Автор: Бондаренко Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 57
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Методическая разработка НОД по ознакомлению с художественной литературой.
Тема: "День защитника Отечества" в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка НОД по ознакомлению с
художественной литературой. Чтение рассказа Л.
Кассиля «Сестра»
Конспект НОД «День защитников Отечества» в старшей
группе
Цель: обучение пересказу с опорой на сюжетную картину и вопросительный план.
Задачи:
Образовательные задачи: Продолжать формировать представления детей об армии, об
особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми,
учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т. д.).
Развивающие задачи: Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление,
память, внимание; стимулировать речевую активность детей.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание
быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Методы, приемы: рассказ воспитателя, ответы на вопросы, рассматривание
иллюстраций, чтение, беседа (наглядные, практические, словесные).
Материалы
: иллюстрации и картинки с изображением различных родов войск,
картина «Медицинская сестра», книга Л. Кассиля «Твои защитники».
Словарная работа:
долг, защитник, служба, Отечество, армия, граница, летчики, моряки,
артиллеристы, пехотинцы, ракетчики, подводники, военная техника.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Физическая культура», «Социализация».
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, кто мне скажет какой праздник нас ожидает в ближайшее время?
Подсказка, этот праздник ваших пап и дедушек.
Правильно, 23 февраля! Это очень важный
праздник для нашей страны - День Защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества?
(Предположения детей.) Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою
Родину от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России армия
не раз защищала свой народ от захватчиков, поэтому она пользуется заслуженным уважением и
почётом!
Когда началась война, первым на защиту встала наша армия. Война была очень страшной и
жестокой. Много людей погибло в этой войне. Но люди не испугались, героически защищали
страну. Народ не жалел своей жизни, чтобы остановить врага. Они бесстрашно сражались на
земле, на море и в воздухе. Наравне с мужчинами сражались и старики, и женщины и даже дети.
Старики и дети помогали партизанам, разведчикам и солдатам, а молодые девушки были
снайперами, летчиками, медицинскими сестрами и спасали раненых. На войне люди помогали
друг другу. Об одном таком случае сегодня мы прочитаем. Рассказ называется «Сестра» и
написал его Лев Кассиль.
II. Рассматривание сюжетной картины к рассказу Л.Кассиля «Сестра», беседа по
картине
Давайте обратим внимание на картину, которая находится перед нами.
Вопросы:
– Что изображено на картине? (Идет бой).
– Какое время года? (Зима, очень холодно, люди тепло одеты, руки и лица красные от
мороза).
– Почему эта девушка медицинская сестра? (Сумка с красным крестом, бинт в руках).
– Почему солдат лежит? (Он ранен).
– По каким признакам видно, что он ранен? (Рука на груди, видимо больно; автомат
лежит рядом, неестественная поза для здорового человека).
III. Физкультминутка:
«Будем мир мы защищать»
(выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
IV. Чтение рассказа Л.Кассиля «Сестра» с целью целостного эмоционального
восприятия
V. Словарная работа
фашисты – враги;
фашистская пуля – вражеская пуля;
медицинская сестра – девушка, которая оказывает первую помощь раненому, выносит его
с поля боя;
вынула – достала;
винтовка – ружье со штыком.
VI. Воспитатель рассказывает рассказ, но уже своими словами, дает установку на
запоминание и пересказ
VIII. Пересказ рассказа детьми по вопросительному плану по цепочке с опорой на
сюжетную картину (Воспитатель при необходимости помогает.)
План
1. Что произошло с солдатом Иваном Котловым в бою? (Он пошел в опасный бой, был
ранен и уже думал, что умрет).
2. Кто пришел к нему на помощь? (Ивану Котлову на помощь пришла медсестра Надя
Балашова и спасла его).
3. О чем разговаривали солдат и девушка? (Солдат спрашивал у медсестры будет он жить
или нет. На что медсестра ответила: «Будете жить, товарищ. Я сейчас вас перевяжу»).
4. Как Надя спасла Ивана? (Надя Балашова перевязала раненого, взяла его винтовку,
обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место).
5. Как автор рассказывает о медицинской сестре Наде Балашовой? (Она маленькая, но
сильная; по ней стреляют, а она ползет, и так она спасла раненого бойца Ивана Котлова).
IX. Итог занятия:
- О чём беседовали сегодня мы на занятии? (О дне защитника Отечества).
- Как называется рассказ, который мы сегодня прочли? («Сестра»)
– Понравился ли вам рассказ? Почему?
– Чему учит этот рассказ? (Любви к Родине, своему народу).
- Можно ли назвать Надю Балашову героем войны?
Страна наградила медалями и орденами медсестёр, участвовавших в войне, во многих
городах установлены памятники медицинским работникам – участникам войны.
СЕСТРА
(рассказ)
Лев Кассиль
Пошел в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана Фашистская
пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи
вперед ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит,
дышать трудно – пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой
приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.
Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза
открывать, да не так-то легко это. Смерзлись ресницы. Вот один
глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на
сумке красный крест, – медицинская сестра из отряда. Вынимает из
сумки бинт и начинает перевязывать рану – осторожно, чтобы не
больно.
«Кругом бой, а она приползла», – подумал Иван и спросил:
– Умру?
– Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.
– Спасибо, сестрица! – говорит Иван Котлов. – Дозвольте
узнать, как вас зовут.
– Надя зовут, – отвечает Надя Балашова.
Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана
Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней
стреляют, а она знай себе ползет и раненого тащит. Маленькая, а
сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова.
Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова.