Автор: Канюка Мария Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д-с № 7
Населённый пункт: г. Белгород Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблема проектирования образовательной среды коммуникативного развития старших дошкольников в условиях дошкольной организации
Раздел: дошкольное образование
Проблема проектирования образовательной среды коммуникативного
развития старших дошкольников в условиях дошкольной организации
На
современном
этапе
модернизации
образования
возрастает
актуальность
проблемы
формирования
коммуникативного
развития
дошкольников, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом
общества – формированием социально развитой личности ребенка, с другой
стороны, достаточный уровень коммуникативного развития является одной из
необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает
ему возможность успешного освоения школьной программы.
Важность
вопроса
формирования
коммуникативных
качеств
дошкольников определена Федеральным законом «Об образовании в РФ»,
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования и др.
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом дошкольного образования, социализация личности дошкольника
и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область
«Социально-коммуникативное
развитие».
Задачи
образовательной
области
заключаются в развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
становлении
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
развитии
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками и др.
Проблема
коммуникативного
развития
дошкольников
раскрывается
зарубежными
и
российскими
исследователями:
авторами
выделяются
особенности
коммуникации
детей
(М.И.
Лисина,
Т.С.
Овчинникова,
Е.О.
Смирнова,
Н.Н.
Яковлева,
P.
Hunt,
L.M.
Levine
и
др.);
рассматриваются
сложности
коммуникативного
взаимодействия
дошкольников
(А.Г.
Самохвалова, Л.В. Чернецкая, А.В. Чулкова и др.), прогнозируются формы
работы
педагогов
с
детьми
и
их
родителями
на
основе
организации
конструктивной коммуникации (О.А. Слинько, Р.К. Терещук и др.).
Старший дошкольный возраст определяется авторами (М.В. Крулехт,
А.А.
Люблинская,
В.С.
Мухина,
Р.С.
Немов
и
др.)
как
важный
этап
социализации,
динамичного
психического,
личностного
развития,
в
ходе
которого происходят прогрессивные изменения во всех сферах: физической,
интеллектуальной,
коммуникативной,
э м о ц и о н а л ь н о - в о л е в о й .
Сформированные
коммуникативные
умения
детей
данного
возраста
способствуют
расширению
сферы
личностных
контактов
дошкольников,
усвоению
образцов
продуктивного
и
позитивного
взаимодействия,
без
акцентов на личностные особенности, ориентировке в социальной сфере
межличностных отношений людей, удовлетворению потребности в общении
со сверстниками (М.И. Лисина). Поэтому именно в этом возрасте необходимо
тщательно подходить к вопросам проектирования
образовательной среды,
обеспечивающей коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в
дошкольной образовательной организации.
Проектирование
образовательной
среды
предполагает
обеспечение
взаимодействия
участников
педагогического
процесса,
создание
развивающей предметно-пространственной среды, определение содержания
дошкольного
образования.
Все
компоненты
образовательной
среды
дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены – отмечается
в Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования
Основы
педагогиче ского
проектирования
и
о р г а н и з а ц и и
образовательных пространств изложены в исследованиях В.С. Безруковой,
В.П. Беспалько, В.В. Гузеева, М.В. Кларина, В.М. Монахова,
Г.К. Селевко,
В.В. Серикова и др.
Проблема
педагогического
проектирования
раскрывается
в
научных
изысканиях многих авторов:
М.В. Кларин, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, В.В.
Сериков,
Т.К.
Смыковская
и
др.
выделили основные
компоненты
проектировочной деятельности педагога; В.С. Безрукова, Дж. Ван Гиг, В.Е.
Радионов,
Н.Н.
Суртаева
и
др.
выделяют
этапы
педагогического
проектирования; Е.С.
Заир-Бек
рассматривала
основные
подходы
к
возникновению
педагогического
проектирования
как
самостоятельной
области деятельности, она выделяет направление проектирования развития
социальных систем и др.
Современные
концепции
развития
образования
и
образовательной
среды представлены
в работах С.Г. Вершловского, В.Г. Воронцовой, А.В.
Иванова, Г.А. Ковалева, В.А. Козырева, И.В. Крупиной, Ю.С. Мануйлова,
С.В. Тарасова и др.
Проблема
организации
развивающей
среды
ДОУ
в
условиях
личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых раскрыта в
исследованиях С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А.
Смывиной, Р.Б. Стеркиной, Л.П. Стрелковой и др.
Вопросы развития коммуникаций детей дошкольного возраста нашли
отражение
в
работах
отечественных
педагогов
и
психологов
–
Г.М.
Андреевой, Д.Б. Годовниковой, И.И. Иванец, Л.А. Колуновой, И.А. Кумовой
и др. Однако анализ исследований по проблеме коммуникативного развития
детей старшего дошкольного возраста мало изучена и является актуальной на
данный момент (М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков, Е.О. Смирнова, Ф.А. Сохин,
О.С. Ушакова, Т.М. Юртайкина и др.)