Автор: Акиньшина Елена Петровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина"
Населённый пункт: город Люберци, Московская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: ""По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель (1828 – 1910). "Война и мир" - роман – эпопея: проблематика, образы, жанр. Кутузов и Наполеон в романе "Война и мир".
Раздел: полное образование
Тема занятия
:
«По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель
(1828 – 1910). «Война и мир» - роман – эпопея: проблематика, образы, жанр.
Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».
Цели:
1.
Образовательная
а) углубить знания обучаемых о жизни и творчестве Л.Н.Толстого;
б) познакомить обучаемых с произведением «Война и мир»;
в) отрабатывать выполнение мини-проекта в групповой работе.
2.
Развивающая
а)
развивать
внимание,
умение
анализировать,
применять
полученные по другим предметам знания;
б) развивать умение подбирать и выполнять презентацию.
3.
Воспитательная
а)
воспитание
любви
к
родному
языку,
чтению,
эстетического
отношения к слову;
б) воспитывать аккуратность, ответственность, уважение друг к
другу;
в) способствовать воспитанию уважения к старшему поколению.
Оборудование: доска, телевизор, DVD, раздаточный печатный материал
«Жизнь и творчество Л.Н.Толстого».
Демонстрационный
материал
мини-проект
(презентация)
«Жизнь
и
творчество Л.Н.Толстого»;
Документальный фильм о Л.Н.Толстом;
1
Структура урока
I.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
(«надо», «хочу», «могу»).
А) Подготовительная работа по выполнению мини-проекта (презентации) на
тему: «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого».
- Для начала найти партнеров для подбора материала;
- выяснение мнения своих товарищей по поводу темы;
- создание команды для совместной деятельности (3-4 человека);
- верьте в свои силы и способности, которые преумножаются, когда есть
общая цель и желание работать вместе!..;
- выделите проблему и начинайте ее решать в своем проекте.
Б) Подготовительная работа по отбору материала из числа подготовленных
документальных фильмов.
- Просмотр материалов, подготовленных обучаемыми, с целью выявления
наиболее удачного для демонстрации во время проведения занятия;
В ) Отбор
материала
и
подготовительная
работа
для
выступлений
на
заданные темы.
- Обучаемые самостоятельно подбирают и готовят сообщения;
- отбор наиболее удачных по содержанию выступлений.
Г) Приветствие обучаемых, проверка готовности к занятию.
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, студенты. Наше занятие мне хотелось бы начать с улыбки на
ваших лицах.
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Улыбнёмся
началу
нового
дня
и
друг
другу.
Я
надеюсь
на
ваше
взаимопонимание, добродушие.
II.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального
затруднения
в
пробном
действии
(изученное,
новое,
обобщение;
самостоятельное
выполнение
учебного
действия;
фиксирование
индивидуальных затруднений: завершение этого этапа – организация выхода
в рефлексию).
1)
Вступительное
слово
преподавателя.
Мы
приступаем
с
вами
к
углублению знаний о Л.Н.Толстом. У каждого из вас имеется раздаточный
материал
«Жизнь
и
творчество
Л.Н.Толстого»,
которым
вы
можете
пользоваться
во
время
занятия,
а
потом
возьмете
его
себе
для
использования
во
время
зачета.
В
раздаточном
материале
после
просмотра, подготовленной группой обучаемых презентации, вы сделаете
пометки:
- что вы уже знали;
- что нового узнали;
- что понравилось;
- какой вывод можете сделать.
2
Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет обучаемых на ее
решение,
организует
поиск
решения,
используя
дифференцированный
и
индивидуальный подход.
Вопрос – проблема:
- Какие ключевые слова в названии темы занятия?
- О чем сегодня будем говорить?
- Ключевые слова в названии темы:
А) Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель;
Б) «Война и мир» - роман – эпопея;
В) Кутузов и Наполеон.
Раздаточный печатный материал:
1)
«Жизнь и творчество Л.Н.Толстого».
Схема – конспект по биографии Л.Н.Толстого
1.
1828 – 1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности.
2.
1849 – 1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
3.
1851 – 1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».
4.
1860 – 1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.
5.
1880 – 1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».
6.
1900 – 1910 гг. Люди и встречи. Исход.
История создания романа.
Над
романом
«Война
и
мир»
Л.Н.Толстой
работал
с
1863
по
1869
годы.
Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее
осталось всего три главы. Л.Н.Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири
декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г., накануне отмены
крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г.,
затем отодвинул начало действия к 1812 г. – времени детства и юности декабристов. Но
так как Отечественная война 1812 г. была тесным образом связана с кампанией 1805 –
1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.
Шли
напряженные
поиски
заглавия
романа.
Первоначальное,
«Три
поры»,
перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше
уходил в прошлое; в центре внимания оказалась только одна пора – 1812 год. Так
появилась
иная
дата.
