Автор: Сизикова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 48
Населённый пункт: г. Ленинск - Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Виды детской одаренности"
Раздел: дошкольное образование
Виды детской одаренности
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Выделяют следующие критерии детской одаренности:
1.по основанию «Виды деятельности»;
2.по формам проявления
3.«Широта проявлений в разных видах деятельности»
По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:
Познавательная
При этом виде одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место,
однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети
этого вида одарённости прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться.
Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые
особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким,
а в ряде случаев даже приятным. Именно из детей с познавательной одаренностью
получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера
своего дела.
Художественно - эстетическая одаренность.
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных кружках,
студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и
исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей
области.
Социальная одаренность.
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в
нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать,
ладить с другими. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую
область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством
межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять
лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений
социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в
которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение
принимать решение; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с
планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления
движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и
знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.
.
2.По критерию «Формам проявления»
явная
скрытая
Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, называют
явной и, напротив, проявляющуюся в завуалированной, замаскированной форме –
скрытой одаренностью
3.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»
общая (проявляется в разных видах деятельности )
специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах
деятельности(музыка, живопись, спорт и т.д)
Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности .На первый план
здесь выступают умственные (познавательные) способности, вокруг которых
выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности (музыка,
живопись, спорт и т.д.).
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают
специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных
особенностей и своеобразия окружения ребенка .