Автор: Батарина Светлана Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ МГОК
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Компетентность современного учителя
Раздел: среднее образование
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Главной сегодняшней задачей образова-
ния взрослых является производство
компетентных людей – людей, которые
были бы способны применять свои зна-
ния в изменяющихся условиях, и …чья
основная компетенция заключалась бы в
умении включаться в постоянное само-
обучение на протяжении всей своей жизни.
М.Ноулз
Вхождение в компетентностное образование предполагает
выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов
образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками
и
технологиями
необходимо
владеть
современному
учителю,
чтобы
развивать
у
учащихся
способность
брать
на
себя
ответственность,
участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из
опыта,
критически
относиться
к
явлениям
природы
и
общества
,т.е.
реализовывать
ключевые
компетенции
?
Какими
профессионально-
педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для
того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и
развитие?
При
каких
условиях
компетенции
перейдут
на
уровень
профе ссиональной
компетентно сти?
Проблема
о п р ед е л е н и я
профессиональной компетентности
и
ее
соотношения
с
понятием
компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной
педагогической
среде
и
среди
педагогов-практиков.
Попробуем
разобраться в этом вопросе.
В наиболее общем понимании «компетентность» означает
соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериями и
стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении
определенного
типа
задач,
обладание
необходимыми
активными
знаниями,
способность
уверенно
добиваться
результатов
и
владеть
ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в
60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было
готовить
специалистов,
способных
успешно
конкурировать
на
рынке
труда.
Компетентность,
таким
образом,
может
рассматриваться
как
личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности.
Компетентностного
специалиста
(и
учителя
в
том
числе)
с
позиций
современного
подхода
к
организации
трудовой
деятельности
должно
отличать
критическое
мышление,
т.е.
способность
среди
множества
решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком
прогностических
и
аналитических
умений
для
успешного
решения
профессиональных задач «здесь и сейчас».
Давайте рассмотрим несколько определений понятия
профессиональной компетентности учителя:
1.
Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и
приемы
их
реализации
в
деятельности,
общении,
развитии
(саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)
2.
Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно
высоком
уровне
осуществляется
педагогическая
деятельность,
педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются
хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При
этом компетентность учителя определяются также соотношением его
профессиональных
знаний
и
умений,
с
одной
стороны,
и
профессиональных
позиций,
психологических
качеств
–
с
другой
стороны. (Маркова А.К.)
3.
Компетентность
-
это
способность
работника
качественно
и
безошибочно
выполнить
свои
функции
как
в
обычных,
так
и
в
экстремальных
условиях,
успешно
осваивать
новое
и
быстро
адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)
4.
Компетентность - это сложное образование, включающее комплекс
знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают
вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-
воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
5.
Компетентность- это совокупность профессионально-педагогических
компетенций.(Соловова Е.Н.)
Таким
образом,
получается,
что
компетенция
–
это
своего
рода
«анатомия» компетентности. Тогда логично будет далее рассмотреть
вопро с
о
сущно сти
компетенции.
Выделяют
следую щие
профессионально-педагогические компетенции:
Социально-психологическиая
компетенция,
связанная
с
готовностью
решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
Профессионально-коммуникативная
компетенция,
определяющая
степень
успешности
педагогического
общения
и
взаимодействия
с
субъектами образовательного процесса.
Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в
себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию
индивидуальных
особенностей
психологии
и
психофизиологии
познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в
области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
Управленческая
компетенция,
т.е.
владение
умениями
провоить
педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать
деятельность.
Рефлексивная
компетенция,т.е.
умение
видеть
процесс
и
результат
собственной педагогической деятельности.
Информационно-коммуникативная компетенция,
связанная с умением
работать в сфере ИК-технологий.
Компетенция в сфере инновационной деятельности,
характеризующая
учителя как экспериментатора.
Креативная компетенция,т.е. умения учителя выводить деятельность
на творческий, исследовательский уровень.
Для
оценки
профессиональных
компетенций
учителя
можно
воспользоваться следующей таблицей:
Критерии оценки профессиональных компетенций учителя
№
п/п
Характеристики,
определяющие
успешность
учителя
8-10 баллов-
оптимальный
уровень
6-7 баллов-
достаточный
уровень
5 баллов и
ниже –
Критический
уровень
1
Предметная
компетенция:
Знания в
области
преподаваемого
предмета,
методологии
преподаваемого
предмета
Учитель отлично
знает содержание
предмета, хорошо
ориентируется в
нормативных
документах и
современных
публикациях по
методологии
преподаваемого
предмета, что
находит
отражение в
оборудовании
кабинета и в
содержании
урочной и
внеурочной
деятельности
учащихся.
