Напоминание

Нужно ли воспитывать ребенка?


Автор: Долгова Любовь Алексеевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ Верхняковская СОШ
Населённый пункт: х. Верхняковский, Верхнедонской р-он, Ростовская обл.
Наименование материала: эссе
Тема: Нужно ли воспитывать ребенка?
Раздел: полное образование





Назад




Нужно ли воспитывать ребенка?

Всякое

искусство,

и

искусство

воспитания

тоже,

имеет

целью

восполнить то, чего не достает от

природы

Аристотель

* * *

Думаю, что каждый взрослый человек, хотя бы раз в жизни задавал

себе вопрос «Нужно ли воспитывать ребенка? Не вмешиваемся ли мы в

естественный жизненный процесс?». Ведь природа наградила ЧЕЛОВЕКА

разумом,

наблюдательностью,

аналитическим

умом...

Современной

мир

наделен массой всевозможных средств и источников полезной информации,

позволяющих

самосовершенствоваться.

И

может

быть,

вступив

в

третье

тысячелетие, проблема воспитания сама по себе отпадет? Но разве во время

кризисного периода общественного развития не было массового и бездумного

отказа

от

воспитания

школьников?

Поменялись

ценностные

ориентации:

«разум подменяется мистической игрой, труд как ценность уступает место

роскоши, а содержание любви низводится до секса...». Многие родители

отклонились

от

воспитания

своих

детей.

Что

получили?

Наркомания,

пьянство,

разбой,

насилия,

убийства,

нежелание

молодого

поколения

зарабатывать себе на жизнь честным путем, живя по принципу «много всего

и сразу». Но только российский педагог, а классный руководитель, как никто

другой,

всегда

знал

и

помнил

свое

высокое

предназначение

-

выводить

ребенка в достойную жизнь...

Времена изменились. Современности нужен грамотный, творческий,

здоровый

нравственно

и

физически,

свободный

от

комплексов

и

предрассудков человек, способный самостоятельно по своему убеждению и

возможно стям

принимать

верные

решения,

направленные

н а

совершенствование, а не на падение личности, уважающий законы и нормы

общества.

Я часто слышу, что ребенок - открытая, ранимая душа, принимает мир

таким, каким мы, взрослые, его представляем. Но нельзя забывать, что и

ребенок имеет свои особенности, свое видение, свое мнение. Значит, все -

таки процесс воспитания играет огромную роль в гармоничном развитии

личности. Но как подходить к воспитанию, чтобы не навязывать свое мнение

и

не

«убить»

в

ребенке

индивидуальность?

В

своей

работе

с

классным

коллективом

я

много

лет

руководствуюсь

принципом

«Детей

не

надо

воспитывать,

с

детьми

нужно

дружить».

Разве

это

не

противоречит

сказанному

выше?

Нет,

ибо

воспитание,

а

не

давление,

дружба

не

«заигрывание», а скорее доверие. Важно, чтобы ребенок тебе верил, мог

довериться,

раскрыться.

От

воспитателя

же

требуется

чувство

справедливости, уважения, и также вера в ребенка. Классный руководитель

должен понимать своих детей, знать мотивы, движущие ими при решении тех

или

иных

жизненных проблем,

учить

решать

эти

проблемы

и

достойно

выходить

из

любой

ситуации,

конструктивно

решать

конфликты

и

разногласия,

значит,

должен

быть

рядом

с

детьми

постоянно,

находить

индивидуальный

подход

к

каждому

конкретному

ребенку,

обучать

и

воспитывать человека согласно его склонностям, потребностям и интересам.

Именно

тогда

ребенок

будет

активен,

открыт

к

общению

и

восприятию

окружающего мира, станет созидателем и своего будущего и будущего своей

страны.

Исходя из того, каким должен быть человек третьего тысячелетия, вижу

систему воспитания, направленную на развитие ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ,

способной строить жизнь, достойную Человека. /Еще великий педагог К. Д.

Ушинский разработал методику педагогических приемов индивидуального

подхода

к

детям,

и

тем

самым

дал

начало

понятию

«личностно

-

ориентированное

образование»/.

Однако,

чтобы

эта

система

была

реализована в её индивидуальном варианте, классный руководитель должен:

индивидуализировать деятельность учащегося;

индивидуализировать восприятие учащимися средового окружения;

индивидуализировать педагогическую помощь детям в разрешении их

жизненных проблем, а значит, и коррекционные влияния на учащихся;

индивидуализировать осмысление учащимися жизни и своего «Я» в

этой жизни;

диагностировать индивидуальное развитие личности учащегося.

И я, воспитывая четвертое поколение детей, задавая себе вопрос «Как

воспитывать и с чего начинать?», чтобы не нарушить одну из заповедей «Не

навреди!», пытаюсь видеть в каждом классном коллективе, в каждом еще

маленьком человечке его неповторимость, найти изюминку и развить все

лучшее, принимая ребенка как данность. Мне нравятся слова «Ребенок не

сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». А разве

можно зажечь факел, если не будешь гореть сам? Вот в этом и есть основное

предназначение классного руководителя - гореть, чтобы зажечь, чтобы факел

любви, его безграничной любви к детям, мог освещать жизненный путь его

воспитанников.



В раздел образования