Автор: Михеева Екатерина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-"Детский сад №44 "Веселые нотки"
Населённый пункт: города Северодвинска, Архангельской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД "Наблюдение за красноухой черепахой"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД «Наблюдение за красноухой черепахой»
Цель: познакомить детей с касноухой черепахой. Прийти к выводу, что
она живая – ест, дышит, видит, ползает, плавает, может иметь потомство.
Задачи:
- Способствовать обогащению представлений детей о черепахе, как о
живом существе: ест, дышит, видит, слышит, передвигается,
защищается, размножается.
- Способствовать развитию деятельности наблюдения: сравнивать,
выделять, обследовать, делать вывод на основе наблюдений.
- Формировать представление об особенностях внешнего вида (различать
и называть существенные детали и части черепахи), образе жизни.
- Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Материалы и оборудование:
Крупные пазлы с изображением черепахи (8 деталей); корзинка с
макетом яйца; корзинка с живой и игрушечной черепахой; низкий
прозрачный контейнер для наблюдения за черепахой, высокий
прозрачный контейнер (акватеррариум) с водой; еда для черепахи:
огурец, помидор, сушеные насекомые; изображения с хвостами
животных – медведь, заяц, лиса, петух, рыба, черепаха; алгоритм
построения рассказа о животном 2шт (А4), изображения живой и
игрушечной черепахи.
Ход НОД
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в сад пришло много гостей, и пришли
они не с пустыми руками, а принесли вот такую корзинку! Но, что в ней
спрятано, вы должны догадаться сами! Слушайте подсказку - загадку:
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что—то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо
Воспитатель: - Что это???
Дети: - яйцо!!!
1
Воспитатель: - Правильно ребята, это яйцо!!! Посмотрите, какое оно?
Дети: - Овальное, белое, хрупкое ….
Воспитатель: - А как вы думаете, кто может вылупиться из этого яйца?
Дети: - Цыплёнок, утенок….
Воспитатель: - Подождите ка, здесь еще есть подсказка для вас! Нужно
собрать пазл, и вы узнаете, чье же это яйцо!
Детям выдается по части одного изображения, сложив которое они увидят
черепаху.
Дети: - Это черепаха!!!
Воспитатель: - Молодцы, ребята, это яйцо черепахи!!! А вот и хозяйка яйца –
мама черепаха (достаю корзину, накрытую салфеткой, там две черепахи,
игрушечная и живая)! Ой, а их здесь две, как же мы найдем маму???
Дети: - (показывают на живую черепаху)
Воспитатель: - Ребята, с черепахой Люсей мы уже познакомились и много о
ней узнали? (показываю алгоритм рассматривания животного - игрушечной
черепахи Люси с готовыми пометками)!!! А сегодня мы с вами познакомимся
с черепахой Тортилой, рассмотрим, и узнаем о ней много нового и
интересного! (показываю алгоритм рассматривания животного – живой
черепахи Тортилы), и все - таки решим, кто же мама черепаха!!!
Воспитатель: - Давайте, пройдем и сядем за столы и рассмотрим, из каких
частей состоит наша черепаха Тортила, кто сможет назвать?
Дети: - Голова, глаза, рот, нос, шея, лапы, когти, хвост, панцирь.
Воспитатель: - Молодцы! А черепаха Люся?
Дети: - Голова, глаза, рот, нос, шея, лапы, когти, хвост, панцирь.
Воспитатель: - Правильно, этим они похожи или нет???
Дети:- Похожи!
Воспитатель: - Посмотрим внимательно дальше! Какие глаза у черепахи -
Тортилы? А у Люси?
Дети: – Маленькие, круглые, черные. Блестящие, как бусинки….
2
Воспитатель: - Молодцы! А на что похож рот у черепахи Тортилы, а у
черепахи Люси?
Дети: - На клюв!
Воспитатель:- Да, ребята, у черепах нет зубов, поэтому они отрывают пищу
своими роговыми челюстями! Они у черепах достаточно хваткие и острые!
Сколько лап у черепахи Тротиллы, а у второй? Что есть на лапах?
Дети: - По четыре лапы, на концах когти!
Воспитатель: - Этим черепахи наши похожи или нет?
Дети: - Похожи!
Воспитатель: - А для чего черепахе лапы? А когти?
Дети: - Чтобы ползать, плавать. Когти рыть землю, песок, отталкиваться!!!
Воспитатель: - Молодцы!!! Ребята, посмотрите внимательно, на лапах у
черепахи есть перепонки, с помощью которых она плавает!!! А когти
необходимы черепахе, что бы зарывать яйца в песок, из которых в
дальнейшем появятся ее детеныши – кто???
Дети: - Черепашата!!!
Воспитатель: - Ребята, какого цвета панцирь у черепахи Тортилы? А у
черепахи Люси? А какого размера черепаха Тортила? А черепаха Люся?
Дети: - Коричневого (темного, светлого…). Среднего размера….
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, а есть ли у черепахи хвост?
Дети: - Да!!!
