Автор: Тихонова Наталья Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 95
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Ролевая игра как активная форма обучения
Раздел: среднее образование
Учитель английского языка
МБОУ СОШ№95 г. Краснодар
Н.В. Тихонова
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК АКТИВНАЯ ФОРМА УРОКА
... в игре человек испытывает такое же
наслаждение от свободного обнаружения
своих способностей, какое художник
испытывает во время творчества.
Ф. Шиллер
Современная концепция обучения иностранным языкам, как известно,
развивается в гуманистическом направлении, которое связано
с новыми
подходами к определению содержания, стратегий, средств, а также реального
процесса
обучения.
Гуманизация
в
преподавании
иностранных
языков
предполагает появление некоего существенно обновлённого «методического
стандарта», вбирающего в себя всё целесообразное и ценное, что накоплено
передовой наукой и практикой.
Методическим
стандартом
сегодня,
является
практико-
ориентированное
образование
и
коммуникативно-ориентированный
метод
обучения иностранным языкам, который основан на утверждении о том, что
для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не
только языковые формы (т.е. грамматику, лексику и произношение), но также
иметь
представление
о
том,
как
их
использовать
для
целей
реальной
коммуникации.
Считаю необходимым применение технологии игрового моделирования
на уроках английского языка так-как это:
•
генеральная репетиция к реальной жизни (виртуальная лаборатория);
•
развивает социальные взаимоотношения (интерактивная модель);
•
доставляет удовольствие играющим (интересный творческий процесс);
•
технология обучения с низким вводом и высоким выводом;
•
пригодна для каждого вида работы с языком;
•
не называет победителей.
Согласно разработкам Д.Б. Эльконина и других советских педагогов психологов,
игровая деятельность является основной формой включения ребенка в общество и
культуру. Еще до школы он именно таким образом осваивает знания о мире, нормы
общества и принципы организации нашей жизни.
2
Игра вводит в жизнь ребенка с первых полусознательных движений. Без неё
немыслимо детство. Через игру ребёнка можно не только научить читать и считать,
закалить не только физически, но и нравственно. Ибо для ребенка игра - не
развлечение, а сама Жизнь.
Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера
увлеченности
и
радости,
ощущение
посильности заданий - все это дает
возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в
речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство
удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Планируя свои уроки нам учителям необходимо думать не только о том, чтобы
ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремиться создать все
возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать
интерес детей к своему предмету, надо понять, какие приёмы работы могут увлечь
ребят, Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества
и эффективности обучения иностранному языку. Наша главная задача - добиваться
того, чтобы не пропадал интерес изучению иностранного языка.
Использование ролевых игр позволяет сконцентрировать внимание детей
на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации,
общения во время игры. А как, известно, движущей силой говорения, как вида
речевой деятельности, является мотив. Создание мотива говорения - самый
важный компонент деятельности учителя при организации ролевых игр. Для
того, чтобы проникнуть в сферу интересов учащихся, нужно создать личностный
мотив к, участию в ролевой игре и тем самым правильно составить задания к
ролевым играм. Ведь ролевые игры в группе детей имеют неисчерпаемые
возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают
люди в реальной жизни.
Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное
упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого
образца в условиях максимально приближённых
к реальному речевому
общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью,
целенаправленностью, речевого воздействия.
К тому же, игры помогают детям стать творческими личностями, учат
творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит
выполнять его качественно, на более высоком уровне.
Творчество - это
постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят
детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается
в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих
возможностей человека зависит его жизненный уровень.
3
Ребенок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как
бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно.
Американский психолог Ю. Мид увидел в игре обобщённую модель
формирования того, что психологи называют «самостоятельностью» - человека
- собирание своего «я». Игра - это сфера самовыражения, самоопределения,
самопроверки , самоосуществления.
Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как
выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность
играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь
таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для
них игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже
слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение
посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность,
мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается
на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим
возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
создание психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими
языкового материала;
тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
В данной статье хочу остановиться на применении ролевых игр потому, что они
позволяют получить уникальный опыт, обнаружить свое незнание, на практике
столкнуться со сложной проблемой. И, что самое главное, это происходит в безопасной
среде, где каждый может совершить ошибку.
