Напоминание

"Народное творчество как один из факторов воспитания дошкольников"


Автор: Никитина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 5 "Родничок"
Населённый пункт: город Луховицы, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Народное творчество как один из факторов воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Народное творчество как один из факторов воспитания дошкольников»

Т.В. Никитина воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Родничок»,

С. В. Ляпкина педагог дополнительного образования

МБУ ДО Центр развития творчества детей и юношества

г. Луховицы Московской области

Аннотация на английском языке:

Knowledge of the heritage is necessary for

each nation. Immersing children in traditional folk environment - one of the

factors of education. The means of transmission of traditions, folk pedagogy are

folk songs, tales, proverbs, games, rituals, traditions and customs

.

Ключевые слова на английском языке:

Heritage, people , folklore , tradition,

education.

Аннотация на русском языке: Знание наследия необходимо каждому народу.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов

воспитания. Средствами передачи традиций народной педагогики являются

народные песни, сказки, пословицы, игры, обряды, традиции, обычаи

.

Ключевые

слова

на

русском

языке: наследие, народ, фольклор, традиции,

воспитание.

«… Народ без народности – тело без души, которому остается только

подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах,

сохранивших свою самобытность».

К.Д. Ушинский

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее

время,

является

его

духовное,

нравственное

возрождение,

которое

невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа,

создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в

произведениях

народного

искусства.

Ведь

интерес

нашей

современной

молодёжи к изучению народной культуры – изучение народных праздников,

пение

народных

песен,

традиции,

занятия

прикладным

народным

творчеством – не так велик, как бы хотелось, и как это было раньше –

естественным

для

любого

русского

человека.

В

настоящее

время

мы

столкнулись с проблемой нравственной деградации населения, с истощением

интереса

общества

к

своей

родной

культуре,

к

измельчанию

душевных

человеческих

качеств.

Всё

чаще

превозносятся

и

популяризируются,

благодаря средствам массовой информации, современные виды искусства, и

всё реже мы можем наблюдать с вами наше родное, исконно русское...

У многих современных детей в России сформировалось мнение, что

заниматься изучением своих традиций – «как-то не по-современному». Самое

страшное

в

них

это

безразличие,

равнодушие,

отсутствие

интереса

к

явлениям и предметам. «Можно смело утверждать, что лучшей сказкой для

современного малыша есть та, по сюжету которой снят анимационный или

художественный

фильм,

и,

прошедшая

обработку

попкультурой

и

Голливудом».

Такое

мнение

высказал

психолог

Центра

научно-

образовательных

инноваций

и

мониторинга

Иван

Сулименко.

По

словам

психолога, современные дети верят в сказки, но относятся к ним критически,

поскольку сегодня они очень быстро взрослеют. «Их

больше не увлекает,

рассказанная хорошая поучительная история на ночь, а ошарашивает поток

новостей

о

ратификации

политических

договоров,

авиакатастрофы

и

последние научные достижения. Логично, что ребенок начинает подражать

этим принципам реального мира. Баба Яга, как фольклорный герой, уже

действует в прошлом, а потому теряет свою привлекательность. И ее место

сегодня

занимают

Спайдермен

и

люди

X,

которые,

по

сути,

являются

современниками своих зрителей. Современные

дети отдают предпочтение

фантастическим

сюжетам

в

мультфильмах

и

сказках.

«Фантастика,

приключения,

рождественские

истории,

сказочный

мир

животных

всегда

были действенными направлениям, поскольку именно они в наибольшей

степени

стимулируют

богатое

детское

воображение.

Бесспорно,

что

современная популярная детская анимация стала проще для восприятия и

более насыщенной эмоционально».

Но, без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать

полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа

помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает

сохранить прошлое. Русский фольклор — это дорожка от прошлого через

настоящее в будущее. Поэтому, через познание детьми народной культуры,

русского народного творчества, народного фольклора педагог положительно

влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности

каждого ребёнка, формирует общую нравственную культуру.

Уважение к

искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о

личности

ребенка,

его

взглядах,

интересах

и

желаниях.

