Напоминание

""По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель (1828 – 1910). "Война и мир" - роман – эпопея: проблематика, образы, жанр. Кутузов и Наполеон в романе "Война и мир".


Автор: Акиньшина Елена Петровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина"
Населённый пункт: город Люберци, Московская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: ""По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель (1828 – 1910). "Война и мир" - роман – эпопея: проблематика, образы, жанр. Кутузов и Наполеон в романе "Война и мир".
Раздел: полное образование





Назад




Тема занятия

:

«По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель

(1828 – 1910). «Война и мир» - роман – эпопея: проблематика, образы, жанр.

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

Цели:

1.

Образовательная

а) углубить знания обучаемых о жизни и творчестве Л.Н.Толстого;

б) познакомить обучаемых с произведением «Война и мир»;

в) отрабатывать выполнение мини-проекта в групповой работе.

2.

Развивающая

а)

развивать

внимание,

умение

анализировать,

применять

полученные по другим предметам знания;

б) развивать умение подбирать и выполнять презентацию.

3.

Воспитательная

а)

воспитание

любви

к

родному

языку,

чтению,

эстетического

отношения к слову;

б) воспитывать аккуратность, ответственность, уважение друг к

другу;

в) способствовать воспитанию уважения к старшему поколению.

Оборудование: доска, телевизор, DVD, раздаточный печатный материал

«Жизнь и творчество Л.Н.Толстого».

Демонстрационный

материал

мини-проект

(презентация)

«Жизнь

и

творчество Л.Н.Толстого»;

Документальный фильм о Л.Н.Толстом;

1

Структура урока

I.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(«надо», «хочу», «могу»).

А) Подготовительная работа по выполнению мини-проекта (презентации) на

тему: «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого».

- Для начала найти партнеров для подбора материала;

- выяснение мнения своих товарищей по поводу темы;

- создание команды для совместной деятельности (3-4 человека);

- верьте в свои силы и способности, которые преумножаются, когда есть

общая цель и желание работать вместе!..;

- выделите проблему и начинайте ее решать в своем проекте.

Б) Подготовительная работа по отбору материала из числа подготовленных

документальных фильмов.

- Просмотр материалов, подготовленных обучаемыми, с целью выявления

наиболее удачного для демонстрации во время проведения занятия;

В ) Отбор

материала

и

подготовительная

работа

для

выступлений

на

заданные темы.

- Обучаемые самостоятельно подбирают и готовят сообщения;

- отбор наиболее удачных по содержанию выступлений.

Г) Приветствие обучаемых, проверка готовности к занятию.

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, студенты. Наше занятие мне хотелось бы начать с улыбки на

ваших лицах.

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Улыбнёмся

началу

нового

дня

и

друг

другу.

Я

надеюсь

на

ваше

взаимопонимание, добродушие.

II.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального

затруднения

в

пробном

действии

(изученное,

новое,

обобщение;

самостоятельное

выполнение

учебного

действия;

фиксирование

индивидуальных затруднений: завершение этого этапа – организация выхода

в рефлексию).

1)

Вступительное

слово

преподавателя.

Мы

приступаем

с

вами

к

углублению знаний о Л.Н.Толстом. У каждого из вас имеется раздаточный

материал

«Жизнь

и

творчество

Л.Н.Толстого»,

которым

вы

можете

пользоваться

во

время

занятия,

а

потом

возьмете

его

себе

для

использования

во

время

зачета.

В

раздаточном

материале

после

просмотра, подготовленной группой обучаемых презентации, вы сделаете

пометки:

- что вы уже знали;

- что нового узнали;

- что понравилось;

- какой вывод можете сделать.

2

Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет обучаемых на ее

решение,

организует

поиск

решения,

используя

дифференцированный

и

индивидуальный подход.

Вопрос – проблема:

- Какие ключевые слова в названии темы занятия?

- О чем сегодня будем говорить?

- Ключевые слова в названии темы:

А) Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель;

Б) «Война и мир» - роман – эпопея;

В) Кутузов и Наполеон.

Раздаточный печатный материал:

1)

«Жизнь и творчество Л.Н.Толстого».

Схема – конспект по биографии Л.Н.Толстого

1.

1828 – 1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности.

2.

1849 – 1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

3.

1851 – 1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

4.

1860 – 1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

5.

1880 – 1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

6.

1900 – 1910 гг. Люди и встречи. Исход.

История создания романа.

Над

романом

«Война

и

мир»

Л.Н.Толстой

работал

с

1863

по

1869

годы.

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее

осталось всего три главы. Л.Н.Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири

декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г., накануне отмены

крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г.,

затем отодвинул начало действия к 1812 г. – времени детства и юности декабристов. Но

так как Отечественная война 1812 г. была тесным образом связана с кампанией 1805 –

1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.

Шли

напряженные

поиски

заглавия

романа.

