Автор: Зуева Алёна Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Богданович, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность внеурочной деятельности в процессе преподавания иностранного языка.
Раздел: среднее образование
Актуальность внеурочной деятельности
в процессе преподавания иностранного языка.
В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной,
которая направлена на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Роль «иностранного языка» как предмета в условиях введения ФГОС возрастает.
В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую
актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов
образования школьников.
Одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы без
преувеличения можно назвать формирование мотивации учения в школьном возрасте.
Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая
находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему
миру, различным видам деятельности [Маркова А. К. 1990: 96]. Повышение уровня
учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. При
формировании положительной мотивации к предмету у школьников необходимо
обращать внимание на то, как мы их обучаем и чему обучаем, учитывать особенности
возраста.
Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным,
добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая
мыслительная активность. Следует учитывать физиологические и психологические
особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы
напряжение и усталость.
Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования
повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей. На современном этапе
изменилась роль, которая отводится иностранным языкам в рамках школы. Для
реализации коммуникативной компетенции важна не только работа на уроке, но и
вовлечение учащихся внеурочную деятельность. Вот почему внеурочная деятельность
неразрывно связано с урочной.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения
иностранного языка. Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое
общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Формируется широкая и
разнообразная творческая образовательная среда, создаются благоприятные условия для
формирования социокультурной компетенции.
Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка,
способствует расширению культурологического кругозора школьников. Кроме того
развивает творческую активность, эстетический вкус и, как следствие, повышает
мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Потребность совершенствования школьного образования обусловливает
интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей
формирования мотивов учения.
Включение ученика в процесс внеурочной работы является одним из способов
создания мотивации. Внеурочная работа по иностранному языку органично входит в
учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного образования
имеет свои особенности. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное
и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся,
каждому учителю иностранного языка сейчас известно, как много дает внеклассная
работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.
Своими увлекательными формами внеклассная работа создает определенный
эмоциональный настрой и является мощным рычагом мотивации учащихся.Внеурочная
работа должна помочь учащимся увидеть истинные возможности изучаемого
иностранного языка и убедить их в том, что они изучают его "для жизни, а не для
школы".
Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию
познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление
самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит
нестандартным формам занятий. Эффективность формирования коммуникативных
навыков школьников определяют не только и не столько знания и владение учениками
языковым и речевым материалом, сколько готовность и желание детей участвовать в
межкультурном общении на английском языке. Это становится возможным, если
основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение,
чтение или письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг
с другом. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, необходимо
организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и
обеспечил их активность на уроке.
Литература
1.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]
/ А.К. Маркова // Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
2.
Зайцева, М.В. Мотивация и некоторые пути ее повышения [Текст] / М.В.
Зайцева // –М.: ИД "Первое сентября", 2003. – с. 23
3.
Васильева, М.М. Условия формирования мотивации при изучении
иностранного языка [Текст] / М.М. Васильева // .– М.: Педагогика 1988. – с.131.
4.
Новикова, Т.Г О технологии портфолио в российской школе. [Текст] / Т.Г.
Новикова [и др.] // Пед. Диагностика. – 2006. - № 3. – С. 93.
5.
Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] /
М.В.Матюхина // – М., Педагогика, 1984. – с.144