Первые
главы
романа
публиковались
в
журнале
«Русский
вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 году возникает новый вариант, уже не
конкретно - исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И
наконец, в 1867 году – еще одно название, где историческое и философское образовали
некое равновесие, - «Война и мир».
Историческая основа и проблематика романа.
Написанию
романа
предшествовала
огромная
работа
над
историческими
материалами.
В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех
этапах борьбы России с бонапартистской Францией.
В 1-ом томе описываются события 1805 года, когда Россия воевала в союзе с
Австрией на ее территории;
Во 2 - ом томе – 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии;
3 – ий том – 1812 год;
4 – ый том – 1812 -1813 гг. Оба посвящены широкому изображению Отечественной
войны 1812 года, которую вела Россия на родной земле.
3
В эпилоге действие происходит в 1820 году.
Так действие в романе охватывает 15 лет.
Вывод: Основу романа составляют исторические военные события, художественно
претворенные писателем.
Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях лысые Горы и
Отрадное. Военные события – в Австрии и России.
Общественные
проблемы
разрешаются
в
связи
с
той
или
иной
группой
действующих лиц:
Образами представителей народной массы, спасших родину от французского
нашествия;
Образами Кутузова и Наполеона Толстой ставит проблему народных масс и
личности в истории;
Образами Пьера Безухова и Андрея Болконского – вопрос о передовых деятелях
эпохи;
Образами Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен – затрагивает женский
вопрос;
Образами
представителей
придворной
бюрократической
орды
–
проблему
критики правителей.
Смысл названия романа, герои и композиция.
Всего в романе свыше 550 действующих лиц.
Заглавие романа образно передает его смысл.
«Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к
которому должны стремиться люди.
«Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть и разъединение
людей, их вражда.
Заложенная в названии романа антитеза определяет группировку образов.
Одни
герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) – это «люди мира», ненавидящие не только
войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.
Другие
герои
(Курагин,
Наполеон,
Александр
1)
–
«люди
войны»
(независимо,
разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущие разъединение, вражду,
эгоизм, преступную аморальность).
В
романе
обилие
глав
и
частей,
большинство
которых
имеют
сюжетную
законченность.
Краткие
главы
и
множество
частей
позволили
Толстому
перемещать
повествование во времени и пространстве и благодаря этому в одном романе сотни
эпизодов.
История
жизни
героев
дается
вне
какой-то
временной
законченности.
Повествование в эпилоге романа обрывается на завязке новых конфликтов, т.е. с эпилога
можно начать новый роман об этих героях.
Жанр романа «Война и мир».
Долго не могли определить жанр «Войны и мира». Сам Толстой отказывался
определить жанр своего создания и возражал против названия его романом. Просто книга
– как Библия.
«Что
такое
«Война
и
мир»?
Это
не
роман,
еще
менее
поэма,
еще
менее
историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той
форме, в которой оно выразилось». (Л.Н.Толстой)
Н.Страхов: «…Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая
хроника, это хроника семейная…это быль, и били семейная».
И.С.Тургенев: оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в себе
эпопею, исторический роман и очерк нравов».
В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-
эпопея».
4
«Романные»
признаки:
развитие
сюжета,
в
котором
есть
завязка,
развитие
действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для всей сюжетной линии в
отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.
Признаки
эпопеи
–
тема
(эпоха
больших
исторических
событий);
идейное
содержание
–
«моральное
единение
повествователя
с
народом
в
его
героической
деятельности,
патриотизм…прославление
жизни,
оптимизм;
сложность
композиции;
стремление автора к национально – историческому обобщению».
Некоторые
литературоведы
определяют
«Войну
и
мир»
как философско
–
исторический роман.
Но надо помнить, что история и философия в романе – только
составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего
народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман – эпопея.
5
Задание:
В
раздаточном
материале
после
просмотра,
подготовленной
группой
обучаемых презентации, вы сделаете пометки:
- что вы уже знали __________________________________________________________
- что нового узнали _________________________________________________________
- что понравилось ___________________________________________________________
- какой вывод можете сделать ________________________________________________
2) Правила написания синквейна:
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) —
«пять»,
означает
«стихотворение,
состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение,
написанное в соответствии с определенными правилами.
1
строка
–
одно
слово:
обычно существительное или местоимение,
которое
обозначает предмет, о котором пойдет речь. Заголовок, тема синквейна.
2 строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание
признаков и свойств выбранного вами предмета или объекта.
3 строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта.
4
строка
– фраза
из
четырёх
(иногда
пяти)
слов,
выражающая в а ш е личное
отношение к описываемому предмету или объекту.
5строка–одно слово-резюме, вывод характеризующий суть предмета
или объекта,
одно слово, существительное.
