Напоминание

Конспект НОД "Наблюдение за красноухой черепахой"


Автор: Михеева Екатерина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-"Детский сад №44 "Веселые нотки"
Населённый пункт: города Северодвинска, Архангельской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД "Наблюдение за красноухой черепахой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД «Наблюдение за красноухой черепахой»

Цель: познакомить детей с касноухой черепахой. Прийти к выводу, что

она живая – ест, дышит, видит, ползает, плавает, может иметь потомство.

Задачи:

- Способствовать обогащению представлений детей о черепахе, как о

живом существе: ест, дышит, видит, слышит, передвигается,

защищается, размножается.

- Способствовать развитию деятельности наблюдения: сравнивать,

выделять, обследовать, делать вывод на основе наблюдений.

- Формировать представление об особенностях внешнего вида (различать

и называть существенные детали и части черепахи), образе жизни.

- Воспитывать бережное отношение к живым существам.

Материалы и оборудование:

Крупные пазлы с изображением черепахи (8 деталей); корзинка с

макетом яйца; корзинка с живой и игрушечной черепахой; низкий

прозрачный контейнер для наблюдения за черепахой, высокий

прозрачный контейнер (акватеррариум) с водой; еда для черепахи:

огурец, помидор, сушеные насекомые; изображения с хвостами

животных – медведь, заяц, лиса, петух, рыба, черепаха; алгоритм

построения рассказа о животном 2шт (А4), изображения живой и

игрушечной черепахи.

Ход НОД

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в сад пришло много гостей, и пришли

они не с пустыми руками, а принесли вот такую корзинку! Но, что в ней

спрятано, вы должны догадаться сами! Слушайте подсказку - загадку:

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что—то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо

Воспитатель: - Что это???

Дети: - яйцо!!!

1

Воспитатель: - Правильно ребята, это яйцо!!! Посмотрите, какое оно?

Дети: - Овальное, белое, хрупкое ….

Воспитатель: - А как вы думаете, кто может вылупиться из этого яйца?

Дети: - Цыплёнок, утенок….

Воспитатель: - Подождите ка, здесь еще есть подсказка для вас! Нужно

собрать пазл, и вы узнаете, чье же это яйцо!

Детям выдается по части одного изображения, сложив которое они увидят

черепаху.

Дети: - Это черепаха!!!

Воспитатель: - Молодцы, ребята, это яйцо черепахи!!! А вот и хозяйка яйца –

мама черепаха (достаю корзину, накрытую салфеткой, там две черепахи,

игрушечная и живая)! Ой, а их здесь две, как же мы найдем маму???

Дети: - (показывают на живую черепаху)

Воспитатель: - Ребята, с черепахой Люсей мы уже познакомились и много о

ней узнали? (показываю алгоритм рассматривания животного - игрушечной

черепахи Люси с готовыми пометками)!!! А сегодня мы с вами познакомимся

с черепахой Тортилой, рассмотрим, и узнаем о ней много нового и

интересного! (показываю алгоритм рассматривания животного – живой

черепахи Тортилы), и все - таки решим, кто же мама черепаха!!!

Воспитатель: - Давайте, пройдем и сядем за столы и рассмотрим, из каких

частей состоит наша черепаха Тортила, кто сможет назвать?

Дети: - Голова, глаза, рот, нос, шея, лапы, когти, хвост, панцирь.

Воспитатель: - Молодцы! А черепаха Люся?

Дети: - Голова, глаза, рот, нос, шея, лапы, когти, хвост, панцирь.

Воспитатель: - Правильно, этим они похожи или нет???

Дети:- Похожи!

Воспитатель: - Посмотрим внимательно дальше! Какие глаза у черепахи -

Тортилы? А у Люси?

Дети: – Маленькие, круглые, черные. Блестящие, как бусинки….

2

Воспитатель: - Молодцы! А на что похож рот у черепахи Тортилы, а у

черепахи Люси?

Дети: - На клюв!

Воспитатель:- Да, ребята, у черепах нет зубов, поэтому они отрывают пищу

своими роговыми челюстями! Они у черепах достаточно хваткие и острые!

Сколько лап у черепахи Тротиллы, а у второй? Что есть на лапах?

Дети: - По четыре лапы, на концах когти!

Воспитатель: - Этим черепахи наши похожи или нет?

Дети: - Похожи!

Воспитатель: - А для чего черепахе лапы? А когти?

Дети: - Чтобы ползать, плавать. Когти рыть землю, песок, отталкиваться!!!

Воспитатель: - Молодцы!!! Ребята, посмотрите внимательно, на лапах у

черепахи есть перепонки, с помощью которых она плавает!!! А когти

необходимы черепахе, что бы зарывать яйца в песок, из которых в

дальнейшем появятся ее детеныши – кто???

Дети: - Черепашата!!!

Воспитатель: - Ребята, какого цвета панцирь у черепахи Тортилы? А у

черепахи Люси? А какого размера черепаха Тортила? А черепаха Люся?

Дети: - Коричневого (темного, светлого…). Среднего размера….

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, а есть ли у черепахи хвост?

Дети: - Да!!!