Первоначальное,

«Три

поры»,

перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше

уходил в прошлое; в центре внимания оказалась только одна пора – 1812 год. Так

появилась

иная

дата.

Первые

главы

романа

публиковались

в

журнале

«Русский

вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 году возникает новый вариант, уже не

конкретно - исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И

наконец, в 1867 году – еще одно название, где историческое и философское образовали

некое равновесие, - «Война и мир».

Историческая основа и проблематика романа.

Написанию

романа

предшествовала

огромная

работа

над

историческими

материалами.

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех

этапах борьбы России с бонапартистской Францией.

В 1-ом томе описываются события 1805 года, когда Россия воевала в союзе с

Австрией на ее территории;

Во 2 - ом томе – 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии;

3 – ий том – 1812 год;

4 – ый том – 1812 -1813 гг. Оба посвящены широкому изображению Отечественной

войны 1812 года, которую вела Россия на родной земле.

3

В эпилоге действие происходит в 1820 году.

Так действие в романе охватывает 15 лет.

Вывод: Основу романа составляют исторические военные события, художественно

претворенные писателем.

Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях лысые Горы и

Отрадное. Военные события – в Австрии и России.

Общественные

проблемы

разрешаются

в

связи

с

той

или

иной

группой

действующих лиц:

Образами представителей народной массы, спасших родину от французского

нашествия;

Образами Кутузова и Наполеона Толстой ставит проблему народных масс и

личности в истории;

Образами Пьера Безухова и Андрея Болконского – вопрос о передовых деятелях

эпохи;

Образами Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен – затрагивает женский

вопрос;

Образами

представителей

придворной

бюрократической

орды

проблему

критики правителей.

Смысл названия романа, герои и композиция.

Всего в романе свыше 550 действующих лиц.

Заглавие романа образно передает его смысл.

«Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к

которому должны стремиться люди.

«Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть и разъединение

людей, их вражда.

Заложенная в названии романа антитеза определяет группировку образов.

Одни

герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) – это «люди мира», ненавидящие не только

войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.

Другие

герои

(Курагин,

Наполеон,

Александр

1)

«люди

войны»

(независимо,

разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущие разъединение, вражду,

эгоизм, преступную аморальность).

В

романе

обилие

глав

и

частей,

большинство

которых

имеют

сюжетную

законченность.

Краткие

главы

и

множество

частей

позволили

Толстому

перемещать

повествование во времени и пространстве и благодаря этому в одном романе сотни

эпизодов.

История

жизни

героев

дается

вне

какой-то

временной

законченности.

Повествование в эпилоге романа обрывается на завязке новых конфликтов, т.е. с эпилога

можно начать новый роман об этих героях.

Жанр романа «Война и мир».

Долго не могли определить жанр «Войны и мира». Сам Толстой отказывался

определить жанр своего создания и возражал против названия его романом. Просто книга

– как Библия.

«Что

такое

«Война

и

мир»?

Это

не

роман,

еще

менее

поэма,

еще

менее

историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той

форме, в которой оно выразилось». (Л.Н.Толстой)

Н.Страхов: «…Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая

хроника, это хроника семейная…это быль, и били семейная».

И.С.Тургенев: оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в себе

эпопею, исторический роман и очерк нравов».

В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-

эпопея».

4

«Романные»

признаки:

развитие

сюжета,

в

котором

есть

завязка,

развитие

действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для всей сюжетной линии в

отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.

Признаки

эпопеи

тема

(эпоха

больших

исторических

событий);

идейное

содержание

«моральное

единение

повествователя

с

народом

в

его

героической

деятельности,

патриотизм…прославление

жизни,

оптимизм;

сложность

композиции;

стремление автора к национально – историческому обобщению».

Некоторые

литературоведы

определяют

«Войну

и

мир»

как философско

исторический роман.

Но надо помнить, что история и философия в романе – только

составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего

народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман – эпопея.

5

Задание:

В

раздаточном

материале

после

просмотра,

подготовленной

группой

обучаемых презентации, вы сделаете пометки:

- что вы уже знали __________________________________________________________

- что нового узнали _________________________________________________________

- что понравилось ___________________________________________________________

- какой вывод можете сделать ________________________________________________

2) Правила написания синквейна:

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) —

«пять»,

означает

«стихотворение,

состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение,

написанное в соответствии с определенными правилами.

1

строка

одно

слово:

обычно существительное или местоимение,

которое

обозначает предмет, о котором пойдет речь. Заголовок, тема синквейна.

2 строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание

признаков и свойств выбранного вами предмета или объекта.

3 строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта.

4

строка

фраза

из

четырёх

(иногда

пяти)

слов,

выражающая в а ш е личное

отношение к описываемому предмету или объекту.

5строка–одно слово-резюме, вывод характеризующий суть предмета

или объекта,

одно слово, существительное.

