Автор: Абрегова Анжела Каральбиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.п. Нарткала, Кабардино-Балкарская Республика
Наименование материала: Территория добра и благополучия
Тема: Благоустройство школьного двора
Раздел: среднее образование
-
формирование
экологической
культуры
учащихся
на
основе
трудового
,
духовно
–
нравственного
развития
личности
через
совместную
деятельность
учащихся
,
родителей
,
педагогического
коллектива
в
благоустройстве
пришкольного
участка
;
-
разработка
проекта
реконструкции
внутреннего
двора
школы
;
способствовать
формированию
у
учащихся
чувства
хозяина
своей
земли
-
умения
ценить
прекрасное
.
-
дальнейшая
организация
места
досуговой
,
трудовой
деятельности
учеников
,
их
социализации
,
на
основе
знаний
по
ландшафтному
дизайну
-
разработка
и
осуществление
плана
озеленения
и
благоустройства
территории
школьного
двора
;
-
распространение
среди
учащихся
знаний
о
ландшафтном
дизайне
и
экологических
группах
растений
;
-
освоение
навыков
коммуникативной
культуры
,
работы
в
коллективе
;
-
воспитание
экологической
культуры
и
экологического
сознания
школьников
;
-
содействие
нравственному
,
эстетическому
и
трудовому
воспитанию
школьников
-
Объединение
усилий
педагогов
,
учащихся
,
родителей
,
широкой
общественности
,
направленных
на
благоустройство
,
эстетическое
оформление
и
озеленение
территории
школы
,
создание
единой
духовной
среды
,
благодаря
участию
в
общем
деле
,
общим
интересам
,
желаниям
.
-
ландшафтное
экологическое
проектирование
среды
своего
города
на
примере
школьного
участка
-
разграничение
зон
пришкольной
территории
с
целью
создания
наиболее
благоприятной
экологической
обстановки
,
улучшения
санитарно
-
гигиенического
режима
на
территории
школы
.
-
создание
условий
для
отдыха
учащимся
школы
,
-
наиболее
широкое
использование
пришкольной
территории
в
учебном
процессе
и
внеучебной
работе
.
Ожидаемые результаты
-
повышение
уровня
заинтересованности
в
защите
и
сохранении
природной
среды
;
-
развитие
организаторских
способностей
учащихся
;
-
благоустройство
и
озеленение
школьной
территории
;
-
повышение
экологической
культуры
учащихся
;
-
создание
благоприятных
условий
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
;
-
пропаганда
экологической
культуры
учащихся
;
-
расширение
видового
разнообразия
растений
на
пришкольном
участке
для
повышения
образовательной
среды
;
-
использование
пришкольного
участка
на
уроках
биологии
,
географии
,
изо
,
трудового
обучения
Подготовительный
этап
Объем
и
источники
финансирования
проекта
-
финансирование
проекта
осуществляется
за
счет
внебюджетных
средств
,
спонсорской
помощи
,
помощи
со
стороны
родителей
и
педагогического
коллектива
№
п/п
Название этапа
Цель
Срок выполнения
1.
Подготовительный
Мотивация, проекта, анкетирование
Январь-февраль 2009-
2010 г.
2.
Проектировочный
Построение
ориентировочной
схемы
деятельности
Март 2010-2011 г.
3.
Практический
Реализация проекта
апрель – ноябрь
2010-2011г.
2011-2012г.
4.
Заключительный
Сопоставление действительных и
желаемых результатов работы.
Переход на следующий уровень
развития.
Октябрь
–
ноябрь
2011г-2012г.
Проект
делится
на
пять
этапов
:
№
Название
этапа
Цель
Срок
выполнения
1.
Подготовительный
Мотивация, целеполагание
проекта
2009
2.
Проектировочный.
Построение схемы
деятельности
2009
3.
Практический.
Реализация проекта
С апреля 2009
4.
Аналитико –
коррекционный
Анализ промежуточных
результатов работы и
внесение изменений
Сентябрь 2010
5.
Заключительный.
Сопоставление
действительных и желаемых
результатов.
Переход на следующий
уровень развития.