____Л.Н.Толстой___________________________________________________________
__1._______________________________________________________________________
__2._______________________________________________________________________
__3._______________________________________________________________________
__4._______________________________________________________________________
__5._______________________________________________________________________
_____М.И.Кутузов__________________________________________________________
__1._______________________________________________________________________
__2._______________________________________________________________________
__3._______________________________________________________________________
__4._______________________________________________________________________
__5._______________________________________________________________________
_____Б.Наполеон___________________________________________________________
__1._______________________________________________________________________
__2._______________________________________________________________________
__3._______________________________________________________________________
__4._______________________________________________________________________
__5._______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3)Обучаемые записывают на листы с раздаточным материалом вывод:
- «сегодня я узнал…»,
- «я понял, что …»
«было трудно…»,
- «я научился …»,
- «у меня получилось…»,
- «я смог…».
Вывод: ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6
III.
Выявление
мест
и
причин
затруднения
(
коррекция
знаний
обучаемых).
Задание: Дома в раздаточном материале после просмотра, подготовленной
группой обучаемых презентации и документального фильма, вы сделаете
пометки:
- что вы уже знали;
- что нового узнали;
- что понравилось;
- «было трудно понять…», «я понял…»;
- какой вывод можете сделать.
IV.
Построение
проекта
выхода
из
затруднения
(обдумывается
проект будущих действий; ставятся цели – устранение затруднений, план
достижения цели; выбор способа, средства – процессом руководит учитель
организуя подводящий и побуждающий диалог).
Представление
плана
занятия,
выбор
способов
и
средств
для
достижения цели.
План:
Материал занятия.
1. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.
2.
Знакомство
с
романом
«Война
и
мир»
-
выступления
обучаемых
и
дополнения преподавателя:
а) История создания романа;
б) Историческая основа и проблематика романа;
в) Смысл названия романа, герои и композиция;
г) Жанр романа «Война и мир».
3. Продолжение вступительного слова преподавателя.
4. Просмотр документального фильма о Л.Н.Толстом и о создании романа –
эпопеи «Война и мир».
5. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».
6.
Написание
синквейнов
по
темам:
«Л.Н.Толстой»,
«М.И.Кутузов»,
«Б.Наполеон».
V. Реализация построенного проекта
(УУД фиксируются в уст. и пис.
форме как образец, учитель организует рефлексию учащихся)
.
1. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого:
а)
-
презентация (представление и просмотр презентации, выполненной
группой
обучаемых,
но
обработанной
конкретным
исполнителем
(обучаемым) – Кучиным Никитой).
При
просмотре
презентации
запишите
вопросы,
которые
вы
зададите
(помните, что ответ вы должны знать)
7
Эвристическая беседа.
Вопросы после просмотра презентации:
-
Как
звали
мать
Л.Н.Толстого?
(Мать
Л.Н.Толстого
–
княжна
Мария
Николаевна Волконская.)
- Где прошло детство писателя?
(Детство прошло в Ясной Поляне).
- Годы военной службы? ( 1851 – 1855 гг.)
- Для кого Л.Н.Толстой строил школы?
(Л.Н.Толстой строил школы для
крестьянских детей).
- Годы работы над романом – эпопеей «Война и мир».
(1863-1869 гг.)
- Какие произведения вы знаете, которые написал Л.Н.Толстой?
(Трилогия
«Детство. Отрочество. Юность», роман «Анна Каренина» (1877 г.) и др.).
б) – запись в тетради схемы – конспекта по биографии Л.Н.Толстого.
2) Выступления обучаемых:
а) История создания романа ( Гапешин Егор);
б) Историческая основа и проблематика романа (Матвейчук Николай);
в) Смысл названия романа, герои и композиция (Вениченко Николай);
г) Жанр романа «Война и мир» (Клименков Кирилл).
3) Продолжение вступительного слова преподавателя.
Вступительное слово преподавателя.
Далее вы просмотрите документальный фильм о Л.Н.Толстом и о создании
романа – эпопеи «Война и мир». На раздаточном материале можете делать
пометки для использования при написании синквейна.
4) Просмотр документального фильма.
5) Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» - выступления обучаемых с
докладами:
а) Николаев Владимир - «М.И.Кутузов»;
б) Лагунов Артем – «Б.Наполеон».
8
Михаил Илларионович Кутузов.
С одним из главных исторических персонажей романа – эпопеи - образом Кутузова
- читатель впервые знакомится в сцене описания смотра под Браунау. Толстой показывает
Михаила Илларионовича глазами солдат и батальонных командиров. Они воодушевлены.
Кутузов стремится сказать каждому что – то приятное, шутит. Как заботливый отец,
проверяет он готовность полка к военному походу, смотрит Кутузов, как одеты солдаты,
замечает
разбитую
обувь,
через
адъютанта
передает
требование
переодеть
солдат.
Л.Н.Толстой намеренно подчеркивает, что Кутузов уже стар, тяжело ступает, с трудом
опускает ногу с подножки коляски. Это важно не только в плане исторической реальности,
но и в концептуальном. Как известно, Л.Н.Толстой, будучи писателем – философом, был
склонен недооценивать роль личности в истории. В то же время автор убедительно
показывает,
как
хорошо
Кутузов
справляется
со
своей
миссией.