____Л.Н.Толстой___________________________________________________________

__1._______________________________________________________________________

__2._______________________________________________________________________

__3._______________________________________________________________________

__4._______________________________________________________________________

__5._______________________________________________________________________

_____М.И.Кутузов__________________________________________________________

__1._______________________________________________________________________

__2._______________________________________________________________________

__3._______________________________________________________________________

__4._______________________________________________________________________

__5._______________________________________________________________________

_____Б.Наполеон___________________________________________________________

__1._______________________________________________________________________

__2._______________________________________________________________________

__3._______________________________________________________________________

__4._______________________________________________________________________

__5._______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3)Обучаемые записывают на листы с раздаточным материалом вывод:

- «сегодня я узнал…»,

- «я понял, что …»

«было трудно…»,

- «я научился …»,

- «у меня получилось…»,

- «я смог…».

Вывод: ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6

III.

Выявление

мест

и

причин

затруднения

(

коррекция

знаний

обучаемых).

Задание: Дома в раздаточном материале после просмотра, подготовленной

группой обучаемых презентации и документального фильма, вы сделаете

пометки:

- что вы уже знали;

- что нового узнали;

- что понравилось;

- «было трудно понять…», «я понял…»;

- какой вывод можете сделать.

IV.

Построение

проекта

выхода

из

затруднения

(обдумывается

проект будущих действий; ставятся цели – устранение затруднений, план

достижения цели; выбор способа, средства – процессом руководит учитель

организуя подводящий и побуждающий диалог).

Представление

плана

занятия,

выбор

способов

и

средств

для

достижения цели.

План:

Материал занятия.

1. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.

2.

Знакомство

с

романом

«Война

и

мир»

-

выступления

обучаемых

и

дополнения преподавателя:

а) История создания романа;

б) Историческая основа и проблематика романа;

в) Смысл названия романа, герои и композиция;

г) Жанр романа «Война и мир».

3. Продолжение вступительного слова преподавателя.

4. Просмотр документального фильма о Л.Н.Толстом и о создании романа –

эпопеи «Война и мир».

5. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

6.

Написание

синквейнов

по

темам:

«Л.Н.Толстой»,

«М.И.Кутузов»,

«Б.Наполеон».

V. Реализация построенного проекта

(УУД фиксируются в уст. и пис.

форме как образец, учитель организует рефлексию учащихся)

.

1. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого:

а)

-

презентация (представление и просмотр презентации, выполненной

группой

обучаемых,

но

обработанной

конкретным

исполнителем

(обучаемым) – Кучиным Никитой).

При

просмотре

презентации

запишите

вопросы,

которые

вы

зададите

(помните, что ответ вы должны знать)

7

Эвристическая беседа.

Вопросы после просмотра презентации:

-

Как

звали

мать

Л.Н.Толстого?

(Мать

Л.Н.Толстого

княжна

Мария

Николаевна Волконская.)

- Где прошло детство писателя?

(Детство прошло в Ясной Поляне).

- Годы военной службы? ( 1851 – 1855 гг.)

- Для кого Л.Н.Толстой строил школы?

(Л.Н.Толстой строил школы для

крестьянских детей).

- Годы работы над романом – эпопеей «Война и мир».

(1863-1869 гг.)

- Какие произведения вы знаете, которые написал Л.Н.Толстой?

(Трилогия

«Детство. Отрочество. Юность», роман «Анна Каренина» (1877 г.) и др.).

б) – запись в тетради схемы – конспекта по биографии Л.Н.Толстого.

2) Выступления обучаемых:

а) История создания романа ( Гапешин Егор);

б) Историческая основа и проблематика романа (Матвейчук Николай);

в) Смысл названия романа, герои и композиция (Вениченко Николай);

г) Жанр романа «Война и мир» (Клименков Кирилл).

3) Продолжение вступительного слова преподавателя.

Вступительное слово преподавателя.

Далее вы просмотрите документальный фильм о Л.Н.Толстом и о создании

романа – эпопеи «Война и мир». На раздаточном материале можете делать

пометки для использования при написании синквейна.

4) Просмотр документального фильма.

5) Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» - выступления обучаемых с

докладами:

а) Николаев Владимир - «М.И.Кутузов»;

б) Лагунов Артем – «Б.Наполеон».

8

Михаил Илларионович Кутузов.

С одним из главных исторических персонажей романа – эпопеи - образом Кутузова

- читатель впервые знакомится в сцене описания смотра под Браунау. Толстой показывает

Михаила Илларионовича глазами солдат и батальонных командиров. Они воодушевлены.

Кутузов стремится сказать каждому что – то приятное, шутит. Как заботливый отец,

проверяет он готовность полка к военному походу, смотрит Кутузов, как одеты солдаты,

замечает

разбитую

обувь,

через

адъютанта

передает

требование

переодеть

солдат.

Л.Н.Толстой намеренно подчеркивает, что Кутузов уже стар, тяжело ступает, с трудом

опускает ногу с подножки коляски. Это важно не только в плане исторической реальности,

но и в концептуальном. Как известно, Л.Н.Толстой, будучи писателем – философом, был

склонен недооценивать роль личности в истории. В то же время автор убедительно

показывает,

как

хорошо

Кутузов

справляется

со

своей

миссией.

