Автор: Авдеева Евгения Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ д/с № 29
Населённый пункт: Челябинская область город Копейск
Наименование материала: мастер - класс для родителей
Тема: Литотерпия
Раздел: дошкольное образование
КЛУБ
1 слайд «ДАВАЙТЕ РАСТИТЬ ДЕТЕЙ ЗДОРОВЫМИ»
2 слайд Тема:
Литотерапия
Цель:
познакомить родителей с игровым методом Литотерапии
Задачи
:
дать определение литотерапии;
познакомить с приемами метода литотерапии;
на практике показать возможности метода в развитии речи и познавательных
процессов детей дошкольного возраста
Оборудование: камешки, цветные картинки, геометрические тела, пластилин
Ход мастер – класса
3-4 слайд Всем известно, что хорошо развитая речь и познавательные процессы ребенка
дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.
Сегодня мне хотелось бы познакомить Вас с Литотерапией.
Литотерапия это одна из разновидностей игро-терапии. В основе уровня сформированности
речевой функции лежат правильно функционирующие системы головного мозга.
Нормализация процессов возбуждения и торможения является одной из точек приложения
литотерапии. На занятиях с применением литотерапии у детей развиваются познавательные
процессы, навыки коммуникации, конструктивного взаимодействия, любознательность,
творческая активность.
4 слайд С задачами литотерапии, уважаемые родители, Вы можете ознакомиться на слайде.
Для занятий нам с Вами понадобятся цветные, речные, базальтовые камешки и хорошее
настроение.
5 слайд Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками: перекладывают,
подбрасывают, собирают и т. д. Дети и натолкнули меня на мысль о включении игр с
камешками в коррекционно-развивающие занятия по развитию речи.
На первом этапе работы с камнями и другим природным материалом необходимо
ознакомить детей с элементарными правилами обращения с ними: нельзя кидаться
камнями, тереть глаза грязными руками, после игр обязательно вымыть руки.
Приглашаю Вас, уважаемые родители, пройти за столики и начать наше занятие.
6 слайд
1 задание
.
Перед каждым из Вас
предметная картинка, предлагаю Вам
«раскрасить» картинку цветными камешками.
7-8 слайд Рекомендую применять этот метод для расширения словарного запаса.
Предлагаем ребенку выложить из камешков животное или растение. В процессе несколько
раз называем предмет. И конечно, спрашиваем, кто или что получилось в результате у
ребенка. Если Вы с ребенком работали, над изображением животного спросите, дикое или
домашнее это животное, чем оно питается, где живет т.д. Просим ребенка отвечать
развернутыми фразами, полными ответами. Можно придумать цветок, выложить его из
камешков, а потом нарисовать карандашами точно такой же. Это отлично тренирует
воображение ребенка, развивает аналитические и творческие способности, а также
цветовосприятие.
9 слайд 2 задание. Выложить из камешков цифры 1, 3, 5. Около цифры выложить
соответствующее количество конфет, воздушных шариков, грибочков.
10 слайд Работаем над словообразованием.
Выкладываем из камешков картинку, н-р дом, предлагаем выложить поменьше.
В процессе говорим ребенку, если большой, то мы называем дом, а как назвать
маленький….т.е. отрабатываем правильное применение уменьшительно-ласкательных
суффиксов.
Просим ребенка показать, где высокая елочка, а где низкая. Одну располагаем близко, а
другую далеко. Говорим об этом ребенку, затем просим показать где ёлочка, находящаяся от
нас далеко, а где близко- закрепляем знание антонимов
11 слайд Представьте, что Вы с ребенком выложили цифры и соответствующее число
предметов, обязательно проговариваем в конце
1 конфета, 3 конфеты и 5 конфет т.е. отрабатываем навык согласования числительных с сущ.
12 слайд Вы можете закрепить знания ребенка основных геометрических фигур.
Предлагаем сначала выкладывать геометрическую фигуру по контуру цветной картинки,
спрашиваем, какая фигура получилась из разноцветных камешков.
Усложняем задание, предлагаем выложить геометрическую фигуру без картинки.
13 слайд 3 задание. Можно предложить определить на какую геометрическую фигуру похож
камень. Поиграть в игру «Что пропало?».
14 слайд Совместно с ребенком выкладываем дорожки или узоры из камней по образцу и
самостоятельно. Развиваем мелкую моторику и тактильные ощущения, цветовосприятие.
15 слайд Изучаем свойства предметов. Камешки различаются не только цветом и оттенками,
но и прозрачностью, некоторые из них матовые, другие – перламутровые, блестящие. Есть
гладкие и шероховатые, однотонные и с вкраплениями. Удобно распределять их по группам,
называя общее свойство. На этом же принципе основано упражнение «Найди лишний
элемент в ряду».
16 слайд 4 задание. Из пластилина и камешков создать замок.
Развиваем мелкую моторику и воображение
При помощи пластилина разноцветные камешки скрепляются и становятся небольшим, но
очень красивым замком из камней. Такое кропотливое занятие можно организовать после
просмотра одной из серий мультфильма «Лунтик и его друзья». Главные герои часто возводят
такие замки и даже соревнуются в мастерстве между собой. Важно: пластилин должен быть
не «современным» (мягким и чистеньким вроде теста), а похожим на советский. Иначе
скрепить гладкие поверхности, вероятней всего, не удастся.
17 слайд Игра «Звуковая мозаика»
Развиваем умения выделять заданный звук в ряду других звуков. Нам понадобятся карточки,
поделенные на 9 квадратов, натуральные камни черного и белого цветов. Предлагаем ребенку
внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке:
-Если услышишь звук «Р», черный камешек клади, услышишь другой звук – клади белый камешек.
- А теперь камешки убирай: на черный камешек звук «Р» произноси, на белый камешек – любой.
Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на заданный звук.
18 слайд Закрепление знаний букв
Просим ребенка выложить знакомую букву. Называем слог, спрашиваем какой звук ребенок слышит
первым, выкладываем букву, обозначающую этот звук. Спрашиваем, какой звук второй.
Выкладываем 2-ю букву. Читаем, полученный слог. Аналогично работаем с короткими словами
В нашей ежедневной жизни мы непрерывно подвергаемся воздействию невидимых нам
энергетических волн от электроприборов, ламп дневного света, компьютеров, мобильных
телефонов, элементов транспортных средств и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности.
Данные факторы истощают наше здоровье, а тем более детей, оставляя нас опустошенными,
напряженными, раздраженными, усталыми, в плохой физической и психической форме. Можно
использовать элементы литотерапии, стоун – массаж, т.е. массаж натуральными камнями.
19 слайд Предлагаю всем выполнить массажные упражнения
Аккуратно покатаем камешек между ладошками. Почувствуйте его форму, покатайте его от кончиков
пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на левую ладонь, а правой прокатите
камешек по каждому пальчику. Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо
помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки.
20 слайд «Растереть орех». Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху
правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар
«Обезьяна хватает апельсин» Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре
ладони.
Базальтовыми камешками можно делать расслабляющий массаж на ручках ребенка. Камни
нагреваем в горячей воде, сушим их, на 1-2 мин. Выкладываем на ручки ребенка. Это помогает
ребенку успокоиться, переключить и сконцентрировать внимание.
21 слайд Предлагаю уважаемым родителям, поделиться своими впечатлениями:
- Интересно ли будет Вашему ребенку выполнять эти задания?
- Считаете ли Вы эти игры развивающими?
- Попробуете вместе с Вашим ребенком выполнить подобные задания?
Перед Вами, уважаемые родители камешки для совместного нашего задания. Мы с Вами выложим
свою гору самоцветов. В каждом цвете есть свое значение:
ЗЕЛЕНЫЙ - гармония, личностный рост, как родителя
ОРАНЖЕВЫЙ - желание познавать, учиться
КРАСНЫЙ - прорыв, воля к победе, желание действовать
СЕРЫЙ - завершенность, безразличие
!!!!Камешки можно заменить любым подручным материалом: пуговичками, бусинками.
Спасибо за внимание!