Напоминание

"Приемы работы музыкального руководителя для развития высших психических функций на занятиях по коррекционной ритмике с детьми с ОВЗ


Автор: Базарова Элина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №315 Центрального района Волгограда"
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: методичекская разработка
Тема: "Приемы работы музыкального руководителя для развития высших психических функций на занятиях по коррекционной ритмике с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 315 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА В О Л Г О Г Р А Д А»

ул. Невская 14а, тел: 37-23-56, 37-12-83, mouds315mail.

ru

«Приемы работы музыкального руководителя для развитие высших

психических функций

на занятиях по коррекционной ритмике с детьми с ОВЗ»

(из опыта работы)

Базарова Э.В.,

музыкальный руководитель МОУ

«Детский сад № 315

Центрального района Волгограда»

Волгоград 2017

СЛАЙД 1- тема

Коррекционная ритмика — это обобщенное понятие, своеобразный вид

кинЕзитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где

организующим

началом

служит

ритм

в

его

широком

понимании.

В

зависимости от специфики и варианта нарушений в развитии детей она

подразделяется на ритмику:

СЛАЙД 2

логопедическую (для детей с нарушением речи),

фонетическую (для детей с нарушением слуха),

коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического

развития, умственной отсталостью).

Практическое использование музыки и движений как средства развития,

коррекции

и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, началось с

идеи «воспитания ритма при помощи ритма»

СЛАЙД 3 Жак Далькроз

разработанной

швейцарским

педагогом,

музыкантом

Эмилем

Жаком

Далькрозом.

Идеи Далькроза в России внедряла его ученица, ректор организованного в

1919 году Института Ритма или Государственный институт ритмического

воспитания, Нина Георгиевна Гейман- Александрова .

СЛАЙД 4- здание Института Ритма.

Именно она расширила

область применения ритмики, выделила целое

направление – лечебная ритмика и разграничила её использование

в зависимости от возраста и характера нарушения у детей.

СЛАЙД 5- методическая литература

Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может

выполнять музыкально-педагогические функции, а ее применение для работы

с

детьми

с

проблемами

нарушениями

речи,

слуха,

зрения,

задержкой

психического

развития,

умственной

отсталостью)

определяет

еще и

коррекционные задачи.

СЛАЙД 6 – фото ЗПР с Мариной

Я

-

музыкальный

руководитель

в

группе

с

детьми

с

ЗПР

и

поэтому

подробней остановлюсь на ритмике для этой категории дошкольников.

Проблемы

двигательной

сферы

у

детей

с

ЗПР

часто

связаны

не

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата,

а

с

недоразвитием высших

психических функций (ВПФ).

У этих детей ослаблено формирование межанализАторных связей, снижено

внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие.

Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной

коррекции двигательной сферы детей с ЗПР.

Решить эту задачу нам помогают занятия по коррекционной ритмике.

СЛАЙД 7- с МАРГО

Основными

целями

коррекционной

ритмики

являются

профилактика,

лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Организация, построение, содержание, коррекционная направленность

занятий

ритмикой

для

детей

с

задержкой

психического

развития

обусловливаются структурой нарушений детей данной категории

СЛАЙД 8 - Коррекционная ритмика

КР авторов

Касицыной-Бородиной - это составная часть технологии по

оказанию

коррекционно-педагогической

помощи

детям

старшего

дошкольного возраста с ЗПР.

Темы занятий КР перекликаются с тематическим планированием учителя-

дефектолога группы.

Проводятся раз в неделю, в первую половину дня в тесном взаимодействии

дефектолога, воспитателя и музыкального руководителя.

СЛАЙД 9- Структура

Структура занятий может складываться из таких частей, как ритмическая

разминка, ритмическая гимнастика, ритмический калейдоскоп, ритмическое

прощание.

Коррекционная ритмика для детей с ЗПР - это специальное комплексное

занятие,

на

котором

средствами

музыки

и

специальных

двигательных

и

психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ,

улучшаются

качественные

характеристики

движения,

развиваются

такие

важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как

саморегуляция и произвольность движений и поведения.

СЛАЙД 10- направления

Занятия по ритмике включаются такие направления, как:

коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком

выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные

состояния, учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают

навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;

коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела,

ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве,

развитие

согласованности

движений

и

речи,

проявляющееся

в

упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.

коррекция

психических

функций,

где

средствами

ритмики

осуществляется

коррекция памяти (слуховой, зрительной),

коррекция воображения (воссоздающего, творческого

коррекция восприятия (слухового, пространственного, зрительного);

Занятия КР помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к

деятельности вообще, активизируют мышление.

Происходит

коррекция

внимания

(его

переключаемости,

устойчивости,

распределения),

СЛАЙД 11- с экраном

Оснащенность

музыкального

зала

позволяет

нам

использовать

такой

инновационный

прием,

как

игра

на

музыкальных

инструментах

с

использованием средств ИКТ

на занятиях по коррекционной ритмике.

(С соблюдением требований СанПиНа)

СЛАЙД 12 с Женей

Такие игры можно использовать на утренниках и развлечениях

СЛАЙД 13 Овощи с инструментами

игра соответствует возрастным и психологическим особенностям

детей,

ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует

теме занятия и коррекционному этапу

изображение привлекает, удерживает внимание детей

игра представлена в виде музыкального клипа,

мультяшные герои понятны для детей,

игра проводится под четкое ритмичное музыкальное сопровождение

у детей задействовано несколько анализаторов (слухового и

зрительного, слухового и тактильного ...).

Задачи усложняются постепенно.

СЛАЙД - с Мариной

Старшая группа - первоначальное знакомство с детскими музыкальными

инструментами и способами звукоизвлечения происходит на музыкальных

занятиях.

На занятиях по коррекционной ритмике полученные знания отрабатываются

и применяются в игре на внимание «Наш оркестр» (узнать свой инструмент

на экране, вовремя начать и закончить исполнение)

Использование игр на утреннике и развлечениях

ВИДЕО 1 старшая группа

Подготовительная группа - дети должны среагировать на цвет и размер

одного инструмента ( из набора звуковысотных колокольчиков).

К проведению игры привлекаем и родителей

ВИДЕО 2- «Детско-родительский оркестр «Цветные колокольчики»

Теория без практики мертва. Предлагаю разучить такую игру и вам.

Раздача инструментов.

ВИДЕО 3- «ДОБРЫЙ МАСТЕР»

Игры

с музыкой снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают

навыки

группового

поведения

(

то

есть

социализируют

ребенка),

способствует формированию целенаправленной деятельности, развивают у

детей память, внутреннюю собранность и внимание.

СЛАЙД- «Мы-вместе»

Дети группы ЗПР победители Областной фестиваля

детского творчества

«Мы-вместе».

Известное изречение гласит:

СЛАЙД- цитата Эдуарда СегЕна

СЛАЙД с РУКАМИ

Вместе мы сможем развить высшие психические функции на занятиях по

коррекционной ритмике с детьми с ОВЗ.

Если

вы

готовы

применять

в

вашей

практике

такой

прием

для

коррекции внимания ,

как

игра на музыкальных инструментах

с

использованием средств ИКТ (на занятиях по коррекционной ритмике) я

готова поделиться с вами собранным материалом.

СБОР ИНСТРУМЕНТОВ.



В раздел образования