В

каждом

своем

подчиненном он видит человека и, принимая на себя ответственность за жизни этих

людей, дает им понять, насколько высоко он ценит их подвиги. Так, например, это

убедительно

раскрывается

в

сцене

смотра,

когда

Кутузов

видит

в

строю

капитана

Тимохина. Он помнит этого храброго офицера еще по измайловскому походу. Солдаты же

тоже, в свою очередь, любят и уважают главнокомандующего, называют его отцом.

Вместе с тем Л.Н.Толстой показывает, что Кутузов – все – таки значительная

фигура

в

истории.

У

него

внушительная

манера

речи,

завораживающая

«приятным

изяществом выражений и интонацией, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо

сказанное слово». Писатель также подчеркивает душевную красоту главнокомандующего,

который постоянно улыбается. Кутузов ценит своих ближайших сподвижников, которые

понимают его с полуслова.

Перед

тем

как

по слать

от ряд

Багратиона

задержать

ф р а н ц у з о в ,

главнокомандующий

напряжен,

сосредоточен

на

военной

тактике:

мысль

и

забота

заслоняют

ему

зрение.

Как

известно,

Кутузов

потерял

глаз

после

ранения.

Но

этот

физический недостаток не мешает ему как стратегу видеть военную картину событий. Ему

помогает сила интеллекта. Кутузов верит в Бога, уповает на него в трудные моменты.

Прощаясь с Багратионом, он крестит его и восклицает: «Христос с тобой!» Это опять –

таки соответствует толстовской концепции образа выдающейся исторической личности,

народного героя и заступника, каким предстает в романе М.И.Кутузов.

Как и во всех своих любимых героях, Л.Н.Толстой подчеркивает в Кутузове красоту

не физическую (описывая его тучным, обрюзгшим, заплывшим жиром), а душевную,

подчеркивая

умное,

доброе

и

одновременно

тонко

насмешливое

выражение

лица

главнокомандующего. Кутузов не марионетка, не сухой военачальник. Толстой постоянно

подчеркивает живые человеческие черты в его образе. Лишь однажды изображает он на

страницах романа лицо Кутузова, которое поражает своей холодной строгостью. Этот

портрет Михаила Илларионовича мы видим в сцене сдачи Москвы, на которую как на

вынужденную

меру

идет

главнокомандующий,

чтобы

сохранить

русскую

армию,

солдатские жизни, тот самый народ, который он готов защищать до последней капли

крови.

Фатализм Л.Н.Толстого в восприятии истории и недооценка роли выдающихся

исторических деятелей в ее событиях ярко проявляется в сцене, когда Кутузов выясняет,

что не выполнен его приказ о наступлении. Он задыхается от бешенства и гнева, ругается.

Эта

сцена

демонстрирует

бессилие

человека,

который

именно

в

это

время

обладает

высочайшей властью в России. Л.Н.Толстой неслучайно акцентирует на этом внимание

читателей. Он объясняет, что многие действия главнокомандующий предпринимает не по

своей

воле.

Он

вынужден

соглашаться

с

другими

людьми,

с

обстоятельствами.

Тарутинское сражение, в котором казаки не слушают приказов и вместо того, чтобы

преследовать

до

конца

французские

войска,

начинают

делить

захваченные

трофеи,

убедительно показывает это. Авторские комментарии об отношении Кутузова к этому

сражению также подчеркивают основную мысль Л.Н.Толстого в восприятии истории: «Он

9

(Кутузов) знал хорошо, что ничего кроме путаницы не выйдет из этого против его воли

начатого сражения и, насколько то было в его власти, удерживал войска».

Результаты же сражения тоже нельзя назвать позитивными: войска лишь напрасно

потеряли несколько сот людей.

Кутузов, по мнению Л.Н.Толстого, велик тем, что разделяет народное чувство.

Бонапарт Наполеон.

Образу Кутузова в романе противопоставлен Наполеон. Из воззвания Наполеона к

солдатам мы узнаем о личной храбрости императора, о том, что он тонкий психолог,

который умело консолидирует дух нации перед сражением. Вместе с тем для решения

военной задачи Бонапарт использует все средства: он уже отдает приказания армии для

наступления

на

восток,

прощупывает

переправы

через

Неман,

а

все

еще

называет

Александра в письмах «дорогим другом».

Наполеон

в

романе

«Война

и

мир»

четко

противопоставлен

русскому

главнокомандующему – Кутузову. Это проявляется и в отношении к своей армии. Кутузов

вглядывается в лица людей, отмечает наиболее храбрых и близких ему из них. Наполеон

же любит смотреть вперед через подзорную трубу. Приказы отдает адъютант, не поднимая

головы. Они для него лишь обыкновенные поиски в его шахматной игре. И окружающие,

словно ослепленные, принимают правила этой странной и нелепой игры в величие. Так,

например, ради того, чтобы продемонстрировать свою доблесть и верность императору,

польские уланы пытаются на лошадях переплыть реку, хотя Наполеон даже не смотрит на

их мальчишество.

