Напоминание

Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей.


Автор: Горулько Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию

детей.

«Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь

приобрести

чувство

прекрасного,

умение

понимать

и

ценить

произведения

искусства, приобщаться к художественному творчеству» Н. А. Ветлугина

Экономические и политические изменения в развитии нашего государства

ставят цель перед учебно-воспитательным процессом дошкольного учреждения на

всестороннее

развитие

ребенка,

как

духовно

богатой,

эстетически

воспитанной

Личности. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей,

окружающая природа создают все предпосылки для художественно- эстетического

развития детей. В связи с этим в последнее время возросло внимание к проблемам

теории

и

практики

художественно-

эстетического

воспитания

как

важнейшему

средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и

умственного воспитания, как средству формирования всестороннего развития. Для

этого следует особое внимание обратить на художественно-эстетическое воспитание

детей уже с раннего возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и

слушателя, но и как активного творца красоты

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького

человека,

с

первых

его

слов,

поступков.

Ни

что

иное,

как

окружающая

среда

откладывает

в

душе

его

отпечаток

на

всю

жизнь.

Едва

освоив

элементарные

движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки

музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая:

"красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную

красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого,

имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей,

"творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением

видеть окружающий мир.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного

возраста.

Наряду

с

физическим,

умственным

и

нравственным

развитием

значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое

развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным

сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему

виду

детей

и

взрослых,

использованию

художественных

произведений.

Среди

занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых

дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно

читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под

влиянием

действительности

(природы,

быта,

труда

и

общественной

жизни)

и

искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного

творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны.

Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа

воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по

определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных

видов

искусства,

с

соблюдением

принципа

постепенности,

последовательного

усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей

различных возрастов.

Значение

изобразительной

деятельности,

ручного

творчества

детей

в

воспитании и развитии различных сторон личности отмечают зарубежные ученые:

Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт. Так В. Лоунфельд (США)

называет ручное творчество интеллектуальной деятельностью, указывая также на

важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и

эмоционального

восприятия

искусства,

которые

постепенно

переходят

в

эстетические

чувства,

способствуют

формированию

эстетического

отношения

к

действительности. Использование в художественно-эстетическом развитии ребенка

различных

видов

искусства

дает

возможность

для

личностного

развития,

активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.

Например,

в

последние

годы

уделяется

все

больше

внимания

вопросам

взаимосвязи народного прикладного искусства в педагогическом процессе (работы

А.Н.

Бурова,

Т.С.

Комаровой,

П.М.

Якобсон,

Б.П.

Юсова,

Р.М.

Чумичева,

Т.И.

Хризман

и

др.).

Народное

декоративно-прикладное

искусство

одно

из

важных

средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Исследования

Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной, Е.И. Васильевой, Т.С. Комаровой, Т.Т. Казаковой,

Т.Н.

Дороновой

позволили

включить

знакомство

с

этим

видом

искусства

в

программы дошкольных образовательных учреждений.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения

принципа

художественно-творческой

деятельности

и

самодеятельности

детей.

Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов,

рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства,

шлифует

исполнительские

навыки,

становится

содержанием

духовной

жизни,

средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества,

самовыражения детей.

Именно

поэтому

необходимо

уделять

большое

внимание

художественно-

эстетическому развитию воспитанников.

Основная

цель

педагогического

коллектива

ДОУ

развитие

творческого

потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

создание условий

для художественно-

эстетического

воспитания

(кадровое

обеспечение

,

учебно-

методическое

обеспечение,

создание предметно

- развивающей

координация

работы с другими

учреждениями и

организациями

обновление

содержания

образования

(выбор программ

и технологий)

Система работы по художественно-

эстетическому воспитанию

организация

образовательного

процесса (работа с

детьми и

родителями)

Кадровое обеспечение. Эффективной работе учреждения в художественно-

эстетическом

развитии

детей

способствует

профессиональный

педагогический

коллектив.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в

нескольких направлениях:

• повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.

• повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в

рамках

дошкольного

учреждения

через

педагогические

советы,

семинары

-

практикумы, консультации, открытые занятия, смотры - конкурсы.

В ДОУ проводятся открытые просмотры, ,взаимопосещения педагогов.

В дошкольном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение:

• программа художественно-эстетического воспитания

• перспективные планы кружковой работы, планы организации культурно-досуговой

деятельности детей по всем группам;

• сценарии досугов и праздников;

• фонотека, медиатека по данному направлению;

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического

воспитания

в

дошкольном

учреждении

является

организация

предметно-

развивающей среды

Для выставок детских работ имеется стена творчества (в каждой группе).

Функционирует мини- музей «Наш Ямал», с целью ознакомления детей с историей

города Ноябрьск; культурой и бытом народов Севера.

Уголок изобразительного творчества:

Здесь

размещены

материалы

для

знакомства

детей

с

различными

видами

изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой,

скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой; кроме того, в этом

центре

находятся

материалы

и

оборудование,

необходимые

для

детской

изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования.

В группах так же предоставлены материалы и оборудование для ручного труда и

художественного

конструирования,

интересные

как

для

мальчиков,

так

и

для

девочек.

Большое значение в жизни ребёнка имеет игрушка – неотъемлемая часть

интерьера

группы.

Развивающая

эстетическая

среда

включает

содержательные

компоненты, которые активизируют эстетическое восприятие игрушки, в том числе

и народные (дымковские, филимоновские).

Театральный уголок (в каждой группе):

Здесь собрано все необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские

костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного

театра, театр на магнитах и т. д.

Музыкальный уголок:

Оборудован: шкафом для хранения музыкальных пособий, столом со стульями (1-2)

для настольных дидактических игр. В наличии по возрасту детей имеется комплект

портретов

композиторов,

фотографии

детей,

играющих

на

музыкальных

инструментах, а так же многофункциональный музыкальный чемоданчик. Основное

содержание

центра

представляют

разнообразные

музыкальные

пособия,

музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты (в

том числе комплект народных инструментов, элементы костюмов. Имеется в каждой

группе магнитофон для слушания музыки, релаксации.

Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетической

направленности,

которые

способствуют

раннему

выявлению

и

разностороннему

развитию

способностей

детей,

помогают

их

проявлению

и

дальнейшему

совершенствованию:

- хореографический кружок «Весёлый каблучок»;

- вокальный кружок «Вместе с песней».

Педагоги, ведущие кружки организуют отчетные концерты для детей ДОУ и

родителей (на родительских собраниях).

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

вовлечение

семьи

в

образовательный

процесс,

организованный

дошкольным

учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы:

дни открытых дверей; организация совместных выставок – конкурсов «Красота в

жизни,

природе

и

искусстве»,

«Осенние

фантазии»,

привлекаем

родителей

к

участию

в

праздниках,

театральных

постановках,

к

изготовлению

костюмов,

атрибутов, а так же в совместных выставках рисунков и поделок. Все это помогает

сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через

родительские собрания и семинары, консультации. Педагоги оформляют папки -

передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

Все эти формы работы обеспечивают единство воздействий детского сада и

семьи в вопросах художественно-эстетического развития воспитанников;

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию

детей осуществляется с помощью педагогической диагностики по итогам года.



В раздел образования