Автор: Янгильдина Наталья Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ Среднеякушкинская СОШ Населённый пункт: село Средняя Якушка, Ульяновская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Контрольный тест по теме "Деепричастие" Раздел: среднее образование
Контрольный тест
по русскому языку
по теме «Деепричастие»
для учащихся 7 класса
Учитель первой квалификационной категории
Янгильдина Наталья Михайловна
Пояснительная записка
«Контрольный тест по русскому языку по теме «Деепричастие» (в дальнейшем
«тест») предназначен для итогового контроля знаний по русскому языку учащихся 7
класса по теме «Деепричастие».
Содержание теста разработано в соответствии с программой по русскому языку для
5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение»,
2009 г.) и учебником «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.Т.Баранова,
Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, О.М.Александровой, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба
(Москва, «Просвещение», 2014 г.).
Тест составлен по модели ЕГЭ, так как именно эта форма контроля наиболее полно
охватывает изученные ранее темы. Семиклассник выполняет задания по всем основным
разделам русского языка.
Тест проверяет:
знания о языке как системе (знания по орфоэпии, лексике, словообразованию,
морфологии, синтаксису);
речеведческие знания (текст: строение текста, основная мысль, средства связи в
нем; типы речи: повествование, описание, рассуждение; стили);
специальные учебные умения (владение способами действия с языковым
материалом на основе понятий и правил);
орфографическую и пунктуационную грамотность;
владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими,
морфологическими, синтаксическими;
умение анализировать текст: смысловой, языковой анализ текста
Структура
В тесте 2 варианта с ответами. В каждый вариант включено 30 заданий с выбором
ответа из 4-х предложенных, 6 заданий с кратким ответом. Работа состоит из двух частей.
Часть 1 (А1–А30) содержит задания с выбором ответа. Часть 2 (В1–В6) содержит задания
с кратким ответом. Часть 1 работы (А1–А30) проверяет усвоение учебного материала на
базовом уровне сложности. Все задания части 2 работы (В1–В6) относятся к высокому
уровню сложности.
Система оценивания отдельных заданий и проверочной работы
в целом
За верное выполнение каждого задания частей 1 и 2 работы (кроме задания В6)
ученик получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение задания В6 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. За каждую
верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, ученик получает по
1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки;
1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный
набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
За верное выполнение всех заданий работы можно получить максимально 39
первичных баллов.
На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются тестовые
баллы по 100-балльной шкале, которые используются для государственной (итоговой)
аттестации.
Шкала перевода баллов в пятибалльную систему оценивания, используемую для
выставления отметок представлено в таблице №1.
Таблица 1. Шкала перевода баллов в пятибалльную систему оценивания.
Количество правильных
ответов
Балл
Оценка
0 - 15
0 - 40
2
16 - 23
41 - 60
3
24 - 30
61 - 78
4
31 - 39
79 -100
5
Продолжительность работы над тестом
На выполнение экзаменационной работы отводится 90 минут.
Часть 1 работы включает 30 заданий с выбором ответа. Среднее время выполнения
одного задания этой части – 1–3 минуты. Ориентировочное время выполнения этой части
работы – 60 минут.
Часть 2 работы включает 6 заданий. На выполнение каждого задания требуется 3–7
минут. Ориентировочное время выполнения части 2 работы – 30 минут.
Бланк ответов
Бланк ответов
Предмет _______________________________________________________________
Тема____________________________________________________________________
Вариант № ________________Дата _______________
Фамилия, имя_____________________________________________________________
Ответы к заданиям с выбором ответа
№
А
1
А
2
А
3
А
4
А
5
А
6
А
7
А
8
А
9
А1
0
1
2
3
4
№
А
11
А
12
А
13
А
14
А
15
А
16
А
17
А
18
А
19
А2
0
1
2
3
4
№
А
21
А
22
А
23
А
24
А
25
А
26
А
27
А
28
А
29
А3
0
1
2
3
4
Ответы к заданиям с кратким ответом
№
Ответы
№
Ответы
В1
В4
В2
В5
В3
В6
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 2
частей.
Часть 1 включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа,
из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 6 заданий (В1-В6). Ответы к этим заданиям вы должны
сформулировать самостоятельно.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к
следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете
вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним
или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания,
суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно
больше баллов.
Желаем успеха!
Контрольный тест по теме «Деепричастие»
ВАРИАНТ1.