Октябрь-ноябрь
2011
Предпроектная
подготовка
:
Изучение
территории
топографический
план
Подготовка
эскизов
:
Создание
эскизов
Подготовка
проектно
–
сметной
документации
Благоустройство
участка
:
Посадочные
работы
Благоустройство
территории
1. Партер
2. Розарий
(клумбы из роз)
3. Детская площадка
4. Спортивная
площадка
5. Хозяйственный двор
6. Зона отдыха
7. Участок за школой
Анкетирование (среди 6-11 классов)
«Каким они хотят видеть в будущем наш школьный двор?».
Вопросы опроса:
1. Понравилось ли вам наш новый школьный корпус?
2. Доволен ли ты с нашим школьным двором?
3. Если была бы возможность, что ты добавил из этих
перечисленных построек;
А. благоустроенная спортивная площадка
Б. беседка
В. озеленение двора (и пустыря)
Г. Выращивание огородных культур для летней занятости детей
(летняя производственная практика)
Д. бассейн
Е. __________________________________________________
(твои предложения или идеи
Проектировочный этап
номер
клумб
ы
характеристика почв клумб
№1
рыхлая, свежая, влажная
№2
рыхлая, влажная
№3
рыхлая, свежая, влажная
№4
рыхлая, свежая, влажная
Таблица 1
Исследование почв на плотность
Номер
клумбы
характеристика почв пришкольного поля
№1
уплотнѐнная, влажная, сырая
№2
рассыпчатая, свежая, сухая
№3
рассыпчатая, свежая, сухая
№4
рассыпчатая, свежая, сухая
Таблица 2
Исследование почв на влажность
Направление
Виды деятельности
1.
-
проведение
социологических
исследований, мониторинга состояния
окружающей
среды
на
территории
школьного
двора;
-
приобретение
учащимися
знаний,
необходимых
для
успешной
реализации
проекта;
- распространение информации среди
учащихся и педагогов школы;
2
-
организация
и
проведение
практической
работы
по
благоустройству
и
озеленению
школьного двора.
Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:
№
п/п
Мероприятие
1.
Проведение
анализа
экологического
состояния
школьной
территории
2.
Старт конкурса «Аукцион идей» на лучший мини-проект по
благоустройству школьного двора
3.
Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты»
План
мероприятий подготовительного
этапа
План мероприятий проектировочного
этапа
№
п/
п
Мероприятие
1
Разработка
коллективного
проекта
школьного двора:
- создание проектной группы;
- создание макета;
- составление плана озеленения и
благоустройства школьного двора;
План мероприятий практического
этапа
№
п/п
Мероприятие
1
Приобретение семян и выращивание рассады.
2
Трудовой десант по благоустройству школьного двора.
3
Обработка
почвы
и
посадка
рассады
цветочных
культур
на
школьном дворе.
4
Формирование зоны отдыха
5
Обновление спортивной площадки
6
Уход за посаженными цветочными культурами.
7
Осенние работы:
- подготовка семян к хранению;
- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.
Механизм реализации проекта
№
Название мероприятия
Сроки
1
Изучение мнения учащихся по проблеме
благоустройства пришкольного участка,
проведение школьного конкурса на лучшую
идею
Март
2
Создание штаба по реализации проекта
Март
3
Разработка плана мероприятий по
облагораживанию и озеленению
пришкольного участка, макетирование
Март
5
Составление плана разбивки клумб в
соответствии с общим планом
благоустройства территории школы
Апрель
6
Высадка цветочной рассады
Апрель-май
8
Разбивка клумб
Июнь
1. Партер
2. Розарий
(клумбы из роз)
3. Детская площадка
4. Спортивная
площадка
5. Хозяйственный двор
6. Зона отдыха
7. Участок за школой
…Здесь что ни поток- то певец,
Здесь что ни утес - изваянье,
Как будто бы чей-то резец
Наметил его очертанья…
(«Родной земле».Т. Зумакулова)
Проектировочный этап
Проектировочный этап
Проектировочный этап
Проектировочный этап
Украшать, так украшать: сейчас и забор разукрасим
и аллею посадим липовую!
Проектировочный этап
Проектировочный этап
Как здесь свежо под липою густою –
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал….
