Напоминание

Компетентность современного учителя


Автор: Батарина Светлана Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ МГОК
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Компетентность современного учителя
Раздел: среднее образование





Назад




КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Главной сегодняшней задачей образова-

ния взрослых является производство

компетентных людей – людей, которые

были бы способны применять свои зна-

ния в изменяющихся условиях, и …чья

основная компетенция заключалась бы в

умении включаться в постоянное само-

обучение на протяжении всей своей жизни.

М.Ноулз

Вхождение в компетентностное образование предполагает

выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов

образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками

и

технологиями

необходимо

владеть

современному

учителю,

чтобы

развивать

у

учащихся

способность

брать

на

себя

ответственность,

участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из

опыта,

критически

относиться

к

явлениям

природы

и

общества

,т.е.

реализовывать

ключевые

компетенции

?

Какими

профессионально-

педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для

того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и

развитие?

При

каких

условиях

компетенции

перейдут

на

уровень

профе ссиональной

компетентно сти?

Проблема

о п р ед е л е н и я

профессиональной компетентности

и

ее

соотношения

с

понятием

компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной

педагогической

среде

и

среди

педагогов-практиков.

Попробуем

разобраться в этом вопросе.

В наиболее общем понимании «компетентность» означает

соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериями и

стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении

определенного

типа

задач,

обладание

необходимыми

активными

знаниями,

способность

уверенно

добиваться

результатов

и

владеть

ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в

60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было

готовить

специалистов,

способных

успешно

конкурировать

на

рынке

труда.

Компетентность,

таким

образом,

может

рассматриваться

как

личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности.

Компетентностного

специалиста

учителя

в

том

числе)

с

позиций

современного

подхода

к

организации

трудовой

деятельности

должно

отличать

критическое

мышление,

т.е.

способность

среди

множества

решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком

прогностических

и

аналитических

умений

для

успешного

решения

профессиональных задач «здесь и сейчас».

Давайте рассмотрим несколько определений понятия

профессиональной компетентности учителя:

1.

Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и

приемы

их

реализации

в

деятельности,

общении,

развитии

(саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)

2.

Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно

высоком

уровне

осуществляется

педагогическая

деятельность,

педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются

хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При

этом компетентность учителя определяются также соотношением его

профессиональных

знаний

и

умений,

с

одной

стороны,

и

профессиональных

позиций,

психологических

качеств

с

другой

стороны. (Маркова А.К.)

3.

Компетентность

-

это

способность

работника

качественно

и

безошибочно

выполнить

свои

функции

как

в

обычных,

так

и

в

экстремальных

условиях,

успешно

осваивать

новое

и

быстро

адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)

4.

Компетентность - это сложное образование, включающее комплекс

знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают

вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-

воспитательного процесса. (Адольф В.А.)

5.

Компетентность- это совокупность профессионально-педагогических

компетенций.(Соловова Е.Н.)

Таким

образом,

получается,

что

компетенция

это

своего

рода

«анатомия» компетентности. Тогда логично будет далее рассмотреть

вопро с

о

сущно сти

компетенции.

Выделяют

следую щие

профессионально-педагогические компетенции:

Социально-психологическиая

компетенция,

связанная

с

готовностью

решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.

Профессионально-коммуникативная

компетенция,

определяющая

степень

успешности

педагогического

общения

и

взаимодействия

с

субъектами образовательного процесса.

Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в

себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию

индивидуальных

особенностей

психологии

и

психофизиологии

познавательных процессов личности; знания основ педагогики.

Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в

области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

Управленческая

компетенция,

т.е.

владение

умениями

провоить

педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать

деятельность.

Рефлексивная

компетенция,т.е.

умение

видеть

процесс

и

результат

собственной педагогической деятельности.

Информационно-коммуникативная компетенция,

связанная с умением

работать в сфере ИК-технологий.

Компетенция в сфере инновационной деятельности,

характеризующая

учителя как экспериментатора.

Креативная компетенция,т.е. умения учителя выводить деятельность

на творческий, исследовательский уровень.

Для

оценки

профессиональных

компетенций

учителя

можно

воспользоваться следующей таблицей:

Критерии оценки профессиональных компетенций учителя

п/п

Характеристики,

определяющие

успешность

учителя

8-10 баллов-

оптимальный

уровень

6-7 баллов-

достаточный

уровень

5 баллов и

ниже –

Критический

уровень

1

Предметная

компетенция:

Знания в

области

преподаваемого

предмета,

методологии

преподаваемого

предмета

Учитель отлично

знает содержание

предмета, хорошо

ориентируется в

нормативных

документах и

современных

публикациях по

методологии

преподаваемого

предмета, что

находит

отражение в

оборудовании

кабинета и в

содержании

урочной и

внеурочной

деятельности

учащихся.