В
каждом
своем
подчиненном он видит человека и, принимая на себя ответственность за жизни этих
людей, дает им понять, насколько высоко он ценит их подвиги. Так, например, это
убедительно
раскрывается
в
сцене
смотра,
когда
Кутузов
видит
в
строю
капитана
Тимохина. Он помнит этого храброго офицера еще по измайловскому походу. Солдаты же
тоже, в свою очередь, любят и уважают главнокомандующего, называют его отцом.
Вместе с тем Л.Н.Толстой показывает, что Кутузов – все – таки значительная
фигура
в
истории.
У
него
внушительная
манера
речи,
завораживающая
«приятным
изяществом выражений и интонацией, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо
сказанное слово». Писатель также подчеркивает душевную красоту главнокомандующего,
который постоянно улыбается. Кутузов ценит своих ближайших сподвижников, которые
понимают его с полуслова.
Перед
тем
как
по слать
от ряд
Багратиона
задержать
ф р а н ц у з о в ,
главнокомандующий
напряжен,
сосредоточен
на
военной
тактике:
мысль
и
забота
заслоняют
ему
зрение.
Как
известно,
Кутузов
потерял
глаз
после
ранения.
Но
этот
физический недостаток не мешает ему как стратегу видеть военную картину событий. Ему
помогает сила интеллекта. Кутузов верит в Бога, уповает на него в трудные моменты.
Прощаясь с Багратионом, он крестит его и восклицает: «Христос с тобой!» Это опять –
таки соответствует толстовской концепции образа выдающейся исторической личности,
народного героя и заступника, каким предстает в романе М.И.Кутузов.
Как и во всех своих любимых героях, Л.Н.Толстой подчеркивает в Кутузове красоту
не физическую (описывая его тучным, обрюзгшим, заплывшим жиром), а душевную,
подчеркивая
умное,
доброе
и
одновременно
тонко
–
насмешливое
выражение
лица
главнокомандующего. Кутузов не марионетка, не сухой военачальник. Толстой постоянно
подчеркивает живые человеческие черты в его образе. Лишь однажды изображает он на
страницах романа лицо Кутузова, которое поражает своей холодной строгостью. Этот
портрет Михаила Илларионовича мы видим в сцене сдачи Москвы, на которую как на
вынужденную
меру
идет
главнокомандующий,
чтобы
сохранить
русскую
армию,
солдатские жизни, тот самый народ, который он готов защищать до последней капли
крови.
Фатализм Л.Н.Толстого в восприятии истории и недооценка роли выдающихся
исторических деятелей в ее событиях ярко проявляется в сцене, когда Кутузов выясняет,
что не выполнен его приказ о наступлении. Он задыхается от бешенства и гнева, ругается.
Эта
сцена
демонстрирует
бессилие
человека,
который
именно
в
это
время
обладает
высочайшей властью в России. Л.Н.Толстой неслучайно акцентирует на этом внимание
читателей. Он объясняет, что многие действия главнокомандующий предпринимает не по
своей
воле.
Он
вынужден
соглашаться
с
другими
людьми,
с
обстоятельствами.
Тарутинское сражение, в котором казаки не слушают приказов и вместо того, чтобы
преследовать
до
конца
французские
войска,
начинают
делить
захваченные
трофеи,
убедительно показывает это. Авторские комментарии об отношении Кутузова к этому
сражению также подчеркивают основную мысль Л.Н.Толстого в восприятии истории: «Он
9
(Кутузов) знал хорошо, что ничего кроме путаницы не выйдет из этого против его воли
начатого сражения и, насколько то было в его власти, удерживал войска».
Результаты же сражения тоже нельзя назвать позитивными: войска лишь напрасно
потеряли несколько сот людей.
Кутузов, по мнению Л.Н.Толстого, велик тем, что разделяет народное чувство.
Бонапарт Наполеон.
Образу Кутузова в романе противопоставлен Наполеон. Из воззвания Наполеона к
солдатам мы узнаем о личной храбрости императора, о том, что он тонкий психолог,
который умело консолидирует дух нации перед сражением. Вместе с тем для решения
военной задачи Бонапарт использует все средства: он уже отдает приказания армии для
наступления
на
восток,
прощупывает
переправы
через
Неман,
а
все
еще
называет
Александра в письмах «дорогим другом».
Наполеон
в
романе
«Война
и
мир»
четко
противопоставлен
русскому
главнокомандующему – Кутузову. Это проявляется и в отношении к своей армии. Кутузов
вглядывается в лица людей, отмечает наиболее храбрых и близких ему из них. Наполеон
же любит смотреть вперед через подзорную трубу. Приказы отдает адъютант, не поднимая
головы. Они для него лишь обыкновенные поиски в его шахматной игре. И окружающие,
словно ослепленные, принимают правила этой странной и нелепой игры в величие. Так,
например, ради того, чтобы продемонстрировать свою доблесть и верность императору,
польские уланы пытаются на лошадях переплыть реку, хотя Наполеон даже не смотрит на
их мальчишество.
