Автор: Ермилова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Лукоморье" подразделение "Радуга"
Населённый пункт: город Михайловка Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая среда в группах ДОУ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Предметно-пространственная среда группы «Солнышко» в МБДОУ
«Радуга»
Развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и
обучающее
влияние
на
ребёнка
не
может
осуществляться
без
реальной
деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку
необходимо
пространство,
т.е.
та
среда,
которую
он
воспринимает
в
определённый момент своего развития.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность
среды
должна
соответствовать
возрастным
возможностям
детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения
и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в
том
числе
расходным
игровым,
спортивным,
оздоровительным
оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация
образовательного
пространства
и
разнообразие
материалов, оборудования должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех
воспитанников,
экспериментирование
с
доступными
детям
материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для
детей
раннего
возраста
образовательное
пространство
должно
предоставлять
необходимые
и
достаточные
возможности
для
движения,
предметной
и
игровой
деятельности
с
разными
материалами.
В
группе
«Солнышко»
детского
сада
была
оборудована
следующая
предметно
–
развивающая среда:
Центр театрализованной деятельности и центр «Ряжения».
Центр двигательной активности.
Центр книги.
Центр воды и песка.
Центр развивающих игр.
Центр «Творческая мастерская».
Информационные блоки.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием
образовательного процесса.
Театрализованный
центр
–
центр
сюжетно-ролевых
игр,
игр-
драматизаций– важный объект развивающей среды, с которого можно начать
оснащение
группы,
поскольку
именно
театрализованная
деятельность
помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для
них
деятельностью.
В
театре
дошкольники
раскрываются,
демонстрируя
неожиданные
грани
своего
характера.
Робкие
и
застенчивые
становятся
уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с
удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма,
маски
сказочных
персонажей,
различные
виды
театра
–
кукольный,
пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Атрибуты к играм подбираются
так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах
игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов
вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал
позволяет
комбинировать
различные
сюжеты,
создавать
новые
игровые
образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем
более что для них созданы необходимые условия.
Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным
оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично
вписывается
в
пространство
групповой
комнаты.
Он
пользуется
популярностью
у
детей,
поскольку
реализует
их
потребность
в
самостоятельной
двигательной
активности,
совместных
движениях
со
сверстниками,
свободного
использования
спортивного
инвентаря
и
физкультурного
оборудования.
Здесь
дошкольники
могут
заниматься
и
закреплять
разные
виды
движений.
Увеличение
двигательной
активности
оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие,
состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой
островок тишины и спокойствия, как центр книги , который располагает к
созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует
себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный
диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют
детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В
этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у
детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.
Неизменной
популярностью
у
дошкольников
пользуется центр
песка
и
воды, который может быть совмещён с центром природы. Задача данного
центра
–развитие
познавательно-исследовательской
деятельности
детей,
обогащение
представлений
об
окружающем
мире,
что
в
конечном
счёте
обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка
Для
детского
исследования
и
экспериментирования
необходимы
самые
разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни,
ракушки
Центр
продуктивной
и
творческой
деятельности
или
центр
художественного
творчества выполняет
задачу
формирования
интереса
детей
к
эстетической
стороне
окружающей
действительно сти,
удовлетворения
потребностей
детей
в
самовыражении.
.
Детские
работы
(рисунки,
поделки
и
коллажи)
выставляются
на
всеобщее
обозрение
на
специальном
стенде,
к
которому
имеется
свободный
д о с ту п .
В игровом
центре
материалы
расположен
на
открытых
полках,
внешне
привлекательны , яркие, доступны для ребенка.
Центр
конструирования способствует
развитию
детского
творчества,
конструкторских
способностей.
Центр
может
быть
достаточно
мобилен.
Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются
в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного
вида,
кубики,
крупный
и
мелкий
деревянный
строительный
материал)
позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой
воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на
ковре либо на столе. Дети всегда с удовольствием занимаются постройками,
обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности
Таким
образом,
разнообразие
и
богатство
сенсорных
впечатлений,
возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют
эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации
предметно-пространственной
среды
в
детском
саду
необходима
сложная,
многоплановая
и
высокотворческая
деятельность
всех
участников
образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление
поиска
инновационных
подходов
к
организации
предметно-развивающей
среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и
мотивирование стремления к взаимодействию.