Воспитатель:- Давайте с вами немного поиграем, я буду вам показывать

хвостик, а вы должны угадать и показать движениями хозяина этого

хвостика! Согласны? (звучит музыка, дети встают, воспитатель по очереди

показывает картинки с хвостиками животных, дети изображают этих

животных, в конце показываю хвостик черепашки)

Воспитатель: - Молодцы, всех узнали!!! Садитесь на стульчики!!! Какой

вывод мы можем сделать о внешнем виде черепахи Тортилы и черепахи

Люси? Они похожи?

Дети: - Да!

3

Воспитатель: - Ребята, а на ощупь наши черепахи тоже похожи друг на друга?

А как можно узнать?

Дети: - Потрогать.

Воспитатель: - Правильно, давайте погладим по панцирю сначала черепаху

Тортилу, какая она?

Дети: - Шершавая, твердая, неровная, мокрая…

Воспитатель? – А затем черепаху Люсю, какая она?

Дети: - Гладкая, ровная, мягкая, сухая…

Воспитатель: - На ощупь наши черепахи похожи?

Дети: - Нет, черепахи разные на ощупь!

Воспитатель: - Ребята, а какие звуки издает черепаха? Кто знает? Может

такой : Му-му, мяу-мяу, гав-гав…. Нет?

Дети: - Черепаха молчит.

Воспитатель: - Черепаха Люся точно всегда молчит, а вот Тортила нет! Хоть

голосовые связки у черепахи и не развиты, она умеет шипеть, фыркать от

волнения, а также издавать звук, похожий на короткий писк.

Но делает она это очень редко, когда болеет или голодна!

Воспитатель: - Ребята, а про кого можно так сказать «Ползает как черепаха»,

«Неповоротливая как черепаха»?

Дети: - Про медленных людей!

Воспитатель: - А как вы думаете, почему черепахи медленные?

Дети: - Короткие лапки, тяжелый панцирь.

Воспитатель: - А зачем тогда черепахе такой тяжелый панцирь? Может он ей

не нужен?

Дети: - Нужен, что бы защищаться от врагов!

Воспитатель: - Как он ее защищает?

Дети: - Черепашка прячется в него, когда ей грозит опасность!

4

Воспитатель: - Молодцы, панцирь служит надежной защитой для черепахи от

врагов. Давайте посмотрим спрячется ли черепашка Тортила в панцирь, если

ее потрогать веточкой за лапки! Как вы думаете?

Дети: - Да!!!

Воспитатель: - Да! А черепашка Люся?

Дети: - Нет!!!

Воспитатель: - Кто готов попробовать! (Дети наблюдают, как черепашка

прячется в панцирь).

Воспитатель: - Молодцы!!! Ребята, кто скажет, где живет черепаха Люся?

Дети: - Черепаха Люся живет на полке.

Воспитатель: - А черепаха Тортила?

Дети: - В аквариуме!

Воспитатель: - Ребята, красноухоя черепаха Тортила живет в аква –

террариуме, аква от слова вода, а терра от слова земля. Но красноухие

черепахи живут и в природе, обитают в мелких озёрах, прудах и других

водоёмах.

Где живет наша черепаха?

Дети: - В аква-террариуме!

Воспитатель: - Верно, молодцы!!! Наша черепашка живет в аква- террариуме,

любит плавать в воде, ведь у нее есть перепонки на лапах, а иногда ей нужно

выходить на сушу - поползать, так что аква - террариум для черепашки

должен быть каким?

Дети: - Большим, вместительным, просторным….

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, плавает ли черепашка Люся, и

понаблюдаем, как это делает черепашка Тортила.

Встаем и подходим к столу с аквариумом.

Проводим эксперимент.

Воспитатель: Черепаха Люся умеет плавать?

Дети: Черепаха Люся держится на воде, не тонет!

5

Воспитатель: - А черепашка Тортила?

Дети:- Умеет плавать, нырять!

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, чем любят полакомиться наши

черепахи?

Дети: - Черепаха Люся не ест. Тортила ест траву, фрукты, овощи….

Проводим эксперимент

Воспитатель: - Ребята, красноухая черепаха пережёвывает пищу, только

погрузив голову в воду. Давайте предложим черепахе яблоко, огурец и

червячков.

Дети одновременно предлагают черепахе лакомства, и наблюдают, что она

выберет.

Воспитатель: - Что выбрала черепаха?

Дети: - Червячков.

Воспитатель: - Да ребята, черепаха Тортила любит полакомиться червячками

креветками, улитками, насекомыми, головастиками, кусочками мяса и рыбой.

Красноухоя черепаха является хищником или травоядным?

Дети: - Хищником.

Воспитатель: - Молодцы, ребята!!! Вот сколько всего интересного мы узнали

про нашу черепашку Тортилу !!! Дак кто является мамой черепахой, чье

яйцо??? Кто готов с помощью нашей схемы попробовать рассказать нам

почему Тортила может быть мамой черепахой, а черепашка Люся – нет!!!

Рассказ ребенка по алгоритму.

Воспитатель: - Молодцы!!! Все правильно!!! Черепашка нам очень

благодарна!!! Если бы она умела говорить, то она сказала вам СПАСИБО!!!

Отдадим Тортиле ее яйцо, и оставим их наедине, наверняка они

соскучились!!!

6

7



В раздел образования