Итак, игра это:
деятельность (в нашем случае речевая);
мотивация, отсутствие принуждения;
индивидуализированная деятельность, глубоко личное;
обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
развитие психических функции и способностей;
«Учение с увлечением».
Основная цель ролевой игры - тренировка неподготовленной речи (учащиеся
смогут говорить в любой ситуации на любую тему)
Предлагаю несколько форм проведения ролевых игр:
презентация;
интервью;
заочное путешествие;
пресс-конференция;
4
круглый стол;
телемост;
экскурсия;
сказка;
репортаж.
В проведении ролевой игры выделяются этапы:
подготовка;
проведение;
коллективное обсуждение результатов.
Ролевая игра проходит среди учащихся по-разному:
одновременно работа в парах;
работа в командах;
учащийся- группа;
учитель - микрогруппа (4 человека).
Во временном плане ролевая игра представляет собой взаимодействие между
учителем и учащимся, которое состоит из трех этапов:
подготовки ролевой игры;
проведения ролевой игры;
коллективного обсуждения результатов ролевой игры.
В ролевую игру вовлекаются все члены ученического коллектива.
В средней школе игра может быть формой мотивации — она помогает ребенку
легче войти в тему, чтобы ему было проще и интереснее продвигаться в незнакомом
материале. Важно и то, что игра создает совершенно непохожее на обычные уроки
пространство для самостоятельного действия.
В старшей школе игры могут использоваться для рассмотрения сложных вопросов,
которые нельзя анализировать без личного опыта и выработанного отношения. Такие
вопросы включают в себя самоопределение участников, ценности и актуальные
проблемы нашего общества.
Я использую ролевую игру в работе с учащимися 5- 9 классов. При этом наиболее
удачными бывают следующие формы: экскурсия, во время которой учащиеся
выступают в роли гида и экскурсантов. Такая экскурсия проводится по темам:
«Мой любимый город» (5кл.);
«Объединенное Королевство Великобритании и Северная Ирландия» ( работа с
географической картой) и «Краткая история Лондона» (6-7 кл.);
«Экологические проблемы и их решение» (9- 11кл.);
интервью с работодателем (10 кл.);
5
«Путешествие» или по образцу « Интервью с администратором гостиницы»
(11 кл.).
Во время проведения ролевой игры я иногда даю учащимся некоторые начальные
установки, которые в дальнейшей работе помогают им продолжить разговор, либо даю
им список полезных слов и выражений, чтобы они могли выразить свое согласие (в
вежливой форме) а так же обеспечить положительную отрицательную и обратную связь
(Great!! Sounds awful!); помочь другим участникам продолжить разговор (Is that right?
Really?).
Повторить ключевое слово, например:
«В гостинице»
а: Is it nice?
в: It’s not bad.
We can stay here.
а: Stay here?
в: Yes, I’ll book two single rooms for us.
«Два друга о квартире одного из них»
а: I like your flat very much.
в:You do?
а: Yes, it’s rather comfortable and cosy.
в: Oh, I am glad to hear it. Thanks.
Ролевая игра по данным формам проведения требует большой подготовительной
работы над каждой ролью.
Особое внимание при этом учитель уделяет четкому и выразительному
произношению учеником текста роли, его пониманию и жестам. Учитель тоже
принимает участие в ролевой игре. Он может быть «экскурсантом» или
«путешественником», помогая при этом ведущему.
Например:
«Урок-экскурсия по Лондону»
Teacher: Dear friends, we welcome you to London. We do hope that your visit will be
very interesting and useful for you. Here you will learn and see London’s places to visit, the
short history of London ….
Большое значение в проведение урока «ролевой игры» имеет память, так как
учащийся должен запомнить большое количество новых слов и звуков. Для того, чтобы
помочь учащемуся лучше подготовиться к своей роли, следует лексику по заданной
теме закрепить в написании, произношении и составлении предложения с ними.
