Автор: Никитина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 5 "Родничок"
Населённый пункт: город Луховицы, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Народное творчество как один из факторов воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Народное творчество как один из факторов воспитания дошкольников»
Т.В. Никитина воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Родничок»,
С. В. Ляпкина педагог дополнительного образования
МБУ ДО Центр развития творчества детей и юношества
г. Луховицы Московской области
Аннотация на английском языке:
Knowledge of the heritage is necessary for
each nation. Immersing children in traditional folk environment - one of the
factors of education. The means of transmission of traditions, folk pedagogy are
folk songs, tales, proverbs, games, rituals, traditions and customs
.
Ключевые слова на английском языке:
Heritage, people , folklore , tradition,
education.
Аннотация на русском языке: Знание наследия необходимо каждому народу.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов
воспитания. Средствами передачи традиций народной педагогики являются
народные песни, сказки, пословицы, игры, обряды, традиции, обычаи
.
Ключевые
слова
на
русском
языке: наследие, народ, фольклор, традиции,
воспитание.
«… Народ без народности – тело без души, которому остается только
подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах,
сохранивших свою самобытность».
К.Д. Ушинский
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее
время,
является
его
духовное,
нравственное
возрождение,
которое
невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа,
создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в
произведениях
народного
искусства.
Ведь
интерес
нашей
современной
молодёжи к изучению народной культуры – изучение народных праздников,
пение
народных
песен,
традиции,
занятия
прикладным
народным
творчеством – не так велик, как бы хотелось, и как это было раньше –
естественным
для
любого
русского
человека.
В
настоящее
время
мы
столкнулись с проблемой нравственной деградации населения, с истощением
интереса
общества
к
своей
родной
культуре,
к
измельчанию
душевных
человеческих
качеств.
Всё
чаще
превозносятся
и
популяризируются,
благодаря средствам массовой информации, современные виды искусства, и
всё реже мы можем наблюдать с вами наше родное, исконно русское...
У многих современных детей в России сформировалось мнение, что
заниматься изучением своих традиций – «как-то не по-современному». Самое
страшное
в
них
это
безразличие,
равнодушие,
отсутствие
интереса
к
явлениям и предметам. «Можно смело утверждать, что лучшей сказкой для
современного малыша есть та, по сюжету которой снят анимационный или
художественный
фильм,
и,
прошедшая
обработку
попкультурой
и
Голливудом».
Такое
мнение
высказал
психолог
Центра
научно-
образовательных
инноваций
и
мониторинга
Иван
Сулименко.
По
словам
психолога, современные дети верят в сказки, но относятся к ним критически,
поскольку сегодня они очень быстро взрослеют. «Их
больше не увлекает,
рассказанная хорошая поучительная история на ночь, а ошарашивает поток
новостей
о
ратификации
политических
договоров,
авиакатастрофы
и
последние научные достижения. Логично, что ребенок начинает подражать
этим принципам реального мира. Баба Яга, как фольклорный герой, уже
действует в прошлом, а потому теряет свою привлекательность. И ее место
сегодня
занимают
Спайдермен
и
люди
X,
которые,
по
сути,
являются
современниками своих зрителей. Современные
дети отдают предпочтение
фантастическим
сюжетам
в
мультфильмах
и
сказках.
«Фантастика,
приключения,
рождественские
истории,
сказочный
мир
животных
всегда
были действенными направлениям, поскольку именно они в наибольшей
степени
стимулируют
богатое
детское
воображение.
Бесспорно,
что
современная популярная детская анимация стала проще для восприятия и
более насыщенной эмоционально».
Но, без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать
полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа
помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает
сохранить прошлое. Русский фольклор — это дорожка от прошлого через
настоящее в будущее. Поэтому, через познание детьми народной культуры,
русского народного творчества, народного фольклора педагог положительно
влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности
каждого ребёнка, формирует общую нравственную культуру.
Уважение к
искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о
личности
ребенка,
его
взглядах,
интересах
и
желаниях.
