Автор: Кошелева Ольга Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад № 58
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально-образовательная среда ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Музыкально-образовательная среда ДОУ
Для наиболее успешной реализации совместной музыкальной
деятельности
взрослого
и
ребенка
в
педагогическом
процессе
вот
уже
несколько лет существует полюбившаяся форма организации - музыкальные
гостиные. Для их проведения необходима определенная среда: музыкальный
салон, музыкальный вернисаж, музыкальные аудио и видеотека. Оформление
салона соответствует определенной теме (выставки репродукции картин для
углубленного
восприятия
музыки
на
основе
синтеза
искусств,
портреты
композиторов,
иллюстрации
музыкальных
инструментов,
которые
дети
слушают
в
ходе
восприятия
и
др.)
Для
просмотра
видеосюжетов
в
музыкальном зале существует расширенный блок видео и аудио ресурсы:
стационарная
мультимедийная
установка,
музыкальный
аудио
центр,
телевизор, дивиди проигрыватель, др.
Сюжетно-ролевая игра занимает значительное место в жизни ребенка
3-го года жизни. Сначала он отображает в игре отдельные действия, а затем
сам
начинает
кого-либо
изображать.
Сюжетное
оформление
Стены
творчества
позволяет
изменять
содержание
дидактического
материала
по
предметной
теме.
В
Домике
могут
жить:
собачка
со
щенками,
кошка
с
котятами, др. (по мере накопления музыкального и жизненного опыта детей).
В уголке ряжения дети наряжаются, готовясь либо к сюжетной игре, либо к
танцу (платочки - к танцу с платочками, шапочки цыплят, шапочка Кошки и
бантики котятам, др.). Здесь же девочки напевают колыбельную, укачивая
свою любимую игрушку в колыбельке. Мальчики в игре «Поезд» используют
гудочки - большой и маленький.
Для среднего возраста характерна развернутая сюжетно-ролевая
игра, поэтому вся группа имеет целостное оформление - Город игры. Здесь в
игре
детям
дана
возможность
отразить
организованную
музыкальную
деятельность,
праздники,
происходящие
в
любимом
д\с.
А
также
использовать
музыку
в
других
игровых
ситуациях.
Для
этого
в
группе
оборудован центр художественно-эстетического развития: зона музыкального
творчества, изобразительного творчества, театрального творчества. Созданы
условия
для
самостоятельной
деятельности
по
всем
видам
музыкальной
деятельности:
-
разнообразные
музыкальные
игрушки
помогают
детям
при
создании
«шумового»
оркестра.
Карточки-модели
сказки
(условно-образное
моделирование),
где
дети
закрепляют
ритмические
рисунки,
условно
изображающие движения персонажей сказки (поступь медведя - барабан,
прыжки
зайчика
-
бубен,
др.).
Так
мы
подводим
детей
к
понятию
музыкальной сказки.
- певческая деятельность (альбом песенок, певческий кубик, карточки-модели
содержания и формы песен, подборка аудиокассет, др.);
- музыкально-ритмическая деятельность (игровой кубик, карточки-модели
ориентировки в пространстве, содержания (сюжета) игр, др.).
Ребенок
старшего
возраста
имеет
более
широкий
кругозор,
достаточный
уровень интеллектуального развития и музыкального образования. Ребенок
избирательно относится к музыке, мотивируя свой выбор. Ведущей игрой
данного возраста является дидактическая игра, поэтому здесь представлены
Стенды-передвижки,
Модульные
лесенки,
на
которых
помещается
дидактический материал по рабочей теме. Для работы по ознакомлению с
нотной
грамотой
появилось
новое
пособие
«Музей
нот».
В
«витрине»
помещены: картинки-символы нотки, карточка с расположением нотки на
нотном стане, карточка с ребусом нотки. Здесь же добавляются карточки-
схемы попевок, их семь, по количеству нот. А рядом помещены музыкальные
инструменты, на которых дети с удовольствием играют попевки по карточке
(по нотам), а так же по памяти. Здесь же дети выбирают полюбившиеся
настольные игры и самостоятельно в них играют. Так как многие дети уже
умеют
читать,
на
ступеньках
Модульной
лесенки
мы
располагаем
Музыкальную библиотеку. Здесь же представлена Музыкальная групповая
фонотека.
Дети
самостоятельно
заказывают
полюбившиеся
песни,
музыкальные произведения. А если в фонотеке группы данного произведения
нет, педагоги обращаются в фонотеку Музыкального салона, расположенную
в кабинете музыкального руководителя.