Учитель хорошо знает
содержание предмета,
хорошо ориентируется в
нормативных
документах и
современных
публикациях по
методологии
преподаваемого
предмета, но
использует материалы
публикаций нерегулярно
– для подготовки
выступлений, отчетов. В
содержание учебного
процесса продуктивный
опыт и инновационные
приемы вводит
эпизодически
Учитель знает
содержание
предмета, но
практически не
следит за
достижениями
в области
разработок
новых
подходов в его
преподавании,
не пользуется
периодикой. В
учебном
процессе
практически не
проявляются
результаты
последних
исследований
базовых наук:
педагогики,
психологии,
меьодики
1.
Общепедагогиче
ская
компетенция:
теоретические
знания в
области
индивидуальны
х особенностей
Учитель знает
теорию
познавательной
деятельности. При
обсуждении
коррекционных
воздействий,
анализе уроков,
Учитель не имеет
целостного
представления обо всех
ресурсах и условиях
учебного успеха
ученика.
Учитель имеет
затруднения в
системном
подходе к
оценке
учебных
ресурсов
ученика.
психологии и
психофизиологи
и
познавательных
процессов
личности.
результативности
образовательного
процесса активно
использует эти
понятия.
Практически
не может
самостоятельн
о
проанализиров
ать
познавательну
ю сферу
ученика.
2.
Профессиональ
но-
коммуникативна
я компетенция:
практическое
владение
приемами
эффективного
общения
Учитель умеет
дифференцировать
виды и способы
воздействия при
общении , строит
общение,
предупреждая
конфликты. На
уроках
практически не
возникают
проблемы
поведения
учеников
Учитель строит
общение по принципу
директивно-
понимающего, однако
не всегда может
дифференцировать
подходы в процессе
общения с отдельным
учеником
Учитель не
уделяет
должного
внимания
стилю и
способам
общения
3.
Управленческая
компетенция:
владения
управленческим
и технологиями
–
педагогический
анализ ресурсов,
умение
проектировать
цели,
планировать,
организовывать,
корректировать
и анализировать
результаты.
Учитель владеет
технологиями
самоанализа,умеет
выделить и
анализировать
цели и результат
учебного процесса
и его условия.
Уметь
спроектировать,
реализовать и
проанализировать
результативность
программы
развития ученика
средствами своего
предмета.
Учитель испытывает
затруднение при
целеполагании, но
может анализировать
свою деятельность по
предложенному
алгоритму, корректируя
цели и условия учебного
процесса.
Учитель
практически не
использует
принцип
планирования
от конечной
цели.
Самоанализ
чаще всего
строится на
эмоциях и
ощущениях. В
основном
ставит и
реализует
предметные
цели в
обучении.
4.
Компетенция в
сфере
инновационной
деятельности:
умение
спланировать,
организовать,
Учитель владеет
навыками
педагогического
экспериментирова
ния с
минимальной
помощью
Учитель может
провести эксперимент,
но для его планирования
и анализа нуждается в
научном руководстве.
Учитель не
может или
затрудняется
спланировать
внедрение
инноваций,
спрогнозироват
провести и
проанализирова
ть
педагогический
эксперимент
научного
руководителя.
Умеет
проанализировать
результаты ОЭР,
сформулировать
практические
рекомендации и
теоретические
выводы.
ь результат
такого
внедрения
5.
Рефлексивная
компетенция:
умение
обобщить свою
работу
Учитель может
самостоятельно
подготовить
описание опыта,
провести мастер-
класс, оформить
статью, доклад
Учитель способен
самостоятельно описать
свой опыт, но для
систематизации,
структурирования,
обобщения и выводов
требует помощи
Учитель
практически не
может описать
свою работу
так, чтобы
коллеги могли
воспользоватьс
я его опытом
6.
Информационно
-
коммуникативна
я компетенция
Учитель владеет
основами ИК-
технологий для
обслуживания
потребностей
учебного процесса
Учитель находится на
начальном этапе
становления
информационно-
коммуникативной
грамотности. Имеет
начальные навыки и
умения.
Учитель
практически не
знает
содержание
ИК-технологий
и не
использует их
в учебном
процессе.
Анализ
выделенных
профессиональных
компетенций
позволяет
определить уровень состояния компетенций в образовательном учреждении
на данном временном отрезке, что важно лично для учителя, а также для
определения проблемных ситуаций
и принятия управленческих решений,
что важно для администрации ОУ.