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого
вами задания (А1-А30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой
соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)
послалА в магазин
2)
давнИшний
3)
крЕмень
4)
кОрмящий
А2 . В каком предложении вместо слова ПРЕОБРАЗИТЬСЯ нужно употребить
ПРЕОБРАЗОВАТЬСЯ?
1)
После дождя лес сказочно ПРЕОБРАЗИЛСЯ.
2)
Раньше она была скромной и незаметной школьницей, а теперь ПРЕОБРАЗИЛАСЬ
в гордую, недоступную красавицу.
3)
Со временем лабораторию расширили, она ПРЕОБРАЗИЛАСЬ в филиал научно-
исследовательского института.
4)
Его глаза мгновенно ПРЕОБРАЗИЛИСЬ, сомнение в них сменилось
выражением решительности.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)
двести килограммов
2)
день именин
3)
более твердый
4)
с пятидесятью солдатами
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Подводя итоги обсуждения нового проекта,
1)
он показался комиссии достаточно перспективным.
2)
были отмечены основные задачи компании на ближайшее время.
3)
председатель кратко перечислил все замечания оппонентов.
4)
необходимость принятия решения в кратчайшие сроки стала очевидной.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
1)
Придумав способ записи жестов, мы могли бы создать большой «словарь» жестов
каждого народа.
2)
Вы не можете пользоваться библиотекой, потеряв свой читательский билет.
3)
Потребляя небольшое количество топлива, сберегаются энергоресурсы.
4)
Он сидел в кресле, удобно вытянув ноги, с открытой книгой на коленях.
А6. Укажите предложение, которое соответствует следующей характеристике:
предложение
простое, осложнено неоднородными деепричастными оборотами. (Знаки препинания
не расставлены).
1)
Она стояла слегка запрокинув голову и щурясь от яркого света.
2)
Электрики вымостили кирпичами площадку у входа в свой цех укрепив на ней
проволочную сетку и на этом остановились.
3)
Вечером ложась в постель и утром вставая я только и думал о предстоящем визите
на гору.
4)
Левинсон постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя
зашагал еще быстрее.
А7. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СИДЯ из
предложения «Ребенок иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на
все так
пристально».
1)
глагол
2)
деепричастие
3)
наречие
4)
причастие
А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)
обид..вший ребенка, искренне раска..вшись
2)
раста..вший снег, приготов..в ужин
3)
раскле..вшие листовки, постро..в здание
4)
ре..вший над поляной, обруш..вшись на город
А9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)
разл…нованный, од…брительность, возн…кновение
2)
прибл…женный, бл…стающий, нав…ждение
3)
стр…миться, тор…пясь, прин…мающий
4)
п…риодический, предв…рительный, прот…стовать
А10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)
п…днять, под…рвать, пр…бабушка
2)
бе…трепетный, ра…бираться, во…препятствовать
3)
непр…ходящие ценности, пр…успеть, пр…странный
4)
с…ежиться, суб…ект, сов…ёт (гнездо)
А11 . В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква А (Я)?
1)
колыш..щийся на ветру, к весне отта..в
2)
нама..вшись в дороге, запа..нный самовар
3)
чу..щий опасность, подвеш..нный на крючке
4)
вымен..в у соседа, пристрел..нная утка
А12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1)
о колюч..м ёжик.., на застывш..й глад..
2)
на блестящ..м стеклышк.., мягк..м освещени..м
3)
о проигравш..мся противник.., на белеющ..м покрывал..
4)
под выросш..м деревц..м, о настоящ..м друг..
А13. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква О?
1)
раскрепощ..нный, за кирпич..м
2)
павиль..н, холщ..вый
3)
кабач..к, защ..лкнуть
4)
ж..нглер, стереж..т
А14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишутся две буквы НН?
1)
шмели..ый, запуга..ый, лакирова..ый
2)
стега..ый, карма..ик, скова..ый
3)
ветре..ик, балова..ый, маринова..ый
4)
купле..ый, жаре..ый в масле, совреме..ик
А15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется
НН?
Потеря(1)ые чемоданы были чудесным образом найде(2)ы неделю спустя на
гости(3)ом дворе.
1) 1, 2, 3 2) 1, 3
3) 3 4) 1
А16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О?
1)
завед..вать библиотекой, всхрап..вала лошадь
2)
изредка навед..ваться, израсход..вать горючее
3)
чувств..вать усталость, разгляд..вать иллюстрации
4)
след..вать совету, проб..вать на вкус
А17. В каком ряду в обоих случаях НЕ со словом пишется раздельно?
