Автор: Горулько Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей.
Раздел: дошкольное образование
Тема: Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию
детей.
«Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь
приобрести
чувство
прекрасного,
умение
понимать
и
ценить
произведения
искусства, приобщаться к художественному творчеству» Н. А. Ветлугина
Экономические и политические изменения в развитии нашего государства
ставят цель перед учебно-воспитательным процессом дошкольного учреждения на
всестороннее
развитие
ребенка,
как
духовно
богатой,
эстетически
воспитанной
Личности. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей,
окружающая природа создают все предпосылки для художественно- эстетического
развития детей. В связи с этим в последнее время возросло внимание к проблемам
теории
и
практики
художественно-
эстетического
воспитания
как
важнейшему
средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и
умственного воспитания, как средству формирования всестороннего развития. Для
этого следует особое внимание обратить на художественно-эстетическое воспитание
детей уже с раннего возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и
слушателя, но и как активного творца красоты
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького
человека,
с
первых
его
слов,
поступков.
Ни
что
иное,
как
окружающая
среда
откладывает
в
душе
его
отпечаток
на
всю
жизнь.
Едва
освоив
элементарные
движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки
музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая:
"красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную
красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого,
имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей,
"творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением
видеть окружающий мир.
Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного
возраста.
Наряду
с
физическим,
умственным
и
нравственным
развитием
значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое
развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным
сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему
виду
детей
и
взрослых,
использованию
художественных
произведений.
Среди
занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых
дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно
читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под
влиянием
действительности
(природы,
быта,
труда
и
общественной
жизни)
и
искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного
творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны.
Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа
воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по
определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных
видов
искусства,
с
соблюдением
принципа
постепенности,
последовательного
усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей
различных возрастов.
Значение
изобразительной
деятельности,
ручного
творчества
детей
в
воспитании и развитии различных сторон личности отмечают зарубежные ученые:
Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт. Так В. Лоунфельд (США)
называет ручное творчество интеллектуальной деятельностью, указывая также на
важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и
эмоционального
восприятия
искусства,
которые
постепенно
переходят
в
эстетические
чувства,
способствуют
формированию
эстетического
отношения
к
действительности. Использование в художественно-эстетическом развитии ребенка
различных
видов
искусства
дает
возможность
для
личностного
развития,
активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.
Например,
в
последние
годы
уделяется
все
больше
внимания
вопросам
взаимосвязи народного прикладного искусства в педагогическом процессе (работы
А.Н.
Бурова,
Т.С.
Комаровой,
П.М.
Якобсон,
Б.П.
Юсова,
Р.М.
Чумичева,
Т.И.
Хризман
и
др.).
Народное
декоративно-прикладное
искусство
одно
из
важных
средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Исследования
Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной, Е.И. Васильевой, Т.С. Комаровой, Т.Т. Казаковой,
Т.Н.
Дороновой
позволили
включить
знакомство
с
этим
видом
искусства
в
программы дошкольных образовательных учреждений.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения
принципа
художественно-творческой
деятельности
и
самодеятельности
детей.
Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов,
рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства,
шлифует
исполнительские
навыки,
становится
содержанием
духовной
жизни,
средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества,
самовыражения детей.
Именно
поэтому
необходимо
уделять
большое
внимание
художественно-
эстетическому развитию воспитанников.
Основная
цель
педагогического
коллектива
ДОУ
–
развитие
творческого
потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
создание условий
для художественно-
эстетического
воспитания
(кадровое
обеспечение
,
учебно-
методическое
обеспечение,
создание предметно
- развивающей
координация
работы с другими
учреждениями и
организациями
обновление
содержания
образования
(выбор программ
и технологий)
Система работы по художественно-
эстетическому воспитанию
организация
образовательного
процесса (работа с
детьми и
родителями)
Кадровое обеспечение. Эффективной работе учреждения в художественно-
эстетическом
развитии
детей
способствует
профессиональный
педагогический
коллектив.
Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в
нескольких направлениях:
• повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.
• повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в
рамках
дошкольного
учреждения
через
педагогические
советы,
семинары
-
практикумы, консультации, открытые занятия, смотры - конкурсы.
В ДОУ проводятся открытые просмотры, ,взаимопосещения педагогов.
В дошкольном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение:
• программа художественно-эстетического воспитания
• перспективные планы кружковой работы, планы организации культурно-досуговой
деятельности детей по всем группам;
• сценарии досугов и праздников;
• фонотека, медиатека по данному направлению;
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического
воспитания
в
дошкольном
учреждении
является
организация
предметно-
развивающей среды
Для выставок детских работ имеется стена творчества (в каждой группе).
Функционирует мини- музей «Наш Ямал», с целью ознакомления детей с историей
города Ноябрьск; культурой и бытом народов Севера.
Уголок изобразительного творчества:
Здесь
размещены
материалы
для
знакомства
детей
с
различными
видами
изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой,
скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой; кроме того, в этом
центре
находятся
материалы
и
оборудование,
необходимые
для
детской
изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования.
В группах так же предоставлены материалы и оборудование для ручного труда и
художественного
конструирования,
интересные
как
для
мальчиков,
так
и
для
девочек.
Большое значение в жизни ребёнка имеет игрушка – неотъемлемая часть
интерьера
группы.
Развивающая
эстетическая
среда
включает
содержательные
компоненты, которые активизируют эстетическое восприятие игрушки, в том числе
и народные (дымковские, филимоновские).
Театральный уголок (в каждой группе):
Здесь собрано все необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские
костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного
театра, театр на магнитах и т. д.
Музыкальный уголок:
Оборудован: шкафом для хранения музыкальных пособий, столом со стульями (1-2)
для настольных дидактических игр. В наличии по возрасту детей имеется комплект
портретов
композиторов,
фотографии
детей,
играющих
на
музыкальных
инструментах, а так же многофункциональный музыкальный чемоданчик. Основное
содержание
центра
представляют
разнообразные
музыкальные
пособия,
музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты (в
том числе комплект народных инструментов, элементы костюмов. Имеется в каждой
группе магнитофон для слушания музыки, релаксации.
Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетической
направленности,
которые
способствуют
раннему
выявлению
и
разностороннему
развитию
способностей
детей,
помогают
их
проявлению
и
дальнейшему
совершенствованию:
- хореографический кружок «Весёлый каблучок»;
- вокальный кружок «Вместе с песней».
Педагоги, ведущие кружки организуют отчетные концерты для детей ДОУ и
родителей (на родительских собраниях).
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
•
вовлечение
семьи
в
образовательный
процесс,
организованный
дошкольным
учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы:
дни открытых дверей; организация совместных выставок – конкурсов «Красота в
жизни,
природе
и
искусстве»,
«Осенние
фантазии»,
привлекаем
родителей
к
участию
в
праздниках,
театральных
постановках,
к
изготовлению
костюмов,
атрибутов, а так же в совместных выставках рисунков и поделок. Все это помогает
сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через
родительские собрания и семинары, консультации. Педагоги оформляют папки -
передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
Все эти формы работы обеспечивают единство воздействий детского сада и
семьи в вопросах художественно-эстетического развития воспитанников;
Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию
детей осуществляется с помощью педагогической диагностики по итогам года.