Проектировочный этап
Проектировочный этап
1. Партер
2. Розарий
(клумбы из роз)
3. Детская площадка
4. Спортивная
площадка
5. Хозяйственный двор
6. Зона отдыха
7. Участок за школой
Проектировочный этап
Из цветков порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Мы вам Марса не гарантируем, а кусочек Абхазии - да!
Богатырская наша сила
Здесь будет город-сад!
Раз травинка, два травинка…
Когда сажать-то будем?
Ух, тяжѐлая это работа!
Сажать здесь будем розы!
Погодка шепчет…
Сажаем петуньи…
Терпение и труд – всѐ перетрут!
Здесь девочки роют, я землю ношу
Юные «палеонтологи» нашли червячка
Вместе веселее
Если долго мучиться, то что-нибудь получится…
Связь теории с практикой!
Цвети и здравствуй, милый
город, родная школа!
Ты взгляни туда, где бархатцы,
Словно маленькие солнца:
Дождик льет и ветер бесится,
Но горят протуберанцы!
Три цветка у скромной лестницы -
Солнца жгучего посланцы.
Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.
Выросли у лавочки
Солнечные бабочки.
Целый день в саду порхают,
Ночью глазки закрывают.
Утром солнце заиграет,
И цветочки оживают.
Целый день они смеются.
Все Календулой зовутся.
Ясным вечером к петунье
Прилетела щебетунья.
И сказала щебетунья
Ярко-Розовой петунье:
- Что за дивный аромат!
Пахнешь ты - как целый сад.
Слаще запаха не знаю!
Так, наверно, пахнет счастье!
И от похвалы такой
Потерял цветок покой.
Он совсем не отдыхает,
День и ночь благоухает.
Петуния
Ее стихия -вазы и кашпо,
Не надо ей обильные поливы...
Побеги могут быть спадающим жабо,
на клумбах красок смесь и переливы.
В защиту пиона
Однажды, гуляя по летнему саду,
Я шла, наслаждаясь зелѐной прохладой,
Почудился тонкий, разрозненных хор,
О ярком пионе цветы вели спор:
- Напыщен, чванлив и заносчив пион…
- Несказанно дерзок и самовлюблѐн…
- Он хвастался розу затмить, но не смог…
(Недоброй молвой оклеветан цветок!!!)
Тщеславным иль глупым его не зови,
Для мудрых китайцев он символ любви.
Стыдлив и застенчив прекрасный цветок
И в сердце японца нашел уголок.
А в Греции гимны поют в его честь,
А сколько влюблѐнных в него, вам не счесть.
Его любит Запад, Россия, Восток,
Достоин похвал этот чудный цветок.
Он пышен, красив, ароматен и ярок,
Для чуткого сердца - прекрасный подарок
Пион
Пион расцвел на грядке
И удивил красою,
Он весь покрыт росою -
На нас глядит украдкой.
Ажурный мост
Ведѐт над тихой речкой
Свой тонкий сказочный мотив.
И сквозь туман
Далѐкой зыбкой свечкой
Фонарь белеет, с ночи загостив.
А плющ обвил
У берега решѐтку,
И тянет вверх свои ростки.
Я в даль гляжу,
Хоть видится нечѐтко
И скользкая поверхность у доски.
Я в даль гляжу,
Но зренье боковое
К плющу внимание влечѐт,
Внутри рождая вековое
Души стремление в полѐт.
Апостол Петр - хранитель рая,
В дозоре был, ключом играя,
От райских золотых ворот,
Уставши от дневных забот,
Случайно ключик уронил…
Ключ полетел среди светил…
И к нам на землю угодил…
Оплошность Павлу Бог простил…
Вернул ключи в родной чертог,
Но не был бы творцом наш Бог,
Когда б на месте приземленья,
Ключа он не создал творенья…
Цветок прекрасный он взрастил…
И «райским» мудро окрестил
.
Цветочек августа и сентября
На букву "А" в цветочном он кадастре
Царицей осени зовут ее не зря -
Ведь речь идет о ярко-звездной Астре!
Осколки звезд – игольчатые астры...