1)
(не)годуя на ненастье, (не)смыкая глаз
2)
(не)растеряв друзей, (не)взлюбив щенка
3)
(не)давая обещаний, (не)уронив своего достоинства
4)
(не)вспоминая о прошлом, (не)навидя трусость
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)
вовремя (не) решенные проблемы; (не) вмешиваясь в события
2)
(не)хватает места; (не)истовствующая буря
3)
(не)дождавшись звонка; путь (не)короток
4)
дорога (не)ровная, но короткая; (не)останавливаясь в гостинице
А19. В каком ряду во всех словах НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1)
(ни)кому (не)помог, (ни) (о)ком (не) спрашивать
2)
(ни)каких условий (не)принимаю, (ни) (к)кому (не)заходить
3)
(ни) (о) чём (не)спорить, (не)желая (ни) (о)чём думать
4)
(не)кто (не)известный, (не)проглядная метель
А20. В каком варианте ответа все слова пишутся слитно?
1)
(четырёх)вёсельная шлюпка, (англо)русский словарь
2)
(писче)бумажный комбинат, (средне)годовой план
3)
(плодово)ягодные культуры, (хлопко)уборочный комбайн
4)
(судо)ремонтный завод, (розовато)желтые плоды
А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в
предложении:
За окном быстро светлело ( ) и скоро стало видно старый разрушенный замок за
каменной оградой.
1)
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2)
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3)
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4)
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
В воздухе трепещет золотая паутина (1) сплетаясь в прозрачные узоры пламени (2) и
(3) замирает (4) любуясь своей красотой (5) отраженной в воде.
1)
1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 5 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 2, 4
А23. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)
Солдат, прихрамывая, вышел из землянки.
2)
Он проснулся с первыми лучами солнца, дрожа от холода и внутреннего озноба.
3)
Поставив лесенку к огромным книжным шкафам, Павел часами просиживал на
ней.
4)
Стояли мокрые лошади, понурив головы и ходили люди, накрывшись мешками от
дождя.
А24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)
Она стояла, слегка запрокинув голову и щурясь от яркого света.
2)
Дерсу сидел, опустив голову на грудь, и думал.
3)
Мальчики осторожно перелезают через забор и согнувшись ползут к яблоням, зорко
и пугливо оглядываясь.
4)
И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
А25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1)
Героями оперы являются веселые скоморохи и властные князья и даже царь
морской.
2)
Морковин обычно заходил ко мне в гости с целью рассказать о последних событиях
в мире или обсудить тот или иной вопрос.
3)
Накануне вечером я прочитал письма от двоюродного брата и дяди и сразу же сел
писать обоим ответы.
4)
Евгению следовало либо уйти в академический отпуск либо забрать документы из
университета.
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении
должны стоять запятые?
Картина (1) автором (2) которой (3) является живописец эпохи Возрождения
Вечеллио Тициан (4) была обнаружена недавно в фондах Одесского музея.
1) 2, 4 2) 1, 4
3) 1, 3
4) 1, 3, 4
А27. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя
заменить определением, выраженным причастным оборотом?
1)
Белорусы, которые выезжают в Польшу как туристы, должны предварительно
получить шенгенскую визу.
2)
Крижановский пытался найти взглядом в строю солдата, который поднял
ложную тревогу.
3)
Я достал из шкатулки медальон, который бабушка подарила мне много лет назад.
4)
Никаких записей, которые пролили бы свет на таинственное происшествие на
Байкале, нам найти не удалось.
Прочитайте текст и выполните задания А28 - АЗО; В1 – В6.
(1)Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду
домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра; ве-
ликолепная картина, особливо, когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его плывут
на бесчисленных куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! (2)Внизу рас-
стилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет свет-
лая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных
стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российский империи и наделяют
алчную Москву хлебом.
(3)На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочис-
ленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни
и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные.
(По Н. Карамзину)
А28. Какое суждение неверно?
1) около дубовой рощи пасутся стада
2) река протекает по желтым пескам
3) дубовая роща находится справа от горы
4) под горой расстилаются луга
А29. К какому типу и стилю речи относится текст?
1)
описание, публицистический стиль
2)
повествование, разговорный стиль
3)
рассуждение, научный стиль
4)
описание, художественный стиль
А30 . Укажите слово, употребленное в значении «испытывающий безнадежную печаль».