Многие тонут по собственной глупости, хотя за полверсты есть переправа. В

облике

Бонапарта

Л.Н.Толстой

постоянно

подчеркивает

какую

то

уродливую

ущербность: «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на

круглый

живот,

в

белых

лосинах,

обтягивавших

жирные

ляжки

коротких

ног,

и

в

ботфортах». У Наполеона дрожит икра левой ноги. Все эти художественные детали

призваны разоблачить образ сверхчеловека, показать, что Наполеон – простой смертный,

даже далеко не самый привлекательный внешне человек.

В

разговоре

с

русским

генералом

Балашовым,

приехавшим

к

Бонапарту

с

дипломатической миссией , тот, желая унизить императора Александра, восклицает: «И

зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое

ремесло, а его дело царствовать, не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую

ответственность?» Конечно, в этом суждении Наполеон прав: Александр в военном деле

ему не соперник. Но поражает сам факт бравады французского императора.

Перед Бородинским сражением Наполеон тоже рисуется и заботится о том, что

напишут о нем историки. Он любуется портретом сына, пишет прокламации, чтобы

поднять дух своего войска, осматривает местность на коне.

Л.Н.Толстой

не

жалеет

иронии

для

снижения

образа

Наполеона.

Он

пишет:

«Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому,

что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения

его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла». Этот нелепый

пример нужен писателю, чтобы еще раз подчеркнуть, что одна выдающаяся личность

( Ка рл IX

ли,

ПетрI

ли,

Наполеон

ли)не

может

изменить

историю.

Л.Н.Толстой

подчеркивает, что на ход сражения Наполеон влиять не в силах. Не может он остановить

грабежа в сожженной Москве.

10

VI. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

(решение типовых заданий, проговаривание алгоритма УУД).

Назвать годы жизни Л.Н.Толстого (1828 – 1910).

Годы работы над романом «война и мир»? (1863 – 1869)

Сколько лет охватывает действие в романе? (15 лет)

Что

такое

синквейн?

(

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) —

«пять»,

означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное

стихотворение,

а

стихотворение,

написанное

в

соответствии

с

определенными

правилами.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону –

образцу

(используется индивидуальная форма работы).

Написание

синквейнов

по

темам:

«Л.Н.Толстой»,

«М.И.Кутузов»,

«Б.Наполеон».

VIII. Включение в систему знаний и повторения

(уточняются

существенные особенности нового УУД, его роль и место в системе учебных

действий).

Чтение синквейнов ( по 2 про каждого).

IX. Рефлексия учебной деятельности как итог

( фиксируются УУД,

организуется самооценка собственной учебной деятельности – «сегодня я

узнал…», «было трудно…», «я понял, что …», «я научился …», «у меня

получилось…», «я смог…»).

-

Обучаемые

записывают

на

листы

с

раздаточным

материалом

вывод:

«сегодня я узнал…», «я понял, что …»

Домашнее задание:

1)

Выучить материал занятия.

2)

Читать роман – эпопею «Война и мир» - т.1 ч.1.

3)

Ответить на вопросы с помощью опорных выражений, которые даны

на

листах

раздаточного

материала

(«сегодня

я

узнал…»,

«было

трудно…», «я понял, что …», «я научился …», «у меня получилось…»,

«я смог…»), делают вывод.

11

12

Технологическая карта занятия по литературе

1 курс группы № 11, «ПЛА».

Тема занятия:

«По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель (1828 – 1910). «Война и

мир» - роман – эпопея: проблематика, образы, жанр. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

Цель занятия: расширить, углубить знания о Л.Н.Толстом; способствовать воспитанию любви к родному языку и к

историческому (литературному) прошлому нашей Родины.

ТДП – технология деятельностного подхода, личностно – ориентированный подход.

Обучающий компонент:

учащиеся в конце урока должны:

- Знать сведения из биографии Л.Н.Толстого, названия произведений;

- Понимать, какую роль играют произведения Толстого в жизни каждого человека;

- Уметь различать понятия «романные признаки», «признаки эпопеи»; толковать понятие «синквейн».

Развивающий компонент :

- Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умения применять новые знания.

Воспитывающий компонент:

- Воспитание интереса к предмету, к изучению исторического прошлого страны; создание благоприятной атмосферы

поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности уч-ся и

способы выявления уровня

знаний, умений, навыков,

способов деятельности, УУД,

принципы системно-

деятельностного подхода

Мотивация

А) Подготовительная

работа по выполнению

мини-проекта

(презентации) на тему:

«Жизнь и творчество

Л.Н.Толстого».

