Автор: Базарова Элина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №315 Центрального района Волгограда"
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: методичекская разработка
Тема: "Приемы работы музыкального руководителя для развития высших психических функций на занятиях по коррекционной ритмике с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 315 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА В О Л Г О Г Р А Д А»
ул. Невская 14а, тел: 37-23-56, 37-12-83, mouds315mail.
ru
«Приемы работы музыкального руководителя для развитие высших
психических функций
на занятиях по коррекционной ритмике с детьми с ОВЗ»
(из опыта работы)
Базарова Э.В.,
музыкальный руководитель МОУ
«Детский сад № 315
Центрального района Волгограда»
Волгоград 2017
СЛАЙД 1- тема
Коррекционная ритмика — это обобщенное понятие, своеобразный вид
кинЕзитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где
организующим
началом
служит
ритм
в
его
широком
понимании.
В
зависимости от специфики и варианта нарушений в развитии детей она
подразделяется на ритмику:
СЛАЙД 2
логопедическую (для детей с нарушением речи),
фонетическую (для детей с нарушением слуха),
коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического
развития, умственной отсталостью).
Практическое использование музыки и движений как средства развития,
коррекции
и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, началось с
идеи «воспитания ритма при помощи ритма»
СЛАЙД 3 Жак Далькроз
разработанной
швейцарским
педагогом,
музыкантом
Эмилем
Жаком
Далькрозом.
Идеи Далькроза в России внедряла его ученица, ректор организованного в
1919 году Института Ритма или Государственный институт ритмического
воспитания, Нина Георгиевна Гейман- Александрова .
СЛАЙД 4- здание Института Ритма.
Именно она расширила
область применения ритмики, выделила целое
направление – лечебная ритмика и разграничила её использование
в зависимости от возраста и характера нарушения у детей.
СЛАЙД 5- методическая литература
Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может
выполнять музыкально-педагогические функции, а ее применение для работы
с
детьми
с
проблемами
(с
нарушениями
речи,
слуха,
зрения,
задержкой
психического
развития,
умственной
отсталостью)
определяет
еще и
коррекционные задачи.
СЛАЙД 6 – фото ЗПР с Мариной
Я
-
музыкальный
руководитель
в
группе
с
детьми
с
ЗПР
и
поэтому
подробней остановлюсь на ритмике для этой категории дошкольников.
Проблемы
двигательной
сферы
у
детей
с
ЗПР
часто
связаны
не
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата,
а
с
недоразвитием высших
психических функций (ВПФ).
У этих детей ослаблено формирование межанализАторных связей, снижено
внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие.
Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной
коррекции двигательной сферы детей с ЗПР.
Решить эту задачу нам помогают занятия по коррекционной ритмике.
СЛАЙД 7- с МАРГО
Основными
целями
коррекционной
ритмики
являются
профилактика,
лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Организация, построение, содержание, коррекционная направленность
занятий
ритмикой
для
детей
с
задержкой
психического
развития
обусловливаются структурой нарушений детей данной категории
СЛАЙД 8 - Коррекционная ритмика
КР авторов
Касицыной-Бородиной - это составная часть технологии по
оказанию
коррекционно-педагогической
помощи
детям
старшего
дошкольного возраста с ЗПР.
Темы занятий КР перекликаются с тематическим планированием учителя-
дефектолога группы.
Проводятся раз в неделю, в первую половину дня в тесном взаимодействии
дефектолога, воспитателя и музыкального руководителя.
СЛАЙД 9- Структура
Структура занятий может складываться из таких частей, как ритмическая
разминка, ритмическая гимнастика, ритмический калейдоскоп, ритмическое
прощание.
Коррекционная ритмика для детей с ЗПР - это специальное комплексное
занятие,
на
котором
средствами
музыки
и
специальных
двигательных
и
психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ,
улучшаются
качественные
характеристики
движения,
развиваются
такие
важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как
саморегуляция и произвольность движений и поведения.
СЛАЙД 10- направления
Занятия по ритмике включаются такие направления, как:
коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком
выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные
состояния, учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают
навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;
коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела,
ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве,
развитие
согласованности
движений
и
речи,
проявляющееся
в
упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.
коррекция
психических
функций,
где
средствами
ритмики
осуществляется
коррекция памяти (слуховой, зрительной),
коррекция воображения (воссоздающего, творческого
коррекция восприятия (слухового, пространственного, зрительного);
Занятия КР помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к
деятельности вообще, активизируют мышление.
Происходит
коррекция
внимания
(его
переключаемости,
устойчивости,
распределения),
СЛАЙД 11- с экраном
Оснащенность
музыкального
зала
позволяет
нам
использовать
такой
инновационный
прием,
как
игра
на
музыкальных
инструментах
с
использованием средств ИКТ
на занятиях по коррекционной ритмике.
(С соблюдением требований СанПиНа)
СЛАЙД 12 с Женей
Такие игры можно использовать на утренниках и развлечениях
СЛАЙД 13 Овощи с инструментами
игра соответствует возрастным и психологическим особенностям
детей,
ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует
теме занятия и коррекционному этапу
изображение привлекает, удерживает внимание детей
игра представлена в виде музыкального клипа,
мультяшные герои понятны для детей,
игра проводится под четкое ритмичное музыкальное сопровождение
у детей задействовано несколько анализаторов (слухового и
зрительного, слухового и тактильного ...).
Задачи усложняются постепенно.
СЛАЙД - с Мариной
Старшая группа - первоначальное знакомство с детскими музыкальными
инструментами и способами звукоизвлечения происходит на музыкальных
занятиях.
На занятиях по коррекционной ритмике полученные знания отрабатываются
и применяются в игре на внимание «Наш оркестр» (узнать свой инструмент
на экране, вовремя начать и закончить исполнение)
Использование игр на утреннике и развлечениях
ВИДЕО 1 старшая группа
Подготовительная группа - дети должны среагировать на цвет и размер
одного инструмента ( из набора звуковысотных колокольчиков).
К проведению игры привлекаем и родителей
ВИДЕО 2- «Детско-родительский оркестр «Цветные колокольчики»
Теория без практики мертва. Предлагаю разучить такую игру и вам.
Раздача инструментов.
ВИДЕО 3- «ДОБРЫЙ МАСТЕР»
Игры
с музыкой снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают
навыки
группового
поведения
(
то
есть
социализируют
ребенка),
способствует формированию целенаправленной деятельности, развивают у
детей память, внутреннюю собранность и внимание.
СЛАЙД- «Мы-вместе»
Дети группы ЗПР победители Областной фестиваля
детского творчества
«Мы-вместе».
Известное изречение гласит:
СЛАЙД- цитата Эдуарда СегЕна
СЛАЙД с РУКАМИ
Вместе мы сможем развить высшие психические функции на занятиях по
коррекционной ритмике с детьми с ОВЗ.
Если
вы
готовы
применять
в
вашей
практике
такой
прием
для
коррекции внимания ,
как
игра на музыкальных инструментах
с
использованием средств ИКТ (на занятиях по коррекционной ритмике) я
готова поделиться с вами собранным материалом.
СБОР ИНСТРУМЕНТОВ.