованиями ознакомление с этими играми необходимо

проводить постоянно, а не от случая к случаю. Педагог должен сам хорошо знать

народные игры, историю их появления, а также уметь заинтересовать детей. Воспитатель,

кроме всего прочего, должен знать разные варианты одной и той же игры, способы

окончания и начала игры, знать считалки, владеть различными способами сбора детей на

игру. А самое главное - он должен иметь гибкую позицию: он равноправный партнер в

игре, а не равнодушный взрослый, наблюдающий со стороны.

Для подбора игр надо учитывать возраст детей, климатические и сезонные условия,

разновидности движений, физическую и эмоциональную нагрузку.

В начале обучения игре воспитатель должен четко, лаконично и образно объяснить детям

правила, последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и

использование оборудования. Необходимо, чтобы ребенок понял смысл игры и вообразил

игровые ситуации, а для этого можно задать один-два уточняющих вопроса. На игру детей

можно собрать зачином, а роли распределить с помощью жеребьевки. Основная часть

времени предоставляется конкретным игровым действиям.

После игры надо подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и

отрицательные стороны, проанализировать игровые действия вместе с детьми.

Обязательно надо положительно отметить поступки тех ребят, кто проявил смелость,

выдержку, ловкость, товарищескую взаимопомощь.

Для детей младших групп рекомендуются элементарные по содержанию и правилам игры.

Основная роль здесь отводится педагогу. В средней группе педагог может усложнить

правила и даже назначить водящего. В средних группах широко используются сюжетные

игры «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др. Для детей старших групп игры

усложняются по содержанию, по количеству ролей, вводятся задания на коллективное

соревнование. Дети этого возраста могут быстро переключиться с одной деятельности на

другую, например «День и ночь», «Салки в кругу», «Совушка».

Дети подготовительных групп играют в более сложные игры, развивающие морально-

волевые качества. Они могут придумать и организовать самостоятельно игры, например в

игре «Заморожу», дети придумывают «лыжников» и «конькобежцев», которых заморозить

нельзя, но они могут «разморозить» детей. Дети проявляют свое творчество и в

малоподвижных играх, таких как «Как у дядюшки Трифона», «Жмурки».

Народные игры можно и нужно использовать в работе с дошкольниками, т.к., играя, мы

сохраняем культурное наследие, воспитываем достойных будущих граждан России,

патриотов своего Отечества. А это и есть основы духовно-нравственного здоровья.



В раздел образования