- верьте в свои силы и способ-

ности, которые преумножают-

ся, когда есть общая цель и

желание работать вместе!..;

- выделите проблему и

начинайте ее решать в своем

- Для начала найти партнеров

для подбора материала;

-

выяснение

мнения

своих

товарищей по поводу темы;

-

создание

команды

для

совместной деятельности (3-4

регулятивные УУД - постановка

учебной задачи на основе

соотнесения известного и

неизвестного; определение

последовательности и плана

действий;

Подготовка к уроку

Подготовка к

восприятию

Б) Подготовительная

работа по отбору

материала из числа

подготовленных

документальных фильмов.

В ) Отбор

выступлений

и

подготовительная

работа

для чтения.

Здоровьесберегающие

технологии

Г) Приветствие

обучаемых, проверка

готовности к занятию.

проекте.

-

Просмотр

мат е р и а л о в ,

подготовленных обучаемыми,

с целью выявления наиболее

удачного для демонстрации во

время проведения занятия;

- отбор наиболее удачных по

содержанию

выступлений

и

работа

над

выразительным

чтением.

- проветривание помещения;

- проверка нормы освещения,

правильного

расположения

рабочих мест.

-

Добрый

день,

студенты.

Н а ш е

ме роприят ие

м н е

хотелось бы начать с улыбки

на ваших лицах.

Улыбнись!

Даже

если

на

сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри,

заглянул

теплый

день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Улыбнёмся началу нового

дня и друг другу. Я надеюсь

человека);

-

П о к а з

ф и л ь м о в

и

обсуждение; выбор наиболее

удачного.

-

Обучаемые самостоятельно

отбирают

и

подготавливают

материал выступлений;

-

отдыхают

и

готовятся

к

началу занятия

-

Обучаемые

настраиваются

на

рабочую

об с т а н ов ку,

организация рабочего места;

-

Оформление

записи

в

тетради – тема занятия: «По

страницам

великой

жизни.

Л.Н.Толстой

ч е л о в е к ,

мыслитель, писатель (1828 –

1910). «Война и мир» - роман

эпопея:

проблематика,

образы,

жанр.

Кутузов

и

Наполеон в романе «Война и

мир».

познавательные УУД - поиск

необходимой информации ( в том

числе с помощью компьютера);

коммуникативные УУД -

сознательная ориентация на

позицию других людей в

совместной деятельности;

планирование работы в группе,

учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками;

регулятивные УУД - осознание

качества и уровня выполнения

задания; волевая саморегуляция;

10 минут (перемена)

5 минут

л и ч н о с т н ы е

р е з у л ь т а т ы

-

готовность и способность к само-

развитию и реализации творческо-

го потенциала в духовной и пред-

метно-практической деятельности.

на

ваше

взаимопонимание,

добродушие.

Актуализация

знаний.

Мотивационно-

организующий этап.

Технология проблемного

обучения

Вступительно е

с л о в о

преподавателя.

Обеспечить

мотивацию

учения,

Совместно

сформулировать

ц е л и

занятия

Актуализировать

знания

учащихся

по

изучаемой

теме.

-

Мы

приступаем

с

вами

к

у г л у б л е н и ю

з н а н и й

о

Л.Н.Толстом.

У

каждого

из

вас

имеется

раздаточный

м а т е р и а л

« Ж и з н ь

и

творчество

Л.Н.Толстого»,

к о т о р ы м

в ы

м о ж е т е

пользоваться во

время занятия,

а

потом возьмете его себе для

использования во время заче

-

та.

Преподаватель

создает

п р о бл е м н у ю

с и т у а ц и ю ,

направляет

обучаемых

на

ее

решение,

организует

поиск

р е ш е н и я ,

и с п о л ь з у я

д и ф ф е ре н ц и рова н н ы й

и

индивидуальный подход.

Вопрос – проблема:

-

Какие

ключевые

слова

в

названии темы занятия?

-

О

чем

с егодня

буд е м

говорить?

- Работают над постановкой

целей проведения занятия.

- Ключевые слова в названии

темы:

А) Л.Н.Толстой – человек,

мыслитель, писатель;

Б) «Война и мир» - роман –

эпопея;

В) Кутузов и Наполеон.

познавательные

УУД – а) общеу-

ч е б н ы е

– с а м о с т о я т е л ь н о е

определение познавательной цели;

выбор наиболее эффективных спо-

собов решения учебных задач;

Осознание уверенности, что четко

поставленная

цель

даст

возмож-

ность эффективно получить знания.

5 минут

Коррекция знаний

учащихся.

Заинтересовать

учащихся

в

выявлении

пробелов

в

знаниях.

В

раздаточном

материале

после

просмотра,

подготов-

ленной

группой

обучаемых

презентации,

вы

сделаете

пометки:

- что вы уже знали;

- что нового узнали;

- что понравилось;

- какой вывод можете сделать.

Обучаемые нацеливаются на

восприятие информации,

готовность к работе коррек-

тировке своих знаний)

познавательные УУД

-

выделение

основной и второстепенной

информации.

