Автор: Трубникова Любовь Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №21"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Предпрофильное обучение на уроке математики
Раздел: среднее образование
Любовь Николаевна Трубникова,
учитель математики
МБОУ «Лицей №21» г. Курска
Урок геометрии в 8 классе на тему
«Знакомый незнакомец - прямоугольник»
Цель урока: приобретение знаний о прямоугольнике и умений применять их
на практике.
Задачи: создать условия для
-активного деятельностного повторения известных знаний о прямоугольнике;
-изучения новых свойств прямоугольника в ходе исследовательской работы;
-развития логического мышления, креативности и творческого мышления;
-воспитание взаимопомощи, ответственности, самостоятельности;
-формирования умения работать в группе, использовать электронные средства
для получения, обработки и представления информации.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: доска, мел, учебник «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян, тетради
на печатной основе для 8 класса к учебнику, компьютер, проектор, экран,
многофункциональное устройство (сканер), раздаточный материал с
заданиями, технологические карты, цветной картон А4 (по 4 зелёных, жёлтых,
красных листа), 2 листа белых А4, интернет (телефоны с выходом в интернет),
листы бумаги (обоев) 50х100 и 100х130 с неровными срезами, ножницы,
магниты, рулетка, угольник и линейка демонстрационные.
Индивидуальные задания к уроку:
1)
придумать ребус к слову «прямоугольник»;
2)
перевести «прямоугольник» на английский язык;
3)
мини-проект «Прямоугольник в искусстве»;
4)
мини-проект «Прямоугольник вокруг нас»;
5)
найти гимнастику для глаз.
Класс разбит на группы, сидящие за отдельными столами, соединёнными в
большие прямоугольники, согласно выбранному профилю: гуманитарное
направление, биологическое направление, математики - теоретики, математики
- практики.
План урока (45 минут)
1.
Определение к деятельности.
2.
Актуализация опорных знаний.
3.
Работа в группах по предложенному плану.
4.
Отчёт групп (форма отчёта указана в заданиях)
5.
Подведение итогов.
6.
Задание на дом: всем в учебнике п. 46 (стр. 108) учить.
Математикам №401, №402, № 403, дополнительно №412.
Биологам и гуманитариям в тетради на печатной основе №21, №22, №23
Дополнительно гуманитариям сочинить оду прямоугольнику.
7.
Рефлексия.
Сценарий урока
1.
Фронтальная беседа по вопросам учителя – 2 минуты.
учитель
ученик
Какую геометрическую фигуру вы
подробно изучали в 7-ом классе ?
Треугольник
С какой фигурой начали знакомиться в
8-м классе?
С четырёхугольником
Какой четырёхугольник уже изучили?
Параллелограмм
С какими видами параллелограмма
знакомы?
Прямоугольник, ромб, квадрат
Как вы думаете, что же мы будем
делать в дальнейшем?
Изучать подробно виды
параллелограмма
Сегодня пришло время рассмотреть подробнее особый параллелограмм,
название которого вы узнаете, разгадав ребус, который приготовили ребята из
группы гуманитарного направления, так как у них очень хорошо получается
работать со словами. (Ученик крепит к доске ребус. Все разгадывают.)
Итак, сформулируйте тему урока.
Прямоугольник.
Оформляем тетради, запишите тему
1-й ученик из группы гуманитарного
направления пишет на доске
«Прямоугольник» на русском языке и
разбирает его по составу.
2-й ученик из этой группы пишет на
английском языке из словаря.
Уточним цели урока.
Повторение и приобретение знаний о
прямоугольнике и умений применять
их на практике.
2.
Повторение знаний о параллелограмме. – 3 минуты.
Учитель: «Так как прямоугольник – это параллелограмм, то вам на уроке
понадобятся знания о параллелограмме. Напомнят их ребята из групп
математиков. Обучающиеся - математики формулируют начало знания о
параллелограмме по цепочке, а из других групп заканчивают формулировку
математики
другие
Параллелограммом называется
четырёхугольник, у которого стороны
попарно…
параллельны.
