Автор: Дектярева Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Итатская коррекционная школа-интернат")
Населённый пункт: пгт. Итатский, Кемеровская область, Тяжинский р-он
Наименование материала: Викторина "Эти забавные животные"
Тема: Использование ИКТ
Раздел: среднее профессиональное
Н. В. Дектярева
3
Пояснительная записка
В
настоящее
время
с
каждым
годом
увеличивается
воздействие
на
окружающую
природную
среду.
В
результате
не
только
возросло
влияние
человека на природу, но и усилились последствия потребительского отношения
к ней.
Защита среды и здоровья человека представляют собой общемировую,
глобальную
проблему.
В
связи
с
этим
становится
все
более
актуальным
развитие экологического мышления, формирование экологической и эколого-
нравственной
культуры
учащихся.
Эта
задача
должна
решаться
в
системе
образования и воспитания. Экологическое образование и воспитание признаны
развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему
живому, так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной
из самых важнейших категорий в системе ценностей современного общества.
Велика
роль
внеклассного
образования,
во-первых,
общение,
а
во-вторых,
познание
окружающего
мира,
как
реальной
действительности,
во
всех
ее
проявлениях.
Внеклассное мероприятие на тему «Эти забавные животные» подходит
для учащихся начальных классов. В ходе мероприятия учащиеся получают
информацию о животных, которые проживают в нашей области, о бережном
отношении к ним.
4
Викторина «Эти забавные животные»
Цель:
-повышение интереса учащихся к жизни животных.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к природе, к животным;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать любовь к окружающему миру животных и потребность в
наблюдении за живой природой.
Ход мероприятия:
Ведущий 1
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам!
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
- Ребята, а чем я прочитала стихотворение?
- Правильно, о природе, о земле.
Ведущий 2
Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места
всем: людям, животным, растениям. Над нами одна общая голубая крыша -
небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на
всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги:
реки, озера, моря, океаны. Очень разнообразный животный мир. И сегодня мы
поговорим о животных и птицах, которых мы знаем
Ведущий 1
Ребята! Наше занятие сегодня посвящено нашим меньшим друзьям. У
животных и птиц есть свой праздник. День защиты животных. Международный
день защиты животных, который отмечается 4 октября.
Животные – птицы, рыбы, звери окружают нас везде, где бы мы ни находились.
А вы любите животных, друзья? Поднимите руки, у кого есть дома питомцы, и
те, кто хотел бы их завести. Вот видите, вы все подняли руки, а это значит, что
животные – неотъемлемая часть нашей жизни, без которой сама эта жизнь была
бы невозможна.
Ведущий 2
Чтобы начать наш конкурс предлагаю для начала вам пошутить и размяться.
Предлагаю вам шуточные вопросы о животных с подвохом.
- Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба);
- Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге);
5
- Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, он зимой спит);
- Может ли барсук залезть за шишками на сук? (нет, барсуки не лазают по
деревьям),
- Может ли синица на крыше поселиться? (да);
- Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да).
Ведущий 1
За животными можно наблюдать бесконечно. Это очень увлекательное
занятие! Ведь многие повадки животных напоминают нам наше собственное,
человеческое, поведение. Потому в нашей речи так много выражений, в
которых человек сравнивается с животным. Давайте попробуем, догадаться, о
каком же животном идет речь в следующих высказываниях:
1.голоден, как …(волк)
2.упрям, как …(осел)
3.труслив, как …(заяц)
4. болтлив, как …(сорока)
5. нем, как …(рыба)
6. вертится, как…(белка в колесе)
7. медлителен, как…(черепаха, улитка)
8. хитер, как…(лис)Ведущий 2
Отгадайте загадки. Загадки о животных
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц) Иллюстрация
Зайцев можно встретить в любой стране на земле, так как они обитают по
всему земному шару;
- в летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно
выводят тепло из организма;
- во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не
простудились;
- зайцы могут несколько километров подряд пружинить на своих лапках со
скоростью 50 километров в час, при этом совершая немыслимы виражи.