1)
волнуемая (в предложении 2)
2)
грузных (в предложении 2)
3)
унылые (в предложении 3)
4)
простые (в предложении 3)
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов справа
от номера задания (В1-В6), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в
отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1 – В4 запишите словами.
В1. Укажите способ образования слова БЕСЧИСЛЕННЫХ (предложение 1).
В2. Из предложения 3 выпишите все местоимения.
В3. Из предложения 1 выпишите словосочетание «глагол +деепричастие».
В4. Из предложения 3 выпишите деепричастный оборот.
В5. Среди предложений 1 - 3 найдите предложение, связанное с предыдущим с
помощью
лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы
анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В5. В этом фрагменте
рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,
использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры,
соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из
списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность
цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте
пропусков, запишите в бланк ответов справа от номера задания В6, начиная с первой
клеточки.
В6. В повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзин придает особое значение природе.
Приведенный фрагмент великолепно демонстрирует искусство писателя, который
мастерски навевает настроения, связанные с переживанием места необыкновенного и
величественного. Это достигается с помощью таких троп, как ______ ( «великолепная
картина» предложения 1, «тучные, густо-зеленые цветущие луга», « желтые пески»,
«светлая река», предложения 2 ). С целью усиления выразительности использует ______
(«ужасную громаду домов и церквей», «на бесчисленных куполах», «на бесчисленных
крестах», «к небу возносящихся» предложения 1, «многочисленные стада» предложения 3)
и _______ («бесчисленных» в предложении 1). Для передачи кульминации чувств автором
применяется такое синтаксическое средство выразительности, как ______( предложение1).
1)
Гипербола
2)
Эпитет
3)
Лексический повтор
4)
Сравнение
5)
Разговорная лексика
6)
Олицетворение
7)
Риторическое восклицание
Контрольный тест по теме «Деепричастие»
ВАРИАНТ 2.
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого
вами задания (А1-А30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой
соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) согнУтый
2) прИнята
3) каучУк
4) красивЕе
А2. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?
1)
ЗЛОЙ человек похож на уголь: если не жжет, то чернит себя.
2)
Никакой закон не в состоянии оправдать ЗЛУЮ волю, обрекшую на смерть мирных
граждан ради личной выгоды.
3)
Обнаружив, что все ее верные вороны погибли, ЗЛАЯ волшебница пришла в
неописуемую ярость.
4)
Демидов прямо утверждал в те дни, что слухи о возбуждении уголовного дела
против него – ЗЛАЯ клевета.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)
лягте на землю
2)
килограмм вафлей
3)
пятисот семидесяти шести рецензий
4)
страннейший случай
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над докладом,
1)
у вас должен быть список используемой литературы.
2)
начните со сбора и систематизации информации.
3)
вам потребуется доступ к научной библиотеке.
4)
Александра удивила противоречивость взглядов ученого.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
1)
Мать обнимала меня и, глядя на мои широкие плечи, радовалась моему здоровью.
2)
Разбирая старые вещи, маме попался когда-то давно подаренный ей веер.
3)
Солдат, прихрамывая, вышел из землянки.
4)
Спугнув неведомую птицу, раздвинув заросли плечом, я подошел к ручью напиться
и наклонился над ручьем.
А6. Укажите предложение, которое соответствует следующей характеристике:
предложение
простое, осложнено неоднородными деепричастными оборотами. (Знаки препинания
не
расставлены).
1)
Ветер ревет срывая гребни волн и покрывая море водяной пылью.
2)
Ласточки вьющие гнезда под крышей овина весело шелестели крыльями ведя свой
семейный беззаботный разговор.
3)
Не дожидаясь остановки поезда он нетерпеливо спустился на ступеньки вагона и
держась за поручни пристально вглядывался во что-то впереди.
4)
Мальчик мастерил что-то из ракушек наклонив голову почти не шевелясь и ничего
не замечая вокруг.
А7. Укажите правильную морфологическую характеристику слова
НАДУВШИСЬ из
предложения «Коваленко сидел, надувшись, и молчал».
5)
глагол
6)
причастие
7)
наречие
8)
деепричастие
А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)
вид..вший, рассе..в , выполн..в
2)
приготов..вшийся, законч..вши, нянч..вший
3)
обруш..вшийся, услыш..в, ужал..вший
4)
раста..вший снег, ре..вший над поляной, постро..в здание
А9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)
зав…зать, б…тонный, пл…нительный
2)
проф…ссионально, приг..рюнившись, закр…питься
3)
м…лиционер, пост…жение, присп…собление
4)
рассм…треть, г…рячий, предст…вление
А10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)
ра…задорить, бе…перспективный, ра…ставить
2)
пред…явить, б..ют, с…ехал
3)
пр…ступить к выполнению, воспр…имчивый, пр…бежище
4)
пр… родина, об..йти, под… зрение
А11 . В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква А (Я)?