Развитием
души
следует
заниматься
с
раннего
детства,
в
период,
когда
ребенок
только
начинает
постигать
азы
знаний,
азы
культуры,
этому
во
многом
может
способствовать народное творчество, которое отображает не только характер
русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать
красоту
окружающего
мира,
любить
людей,
любить
и
дорожить
своими
родителями и своей Родиной.
В
последние
годы
в
российской
системе
дошкольного
образования
произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание
образования
и
воспитания
детей.
Программа
стабилизации
и
развития
образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных
ценностей
у
подрастающего
поколения
как
одну
из
приоритетных
задач
образовательной системы на всех ее уровнях. Сейчас к нам постепенно
возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к
старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,
декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое
ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.
Оно
и
понятно:
в
нем
нужно
искать
истоки
наших
характеров,
взаимоотношений,
исторические
корни.
В
отличие
от
тех
лет,
когда
ребятишки
в
детском
саду
учили
политизированные
стишки,
сейчас
направление иное - обращается внимание детей к народным истокам, корням
нашим,
обрядам,
традициям,
обычаям,
которые
долгое
время
были
в
забвении.
Поэтому
задача
взрослых
-
привить
детям
любовь
к
прекрасному,
научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие
качества,
как
доброту,
чувство
товарищества
и
благородство,
чувство
патриотизма к Родине и родным истокам. Духовный, творческий патриотизм
надо прививать с раннего детства.
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Но не секрет,
что представления как дошкольников, так и младших школьников о русской
культуре
отрывочны
и
поверхностны.
Можно
предположить,
что
это
происходило потому, что в основном задачи по знакомству дошкольников с
родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например:
"Воспитывать
любовь
к
Родине,
родному
городу,
селу";
"Познакомить
с
некоторыми изделиями народного искусства" и т.п. При этом совершенно не
обозначенными оставались средства и методы решения данных задач. Давно
забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и
изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки,
поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной
жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в
фольклорных
произведениях.
Поэтому
многие
воспитатели
и
педагоги,
опрометчиво
считая,
что
некоторые
слова
и
выражения
фольклорных
произведений
недоступны
детям,
или
сами
не
понимая
и
не
умея
их
объяснить,
упускали
в
них
очень
важные
смысловые
оттенки
или
пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели
зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные
игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к
месту.
Музыкальные
руководители,
воспринимая
народные
песенки
как
попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь
современным материалом.
Исходя из вышеизложенного, по приобщению детей к истокам
русской народной культуры можно выделить приоритеты в предполагаемой
работе:
Окружающие
предметы,
впервые
пробуждающие
душу
ребенка,
воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть
национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что
они - часть великого русского народа.
Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы,
поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как
нигде
сохранились
особенные
черты
русского
характера,
присущие
ему
нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии,
верности.
Знакомя
детей
с
поговорками,
загадками,
пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-
эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом
сочетаются
слово,
музыкальный
ритм,
напевность.
Адресованные
детям
потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу,
нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко
оцениваются
различные
жизненные
позиции,
высмеиваются
недостатки,
восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях
устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду,
восхищение
мастерством
человеческих
рук.
Благодаря
этому,
фольклор
является богатейшим источником познавательного и нравственного развития
детей.
Проведение
народных
праздников
и
укрепление
традиции.
В
них
фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями
времен
года,
погодными
изменениями,
поведением
птиц,
насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с
трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их
целостности и многообразии.
Поэтому
чтобы
максимально
достичь
духовного
развития
детей,
воспитательного эффекта с помощью народного творчества, важно не только,
чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально
было включено во все жизненные процессы ребенка насколько это возможно.
Литература
1.
Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной
культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 4. –
С. 33-37.
2.
Арсалиев Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М.
Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и
перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-
практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003. – С. 180.
3.
Безрукова Л.В. Аксиологический подход к проблемам современного
дошкольного образования / Л.В. Безрукова. // Вестник ОГУ. – 2000. – №
3. – С. 55-59.
4.
Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн.
Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4. - 5-18 с.
5.
Круглова И. Знакомство дошкольников с истоками русской
праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006.
– № 10. – С. 15-17.
6.
Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. - М., 2002. - 154
с.