Автор: Беккер Ольга Васильевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Бодайбинский горный техникум"
Населённый пункт: Иркутская область г.Бодайбо
Наименование материала: программа учебной дисциплины
Тема: Введение в специальность
Раздел: среднее профессиональное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДр. 01 Введение в специальность
2015г.
1
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО)
по специальности 21.02.15 Открытые
горные работы
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчики:
_Преподаватель специальных дисциплин__
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
_Беккер О.В._______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рассмотрена методическим советом ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
№____________ от «____»__________200__ г.
номер
©
©
©
©
©
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
П АС П О Р Т
РА Б О Ч Е Й
П Р О Г РА М М Ы
У Ч Е Б Н О Й
ДИСЦИПЛИНЫ
5
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в специальность
1.1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Введение в специальность
является часть основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, 21.02.15 Открытые
горные работы, входящей в состав укрупненной группы профессий
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации и
переподготовка)
и
профессиональной
подготовке
по
рабочим
профессиям
при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2.
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина ОДр.01
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
историю развития горной промышленности ;
этапы становления горного производства в нашей стране и Бодайбинском
районе;
связь горного дела с другими научными дисциплинами;
масштабы;
линии и площадей на плане;
основные производственные процессы горного производства при разработке
месторождений открытым способом.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
57
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
38
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
19
в том числе:
Рефераты
по
разделу
1
Общие
сведения
о
специальности
по
предложенным темам.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
работа с конспектом для
выполнения домашнего задания;
решение задач.
Реферат по разделу 2 . Производственные процессы открытой
разработки по предложенным темам.
6
7
6
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Введение в специальность
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Общие сведения о специальности
6
Тема 1.1.
Требования
ФГОС третьего
поколения
Содержание учебного материала
2
1
График и план учебного процесса.
1
2
ФГОС третьего поколения по специальности 130404 Открытые горные работы
1
Тема 1. 2.
Исторические
сведения о
развитии горного
и
маркшейдерского
дела
Содержание учебного материала
4
1
История развития горного дела.
1
2
Горное дело, основные понятия и определения.
1
3
История развития маркшейдерии
1
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1:
Подготовка реферата в соответствии со следующим перечнем:
1.
Горное и маркшейдерское искусство на ранних этапах развития
2.
Основоположники горного производства до начало 20 века
3.
Деятельность горной службы в годы Великой Отечественной войны и первые
послевоенные годы.
4.
Совершенствование методики маркшейдерских работ.
5.
История развития горного дела.
6.
Связь горного производства с маркшейдерией.
7.
История развития золотодобычи в Бодайбинском районе.
8.
Основоположники горного производства 20 века.
6
Раздел 2.
Производственные процессы открытой разработки.
20
Тема 2.1.
Предварительные
сведения
Содержание учебного материала
6
1
Форма и размеры Земли
1
2
Горизонтальное проложение
1,2
3
Высота. Виды высот
1
4
План и карта
1,2
5
Масштабы
1,2
6
Измерение и построение углов на плане
1,2
7
Определение площадей
1,2
8
Системы координат
1,2
9
Глазомерная съемка
1,2
6
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектом для выполнения домашнего задания;
Темы рефератов по разделу «Простейшие измерения на местности»:
1. Определение высоты предмета простейшими средствами.
2. Глазомерная съемка. Съемка рельефа.
1
Тема 2.2. Общие
сведения о
горных
предприятиях.
Содержание учебного материала
6
1
Месторождения полезных ископаемых элементы их залегания.
1
2
Запасы и извлечение полезных ископаемых
1
3
Технологии разработки месторождений полезных ископаемых
1,2
4
Горные предприятия и виды их продукции
1,2
5
Производственный комплекс горного предприятия на земной поверхности
1,2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектом для выполнения домашнего задания;
2
Тема 2.3. Общие
сведения о
горных работах
Содержание учебного материала
2
1
Подготовка горных пород квыемке
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектом для выполнения домашнего задания;
1
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
2
1
Перемещение разрыхленных горных пород
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектом для выполнения домашнего задания
1
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
2
1
Выемочно-погрузочные и отвальные работы в карьере
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектом для выполнения домашнего задания.
1
Тема 2.6.
Содержание учебного материала
2
1
Переработка и обогащение полезных ископаемых
1,2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектом для выполнения домашнего задания
7
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2:
13
Экскурсии
1
На горнодобывающий участок горного предприятия
12
2
Зачет
Всего:
57
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
7
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:
1. Кабинет технологии горных работ:
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект деталей, инструментов, приспособлений;
формы
производственно-технической
и
учетно-контрольной
документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия (по технологии ведения горных работ).
модели, макеты, карты, схемы, планы участков, чертежи, плакаты
Технические средства обучения:
- АРМ преподавателя
-мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук);
2. Полигон горных разработок.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
В.И Городниченко «Основы горного дела» Москва Издательство «
Горная Книга»2008г.
2.
Интернет ресурсы.
3.
Горный журнал.
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
и с т о р и ю
р а з в и т и я
г о р н о й
промышленности и маркшейдерии;
- экспертная оценка реферата
-опрос
этапы становления горного дела в
нашей стране;
- экспертная оценка реферата
-опрос
связь
между
горным
делом
и
другими научными дисциплинами;
- экспертная оценка реферата
-опрос
масштабы;
-оценка решения задач
-опрос
спо собы
измерения
линии
и
площадей на плане;
-оценка решения задач
-опрос
способы
производства
горных
работ
- экспертная оценка реферата
-опрос
Дифференцированный зачет
10