Многие тонут по собственной глупости, хотя за полверсты есть переправа. В
облике
Бонапарта
Л.Н.Толстой
постоянно
подчеркивает
какую
–
то
уродливую
ущербность: «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на
круглый
живот,
в
белых
лосинах,
обтягивавших
жирные
ляжки
коротких
ног,
и
в
ботфортах». У Наполеона дрожит икра левой ноги. Все эти художественные детали
призваны разоблачить образ сверхчеловека, показать, что Наполеон – простой смертный,
даже далеко не самый привлекательный внешне человек.
В
разговоре
с
русским
генералом
Балашовым,
приехавшим
к
Бонапарту
с
дипломатической миссией , тот, желая унизить императора Александра, восклицает: «И
зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое
ремесло, а его дело царствовать, не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую
ответственность?» Конечно, в этом суждении Наполеон прав: Александр в военном деле
ему не соперник. Но поражает сам факт бравады французского императора.
Перед Бородинским сражением Наполеон тоже рисуется и заботится о том, что
напишут о нем историки. Он любуется портретом сына, пишет прокламации, чтобы
поднять дух своего войска, осматривает местность на коне.
Л.Н.Толстой
не
жалеет
иронии
для
снижения
образа
Наполеона.
Он
пишет:
«Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому,
что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения
его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла». Этот нелепый
пример нужен писателю, чтобы еще раз подчеркнуть, что одна выдающаяся личность
( Ка рл IX
ли,
ПетрI
ли,
Наполеон
ли)не
может
изменить
историю.
Л.Н.Толстой
подчеркивает, что на ход сражения Наполеон влиять не в силах. Не может он остановить
грабежа в сожженной Москве.
10
VI. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи
(решение типовых заданий, проговаривание алгоритма УУД).
Назвать годы жизни Л.Н.Толстого (1828 – 1910).
Годы работы над романом «война и мир»? (1863 – 1869)
Сколько лет охватывает действие в романе? (15 лет)
Что
такое
синквейн?
(
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) —
«пять»,
означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное
стихотворение,
а
стихотворение,
написанное
в
соответствии
с
определенными
правилами.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону –
образцу
(используется индивидуальная форма работы).
Написание
синквейнов
по
темам:
«Л.Н.Толстой»,
«М.И.Кутузов»,
«Б.Наполеон».
VIII. Включение в систему знаний и повторения
(уточняются
существенные особенности нового УУД, его роль и место в системе учебных
действий).
Чтение синквейнов ( по 2 про каждого).
IX. Рефлексия учебной деятельности как итог
( фиксируются УУД,
организуется самооценка собственной учебной деятельности – «сегодня я
узнал…», «было трудно…», «я понял, что …», «я научился …», «у меня
получилось…», «я смог…»).
-
Обучаемые
записывают
на
листы
с
раздаточным
материалом
вывод:
«сегодня я узнал…», «я понял, что …»
Домашнее задание:
1)
Выучить материал занятия.
2)
Читать роман – эпопею «Война и мир» - т.1 ч.1.
3)
Ответить на вопросы с помощью опорных выражений, которые даны
на
листах
раздаточного
материала
(«сегодня
я
узнал…»,
«было
трудно…», «я понял, что …», «я научился …», «у меня получилось…»,
«я смог…»), делают вывод.
11
12
Технологическая карта занятия по литературе
1 курс группы № 11, «ПЛА».
Тема занятия:
«По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель (1828 – 1910). «Война и
мир» - роман – эпопея: проблематика, образы, жанр. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».
Цель занятия: расширить, углубить знания о Л.Н.Толстом; способствовать воспитанию любви к родному языку и к
историческому (литературному) прошлому нашей Родины.
ТДП – технология деятельностного подхода, личностно – ориентированный подход.
Обучающий компонент:
учащиеся в конце урока должны:
- Знать сведения из биографии Л.Н.Толстого, названия произведений;
- Понимать, какую роль играют произведения Толстого в жизни каждого человека;
- Уметь различать понятия «романные признаки», «признаки эпопеи»; толковать понятие «синквейн».
Развивающий компонент :
- Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умения применять новые знания.
Воспитывающий компонент:
- Воспитание интереса к предмету, к изучению исторического прошлого страны; создание благоприятной атмосферы
поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты деятельности уч-ся и
способы выявления уровня
знаний, умений, навыков,
способов деятельности, УУД,
принципы системно-
деятельностного подхода
Мотивация
А) Подготовительная
работа по выполнению
мини-проекта
(презентации) на тему:
«Жизнь и творчество
Л.Н.Толстого».