Воспитатель:- Давайте с вами немного поиграем, я буду вам показывать
хвостик, а вы должны угадать и показать движениями хозяина этого
хвостика! Согласны? (звучит музыка, дети встают, воспитатель по очереди
показывает картинки с хвостиками животных, дети изображают этих
животных, в конце показываю хвостик черепашки)
Воспитатель: - Молодцы, всех узнали!!! Садитесь на стульчики!!! Какой
вывод мы можем сделать о внешнем виде черепахи Тортилы и черепахи
Люси? Они похожи?
Дети: - Да!
3
Воспитатель: - Ребята, а на ощупь наши черепахи тоже похожи друг на друга?
А как можно узнать?
Дети: - Потрогать.
Воспитатель: - Правильно, давайте погладим по панцирю сначала черепаху
Тортилу, какая она?
Дети: - Шершавая, твердая, неровная, мокрая…
Воспитатель? – А затем черепаху Люсю, какая она?
Дети: - Гладкая, ровная, мягкая, сухая…
Воспитатель: - На ощупь наши черепахи похожи?
Дети: - Нет, черепахи разные на ощупь!
Воспитатель: - Ребята, а какие звуки издает черепаха? Кто знает? Может
такой : Му-му, мяу-мяу, гав-гав…. Нет?
Дети: - Черепаха молчит.
Воспитатель: - Черепаха Люся точно всегда молчит, а вот Тортила нет! Хоть
голосовые связки у черепахи и не развиты, она умеет шипеть, фыркать от
волнения, а также издавать звук, похожий на короткий писк.
Но делает она это очень редко, когда болеет или голодна!
Воспитатель: - Ребята, а про кого можно так сказать «Ползает как черепаха»,
«Неповоротливая как черепаха»?
Дети: - Про медленных людей!
Воспитатель: - А как вы думаете, почему черепахи медленные?
Дети: - Короткие лапки, тяжелый панцирь.
Воспитатель: - А зачем тогда черепахе такой тяжелый панцирь? Может он ей
не нужен?
Дети: - Нужен, что бы защищаться от врагов!
Воспитатель: - Как он ее защищает?
Дети: - Черепашка прячется в него, когда ей грозит опасность!
4
Воспитатель: - Молодцы, панцирь служит надежной защитой для черепахи от
врагов. Давайте посмотрим спрячется ли черепашка Тортила в панцирь, если
ее потрогать веточкой за лапки! Как вы думаете?
Дети: - Да!!!
Воспитатель: - Да! А черепашка Люся?
Дети: - Нет!!!
Воспитатель: - Кто готов попробовать! (Дети наблюдают, как черепашка
прячется в панцирь).
Воспитатель: - Молодцы!!! Ребята, кто скажет, где живет черепаха Люся?
Дети: - Черепаха Люся живет на полке.
Воспитатель: - А черепаха Тортила?
Дети: - В аквариуме!
Воспитатель: - Ребята, красноухоя черепаха Тортила живет в аква –
террариуме, аква от слова вода, а терра от слова земля. Но красноухие
черепахи живут и в природе, обитают в мелких озёрах, прудах и других
водоёмах.
Где живет наша черепаха?
Дети: - В аква-террариуме!
Воспитатель: - Верно, молодцы!!! Наша черепашка живет в аква- террариуме,
любит плавать в воде, ведь у нее есть перепонки на лапах, а иногда ей нужно
выходить на сушу - поползать, так что аква - террариум для черепашки
должен быть каким?
Дети: - Большим, вместительным, просторным….
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, плавает ли черепашка Люся, и
понаблюдаем, как это делает черепашка Тортила.
Встаем и подходим к столу с аквариумом.
Проводим эксперимент.
Воспитатель: Черепаха Люся умеет плавать?
Дети: Черепаха Люся держится на воде, не тонет!
5
Воспитатель: - А черепашка Тортила?
Дети:- Умеет плавать, нырять!
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, чем любят полакомиться наши
черепахи?
Дети: - Черепаха Люся не ест. Тортила ест траву, фрукты, овощи….
Проводим эксперимент
Воспитатель: - Ребята, красноухая черепаха пережёвывает пищу, только
погрузив голову в воду. Давайте предложим черепахе яблоко, огурец и
червячков.
Дети одновременно предлагают черепахе лакомства, и наблюдают, что она
выберет.
Воспитатель: - Что выбрала черепаха?
Дети: - Червячков.
Воспитатель: - Да ребята, черепаха Тортила любит полакомиться червячками
креветками, улитками, насекомыми, головастиками, кусочками мяса и рыбой.
Красноухоя черепаха является хищником или травоядным?
Дети: - Хищником.
Воспитатель: - Молодцы, ребята!!! Вот сколько всего интересного мы узнали
про нашу черепашку Тортилу !!! Дак кто является мамой черепахой, чье
яйцо??? Кто готов с помощью нашей схемы попробовать рассказать нам
почему Тортила может быть мамой черепахой, а черепашка Люся – нет!!!
Рассказ ребенка по алгоритму.
Воспитатель: - Молодцы!!! Все правильно!!! Черепашка нам очень
благодарна!!! Если бы она умела говорить, то она сказала вам СПАСИБО!!!
Отдадим Тортиле ее яйцо, и оставим их наедине, наверняка они
соскучились!!!
6
7