В параллелограмме противоположные
стороны…
равны.
В параллелограмме противоположные
углы …
равны.
В параллелограмме диагонали точкой
пересечения …
делятся пополам.
В параллелограмме биссектриса угла
отсекает какой треугольник?
равнобедренный
Если в четырёхугольнике две стороны ...
равны и параллельны, то это
параллелограмм.
Если в четырёхугольнике
противоположные стороны …
равны, то это параллелограмм
Если в четырёхугольнике
противоположные углы…
равны, то это параллелограмм
Если в четырёхугольнике диагонали
точкой пересечения …
делятся пополам, то это
параллелограмм
Прямоугольником называется
параллелограмм, у которого все углы…
прямые.
Теперь мы можем приступить к повторению знаний о прямоугольнике и
изучению новых.
3.
Работа в группах по предложенному плану. – 10 минут.
Группы получают задания на карточках и необходимый инвентарь.
Задания для групп
Математики – теоретики (отчёт на доске устно)
1.
Опираясь на определение прямоугольника сформулировать его свойства.
2.
Доказать особое свойство прямоугольника, полученное от практиков.
3.
Сформулировать и доказать обратное утверждение.
4.
Доказать или опровергнуть утверждение рационализаторов – практиков.
5.
Опираясь на свойства прямоугольника, сформулировать и доказать одно
из дополнительных свойств прямоугольного треугольника (свойство
медианы).
Заполнить рефлексивную карту каждому ученику (подчеркнуть).
Обговорить цвет «вагончика» по итогам урока и настроению.
Математики – практики ( отчёт через сканер на экране)
1.
Нарисовать прямоугольник и его диагонали. Исследовать диагонали
прямоугольника ( используя зрение, интуицию, измерение), выяснить
особое свойство диагоналей прямоугольника.
Сформулировать гипотезу, записать её и передать теоретикам.
2.
Вспомнить определение прямоугольника. Рационализировать эту
формулировку и сформулировать новое утверждение, позволяющее
распознать в параллелограмме прямоугольник.
3.
Сформулировать гипотезу, записать её и передать теоретикам.
4.
Решить практические задачи из учебника №456, №455, №458 (стр. 122).
Заполнить рефлексивную карту каждому ученику (подчеркнуть).
Обговорить цвет «вагончика» по итогам урока и настроению.
Биологическое направление (отчёт на доске)
1.
Выяснить в интернете, какое расстояние должно быть от телевизора до
глаз человека (зачитать).
2.
Вычислить безопасное расстояние для глаз человека от телевизора
прямоугольной формы со сторонами (опираясь на известную теорему)
а) 0,6 м и 0,8 м; б) 33 см и 56 см.
3. Вырезать 2 «экрана», соответствующие указанным выше размерам.
4. Прикрепить «экраны» на доску (по очереди) и отмерить рулеткой нужное
расстояние для просмотра «телевизора».
5.Провести с классом гимнастику для глаз с одним из «экранов», используя
свойства прямоугольника.
Заполнить рефлексивную карту каждому ученику (подчеркнуть).
Обговорить цвет «вагончика» по итогам урока и настроению.
Гуманитарное направление
1.
Провести статистический опрос гостей и учеников по вопросам:
1)
Есть ли в Вашей квартире (доме) комната с полом не прямоугольником?
2)
Рассчитывали в Вашей семье расстояние до телевизора в зависимости от
его диагонали?
2.
Обработать данные опроса, отчёт представить в виде столбчатой
диаграммы на компьютере.
3.
Разрезать прямоугольник на а) два равных прямоугольных треугольника;
б) четыре попарно равных равнобедренных треугольника, прикрепить.
4.
Перевести на английский язык особое свойство прямоугольника
( можно использовать электронный словарь) и написать на крыле доски.
5.
Выяснить, какой прямоугольник является «золотым», со сторонами:
а) 60см и 80см, б) 33см и 56см.
6.Представить мини-проект по теме «Прямоугольник в искусстве».
