Напоминание

"Речевое развитие детей в условиях внедрения ФГОС"


Автор: Страшко Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Центр развития ребёнка детский сад №8 " Рябинушка"
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: План по самообразованию
Тема: "Речевое развитие детей в условиях внедрения ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




План самообразования воспитателя

"Речевое развитие детей в условиях внедрения ФГОС"

Тема: Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС

Актуальность:

Федеральные

государственные

основной

стандарт

внедрения

требования

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-

7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

- Владению речи как средством общения

- Обогащение активного словаря

-

Развитие

связной

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи

- Развитие речевого творчества

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы.

К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать

вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно

использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Мир,

в

котором

живёт

современный

ребёнок,

образ

жизни

среднестатистической

семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-

экономические

проблемы

жизни

общества,

ухудшение

экологической

ситуации

в

России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического

и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое

развитие детей.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет

мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации

программы с учётом ФГОС

Цель:

Повысить

профессиональную

квалификацию

по

вопросу

развития

речевой

системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1.Изучить

учебную,

справочную,

научно-методическую

литературу

по

вопросу

развития и формирование звуковой культуры речи.

2.Развитие речи детей в игровой деятельности.

3.Развитие

словесно-логического

мышления;

речевого

внимания,

фонематического

слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать

налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Предполагаемый

результат:

переоценка

педагогических

ценностей,

своего

профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме

- посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

Практический выход: доклад на педсовете

Месяц

Формы работы

Самореализация

С детьми

С родителями

Сентябрь

Изучить

литературу

по

данной теме

Изучить опыт работы других

педагогов

по

обозначенной

теме на Интернет-сайтах

Работа

с

м е тод и ч е с кой

литературой.

Изучение

мониторинга

по

программе «Детство» автор

составительТ. И. Бабаева

Сбор

и

обработка

данных.

М о н и т о р и н г

п о

образовательной

области

«Развитие речи»

Мониторинг по образовательной

области Развитие речи

Проведение НООД и режимных

моментов

Выявление

у

детей

уровней

р а з в и т и я

р еч и .

Р а з в и в а т ь

артикуляционный

и

голосовой

а п п а р а т ,

д в и г а т е л ь н у ю

активно сть

детей,

м е лкую

моторику пальцев рук

Ознакомление родителей с

работой

д о школ ь н о го

учреждения и задачами по

р а з в и т и ю

р е ч и

дошкольников.

Знакомство

родителей

с

условиями,

содержанием,

методами

воспитания

и

развития

речи

детей

в

дошкольном учреждении.

Родительское собрание

октябрь

И з у ч е н и е

п р о е к т а

«Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования».

Изучить

задачи,

условия,

ме тод и ку

о бу че н и я

п о

развитию речи.

Проведение

гимнастики

для

мимических мышц лица, игр по

развитию слухового внимания и

с л у х а

« З в у к о в ы е

ч а с ы » ,

«Слышишь ли ты звук».

Развитие мимических мышц и

подготовка

артикуляционного

а п п а р а т а .

Р а з в и т и е

ф о н е м ат и ч е с ко го

с л у х а

и

внимания.

С о с т а в л е н и е

п а п о к -

п е р е д в и ж е к

и

консультаций

«Возрастные

психологические

особенности

дошкольников

6-7лет»,

«Уровень

развития

речи

6-7

лет»

П р о п а г а н д а

знаний по развитию речи.

ноябрь

Работа

с

м е тод и ч е с кой

литературой по проведению

артикуляционной

гимнастики.

Консультация

логопеда.

Приобретение

навыка и умения проведения

артикуляционной

гимнастики.

Проведение

гимнастики

для

мимических мышц лица, игр по

развитию слухового внимания и

с л у х а

« З в у к о в ы е

ч а с ы » ,

« С л ы ш и ш ь

л и

т ы

з в у к » .

Развитие

мимических

мышц

и

подготовка

артикуляционного

а п п а р а т а .

Р а з в и т и е

ф о н е м ат и ч е с ко го

с л у х а

и

внимания.

О бу ч е н и е

р о д и т е л е й

артикуляционным

упражнениям в домашних

условиях.

М а с т е р

к л а с с :

«Веселый язычок»

П а п к а

п а м я т к а

«Артикуляционная

гимнастика»

Декабрь

П о д б о р к а

с т и х о в

к

Новогоднему празднику

Подготовка детей к новогодним

у т р е н н и к а м .

Р а з у ч и в а н и е

стихотворений, песен.

Изготовление

папки-

передвижки «Роль семьи в

развитии

речи

д е т е й

дошкольного

возраста»

Привлечение родителей к

работе по развитию речи у

детей.

Новогодний

праздник

с

участием родителей

Январь

Работа

с

м е тод и ч е с кой

литературой по проведению

артикуляционной

Проведение

артикуляционной

гимнастики,

кинезиологических

у п р а ж н е н и й ,

р е ч е в ы х

Составление

комплекса

артикуляционной

гимнастики

«Ве сёлый

гимнастики.

дидактических игр «На что это

п о х о ж е ? » ;

п р о в е д е н и е

п р о бл е м н ы х

с и т у а ц и й

п о

составлению

описательного

рассказа

«Что

у

меня,

а

что

у

тебя?»,

«Любимая

к у к л а » .

Подготовка детей к новогодним

у т р е н н и к а м .

Р а з у ч и в а н и е

стихотворений, песен.

язычок»

Февраль

П о д б о р к а

с т и х о в

к

праздникам

Подготовка детей к выступлению

на праздниках «День защитника

О т е ч е с т в а » .

« 8

М а р т а » .

Разучивание

стихотворений,

п е с е н .

П р о в е д е н и е

т е а т р а л и з о в а н н ы х

и г р :

«Теремок»,

«Маша

и

медведь»

Отработка у детей четкой дикции

и

и н то н а ц и й .

