Автор: Иванова Нина Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Чудово Новгородская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Звуки скрипки так дивно звучали
Раздел: среднее образование
Технологическая карта
Технологическая карта изучения темы (название темы)
Тема
Тема: «Звуки скрипки так дивно звучали»
Цель
Познакомить с возможностями скрипки
Тип урока –
Открытие нового знания
Основное содержание темы, термины и понятия
Интерпретация, виртуоз,
Планируемый результат:
Предметные
Метапредметные.
Расширение представления учащихся о выразительных
в о з м о ж н о с т я х
с к р и п к и
е е
с о з д а т е л я х
и
исполнительском мастерстве скрипачей
Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся
Постижение
музыкального
образа
через
сравнение
различных интерпретаций произведения
Р - регулятивные
К - коммуникативные:
П - познавательные:
Л
- личностные:
– постановка учебной задачи, составление плана и
последовательности действий, находить и исправлять ошибки,
оценивать свои достижения, причины неудач.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на события, поступки. работать
в группе. Сотрудничать в совместном решении проблемы.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из
различных источников (словари, энциклопедии, справочники,
электронные диски, сеть Интернет). Самостоятельно
предполагать, какая дополнительная информация будет нужна
для изучения незнакомого материала. Анализировать,
сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
- Положительная мотивация
Организация пространства
Межпредметные связи
ФОУД
–
форма
организации
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и
обучающихся
Ресурсы
Интеграция с учебным предметом
Литература, изобразительное искусство
Ф – фронтальная, И –
индивидуальная,
Г-групповая,
Учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Фонохрестоматия 5 класс
Фортепиано
Мультимедия
Музыкальный словарь
Энциклопедия юного музыканта
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
УУД
1 Этап мотивации
(самоопределения)
2 Актуализация знаний
3 Постановка учебной задачи
4 Открытие новых знаний
Настраивание учащихся на деятельность
(звучит музыка Паганини)
-Какое настроение вызывает у вас музыка?
- Какой инструмент помог вам определить характер
музыки?
- Определите тему урока.
Что вы знаете о скрипке, о муз произведениях, в
которых звучит скрипка?
Темой нашего урока будут служит строки
А .Толстого
Звуки пели, дрожали так звонко,
Замирали и пели сначала…
Звуки скрипки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи…
Слушание музыки Паганини
приподнятость настроения
Скрипка
Ответы детей – скрипка-
музыкальный инструмент
относящийся к группе струнных
смычковых инструментов.
Л -Положительная
мотивация
Р-постановка
учебной задачи,
5. Самостоятельная работа с
самопроверкой
Какова цель урока?
Слайд1
План урока
1 Работа в группах (История возникновения
скрипки, Секрет звучание скрипки (изготовление),
скрипачи-виртуозы)
2. Музыкальные понятия
3. Единство инструмента и живописных полотен.
4. Скрипка в литературных произведениях.
1 Работа в группах
1 группа – работа с муз словарями (понятия)
2 группа – История возникновения скрипки
3группа – Секрет звучание скрипки (изготовление)
4 группа – скрипачи-виртуозы
Выступление групп.№2, №3,,№4, №1
Группа №1 работала с муз энциклопедиями и
познакомят нас с муз понятиями.
Рассказ учителя(дополнение)
2. Музыкальные понятия интерпретация
-«Каприс» Н. Паганини очень красивое
произведение, и пусть оно написано в 19 веке,
популярность не утратило до сих пор. Многие его
слушают в исполнении скрипки. Наш современник
композитор Виктор Зинчук сделал обработку для
гитары, но от этого «Каприс» не стал хуже.
-У Сергея Рахманинова написано «Рапсодия для
фортепиано».
- Прослушав одно произведение в разных
исполнениях, утратило ли оно свою уникальность?
А в каком исполнении вам понравилось больше, и
почему.
Наша цель- больше узнать о
возможностях скрипки
Работа в группах по поиску
информации ( учебник, муз словарь,
энциклопедии юного музыканта)
Каждая группа представляет
доклады.
Интерпретация- переложение
музыкального произведения для
других инструментов
Слушанье музыки. «Каприс» в
разных интерпретациях
составление плана и
последовательности
действий
К - Участвовать в
диалоге; слушать и
понимать других,
высказывать свою
точку зрения на
события, поступки.
работать в группе.
Сотрудничать в
совместном
решении проблемы.
П -поиск
необходимой
информации для
выполнения
учебной задачи
Домашнее задание
-Что нового вы узнали? – Что особенно удивило?
Поразило?, О чём можете рассказать ?.....
Оцените работу групп.
Слайд 2
3. Единство инструмента и живописных полотен
Картины скрипачей разных эпох.
- Рассмотрите картины.
Определите по выражению лица скрипачей, какая
музыка звучит с той или иной картины?
- Сравните картины.
- Что в них общего?
- В чем различие картин?
- Какой вывод вы можете сделать?
Прослушайте муз фрагменты произведений
Определите, какой из картин созвучно то или иное
сочинение.(«Мелодия» П.Чайковский, Концерт для
скрипки, клавесина, фортепиано А. Шнитке,
«Чакона» Баха)
Оцените свою работу(правильность соотнесения
картин и музыки)
4. Скрипка в литературных произведениях.
-Какие литературные произведения вы читали, в
которых упоминается муз инструмент скрипка?
Изображение человека со скрипкой
Одежда на скрипачах разных эпох
Выражение лица
Музыканты играют музыку разного
характера
Слушанье музыки.(«Мелодия»
П.Чайковский, Концерт для скрипки,
клавесина, фортепиано А. Шнитке,
«Чакона» Баха
Р -находить и
исправлять ошибки,
оценивать свои
достижения,
причины неудач.
П -Анализировать,
сравнивать,
группировать
различные объекты,
явления, факты.
Р -находить и
исправлять ошибки,
оценивать свои
Рефлексия урока
В рабочей тетради прочитать рассказ К
Паустовского «Струна». Почему героя рассказа
сравнивают с Паганини?
Какую учебную задачу ставили?
- Решили мы задачу?
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Закончите предложения
Сегодня на уроке я узнал(а) (что?)
Сегодня самым неожиданным для меня стало (что?)
Осталось непонятным (что?)
Спасибо за урок
Расширение представления о
выразительных возможностях
скрипки ее создателях и
исполнительском мастерстве
скрипачей
достижения,
причины неудач.
К -формулировать
собственное мнение
и позицию
(формирование
умения объяснять
свой выбор);