1)
леле..щий мечту, услыш..в откуда-то
2)
раскле..в листовки, езд..щий верхом
3)
зате..в спор, раска..вшийся грешник
4)
беспоко..вшийся о близких, посе..в злобу
А12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1)
устаревш..й информаци..й, у расцветающ..й черёмух..
2)
с многолетн..й гаранти..й, о всеобъемлющ..м замысл..
3)
о высш..м закон.., уничтожающ..м замечани..м
4)
в булькающ..й жидкост.., о мигающ..м фонарик..
А13. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Ё?
1)
стосвеч..вый, усеч..нный
2)
сгущ..нный, подстереж..т
3)
бельч..нок, деш..вый
4)
сбереж..ный, реч..нка
А14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н?
1)
плетё..ые лапти, балова..ные ребятишки, вопросы продума..ы тщательно
2)
приближе..ы ко двору, ветре..ик, беш..ый темп
3)
в запыле..ой рубашке, воспита..а в строгости, лакирова..ые туфли
4)
сея..ый хлеб, гружё..ый песком, варе..ик
А15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется
НН?
Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на
серебря(3)ой тарелке поданы к столу.
1) 2
2) 1, 2 3) 2, 3
4) 1, 2, 3
А16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1)
заканч..вать работу, проветр..вали помещение
2)
гор..вать о погибшем, оцен..вал результаты
3)
заноч..вать в тайге, одол..вала его
4)
обогр..вать помещение, проб..вался сквозь чащу
А17. В каком ряду в обоих случаях НЕ со словом пишется раздельно?
1)
(не)соображая от ужаса, (не)доумевая смотрел
2)
сидел (не)шевелясь, сразу (не)взвидев
3)
(не)дождавшись звонка, (не)внимая советам
4)
(не)зная, (не)годуя на ненастье
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)
(не)кошеный косцами луг; (не)говоря ни слова
2)
трава еще (не)скошена; (не)засохшие цветы
3)
еще (не)бывал; ничего (не)доступного
4)
(не)хорошая, а плохая; (не)свойственные ему
А19. В каком ряду во всех словах НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
5)
(ни)кто (не)шевелился, (ни)каким ремеслом (не)занимался
6)
(не)знался (ни) (с)кем, (не)признавая (ни)чего
7)
(не)сказав (ни)кому, (ни)что (не)связывало
8)
как (ни) (в)чём (ни)бывало, (ни)(в)ком (не)нуждался
А20. В каком варианте ответа все слова пишутся слитно?
1)
(сорока)летний мужчина, (литературно)музыкальный вечер
2)
(красно)синий карандаш, (хлопко)уборочный комбайн
3)
(средне)годовой план, (трёх)процентный заём
4)
(приемо)сдаточный пункт, (вагоно)строительный завод
А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в
предложении:
Солнце уже не греет ( ) и день ото дня на улице становится все холоднее.
5)
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
6)
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
7)
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
8)
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Когда (1) обнаружив в пещере (2) нарисованные охрой (3) изображения быков (4) мы
рассказали об этом взрослым, то они нам сперва не поверили.
1)
4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
А23. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)
Конь, повинуясь движению чужой руки, высоко задирая голову, лениво пошел к
конюшне.
2)
Мальчики осторожно перелезают через забор, и согнувшись ползут к яблоням,
зорко, и пугливо оглядываясь.
3)
Взмахивая на солнце серебряным топором, он ловко затёсывал кол и тихонько
напевал.
4)
Отвязав мешок, Морозка соскочил с лошади и, пригибаясь к земле, полез по
грядам.
А24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)
Каштанка отскочила, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду,
залилась громким визгливым лаем.
2)
Французское войско, стянувшись крепче от опасности, продолжало равномерно тая
все тот же гибельный путь к Смоленску.
3)
Все эти дни, начиная с воскресенья, шли дожди.
4)
Отправляя Метелицу в разведку, Левинсон наказал ему во что бы то ни стало
вернуться этой же ночью.
А25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1)
Придется теперь ремонтировать радиоприемник или даже покупать новый.
2)
Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души
пожелал ей счастья.
3)
Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на
английском.
4)
Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки.
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении
должны стоять запятые?