Как в корабле парят в хрустальной вазе,
Неведомы им страсти и пиастры.
Они в своей небесной фазе
Нам дарят неземную красоту,
Желанье в небо возвратиться,
Полетов постигая высоту,
Звездою новой возродиться.
Астры- звѐздные цветы,
Открывают лепестки,
Без тревог встречая осень.
Затмевают хризантемы.
Небо звѐзд роняет сыпь,
На сады, и где-то рядом
Из жемчужин проросли
Все цвета сентябрьских радуг.
Облака плывут так низко,
Но в тумане всѐ нежней
Пламя пурпурного диска
Без лучей и без теней.
Тихо траурные кони
Подвигают яркий гнет,
Что-то чуткое в короне
То померкнет, то блеснет...
...Это было поздним летом
Меж ракит и на песке,
Перед бледно-желтым цветом
В увядающем венке,
И казалось мне, что нежной
Хризантема головой
Припадает безнадежно
К яркой крышке гробовой...
И что два ее свитые
Лепестка на сходнях дрог -
Это кольца золотые
Ею сброшенных серег.
Почему так сладко пахнут розы,
Принося сумятицу в сердца?
Аромат цветов рождает грезы,
Душу будоражит без конца.
Сколько шарма, прелести, изыска,
Сколько силы в царственном цветке!
Лишь шипы защита зоны риска
Оставляют след свой на руке.
Розовый букет прекрасный свежий
Восхищает и волнует кровь.
Только аромат цветочный, нежный
Лишь в саду готов дарить любовь
О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прохладен, холоден и чист
Глубокий кубок, полный аромата.
Как дружит с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый...
Цинния, с циничным видом,
Гордо смотрит на меня.
Ты красива, но с тобою
Все ж могу поспорить я.
Посмотри, вокруг девчонки,
Как ожившие цветы.
И не с каждой красотою
Потягаться сможешь ты
Комната. Флоксов такой аромат,
Словно попал в заколдованный сад.
Вот они гордые в вазах стоят:
Тяжкие головы розово-белые
Смело, небрежно и весело сделаны,
Подняты вверх, красотою полны.
Лета проходят срединные дни…
Я люблю Вас, Анютины Глазки
Даже в самые страшные дни
Я забывшись придумывал сказки,
Как мы с Вами остались одни.
Глубже дерзкого блеска смарагда,
Мягче радуги полукольца
Фокус красочный сказочной Агры
Не раскрытый никем до конца.
Под скамейкой на детской площадке,
Вдоль замшелой могильной плиты,
Я любуюсь осколком украдкой
Снизошедшей на нас красоты.
Пережив разночинные годы,
И загадки обыденных дней,
Ничему не учась у природы,
Отдаляясь от прочих людей,
Вы явились нежданно - незванно
В по весеннему щедрой траве …
Kinder Fokus, почти без обмана,
Кто ж Вас прятал в своѐм рукаве?
На дудочке вьюнка
Сыграй зари мотив.
Мелодия тонка,
Но ночь укоротив,
Запутаешь ты мрак
В спиральной круговерти,
Вновь солнце отобрав,
У хаоса и смерти...
Гвоздика белая, в тебе печаль таится
В сакральном одеянье ,словно жрица,
Отшельницей таинственной стоишь,
И кажется сейчас вдруг воспаришь
И станешь бликом серебристо–белым.
На черном фоне я тебя рисую мелом.
Очередные происходят чудеса -
Ты отражаешься звездою в небесах.
Что за название? Я не пойму!
Гвоздикой назвали цветок! Почему?
Сам он мохнатый, стройная ножка,
Только вот запах острый немножко.
Видно за запах его так назвали,
Чтоб среди всех, его сразу узнали.
Вчера - уж солнце рдело низко -
Средь георгин я шел твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.
Как много пылких или томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отовсюду улыбалось лиц!
Казалось, нет конца их грезам
На мягком лоне тишины,-
А нынче утренним морозом
Они стоят опалены.
Но прежним тайным обаяньем
От них повеяло опять,
И над безмолвным увяданьем
Мне как-то совестно роптать.
