Напоминание

Проблема проектирования образовательной среды коммуникативного развития старших дошкольников в условиях дошкольной организации


Автор: Канюка Мария Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д-с № 7
Населённый пункт: г. Белгород Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблема проектирования образовательной среды коммуникативного развития старших дошкольников в условиях дошкольной организации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема проектирования образовательной среды коммуникативного

развития старших дошкольников в условиях дошкольной организации

На

современном

этапе

модернизации

образования

возрастает

актуальность

проблемы

формирования

коммуникативного

развития

дошкольников, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом

общества – формированием социально развитой личности ребенка, с другой

стороны, достаточный уровень коммуникативного развития является одной из

необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает

ему возможность успешного освоения школьной программы.

Важность

вопроса

формирования

коммуникативных

качеств

дошкольников определена Федеральным законом «Об образовании в РФ»,

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования и др.

В

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом дошкольного образования, социализация личности дошкольника

и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область

«Социально-коммуникативное

развитие».

Задачи

образовательной

области

заключаются в развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и

сверстниками;

становлении

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных

действий;

развитии

социального

и

эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками и др.

Проблема

коммуникативного

развития

дошкольников

раскрывается

зарубежными

и

российскими

исследователями:

авторами

выделяются

особенности

коммуникации

детей

(М.И.

Лисина,

Т.С.

Овчинникова,

Е.О.

Смирнова,

Н.Н.

Яковлева,

P.

Hunt,

L.M.

Levine

и

др.);

рассматриваются

сложности

коммуникативного

взаимодействия

дошкольников

(А.Г.

Самохвалова, Л.В. Чернецкая, А.В. Чулкова и др.), прогнозируются формы

работы

педагогов

с

детьми

и

их

родителями

на

основе

организации

конструктивной коммуникации (О.А. Слинько, Р.К. Терещук и др.).

Старший дошкольный возраст определяется авторами (М.В. Крулехт,

А.А.

Люблинская,

В.С.

Мухина,

Р.С.

Немов

и

др.)

как

важный

этап

социализации,

динамичного

психического,

личностного

развития,

в

ходе

которого происходят прогрессивные изменения во всех сферах: физической,

интеллектуальной,

коммуникативной,

э м о ц и о н а л ь н о - в о л е в о й .

Сформированные

коммуникативные

умения

детей

данного

возраста

способствуют

расширению

сферы

личностных

контактов

дошкольников,

усвоению

образцов

продуктивного

и

позитивного

взаимодействия,

без

акцентов на личностные особенности, ориентировке в социальной сфере

межличностных отношений людей, удовлетворению потребности в общении

со сверстниками (М.И. Лисина). Поэтому именно в этом возрасте необходимо

тщательно подходить к вопросам проектирования

образовательной среды,

обеспечивающей коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в

дошкольной образовательной организации.

Проектирование

образовательной

среды

предполагает

обеспечение

взаимодействия

участников

педагогического

процесса,

создание

развивающей предметно-пространственной среды, определение содержания

дошкольного

образования.

Все

компоненты

образовательной

среды

дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены – отмечается

в Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования

Основы

педагогиче ского

проектирования

и

о р г а н и з а ц и и

образовательных пространств изложены в исследованиях В.С. Безруковой,

В.П. Беспалько, В.В. Гузеева, М.В. Кларина, В.М. Монахова,

Г.К. Селевко,

В.В. Серикова и др.

Проблема

педагогического

проектирования

раскрывается

в

научных

изысканиях многих авторов:

М.В. Кларин, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, В.В.

Сериков,

Т.К.

Смыковская

и

др.

выделили основные

компоненты

проектировочной деятельности педагога; В.С. Безрукова, Дж. Ван Гиг, В.Е.

Радионов,

Н.Н.

Суртаева

и

др.

выделяют

этапы

педагогического

проектирования; Е.С.

Заир-Бек

рассматривала

основные

подходы

к

возникновению

педагогического

проектирования

как

самостоятельной

области деятельности, она выделяет направление проектирования развития

социальных систем и др.

Современные

концепции

развития

образования

и

образовательной

среды представлены

в работах С.Г. Вершловского, В.Г. Воронцовой, А.В.

Иванова, Г.А. Ковалева, В.А. Козырева, И.В. Крупиной, Ю.С. Мануйлова,

С.В. Тарасова и др.

Проблема

организации

развивающей

среды

ДОУ

в

условиях

личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых раскрыта в

исследованиях С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А.

Смывиной, Р.Б. Стеркиной, Л.П. Стрелковой и др.

Вопросы развития коммуникаций детей дошкольного возраста нашли

отражение

в

работах

отечественных

педагогов

и

психологов

Г.М.

Андреевой, Д.Б. Годовниковой, И.И. Иванец, Л.А. Колуновой, И.А. Кумовой

и др. Однако анализ исследований по проблеме коммуникативного развития

детей старшего дошкольного возраста мало изучена и является актуальной на

данный момент (М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков, Е.О. Смирнова, Ф.А. Сохин,

О.С. Ушакова, Т.М. Юртайкина и др.)



В раздел образования