- верьте в свои силы и способ-
ности, которые преумножают-
ся, когда есть общая цель и
желание работать вместе!..;
- выделите проблему и
начинайте ее решать в своем
- Для начала найти партнеров
для подбора материала;
-
выяснение
мнения
своих
товарищей по поводу темы;
-
создание
команды
для
совместной деятельности (3-4
регулятивные УУД - постановка
учебной задачи на основе
соотнесения известного и
неизвестного; определение
последовательности и плана
действий;
Подготовка к уроку
Подготовка к
восприятию
Б) Подготовительная
работа по отбору
материала из числа
подготовленных
документальных фильмов.
В ) Отбор
выступлений
и
подготовительная
работа
для чтения.
Здоровьесберегающие
технологии
Г) Приветствие
обучаемых, проверка
готовности к занятию.
проекте.
-
Просмотр
мат е р и а л о в ,
подготовленных обучаемыми,
с целью выявления наиболее
удачного для демонстрации во
время проведения занятия;
- отбор наиболее удачных по
содержанию
выступлений
и
работа
над
выразительным
чтением.
- проветривание помещения;
- проверка нормы освещения,
правильного
расположения
рабочих мест.
-
Добрый
день,
студенты.
Н а ш е
ме роприят ие
м н е
хотелось бы начать с улыбки
на ваших лицах.
Улыбнись!
Даже
если
на
сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри,
заглянул
теплый
день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Улыбнёмся началу нового
дня и друг другу. Я надеюсь
человека);
-
П о к а з
ф и л ь м о в
и
обсуждение; выбор наиболее
удачного.
-
Обучаемые самостоятельно
отбирают
и
подготавливают
материал выступлений;
-
отдыхают
и
готовятся
к
началу занятия
-
Обучаемые
настраиваются
на
рабочую
об с т а н ов ку,
организация рабочего места;
-
Оформление
записи
в
тетради – тема занятия: «По
страницам
великой
жизни.
Л.Н.Толстой
–
ч е л о в е к ,
мыслитель, писатель (1828 –
1910). «Война и мир» - роман
–
эпопея:
проблематика,
образы,
жанр.
Кутузов
и
Наполеон в романе «Война и
мир».
познавательные УУД - поиск
необходимой информации ( в том
числе с помощью компьютера);
коммуникативные УУД -
сознательная ориентация на
позицию других людей в
совместной деятельности;
планирование работы в группе,
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
регулятивные УУД - осознание
качества и уровня выполнения
задания; волевая саморегуляция;
10 минут (перемена)
5 минут
л и ч н о с т н ы е
р е з у л ь т а т ы
-
готовность и способность к само-
развитию и реализации творческо-
го потенциала в духовной и пред-
метно-практической деятельности.
на
ваше
взаимопонимание,
добродушие.
Актуализация
знаний.
Мотивационно-
организующий этап.
Технология проблемного
обучения
Вступительно е
с л о в о
преподавателя.
Обеспечить
мотивацию
учения,
Совместно
сформулировать
ц е л и
занятия
Актуализировать
знания
учащихся
по
изучаемой
теме.
-
Мы
приступаем
с
вами
к
у г л у б л е н и ю
з н а н и й
о
Л.Н.Толстом.
У
каждого
из
вас
имеется
раздаточный
м а т е р и а л
« Ж и з н ь
и
творчество
Л.Н.Толстого»,
к о т о р ы м
в ы
м о ж е т е
пользоваться во
время занятия,
а
потом возьмете его себе для
использования во время заче
-
та.
Преподаватель
создает
п р о бл е м н у ю
с и т у а ц и ю ,
направляет
обучаемых
на
ее
решение,
организует
поиск
р е ш е н и я ,
и с п о л ь з у я
д и ф ф е ре н ц и рова н н ы й
и
индивидуальный подход.
Вопрос – проблема:
-
Какие
ключевые
слова
в
названии темы занятия?
-
О
чем
с егодня
буд е м
говорить?
- Работают над постановкой
целей проведения занятия.
- Ключевые слова в названии
темы:
А) Л.Н.Толстой – человек,
мыслитель, писатель;
Б) «Война и мир» - роман –
эпопея;
В) Кутузов и Наполеон.
познавательные
УУД – а) общеу-
ч е б н ы е
– с а м о с т о я т е л ь н о е
определение познавательной цели;
выбор наиболее эффективных спо-
собов решения учебных задач;
Осознание уверенности, что четко
поставленная
цель
даст
возмож-
ность эффективно получить знания.
5 минут
Коррекция знаний
учащихся.
Заинтересовать
учащихся
в
выявлении
пробелов
в
знаниях.
В
раздаточном
материале
после
просмотра,
подготов-
ленной
группой
обучаемых
презентации,
вы
сделаете
пометки:
- что вы уже знали;
- что нового узнали;
- что понравилось;
- какой вывод можете сделать.
Обучаемые нацеливаются на
восприятие информации,
готовность к работе коррек-
тировке своих знаний)
познавательные УУД
-
выделение
основной и второстепенной
информации.