Можно сказать, что у них в лапах настоящие пружины;
- известен случай, когда зайца воспитала домашняя собака. Зверек перенял от
своего "воспитателя" манеру поведения: бросался на других собак и даже
кусал их.
Ведущий 1
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост -
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса) Иллюстрация
Лиса -
это хищное животное с большим пушистым хвостом, живущее в лесу. Лиса ест
6
мышей и других мелких животных. Хвост животного меняет цвет в
зависимости от времени года, многие считают, что особенно он красив зимой.
На лапах зверя имеются чувствительные волоски, которые позволяют легко
ориентироваться в пространстве и находить нужное направление.
Рыжая лиса самая распространенная, ее можно обнаружить на любом
континенте.
Хотя лисы чем-то напоминают собак и кошек, все же этими животными они
контактировать не хотят.
Ведущий 2
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк) Иллюстрация
По общему виду волк напоминает крупную остроухую собаку. Ноги высокие,
сильные; лапа крупнее и более вытянута, нежели собачья, длина следа порядка
9—12 см, ширина 7 см, средние два пальца более вынесены вперёд, пальцы не
растопырены и отпечаток рельефнее, чем у собаки. Дорожка следов у волка
ровнее, и образует почти ровную строчку, а у собак — извилистую линию.
Голодный волк в состоянии поглотить около 10 кг мяса за один присест.
У всех новорожденных волчат глаза голубого цвета. В возрасте 8 месяцев глаза
этих хищников приобретают желтый цвет.
При отличных погодных условиях волк в состоянии слышать на расстоянии до
9 километров в лесной местности и до 16 километров на равнинах.
Ведущий 1
Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага -
Есть копыта и рога! (Лось)
Иллюстрация
Лось (сохатый) - крупное парнокопытное млекопитающее, относящее к
семейству оленевых. Лоси крупные и тяжелые, у них вытянутые морды и
массивные головы, короткие хвостики, горб на спине и огромные уши,
которыми звери могут вращать. Благодаря длинным ногам, лось легко
передвигается в сугробах, а от лютого холода его спасает теплый мех. У них
хорошее обоняние и слух, однако, видят лоси не очень хорошо. - Они отлично
плавают, причем могут плыть со скоростью до 10 километров в час – неплохо
для существа с четырьмя ногами. Лоси даже могут нырять и задерживать
дыхание до 30 секунд.
Ведущий 2
Я скачу по лужам важно.
Там живу, где очень влажно.
Посмотрите, какова -
Вся зеленая, ква-ква! (Лягушка, жаба) Иллюстрация
Лягушки – населят практически все части мира. Они обитают повсюду – в
водоемах или болотах, на земле, даже на глубине нескольких метров в твердом
слое глины, на деревьях.
7
Лягушки — это бесхвостые земноводные. Лягушки бывают очень разные:
ядовитые и нет, яркие и не очень, большие и маленькие.
В России популярны озерные лягушки. Такие лягушки достигают длины в 17
сантиметров и проживают в речках и озерах. Прыгает почти круглые сутки, но
любит выходить на сушу в теплое дневное время.
В качестве еды такая лягушка любит маленьких змей, птенцов, землероек.
Сама она часто становится едой различных птиц и животных.
Ведущий.
Физминутка на развитие внимания.
- Как только услышите ошибку в тексте, девочки
– хлопают в ладоши,
мальчики хлопают по коленкам.
Из берлоги слышен храп -
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь) Иллюстрация
Бурый медведь - хозяин тайги. Представители этого вида заселили всю
лесную зону нашей земли. Наиболее любимое место жизни бурого медведя -
старый лес с имеющимися в нем ручейками и речками. Для большинства
регионов нашей страны обитание в лесах бурых медведей считается обычным
явлением.
Бурые медведи оседлы, т.е. живут в одном лесу. За каждым зверем стоит
определенный участок земли. В его пределах есть особые места, в которых
медведь находит убежище, кормится, залегает в берлогу. Легко здесь
обнаружить медвежьи тропы - пути наиболее частого передвижения медведей.
Бурый медведь неуклюж. Но только на внешний вид. Со скоростью
передвижения у них все нормально - бегают бурые медведи быстро - развивают
скорость до 55 километров в час.
Ведущий 1
Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:
– голубь… (воркует);
– утка… (крякает);
– филин… (ухает);
– гусь… (гогочет);
– журавль… (курлычет);
– воробей… (чирикает);
– ворона… (каркает);
– индюк… (кулдыкает);
– лиса… (лает);
– медведь… (ревет);
– коза… (блеет);
– конь… (ржет);
– свинья… (хрюкает);
– слон… (трубит);
– комар… (пищит, крыльями);
8
– кузнечик… (стрекочет);
– шмель… (жужжит, гудит);
– пчела… (жужжит, гудит);
– сверчок… (сверчит);
– цикада… (стрекочет, брюшком и мышцами).
Ведущий 2
А сейчас поиграем. Я вызываю одного из детей и показываю ему картинку
животного. Он должен изобразить это животное. а вы должны угадать, что это
за животное. Иллюстрации.
По лугу ретивый скачет,
Там резвится и лихачит,
Кормим мы его овсом,
Скачем мы на нем верхом(Конь) Иллюстрации.
Лошади спят стоя. Да-да, лошади действительно спят стоя! Хотя, лежа они тоже
спят, но в течение очень короткого времени. Лошади живут более 30 лет.
Ведущий 2
Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
острые зубки.
Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки.(Мышь) Иллюстрации.
- Мыши едят почти все, любят черствый хлеб.
Будут ухаживать за малышами, которые не являются их собственными. -
Мышата спят, свернувшись в калачик. Наибольший убыток от мышей —
вредительство. Длина мышиного хвоста равна длине их тела. Мыши очень
чистоплотные животные. Некоторые мыши могут притворяться мертвыми.
Мыши ведут ночной образ жизни. Мыши могут быть носителями некоторых
инфекционных заболеваний.
Ведущий 1
У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока. (корова) Иллюстрации.
Выяснилось, что коровы неравнодушны к музыке! Мычит как корова - так мы
иногда говорим о немелодичном пении. Говорим - и обижаем корову. Зоологам
удалось насчитать в коровьем мычании 11 различных "мелодий". Одно только
обращение коровы к своему теленку имеет несколько оттенков. Коровы и быки
хорошо различают звуки, шумы, а музыку, кроме того, распознают и по ритму.
"Любовь
к
музыке"
у
коров
может
принести
немалую
пользу
человеку.
Например, один японский фермер приучил своих коров, разбредающихся по
пастбищу,
вечером
дружно
возвращаться
в
коровники
по
музыкальному
сигналу: включал записи популярных эстрадных песен.
9
Ведущий 2
- Ребята, а сейчас поиграем в игру «Доскажи имя литературного персонажа».
Муха -….
Крокодил-…
Крыса -…
Пудель - …
Змей -…
Конек -…
Слон -…
Лиса -…
Том и -…
Крошка -…
Итог.
Ребята, а
вы хотите, чтобы красота родной природы радовала нас и дальше?
Что для этого мы с вами должны делать?
Как мы должны помогать животным родного края?
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Ты не топчи родных полей.
В вокзальной суматохе века
Ты оценить ее спеши:
Она давно твой добрый лекарь.
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не вычерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна
10
Литература
1.Измайлова С. Энциклопедия для детей «Биология», М.; Аванта+,
1995 – 570с.
2. Моя первая энциклопедия. Гальперштейн Л.Я., М.: Росмэн, 2011 – 254с.
3.Что такое. Кто такой: Т. 1-2.- М.: Педагогика, 1990.
4.Энциклопедия для детей . Все о животных от А до Я. М.: «Махаон»,
2004 – 160с.
11
Приложение 1
Приложение 2
12
13
14
15