Роль учителя трудно переоценить, учитель играет несколько ролей одновременно.
Следует отметить, что успешное применение игры в организации деятельности
школьников в значительной мере связано с творчеством самого педагога, его умением
«подать игру», направить инициативу детей и их творческую активность.
6
Игры имеют несколько структурных элементов:
обучающая задача;
игровое действие или игровой элемент;
правило;
заключение или окончание игры.
В своей статье я хотела бы привести несколько практических советов по
руководству ходом игры:
1. Объявление названия игры должно создать у детей игровое настроение. Это
достигается предложением поиграть, вопросом или сюрпризным моментом. Учитель
говорит загадочными интонациями, понижает или усиливает голос. Педагог должен
ненавязчиво предлагать игру, создавать атмосферу непринуждённости, ни в коем случае
нельзя принуждать учеников играть их нужно заинтересовать;
2. Успех игры во многом зависит от чёткого объяснения правил. В начале
целесообразно разъяснить детям игровое задание, а потом способ его выполнения,
тогда ребята поймут, почему надо выполнять правила;
3. К игре надо готовить различные игровые атрибуты или игровое оборудование;
4. Темп игры возрастает при развёртывании действий. Учителю надо следить за
темпом игры, так как слишком быстрый темп возбуждает детей или может внести
растерянность. И напротив, замедленный утомляет играющих;
5. Игрой нужно управлять – следить, чтобы говорили все дети, изменить ход игры,
если ситуация становится критической, конфликтной или неразрешимой;
6. Важным моментом в организации игры является умение вовремя подготовить
эксперт
7
учеников к её окончанию. Учителя зачастую не задумываются над этим. Неожиданно
для детей прерывают игру, а ребёнку трудно прервать её, так как он заигрался и вошёл в
роль;
7. Игра не может состоять без ведущего;
8. Ролевая карточка должна быть краткой;
9. Прежде чем преступить к игре, я предлагаю ответить на следующие вопросы:
Какова цель игры, чему в ней должен научиться ученик?
Какое речевое действие должен выполнять ученик?
Умеет
ли
ученик
строить
такое
высказывание,
нет
ли
там
дополнительных трудностей?
10. Ответив на эти вопросы, попробуйте сами превратиться в ученика и придумать,
в какой интересной ситуации могло бы возникнуть высказывание по такой
модели;
11. Учителю необходимо предусмотреть наиболее типичные ошибки и упредить
их;
12. Очень важно делать акцент на коммуникацию, а не на правильность речи, т.к. во
время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения.
В. Риверс пишет по этому поводу: «Очень часто в обществе люди предпочитают
молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны
собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не
только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу».
Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце
урока. У. Беннет вообще считает, что некоторые ошибки учитель имеет право
игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся;
13. По окончании игры учитель подводит итог, определяет вместе с детьми
победителя, указывает на допущенные ошибки, выражает уверенность в том, что
потерпевшие неудачу смогут в следующий раз выиграть;
14. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы
снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и
пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или
мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать;
15. При планировании уроков и подборе к ним различных игр необходимо
учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и
информированности, в некоторых случаях - опору народной язык.
И с п о л ь з о в а н и е
и г р
н а
у р о к а х ,
а н г л и й с к о г о
я з ы к а
помогает
уч ителю
глубже
раскрыть
лич но стный
п о т е н ц и а л
к а ж д о г о
у ч е н и к а ,
е г о
п о л о ж и т е л ь н ы е
л и ч н ы е
к а ч е с т в а
(трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в
сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
8
Подводя итоги можно сказать, что игра — традиционный, признанный, активный
метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения
детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому
с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Игра — это деятельность, в которой
ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему
человеческих отношений. Они комплексно воздействуют на интеллектуальную,
эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей
личности. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как
речевое упражнение. Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное
упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого
образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению
с присущими
ему
признаками —
эмоциональностью,
спонтанностью,
целенаправленностью речевого воздействия. Игры способствуют выполнению важных
методических задач: созданию психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового
материала; тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является
подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.