2 минуты
Изучение нового
материала
П о с т р о е н и е
п р о е к т а
занятия
Представление плана занятия
План:
1.
Знакомство
с
жизнью
и
творчеством Л.Н.Толстого.
2.
Знакомство
с
романом
«Война и мир» - выступления
обучаемых
и
дополнения
преподавателя:
а) История создания романа;
б)
Историческая
основа
и
проблематика романа;
в)
Смысл
названия
романа,
герои и композиция;
г)
Жанр
романа
«Война
и
мир».
3.Продолжение вступительно-
го слова преподавателя.
4. Просмотр документального
фильма
о
Л.Н.Толстом
и
о
создании
романа
–
эпопеи
«Война и мир».
5.
Кутузов
и
Наполеон
в
романе «Война и мир».
6. Написание синквейнов по
- выбор способов и средств
достижения цели.
Уметь применять ранее полученные
знания.
3 минуты
т е м а м :
« Л . Н . То л с т о й » ,
«М.И.Кутузов»,
«Б.Наполеон».
Закрепление знаний
и способов действий
Реализация
построенного
проекта
Обеспечить
закрепление
з н а н и й
и
с п о с о б о в
действий.
Информационная
технология
( о б ъ я с н и т е л ь н о
–
иллюстративный
метод
с
элементами
ди а ло га ,
л и ч н о с т н о
–
ориентированный подход
в
о б у ч е н и и , метод
проблемного обучения)
1.
Знакомство
с
жизнью
и
творчеством Л.Н.Толстого:
а) - презентация;
При
просмотре
презентации
запишите
вопросы,
которые
вы
зададите
(помните,
что
ответ вы должны знать)
Эвристическая беседа.
Вопросы
после
просмотра
презентации:
-
К а к
з в а л и
м а т ь
Л.Н.Толстого?
-
Гд е
п р о ш л о
д е т с т в о
писателя?
- Годы военной службы?
-
Для
кого
Л . Н . Тол сто й
строил школы?
- Годы работы над романом –
эпопеей «Война и мир».
-
Какие
произведения
вы
знаете,
которые
написал
Л.Н.Толстой?
б) – запишите в тетради схему
–
конспект
по
биографии
Л.Н.Толстого.
а) Представление и просмотр
презентации,
выполненной
группой обучаемых, но обра-
ботанной конкретным испол-
нителем (обучаемым).
О б у ч а е м ы е
з а д а ю т
и
отвечают на вопросы.
-
Мать
Л.Н.Толстого
–
княжна
Мария
Николаевна
Волконская.
-
Детство
прошло
в
Ясной
Поляне.
- 1851 – 1855 гг.
- Л.Н.Толстой строил школы
для крестьянских детей.
1863-1869 гг.
-
Т р и л о г и я
« Д е т с т в о .
Отрочество. Юность», роман
«Анна Каренина» (1877 г.) и
др.
2
) Схема
–
конспект
по
биографии Л.Н.Толстого
1.
1828
–
1849
гг.
Детство,
о т р оч е с т в о ,
ю н о с т ь :
Развивать умение применять новые
знания.
5 минут
3 минуты
Принцип
деятельно сти
УУД:
коммуникативные,
познавательные,
регулятивные
(развитие
внимания
учащихся,
монологической
речи,
р а б о т а
н а д
ф о р м и р о в а н и е м
логиче ских
умений,
а н а л и з ,
сравнение обобщение).
2 минуты
Подготовка к восприятию.
О п р ед е л е н и е
ц е л и
и
з а д а ч и
п р о с м о т р а ,
мобилизация
внимания
и
создание
мотивации
к
запоминанию
2
.
Знакомство
с
романом
«Война и мир» - выступления
обучаемых
и
дополнения
преподавателя:
3)
Продолжение
вступитель-
ного слова преподавателя.
В с т у п и т е л ь н о е
с л о в о
преподавателя.
Д а л е е
в ы
п р о с м о т р и т е
документальный
фильм
о
истоки личности.
2.
1849
–
1851
гг.
Ясная
П о л я н а :
о п ы т
самостоятельной жизни.
3.
1851 – 1855 гг. Военная
служба. На пути к «Войне
и миру».
4.
1860 – 1870 гг. Писатель,
общественный
деятель,
педагог.
5.
1880 – 1890 гг. «Я отрекся
от жизни нашего круга».
6.
1900
–
1910
гг.
Люди
и
встречи. Исход.
2) Выступления обучаемых:
а) История создания романа
( Гапешин Егор);
б)
Историческая
основа
и
п р о б л е м а т и к а
р о м а н а
(Матвейчук Николай);
в)
Смысл
названия
романа,
г е р о и
и
к о м п о з и ц и я
(Вениченко Николай);
г)
Жанр
романа
«Война
и
мир» (Клименков Кирилл).
-
О буч а е мы е
п о л у ч а ю т
сведения
и
знания
д л я
практического
применения
(написания синквейна).