Заполнить рефлексивную карту каждому ученику (подчеркнуть).
Обговорить цвет «вагончика» по итогам урока и настроению.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, отметив в соответствующем столбце V.
№ Вопрос
Да
Нет
1.
Есть ли в Вашей квартире (доме) комната, в
которой пол не является прямоугольником?
2.
Рассчитывали ли в Вашей семье рекомендуемое
расстояние до телевизора в зависимости от его
диагонали.
3.
Группы отчитываются о проделанной работе – 25 минут.
I.Математики-теоретики ( 3 ученика) рассказывают у доски доказательства,
а все делают записи в тетради.
1-й «Особое» свойство – в прямоугольнике диагонали равны.
2-й Признак прямоугольника – если в параллелограмме диагонали равны,
тио это прямоугольник.
3-й Если в параллелограмме один угол прямой, то это прямоугольник.
II. Гуманитарии:
-двое крепят магнитами на крыло доски разрезанные прямоугольники,
формулируя и демонстрируя свойства прямоугольника;
-один пишет формулировку «особого» свойства на английском языке, а
затем произносит её на английском языке.
III. Биологи – будущие медики позаботятся о нашем здоровье:
-1-й и 2-й пишут на доске решение своих задач о диагонали телевизора,
коротко комментируют, сформулировав используемые знания, в частности,
почему не надо искать обе диагонали. Все в тетради записывают одну.
-3-й и 4-й крепят вырезанные «экраны» по указанным размерам.
-5-й задаёт вопрос, например, «Маша сидит на безопасном расстояние до
«экрана» телевизора? (дети голосуют поднятием руки.) Кто считает, что
«да», а кто – «нет»? Читает с телефона информацию о связи расстояния до
телевизора с его диагональю;
-4-й и 3-й отмеряют с помощью рулетки нужное расстояние до Маши;
-5-й раздаёт группам памятки.
-3-й и 4-й проводят гимнастику для глаз.
IV. Математики-практики на электронной доске показывают и
комментируют решение практических задач из учебника. Все слушают.
V. Гуманитарии
-двое подводят итоги опроса: с помощью компьютера строят столбчатые
диаграммы, которые сразу видны на электронной доске и оглашают свои
выводы;
-один представляет презентацию по теме «Прямоугольник в искусстве».
4.
Подведение итогов. - 1 минута.
5.
Задание на дом - 2 минуты: всем в учебнике п. 46 (стр. 108) учить.
Математикам №401, №402, № 403, дополнительно №412.
Биологам и гуманитариям в тетради на печатной основе №21, №22, №23
Дополнительно гуманитариям сочинить оду прямоугольнику.
6.
Рефлексия 2 минуты.
1)
рефлексивные карты сдать;
2)
выслушать мнения руководителей групп и желающих;
3)
уходя, прикрепить к моему паровозику свои групповые вагончики-
прямоугольники, соответствующие цветам светофора: красный –
стоп, тему не поняли; жёлтый – не всё понятно, требуется
дополнительное внимание; зелёный – всё понятно, можно смело
двигаться дальше.
Приложение 1
Рефлексивная карта
На уроке я работал
активно / пассивно
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
Урок для меня показался
коротким / длинным
За урок я
не устал / устал
Моё настроение
стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется
лёгким / трудным
интересно / не интересно
Моя отметка
Приложение 2 Каким должно быть расстояние от глаз до телевизора?
•Расстояние до телевизора должно быть в пять раз больше, чем диагональ
экрана. Вопросом подбора телевизора надо задаться до покупки телевизора.
Так, например, нет смысла покупать по-настоящему большой телевизор и
ставить его в небольшой комнате: глаза будут постоянно “бегать” по экрану,
замечать дефекты изображения и уставать. Но и маленький телевизор в
комнату больших размеров не поставишь: смотреть его будет так же неудобно,
придется вглядываться и напрягать зрение. Все это свидетельствует о том, что
выбор телевизора - дело серьезное.
