Напоминание

Развивающая среда в группах ДОУ в соответствии с ФГОС


Автор: Ермилова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Лукоморье" подразделение "Радуга"
Населённый пункт: город Михайловка Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая среда в группах ДОУ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Предметно-пространственная среда группы «Солнышко» в МБДОУ

«Радуга»

Развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и

обучающее

влияние

на

ребёнка

не

может

осуществляться

без

реальной

деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку

необходимо

пространство,

т.е.

та

среда,

которую

он

воспринимает

в

определённый момент своего развития.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность

среды

должна

соответствовать

возрастным

возможностям

детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения

и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в

том

числе

расходным

игровым,

спортивным,

оздоровительным

оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация

образовательного

пространства

и

разнообразие

материалов, оборудования должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

всех

воспитанников,

экспериментирование

с

доступными

детям

материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для

детей

раннего

возраста

образовательное

пространство

должно

предоставлять

необходимые

и

достаточные

возможности

для

движения,

предметной

и

игровой

деятельности

с

разными

материалами.

В

группе

«Солнышко»

детского

сада

была

оборудована

следующая

предметно

развивающая среда:

Центр театрализованной деятельности и центр «Ряжения».

Центр двигательной активности.

Центр книги.

Центр воды и песка.

Центр развивающих игр.

Центр «Творческая мастерская».

Информационные блоки.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием

образовательного процесса.

Театрализованный

центр

центр

сюжетно-ролевых

игр,

игр-

драматизаций– важный объект развивающей среды, с которого можно начать

оснащение

группы,

поскольку

именно

театрализованная

деятельность

помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для

них

деятельностью.

В

театре

дошкольники

раскрываются,

демонстрируя

неожиданные

грани

своего

характера.

Робкие

и

застенчивые

становятся

уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с

удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма,

маски

сказочных

персонажей,

различные

виды

театра

кукольный,

пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Атрибуты к играм подбираются

так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах

игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов

вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал

позволяет

комбинировать

различные

сюжеты,

создавать

новые

игровые

образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем

более что для них созданы необходимые условия.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным

оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично

вписывается

в

пространство

групповой

комнаты.

Он

пользуется

популярностью

у

детей,

поскольку

реализует

их

потребность

в

самостоятельной

двигательной

активности,

совместных

движениях

со

сверстниками,

свободного

использования

спортивного

инвентаря

и

физкультурного

оборудования.

Здесь

дошкольники

могут

заниматься

и

закреплять

разные

виды

движений.

Увеличение

двигательной

активности

оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие,

состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой

островок тишины и спокойствия, как центр книги , который располагает к

созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует

себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный

диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют

детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В

этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у

детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

Неизменной

популярностью

у

дошкольников

пользуется центр

песка

и

воды, который может быть совмещён с центром природы. Задача данного

центра

–развитие

познавательно-исследовательской

деятельности

детей,

обогащение

представлений

об

окружающем

мире,

что

в

конечном

счёте

обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка

Для

детского

исследования

и

экспериментирования

необходимы

самые

разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни,

ракушки

Центр

продуктивной

и

творческой

деятельности

или

центр

художественного

творчества выполняет

задачу

формирования

интереса

детей

к

эстетической

стороне

окружающей

действительно сти,

удовлетворения

потребностей

детей

в

самовыражении.

.

Детские

работы

(рисунки,

поделки

и

коллажи)

выставляются

на

всеобщее

обозрение

на

специальном

стенде,

к

которому

имеется

свободный

д о с ту п .

В игровом

центре

материалы

расположен

на

открытых

полках,

внешне

привлекательны , яркие, доступны для ребенка.

Центр

конструирования способствует

развитию

детского

творчества,

конструкторских

способностей.

Центр

может

быть

достаточно

мобилен.

Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются

в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного

вида,

кубики,

крупный

и

мелкий

деревянный

строительный

материал)

позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой

воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на

ковре либо на столе. Дети всегда с удовольствием занимаются постройками,

обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности

Таким

образом,

разнообразие

и

богатство

сенсорных

впечатлений,

возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют

эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации

предметно-пространственной

среды

в

детском

саду

необходима

сложная,

многоплановая

и

высокотворческая

деятельность

всех

участников

образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление

поиска

инновационных

подходов

к

организации

предметно-развивающей

среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и

мотивирование стремления к взаимодействию.



В раздел образования