Учитель хорошо знает

содержание предмета,

хорошо ориентируется в

нормативных

документах и

современных

публикациях по

методологии

преподаваемого

предмета, но

использует материалы

публикаций нерегулярно

– для подготовки

выступлений, отчетов. В

содержание учебного

процесса продуктивный

опыт и инновационные

приемы вводит

эпизодически

Учитель знает

содержание

предмета, но

практически не

следит за

достижениями

в области

разработок

новых

подходов в его

преподавании,

не пользуется

периодикой. В

учебном

процессе

практически не

проявляются

результаты

последних

исследований

базовых наук:

педагогики,

психологии,

меьодики

1.

Общепедагогиче

ская

компетенция:

теоретические

знания в

области

индивидуальны

х особенностей

Учитель знает

теорию

познавательной

деятельности. При

обсуждении

коррекционных

воздействий,

анализе уроков,

Учитель не имеет

целостного

представления обо всех

ресурсах и условиях

учебного успеха

ученика.

Учитель имеет

затруднения в

системном

подходе к

оценке

учебных

ресурсов

ученика.

психологии и

психофизиологи

и

познавательных

процессов

личности.

результативности

образовательного

процесса активно

использует эти

понятия.

Практически

не может

самостоятельн

о

проанализиров

ать

познавательну

ю сферу

ученика.

2.

Профессиональ

но-

коммуникативна

я компетенция:

практическое

владение

приемами

эффективного

общения

Учитель умеет

дифференцировать

виды и способы

воздействия при

общении , строит

общение,

предупреждая

конфликты. На

уроках

практически не

возникают

проблемы

поведения

учеников

Учитель строит

общение по принципу

директивно-

понимающего, однако

не всегда может

дифференцировать

подходы в процессе

общения с отдельным

учеником

Учитель не

уделяет

должного

внимания

стилю и

способам

общения

3.

Управленческая

компетенция:

владения

управленческим

и технологиями

педагогический

анализ ресурсов,

умение

проектировать

цели,

планировать,

организовывать,

корректировать

и анализировать

результаты.

Учитель владеет

технологиями

самоанализа,умеет

выделить и

анализировать

цели и результат

учебного процесса

и его условия.

Уметь

спроектировать,

реализовать и

проанализировать

результативность

программы

развития ученика

средствами своего

предмета.

Учитель испытывает

затруднение при

целеполагании, но

может анализировать

свою деятельность по

предложенному

алгоритму, корректируя

цели и условия учебного

процесса.

Учитель

практически не

использует

принцип

планирования

от конечной

цели.

Самоанализ

чаще всего

строится на

эмоциях и

ощущениях. В

основном

ставит и

реализует

предметные

цели в

обучении.

4.

Компетенция в

сфере

инновационной

деятельности:

умение

спланировать,

организовать,

Учитель владеет

навыками

педагогического

экспериментирова

ния с

минимальной

помощью

Учитель может

провести эксперимент,

но для его планирования

и анализа нуждается в

научном руководстве.

Учитель не

может или

затрудняется

спланировать

внедрение

инноваций,

спрогнозироват

провести и

проанализирова

ть

педагогический

эксперимент

научного

руководителя.

Умеет

проанализировать

результаты ОЭР,

сформулировать

практические

рекомендации и

теоретические

выводы.

ь результат

такого

внедрения

5.

Рефлексивная

компетенция:

умение

обобщить свою

работу

Учитель может

самостоятельно

подготовить

описание опыта,

провести мастер-

класс, оформить

статью, доклад

Учитель способен

самостоятельно описать

свой опыт, но для

систематизации,

структурирования,

обобщения и выводов

требует помощи

Учитель

практически не

может описать

свою работу

так, чтобы

коллеги могли

воспользоватьс

я его опытом

6.

Информационно

-

коммуникативна

я компетенция

Учитель владеет

основами ИК-

технологий для

обслуживания

потребностей

учебного процесса

Учитель находится на

начальном этапе

становления

информационно-

коммуникативной

грамотности. Имеет

начальные навыки и

умения.

Учитель

практически не

знает

содержание

ИК-технологий

и не

использует их

в учебном

процессе.

Анализ

выделенных

профессиональных

компетенций

позволяет

определить уровень состояния компетенций в образовательном учреждении

на данном временном отрезке, что важно лично для учителя, а также для

определения проблемных ситуаций

и принятия управленческих решений,

что важно для администрации ОУ.



В раздел образования