Побеседовать
с инженером
(1) конструкторские разработки (2) которого
(3) стали основой плана переоборудования предприятия (4) мне удалось лишь перед
отъездом.
1)
1, 3
2) 2, 4 3) 3, 4
4) 1, 4
А27. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя
заменить определением, выраженным причастным оборотом?
1)
Для попугая, которого мама купила на птичьем рынке, была необходима клетка.
2)
Молодой человек, который никогда прежде не бывал на берегу океана, поначалу с
ужасом смотрел на волны прибоя.
3)
Скоро наступит полярная ночь, которая продлится около шести месяцев.
4)
Самое древнее изображение Георгия Победоносца, которое датируют началом 14
века, было обнаружено при раскопках в Театральном проезде.
Прочитайте текст и выполните задания А28 - АЗО; В1 – В6.
(1)Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию громаду домов и
церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра; великолеп-
ная картина, особливо, когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его плывут на бес-
численных куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! (2)Внизу расстила-
ются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая
река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стру-
гов, которые плывут от плодоноснейших стран Российский империи и наделяют Москву
хлебом.
(3)На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочис-
ленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни
и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные.
(По Н. Карамзину)
А28. Какое суждение неверно?
1) около дубовой рощи пасутся стада
2) дубовая роща находится справа от горы
3) под горой расстилаются луга
4) река протекает по желтым пескам
А29. К какому типу и стилю речи относится текст?
1)
описание, художественный стиль
2)
повествование, разговорный стиль
3)
рассуждение, научный стиль
4)
описание, публицистический стиль
А30 . Укажите слово, употребленное в значении «испытывающий безнадежную печаль».
1)
волнуемая (в предложении 2)
2)
грузных (в предложении 2)
3)
унылые (в предложении 3)
4)
простые (в предложении 3)
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов справа
от номера задания (В1-В6), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в
отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1 – В4 запишите словами.
В1. Укажите способ образования слова БЕСЧИСЛЕННЫХ (предложение 1).
В2. Из предложения 1 выпишите все местоимения .
В3. Из предложения 1 выпишите словосочетание «причастие +зависимое слово».
В4. Из предложения 1 выпишите деепричастный оборот.
В5. Среди предложений 1 - 3 найдите предложение, связанное с предыдущим с
помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы
анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В5. В этом фрагменте
рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,
использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры,
соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из
списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность
цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте
пропусков, запишите в бланк ответов справа от номера задания В6, начиная с первой
клеточки.
В6. В повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзин придает особое значение природе.
Приведенный фрагмент великолепно демонстрирует искусство писателя, который
мастерски нагнетает настроения, связанные с переживанием места необыкновенного и
величественного. Это достигается с помощью таких троп, как ______ ( «великолепная
картина» предложения 1, «тучные, густо-зеленые цветущие луга», « желтые пески»,
«светлая река», предложения 2 ). С целью усиления выразительности использует ______
(«ужасную громаду домов и церквей», «на бесчисленных куполах», «на бесчисленных
крестах», «к небу возносящихся» предложения 1, «многочисленные стада» предложения 3)
и _______ («бесчисленных» в предложении 1). Для передачи кульминации чувств автором
применяется такое синтаксическое средство выразительности, как ______( предложение1).
1)
Сравнение
2)
Лексический повтор
3)
Гипербола
4)
Риторическое восклицание
5)
Разговорная лексика
6)
Олицетворение
7)
Эпитет
ВАРИАНТ 1.
Ответы к заданиям с выбором ответа
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
А1
2
А16
4
А2
3
А17
3
A3
4
А18
1
А4
3
А19
3
А5
3
А20
2
А6
4
А21
1
А7
2
А22
3
А8
3
А23
4
А9
1
А24
3
А10
3
А25
4
А11
2
А26
2
А12
3
А27
4
А13
2
А28
3
А14
4
А29
4
А15
4
А30
3
Ответы к заданиям с кратким ответом
№ задания
Ответ
В1
Приставочно-суффиксальный
В2
Другой, который, тем, них
ВЗ
Стоя видишь
В4
Сидя под тению дерев
В5
3
В6
2,1,3,7
ВАРИАНТ 2.
Ответы к заданиям с кратким ответом
№ задания
Ответ
В1
Приставочно-суффиксальный
В2
Сей, всю, сию, которая, нее, его
ВЗ
К небу возносящихся
В4
Стоя на сей горе
В5
3
В6
7,3,2,4