Герберы смотрят в мир огромными глазами
Как будто говорят и спорят с нами:
"Дай нам пожить, не ставь нас в вазу!
Мы будем долго жить, и не погибнем сразу!
"
Отчего не пахнут герберы?
Очень стильный, смешной цветок.
Может быть от того, наверно,
Что понять их никто не смог?
Их ромашковость, хризантемность,
Их октавность и простоту,
Не гламурную небогемность,
Не смазливую красоту.
Если Красный - остывшая лава!
Белый - чистый девичий смех!
И Оранжевый - светит слабо,
Краем солнца, прощающим всех…
Весной, как только начинают
Дожди лить тѐплые с небес,
Свои он кудри распускает
И чудный запах льѐт окрест.
Я выйду в сад навстречу утру
И буду ждать приход весны .
Она нечаянно ворвѐтся ,
Вся в изумрудах и шелках ,
Лучами праздничного солнца
На лицах , в небе и в стихах .
А в глубине дорожек сада ,
Вдруг гиацинты расцветут .
Лиловым , розовым и белым
Газон атласный разошьют .
Листочки копья вверх поднимут :
Парадный караул готов !
И гиацинты менуэтом
Откроют вешний бал цветов !
... Изысканно- волшебные цветы
Небесно- голубым огнем в саду пылают.
Их нежные воздушные черты
Изяществом своим поэтов вдохновляют.
Их листья - словно лезвия меча,
Сражают строгостью и совершенством линий.
И я стою, взволнованно шепча,
Стихи об ирисе среди гвоздик и цинний.
Ты, ирис, - рыцарь голубых кровей,
Стоишь один средь лезвий безмятежно,
Храня в душе огонь любви своей,
Любви таинственной и бесконечно-нежной
Я сижу у старенькой калитки,
Свежесть наполняет мою грудь.
Нежные головки маргаритки
Освещают белым светом путь.
Предо мной их целая поляна,
Чувствуется – это всѐ не зря.
Светят они людям постоянно
От апреля и до ноября!
На землю ангела рука
Спустила маргаритку,
С весны покрывши все луга
Дарит всем счастье и улыбку.
Она жемчужина полей,
Цветок любви, невеста солнца,
Оставил что печать на ней -
Кружочек золотого сердца.
Она невинное дитя -
Сиянье солнца - лепестки,
Встречает первой восход дня -
Цветочек рыцарей любви.
*margarites ( с греч.) - жемчужина
по научному - вечная красавица,
не умирает никогда, раскрывается
одна из первых - "око дня".
Легенда гласит:
Один юноша жил,
влюблѐнный в свою красоту.
К ручью любоваться
собой он ходил
лишь утро расплещет росу.
Виновна ли
магия зеркала вод,
берег, зыбучий песок?
Он утонул,
а на месте том
вырос прекрасный цветок.
В честь юноши
назван цветок "Нарцисс"
красив он и одинок,
стройный стебель и нежный лист,
цветенья короткий срок...
Ночью, вдруг эти цветы распускаются,
Их называют- ночная красавица.
Звезды их запах приятный вдыхают,
Эти цветы ночь, собой, украшают.
Если захочешь на них любоваться,
Ночью придется тебе просыпаться!
Игру языческий Божок
В лесу затеял ночью этой.
А девки собрались в кружок;
Напевы, снятые запреты...
Костров манящие огни,
У речки шумное купанье...
Плывут венки - огней поток,
А после, гаснут и они...
Лишь папоротника цветок
Алеет в нашем подсознанье...
Одиночные посадки
Рабатка лунная моя,
Ты так чудесна, так красива!
Стихи как звезды-якоря,
Стоят нелестно как сатира
Волшебство цветов коронных,
Благородных и капризных,
Огнежгучих и холодных.
Упоительна истома
Чаровниц непревзойденных,
Что алеют невесомо.
Марк Львовский
Он подошёл, сорвал цветы,
Но мы молчим, и я, и ты,
Молчим вчера, молчим сейчас,
И так бывает всякий раз!
Довольно глупой простоты,
Не надо с клумбы рвать цветы,
Ребёнку ясно, это грех,
Ведь красота одна для всех!