Приложение 3
Один ученик читает, а другой показывает указкой по прямоугольному «экрану»
телевизора.
«Отдыхалочка"
Мы писали и решали. Наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть и закроем на чуть-чуть.
А теперь их открываем и немного поиграем.
А прямоугольник нам поможет.
(Следите за указкой и выполняйте мои команды)
В нём углы прямые все: вот один угол прямой,
И другой тоже прямой, третий угол - да, прямой, и четвёртый тоже.
Полетим по сторонам, вспомним, что это параллелограмм. Значит,
смело говорим: «Противоположные стороны равны». А
теперь диагонали, о которых мы узнали.
Как ни крути, они тоже равны.
А ещё пересекаются и на равные части разделяются.
Посмотрите на окно, прямоугольное оно.
А теперь на стену справа. Прямоугольник видим? Браво!
Наконец по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир
.
Приложение 4
Текст для презентации «Прямоугольник в искусстве»
Прямоугольник встречается в самых неожиданных вещах, например, в
обрядовых хореографических композициях он является одной из основных
геометрических фигур танца. Так прямоугольник является основой кадрили,
где каждая фигура начинается из четырёх углов сцены и заканчивается там.
Название этого красивого и задорного танца тоже имеет отношение к
математике.
Кадриль
-
от
французского
quadrille-
четыре,
от
латинского
quadrum - четырехугольник. Кадриль ведёт своё происхождение от салонного
французского танца. В России появилась в начале 19 столетия и стала одним из
любимых танцев русского народа.
А ещё существует
золотой прямоугольник. В 6-ом классе мы изучали
пропорцию и тогда познакомились с «золотым сечением». Я напомню, что
золотое сечение (золотая пропорция) - это деление отрезка на неравные части,
при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший отрезок
относится ко всему целому и наоборот целое относится к большему, как
большее к меньшему. В первом случае отношение ≈ 0,6. А во втором ≈ 1,6
Золотое сечение обозначается греческой буквой «фи», первой буквой имени
Фидиас. Она была введена Марком Баром в начале 20 века.
Древнегреческий философ и математик Пифагор в 6 веке до н.э. был первым,
кто ввёл в научный обиход золотое сечение.
Итак, золотым называется прямоугольник, стороны которого относятся друг к
другу в пропорции, соответствующей числу “фи”. Иными словами, большая
сторона
в
1,6
раза
длиннее
меньшей.
Окружающие
нас
предметы
дают
примеры золотого прямоугольника: обложки многих книг, журналов, тетрадей,
открытки,
картины,
крышки
столов,
экраны
телевизоров
и
т.д.
близки
по
размерам
к
золотому
прямоугольнику.
Построить
золотой
прямоугольник
можно с помощью циркуля и линейки по определённому плану.
Начертим квадрат и разделим его на два равных прямоугольника.
В одном из прямоугольников проведем диагональ АВ.
Циркулем проведем окружность радиуса АВ с центром в точке А.
Продолжим основание квадрата до пересечения с дугой в точке Р и
проведем под прямым углом вторую сторону прямоугольника
Пропорции Золотого сечения используются в произведении Леонардо Да
Винчи «Тайной вечере» Соответствующие прямоугольники в картине являются
золотыми.
Представление о золотом прямоугольнике будет неполным, если не сказать о
золотой спирали. Форма спирально завитой раковины привлекла внимание
Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали, которая называется его
именем.В настоящее время спираль Архимеда широко применяется в технике.
По золотой спирали свёрнуты раковины многих улиток и моллюсков,
некоторые пауки, сплетая паутину, закручивают нити вокруг центра по
золотым спиралям. Рога архаров закручиваются по золотым спиралям.
Выводы. Природа повторяет свои находки, как в малом, так и в большом.
По золотым спиралям закручиваются многие галактики, в частности и наша
галактика Солнечной системы. Всё это приводит к мысли, что человеческое
представление о красивом явно сформировалось под влиянием того, какой
порядок и гармонию человек видит в природе.