Автор: Трошина Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Котовский детский дом"
Населённый пункт: город Котово, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Социализация воспитанников детского дома с ОВЗ через взаимодействие с детьми из приёмных семей и школ города.
Раздел: среднее профессиональное
Социализация воспитанников детского дома с ОВЗ через взаимодействие
с детьми из приёмных семей и школ города.
Трошина Е. Е., воспитатель,
ГКУ « Котовский детский дом»
l
.
t
1980@mail.
ru
Динамизм изменения современного общества требует от детских домов
формирование
той
личности,
которая
сможет
адаптироваться
к
быстро
меняющимся
социально-экономическим
условиям
жизни.
Успешность
социализации заключается
не
только в том, чтобы обеспечить усвоение
индивидом
социального опыта, но и приобщить к системе социальных
связей через взаимодействие человека и социальной среды.
Каждый
наш
воспитанник
-
это
ребёнок
с
ограниченными
возможностями в
здоровье и психическом развитии. У таких детей ярко
проявляется
дефицит
индивидуализированного
общения,
ограничение
в
социальной
активности,
недостаточное
включение
в
разные
виды
практической
деятельности,
перегруженность
отрицательным
опытом,
негативными
ценностями
и
образцами
поведения.
Это
приводит
к
собственной неуверенности, отсутствию инициативы и самостоятельности,
усилению
эмоционального
напряжения,
тревожности,
агрессии
по
отношению к внешнему миру .
Для решения данных проблем, у меня возникла идея использовать в
своей работе такое направление, как взаимодействие.
Дети из приёмных
семей
-
это
бывшие
воспитанники
нашего
учреждения
и
нынешние
представители
моей
добровольческой
дружины
(Авдеева
Дарья,
Оглы
Виталий
и
Вадим,
Беляева
Наталья,
Верхоглядов
Дмитрий,
Мищенко
Валентина и т.д), благодаря которым
обеспечивается
сотрудничество
с
детьми с ОВЗ Ученики МБОУ СОШ №1 и №6 (Остяк Яна, Мелихова Вика и
др.)
проявили
свою
инициативу
быть
волонтёрами
и
стали
активно
участвовать
в
продуктивной,
значимой
деятельности.
Для
достижения
положительных
результатов,
я
ставила
перед
собой
цель:
Развивать
в
воспитанниках
социально
–
активную,
духовно
-
развитую,
творческую
личность, способную к успешной адаптации в обществе. Были выявлены
основные сферы интересов –
досуг, обучение, спорт, охрана окружающей
среды, профилактика вредных привычек, пропаганда ЗОЖ, сотрудничество с
детскими садами. Содержанием деятельности стали самые разнообразные
конкретные дела: общественные, художественно - творческие, спортивные,
познавательные.
У
детей
с
ОВЗ
наиболее
острая
внутренняя
психологическая
потребность
быть
нужными
и
признанными,
а
взаимодействие - позволяет реализовать и ощутить свою полезность. Опыт
партнёрских
отношений
через
сотрудничество
позволил
расширить
круг
общения. Мы принимаем участие в социально-педагогическом проекте «Рука
об
руку»
с
ДОУ
№
8
и
организуем
воспитательные
мероприятия
в
логопедической группе « Родничок» в соответствии с совместным планом.
Это игровые программы, акции, конкурсы, тематические занятия (Например,
« Игровое конфетти с клоуном Клёпкой, « Волшебное рисование с феей
Фиалкой», В гости к Стрекотуше и к Мишке - Тишке» и т.д). Дети с ОВЗ
научились легко вступать в контакт с дошкольниками и добровольцами,
стали близкими. Виден живой интерес, поэтому они ждут новых встреч.
Совместная
деятельность
вызывает
улыбку,
радость,
удовлетворение.
В
замечательной компании интересно, комфортно и хочется находиться рядом.
Ребята
стали проявлять интерес к новому, установилось положительное
отношение
к
другим,
развивается
самостоятельность,
уходят
страхи
и
негативные эмоции. Дети учатся перестраивать своё поведение. Вести себя
по законам группы. Личный пример добровольцев является примером для
подражания,
раскованная
манера
взаимодействия
позволяет
раскрыть
особенности характера детей с ОВЗ. Происходят изменения в восприятии
окружающей действительности, помогающие в становлении их как личности.
Дети
из
приёмных
семей
и
школ
города
получают
опыт
владения
искусством
публичных
выступлений,
построения
взаимоотношений
на
основе доброжелательности, гуманности, добрососедства. Их деятельность
построена
на
основе
таких
понятий,
как
справедливость,
милосердие,
честность,
ответственность,
равноправие,
забота
о
других.
Я
стараюсь
сплотить ребят, чтобы они стали более дисциплинированными и дружными.
Волонтёры - это наставники, вожатые. Они помогают мне разрабатывать
планы волонтёрской работы, оказывать помощь в организации и проведении
массовых мероприятий, организовывать и проводить концерты и конкурсы.
Совместный
день
осенних
именинников
запомнился
живым
интересом,
улыбками и радостью. Дети активно идут на контакт, оптимальный режим
общения обеспечивает правильную социализацию. В дальнейшем мы
планируем
участвовать в экологических маршах по уборке загрязнений,
оказывать помощь животным, заниматься благоустройством и озеленением
детского дома, городских улиц и детских садов, проводить просветительские
беседы и социальные опросы, благотворительные ярмарки и театральные
выступления, организовывать детский досуг, оказывали посильную помощь
ветеранам и старикам, участвовать в конкурсах. Для адекватного вхождения
воспитанника
детского
дома
в
систему
социальных
отношений
должна
проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение
ребенком комплексом социальных ролей. В этом
и помогает нам процесс
взаимодействия воспитанников с ОВЗ и детей из приёмных семей и школ
города.