Автор: Тереховская Алиса Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4 пос.Нижний Куранах
Населённый пункт: пос.Нижний Куранах
Наименование материала: Статья
Тема: Применение ИКТ на уроках
Раздел: среднее образование
Применение
ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы
работы,
деятельность
учащихся,
активизировать
внимание,
повышает
творческий
потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время,
более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют
внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов,
иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес
к уроку; делают урок более интересным.
На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный
иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в
Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность
учащихся,
умение
находить,
отбирать
и
оформлять
материал
к
уроку.
Уроки
с
использованием
ИКТ
развивают
умение
учащихся
работать
с
компьютером,
самостоятельно решать учебные задачи.
Мультимедиа позволяет мне готовить к урокам разные продукты: тесты, разно
уровневые задания, стихотворения и прозу для анализа и сопоставительного анализа,
проекты, исследования, рефераты, доклады, небольшие сообщения, презентации. Не менее
интересно проходят «разминки» на уроках русского языка и литературы с использованием
видеофрагментов для написания ассоциативного ряда..
Работа с презентациями создаёт предпосылки к индивидуализации обучения, что в
свою
очередь,
предполагает
появление
новых
форм
взаимодействия
обучающего
и
обучаемого
в
учебном
процессе.
Компьютер
может
влиять
на
мотивацию
учащихся,
раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя возможность
испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу,
задавать
любые
вопросы,
-
всё
это
способствует
формированию
положительного
отношения к учёбе.
В своей работе я использую различные формы информационных коммуникационных
технологий:
подготовка
дидактических
печатных
материалов
к
урокам,
создание
раздаточного материала;
Во-первых, имея компьютер, учитель имеет неограниченные возможности в изготовлении
печатных
материалов
к каждому
уроку,
учитывая
все
особенности
групп
и даже
индивидуальные особенности отдельных детей. Это тестовые задания, карточки, вопросы
к олимпиаде, тексты для комплексного анализа, тексты для сочинений – рассуждений
и так далее.
наглядное пособие качественно нового уровня с возможностями мультимедиа
и телекоммуникации;
Во-вторых, с помощью компьютера нетрудно оформить или создать кроссворд, ребус,
таблицу, схему, иллюстрацию, демонстрировать на уроке кинофильмы и кинофрагменты
по произведениям того или иного писателя.
применение цифрового образовательного ресурса (тренажёр);
В-третьих, на уроках русского языка с помощью компьютера мы можем организовать
выполнение всех известных традиционных видов упражнений (для отработки умений и
навыков, для контроля и опроса), а именно:
- на зрительное восприятие (схемы, таблицы, иллюстрации);
- вставку букв (при изучении орфографии);
- постановку знаков препинания (при изучении синтаксиса и пунктуации);
- графическое обозначение единиц языка разных уровней;
- редактирование
текстов
и
исправление
ошибок
в
творческих
работах
(определение
границ предложений, раскрытие скобок, изменение окончаний, замена неоправданных
повторов и т.д.);
- различные виды грамматического разбора (разбор слова по составу, морфологический
разбор частей речи, синтаксический разбор и др.)
средство диагностики и контроля;
В-четвертых, компьютер – это еще и контролер за умениями, навыками учащихся. В
качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде
тестовых заданий, упражнений по теме, оформленных на слайдах.
использование информации, передающейся по электронной сети;
Это
наиболее
часто
используемая
форма
работы
с
компьютером.
Интернет-ресурсы
способны сегодня дать нам информацию по любой теме и области знаний, помочь в
организации внеклассной работы по предмету, познакомиться с опытом работы коллег,
найти иллюстрации, портреты, совершить заочные экскурсии, приготовить или найти
готовые презентации, найти разработки уроков и др.
Особое внимание я уделяю продуктам серии «Уроки Кирилла и Мефодия». Уроки
с применением этих
программ
всегда
интересны.
Ученики
за урок
могут
не только
познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки
кинофильмов,
прослушать
аудиозаписи,
музыкальные
отрывки
и даже
побывать
на экскурсии в музее, в местах, связанных с жизнью и творчеством какого-либо писателя.
Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем
м ы
е щ е
р а з
у б е д и л и с ь ,
п р и м е н я я
И К Т
н а
у р о к а х .
Очень
важно
не
останавливаться
на
месте,
ставить
новые
цели
и
стремиться
к
их
достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.