2 минуты

Изучение нового

материала

П о с т р о е н и е

п р о е к т а

занятия

Представление плана занятия

План:

1.

Знакомство

с

жизнью

и

творчеством Л.Н.Толстого.

2.

Знакомство

с

романом

«Война и мир» - выступления

обучаемых

и

дополнения

преподавателя:

а) История создания романа;

б)

Историческая

основа

и

проблематика романа;

в)

Смысл

названия

романа,

герои и композиция;

г)

Жанр

романа

«Война

и

мир».

3.Продолжение вступительно-

го слова преподавателя.

4. Просмотр документального

фильма

о

Л.Н.Толстом

и

о

создании

романа

эпопеи

«Война и мир».

5.

Кутузов

и

Наполеон

в

романе «Война и мир».

6. Написание синквейнов по

- выбор способов и средств

достижения цели.

Уметь применять ранее полученные

знания.

3 минуты

т е м а м :

« Л . Н . То л с т о й » ,

«М.И.Кутузов»,

«Б.Наполеон».

Закрепление знаний

и способов действий

Реализация

построенного

проекта

Обеспечить

закрепление

з н а н и й

и

с п о с о б о в

действий.

Информационная

технология

( о б ъ я с н и т е л ь н о

иллюстративный

метод

с

элементами

ди а ло га ,

л и ч н о с т н о

ориентированный подход

в

о б у ч е н и и , метод

проблемного обучения)

1.

Знакомство

с

жизнью

и

творчеством Л.Н.Толстого:

а) - презентация;

При

просмотре

презентации

запишите

вопросы,

которые

вы

зададите

(помните,

что

ответ вы должны знать)

Эвристическая беседа.

Вопросы

после

просмотра

презентации:

-

К а к

з в а л и

м а т ь

Л.Н.Толстого?

-

Гд е

п р о ш л о

д е т с т в о

писателя?

- Годы военной службы?

-

Для

кого

Л . Н . Тол сто й

строил школы?

- Годы работы над романом –

эпопеей «Война и мир».

-

Какие

произведения

вы

знаете,

которые

написал

Л.Н.Толстой?

б) – запишите в тетради схему

конспект

по

биографии

Л.Н.Толстого.

а) Представление и просмотр

презентации,

выполненной

группой обучаемых, но обра-

ботанной конкретным испол-

нителем (обучаемым).

О б у ч а е м ы е

з а д а ю т

и

отвечают на вопросы.

-

Мать

Л.Н.Толстого

княжна

Мария

Николаевна

Волконская.

-

Детство

прошло

в

Ясной

Поляне.

- 1851 – 1855 гг.

- Л.Н.Толстой строил школы

для крестьянских детей.

1863-1869 гг.

-

Т р и л о г и я

« Д е т с т в о .

Отрочество. Юность», роман

«Анна Каренина» (1877 г.) и

др.

2

) Схема

конспект

по

биографии Л.Н.Толстого

1.

1828

1849

гг.

Детство,

о т р оч е с т в о ,

ю н о с т ь :

Развивать умение применять новые

знания.

5 минут

3 минуты

Принцип

деятельно сти

УУД:

коммуникативные,

познавательные,

регулятивные

(развитие

внимания

учащихся,

монологической

речи,

р а б о т а

н а д

ф о р м и р о в а н и е м

логиче ских

умений,

а н а л и з ,

сравнение обобщение).

2 минуты

Подготовка к восприятию.

О п р ед е л е н и е

ц е л и

и

з а д а ч и

п р о с м о т р а ,

мобилизация

внимания

и

создание

мотивации

к

запоминанию

2

.

Знакомство

с

романом

«Война и мир» - выступления

обучаемых

и

дополнения

преподавателя:

3)

Продолжение

вступитель-

ного слова преподавателя.

В с т у п и т е л ь н о е

с л о в о

преподавателя.

Д а л е е

в ы

п р о с м о т р и т е

документальный

фильм

о

истоки личности.

2.

1849

1851

гг.

Ясная

П о л я н а :

о п ы т

самостоятельной жизни.

3.

1851 – 1855 гг. Военная

служба. На пути к «Войне

и миру».

4.

1860 – 1870 гг. Писатель,

общественный

деятель,

педагог.

5.

1880 – 1890 гг. «Я отрекся

от жизни нашего круга».

6.

1900

1910

гг.

Люди

и

встречи. Исход.

2) Выступления обучаемых:

а) История создания романа

( Гапешин Егор);

б)

Историческая

основа

и

п р о б л е м а т и к а

р о м а н а

(Матвейчук Николай);

в)

Смысл

названия

романа,

г е р о и

и

к о м п о з и ц и я

(Вениченко Николай);

г)

Жанр

романа

«Война

и

мир» (Клименков Кирилл).

-

О буч а е мы е

п о л у ч а ю т

сведения

и

знания

д л я

практического

применения

(написания синквейна).