Развитием

души

следует

заниматься

с

раннего

детства,

в

период,

когда

ребенок

только

начинает

постигать

азы

знаний,

азы

культуры,

этому

во

многом

может

способствовать народное творчество, которое отображает не только характер

русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать

красоту

окружающего

мира,

любить

людей,

любить

и

дорожить

своими

родителями и своей Родиной.

В

последние

годы

в

российской

системе

дошкольного

образования

произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание

образования

и

воспитания

детей.

Программа

стабилизации

и

развития

образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных

ценностей

у

подрастающего

поколения

как

одну

из

приоритетных

задач

образовательной системы на всех ее уровнях. Сейчас к нам постепенно

возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к

старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,

декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое

ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.

Оно

и

понятно:

в

нем

нужно

искать

истоки

наших

характеров,

взаимоотношений,

исторические

корни.

В

отличие

от

тех

лет,

когда

ребятишки

в

детском

саду

учили

политизированные

стишки,

сейчас

направление иное - обращается внимание детей к народным истокам, корням

нашим,

обрядам,

традициям,

обычаям,

которые

долгое

время

были

в

забвении.

Поэтому

задача

взрослых

-

привить

детям

любовь

к

прекрасному,

научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие

качества,

как

доброту,

чувство

товарищества

и

благородство,

чувство

патриотизма к Родине и родным истокам. Духовный, творческий патриотизм

надо прививать с раннего детства.

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Но не секрет,

что представления как дошкольников, так и младших школьников о русской

культуре

отрывочны

и

поверхностны.

Можно

предположить,

что

это

происходило потому, что в основном задачи по знакомству дошкольников с

родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например:

"Воспитывать

любовь

к

Родине,

родному

городу,

селу";

"Познакомить

с

некоторыми изделиями народного искусства" и т.п. При этом совершенно не

обозначенными оставались средства и методы решения данных задач. Давно

забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и

изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки,

поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной

жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в

фольклорных

произведениях.

Поэтому

многие

воспитатели

и

педагоги,

опрометчиво

считая,

что

некоторые

слова

и

выражения

фольклорных

произведений

недоступны

детям,

или

сами

не

понимая

и

не

умея

их

объяснить,

упускали

в

них

очень

важные

смысловые

оттенки

или

пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели

зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные

игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к

месту.

Музыкальные

руководители,

воспринимая

народные

песенки

как

попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь

современным материалом.

Исходя из вышеизложенного, по приобщению детей к истокам

русской народной культуры можно выделить приоритеты в предполагаемой

работе:

Окружающие

предметы,

впервые

пробуждающие

душу

ребенка,

воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть

национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что

они - часть великого русского народа.

Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы,

поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как

нигде

сохранились

особенные

черты

русского

характера,

присущие

ему

нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,

трудолюбии,

верности.

Знакомя

детей

с

поговорками,

загадками,

пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-

эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом

сочетаются

слово,

музыкальный

ритм,

напевность.

Адресованные

детям

потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу,

нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко

оцениваются

различные

жизненные

позиции,

высмеиваются

недостатки,

восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях

устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду,

восхищение

мастерством

человеческих

рук.

Благодаря

этому,

фольклор

является богатейшим источником познавательного и нравственного развития

детей.

Проведение

народных

праздников

и

укрепление

традиции.

В

них

фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными

особенностями

времен

года,

погодными

изменениями,

поведением

птиц,

насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с

трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их

целостности и многообразии.

Поэтому

чтобы

максимально

достичь

духовного

развития

детей,

воспитательного эффекта с помощью народного творчества, важно не только,

чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально

было включено во все жизненные процессы ребенка насколько это возможно.

Литература

1.

Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной

культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 4. –

С. 33-37.

2.

Арсалиев Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М.

Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и

перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-

практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003. – С. 180.

3.

Безрукова Л.В. Аксиологический подход к проблемам современного

дошкольного образования / Л.В. Безрукова. // Вестник ОГУ. – 2000. – №

3. – С. 55-59.

4.

Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн.

Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4. - 5-18 с.

5.

Круглова И. Знакомство дошкольников с истоками русской

праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006.

– № 10. – С. 15-17.

6.

Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. - М., 2002. - 154

с.



В раздел образования