-
П о л у ч е н и е
н а в ы к о в
познавательные УУД - б) логичес-
кие – анализ объектов для выделе-
ния существенных и несуществен-
ных признаков; синтез (выделение
целого
из
частей,
достраивание,
в о с п о л н е н и е
н е д о с т а ю щ и х
ком п о н е н т о в ;
у с т а н о в л е н и е
причинно-следственных связей
15 минут
12 минут
Здоровьесберегающие
технологии
Технология
«Развитие
критического мышления
через чтение и письмо»
Технология
« Д и а л о г
культур»
(взаимосвязанное
преподавание
литературы и истории)
Л.Н.Толстом
и
о
создании
романа
–
эпопеи
«Война
и
м и р » .
Н а
р а з д а т о ч н о м
материале
можете
делать
пометки
для
использования
при написании синквейна.
4)Проведение
физкультми-
нутки.
5)
Кутузов
и
Наполеон
в
романе
«Война
и
мир»
-
выступления
обучаемых
с
докладами:
Учитель
кратко
сравнивает
образы Кутузова и Наполеона.
6)
Написание
синквейнов
с
систематизации
информации
для
необходимого
уровня
усвоения.
Выполнение упражнений для:
-головы;
- туловища;
- ног;
- рук.
а)
Николаев
Владимир
-
«М.И.Кутузов»;
б) Лагунов Артем –
«Б.Наполеон».
Проводится работа в тетрадях
после разбора на доске:
-
чтение
характеристики
о б р а з о в
К у т у з о в а
и
Наполеона;
-
письмо:
заполнение
в
тетради таблицы «Сравнение
о б р а з о в
К у т у з о в а
и
Н а п о л е о н а
в
и д е й н о й
направленно сти
р ом а н а
«Война и мир».
Обучаемые пишут синквейны
по темам (по рядам):
3 минуты (55)
10 минут
5 минут
Система
Е.Н.Ильина:
преподавание
литерату-
р ы
к а к
п р е д м е т а ,
формирующего человека
(особенности
технологии
–
«деталь»
-
«вопрос»
-
«проблема»).
о п о р о й
н а
п е ч а т н ы й
раздаточный материал
.
1 ряд - «Л.Н.Толстой»,
2 ряд - «М.И.Кутузов»,
3 ряд - «Б.Наполеон».
5 минут
Контроль знаний.
Первичное закрепление и
проговаривание
во
внеш-
ней речи.
Выявить
качество
усвое-
ния учащимися знаний и
с п о с о б о в
д е й с т в и й .
Определить недостатки в
знаниях и умениях.
1.
Назвать
годы
жизни
Л.Н.Толстого
2.
Годы
работы
н а д
романом «война и мир»?
3.
Сколько
лет
охватывает
действие в романе?
4. Что такое синквейн?.
5. Прочитать синквейны.
- Отвечают на вопросы.
(1828 – 1910).
(1863 – 1869)
(15 лет)
(Синквейн (от фр. cinquains,
англ. cinquain) —
« п я т ь » ,
означает
«стихотворение,
состоящее
из
пяти
строк».
Синквейн – это не обычное
с т и х о т в о р е н и е ,
а
стихотворение, написанное в
с о о т в е т с т в и и
с
определенными правилами
- Чтение синквейнов.
познавательные УУД
контроль и
оценка результатов деятельности;
Обобщить, сделать выводы,
самооценка. (решение типовых
заданий, проговаривание алгоритма
УУД).
5 минут
Информация о д/з
Обеспечить понимание
цели содержания и
способов выполнения
задания
Технология личностно –
ориентированного
подхода
1) Выучить материал занятия.
2) Читать
роман
–
эпопею
«Война и мир» - т.1 ч.1.
3)
Ответить на вопросы с
помощью опорных выраже-
ний, которые даны на листах
раздаточного материала
(«сегодня я узнал…», «было
трудно…», «я понял, что …»,
Ф и кс и ру ю т
в
т е т р а д я х
информацию
о
домашнем
задании.
личностные
результаты
-
ф о рм и р о ва н и е
о б р а з а
м и р а ,
ценностно-смысловых
ориентаций
и
н р а в с т в е н н ы х
о с н о в а н и й
личностного
морального
выбора.
Мотивация на чтение.
2 минуты
«я научился …», «у меня
получилось…», «я смог…»),
делают вывод.
Итоги урока.
Рефлексия.
Дать оценку работы и
оценить уровень
достижений ТДП
Технология «Педагогика
сотрудничества»
Какую цель ставили себя в
начале мероприятия?
Достигли ли цели?
Что мешало и что помогало
достичь цели?
Как оцениваете свою работу ?
Отвечают на вопросы с
помощью опорных
выражений,
фиксируются УУД, организуется
самооценка собственной учебной
деятельности
регулятивные УУД
-
осознание
качества и уровня выполнения задания;
познавательные УУД
рефлексия
способов и условий действия
;
коммуникативные УУД
личностная и познавательная
рефлексия;
3 минуты