-

П о л у ч е н и е

н а в ы к о в

познавательные УУД - б) логичес-

кие – анализ объектов для выделе-

ния существенных и несуществен-

ных признаков; синтез (выделение

целого

из

частей,

достраивание,

в о с п о л н е н и е

н е д о с т а ю щ и х

ком п о н е н т о в ;

у с т а н о в л е н и е

причинно-следственных связей

15 минут

12 минут

Здоровьесберегающие

технологии

Технология

«Развитие

критического мышления

через чтение и письмо»

Технология

« Д и а л о г

культур»

(взаимосвязанное

преподавание

литературы и истории)

Л.Н.Толстом

и

о

создании

романа

эпопеи

«Война

и

м и р » .

Н а

р а з д а т о ч н о м

материале

можете

делать

пометки

для

использования

при написании синквейна.

4)Проведение

физкультми-

нутки.

5)

Кутузов

и

Наполеон

в

романе

«Война

и

мир»

-

выступления

обучаемых

с

докладами:

Учитель

кратко

сравнивает

образы Кутузова и Наполеона.

6)

Написание

синквейнов

с

систематизации

информации

для

необходимого

уровня

усвоения.

Выполнение упражнений для:

-головы;

- туловища;

- ног;

- рук.

а)

Николаев

Владимир

-

«М.И.Кутузов»;

б) Лагунов Артем –

«Б.Наполеон».

Проводится работа в тетрадях

после разбора на доске:

-

чтение

характеристики

о б р а з о в

К у т у з о в а

и

Наполеона;

-

письмо:

заполнение

в

тетради таблицы «Сравнение

о б р а з о в

К у т у з о в а

и

Н а п о л е о н а

в

и д е й н о й

направленно сти

р ом а н а

«Война и мир».

Обучаемые пишут синквейны

по темам (по рядам):

3 минуты (55)

10 минут

5 минут

Система

Е.Н.Ильина:

преподавание

литерату-

р ы

к а к

п р е д м е т а ,

формирующего человека

(особенности

технологии

«деталь»

-

«вопрос»

-

«проблема»).

о п о р о й

н а

п е ч а т н ы й

раздаточный материал

.

1 ряд - «Л.Н.Толстой»,

2 ряд - «М.И.Кутузов»,

3 ряд - «Б.Наполеон».

5 минут

Контроль знаний.

Первичное закрепление и

проговаривание

во

внеш-

ней речи.

Выявить

качество

усвое-

ния учащимися знаний и

с п о с о б о в

д е й с т в и й .

Определить недостатки в

знаниях и умениях.

1.

Назвать

годы

жизни

Л.Н.Толстого

2.

Годы

работы

н а д

романом «война и мир»?

3.

Сколько

лет

охватывает

действие в романе?

4. Что такое синквейн?.

5. Прочитать синквейны.

- Отвечают на вопросы.

(1828 – 1910).

(1863 – 1869)

(15 лет)

(Синквейн (от фр. cinquains,

англ. cinquain) —

« п я т ь » ,

означает

«стихотворение,

состоящее

из

пяти

строк».

Синквейн – это не обычное

с т и х о т в о р е н и е ,

а

стихотворение, написанное в

с о о т в е т с т в и и

с

определенными правилами

- Чтение синквейнов.

познавательные УУД

контроль и

оценка результатов деятельности;

Обобщить, сделать выводы,

самооценка. (решение типовых

заданий, проговаривание алгоритма

УУД).

5 минут

Информация о д/з

Обеспечить понимание

цели содержания и

способов выполнения

задания

Технология личностно –

ориентированного

подхода

1) Выучить материал занятия.

2) Читать

роман

эпопею

«Война и мир» - т.1 ч.1.

3)

Ответить на вопросы с

помощью опорных выраже-

ний, которые даны на листах

раздаточного материала

(«сегодня я узнал…», «было

трудно…», «я понял, что …»,

Ф и кс и ру ю т

в

т е т р а д я х

информацию

о

домашнем

задании.

личностные

результаты

-

ф о рм и р о ва н и е

о б р а з а

м и р а ,

ценностно-смысловых

ориентаций

и

н р а в с т в е н н ы х

о с н о в а н и й

личностного

морального

выбора.

Мотивация на чтение.

2 минуты

«я научился …», «у меня

получилось…», «я смог…»),

делают вывод.

Итоги урока.

Рефлексия.

Дать оценку работы и

оценить уровень

достижений ТДП

Технология «Педагогика

сотрудничества»

Какую цель ставили себя в

начале мероприятия?

Достигли ли цели?

Что мешало и что помогало

достичь цели?

Как оцениваете свою работу ?

Отвечают на вопросы с

помощью опорных

выражений,

фиксируются УУД, организуется

самооценка собственной учебной

деятельности

регулятивные УУД

-

осознание

качества и уровня выполнения задания;

познавательные УУД

рефлексия

способов и условий действия

;

коммуникативные УУД

личностная и познавательная

рефлексия;

3 минуты



В раздел образования