В о с п и т а н и е

эмоциональной отзывчивости.

Привлечение родителей к

работе по развитию речи у

детей.

Консультация: « Развитие

выразительной

речи

у

детей»

Праздник

«8

Марта»

с

участием родителей

Март

Изучение

дидактического

пособия «Развивающие игры

для

детей

2-7

лет.

(Е.Н.

М и х и н а ) .

П о в ы ш е н и е

п р о ф е с с и о н а л и з м а

п о

р а з в и т и ю

р а з л и ч н ы х

ком п о н е н то в

л и ч н о с т и

ребёнка.

Проведение

ООД

по

звуковой

культуре

речи

«Кто

з д е с ь

ж и в ё т ? » .

П р о в е д е н и е

п р о б л е м н о й

с и т у а ц и и

повествовательного

характера

«Игрушки»,

«Рассказы

для

Степашки»

Обучать

д е т е й

грамотно

строить

предложения,

формировать умения соотносить

с л о в о

с

в ы р а з и т е л ь н ы м и

д в и ж е н и я м и ,

р а з в и в а т ь

внимание,

память,

активный

словарь

и

звукопроизношение.

Учить

детей

составлять

схему

повествовательного

высказывания.

Познакомить родителей с

играми ( дидактическими

и

л е к с и к о

грамматическими),

влияющими

на

развитие

речи детей.

К о н с у л ь т а ц и я

д л я

р о д и т е л е й

« К а к

организовать

домашний

театр»

«Посиделки»

творческий

вечер

апрель

Организация

развивающей

предметно-

пространственной

среды

в

соответ ствии

с

ФГО С.

Обеспечение

возможности

общения

и

с о вм е с т н о й

д е я т е л ь н о с т и

д е т е й

и

взрослых.

Проговаривание

и

разучивание

чистоговорок,

скороговорок

по

плану

звуковой

культуры

речи.

Формирование

правильного

звукопроизношения.

Работа с загадками. Составление

загадок

Конкурс

с

родителями

«Книга

любимых

сказок

с в о и м и

р у к а м и »

Совместная

деятельность

родителей,

педагога

и

детей. Выставка книг»

К о н с у л ь т а ц и я

д л я

родителей на тему:

«Возрастные особенности

восприятия

литературных

произведений

дошкольниками

и

задачи

ознакомления

детей

с

книгой».

К о н с у л ь т а ц и я

д л я

родителей:

«Использование

загадок,

к а к

с р е д с т в о

формирования

выразительности речи»

май

О б р а б о т к а

р е з у л ь т а т о в

м о н и т о р и н г а

п о

образовательной

области

«Развитие речи» Мониторинг

по

образовательной

области

« Реч е в о е

р а з в и т и е

»

и

приоритетным направлениям.

Проведение различных игр на

закрепление

пройденного

материала.

Подборка стихов к празднику

Открытый показ НОД

Подготовка

детей

к

выпускному

вечеру

Родительское

собрание

«Развитие

речи

д е т е й

с т а р ш е г о

в о з р а с т а »

Ознакомление родителей с

результатами

работы

по

развитию

речи.

Вопрос

о

продолжении работы.

Анкетирование родителей

« Речь

м о е го

р е б е н к а .

Хорошо ли он говорит?»

Праздник

«До

свиданья

детский сад»

План самообразования воспитателя

Беспаловой Светланы Геннадьевны

Тема:

«Артикуляционная

гимнастика

как

средство

развития

речи

дошкольников»

Цель:

Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать

полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного

аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи :

- Выяснить причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной

гимнастикой

- Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме, дать

рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

- Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов

артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо)

- Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность голоса

- Формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение

Актуальность:

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она

приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В первую

очередь

такая

речь

характеризуется

правильным

произношением

звуков,

ко т о р ы е

м ы

п р о и з н о с и м

бл а год а р я

хо р о ш е й

п од в и ж н о с т и

и

дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам,

небу,

голосовым

связкам.

Таким

образом,

произношение

звуков

речи

это

сложный двигательный навык.

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со

сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при

обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.

Кроме

того,

недостатки

произношения

отягощают

эмоционально-

психическое

состояние

ребёнка.

Дети,

страдающие

различными

речевыми

нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся

замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых

стеной

молчания.

Уже

в

раннем

возрасте

у

таких

детей

могут

появиться

неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они

начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у

ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой

как

можно

раньше.

Артикуляционная

гимнастика

является

основой

формирования

речевых

звуков

-

фонем

-

и

коррекции

нарушений

звукопроизношения .

Таким

образом,

я

считаю,

что

выбранная

мной

тема

«Артикуляционная

гимнастика как средство развития речи дошкольников» является актуальной, так

как

благодаря

своевременным

занятиям

артикуляционной

гимнастикой

и

упражнениями

по

развитию

речевого

слуха

дети

могут

научиться

говорить

четко, чисто и правильно. Кроме того, дети смогут быстрее преодолеть свои

речевые

дефекты,

их

мышцы

будут

уже

подготовлены.

Артикуляционная

гимнастика

очень

полезна

также

детям

с

правильным,

но

вялым

звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым

- научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Месяц

Формы работы

Самореализация

С детьми

С родителями

Сентяб

рь

Изучить литературу по данной

теме

Изучить опыт работы других

педагогов

по

обозначенной

теме на Интернет-сайтах

Проведение

занятий,

артикуляционной

г и м н а с т и к и

в

т е ч е н и е

д н я ,

дидактических игр,

проговаривание

чистоговорок,

стихов, считалок

Консультация для родителей

«О роли родителей в развитии

речи ребенка»

«Строение

артикуляционного

аппарата»

октябрь

Формирование

библиотеки

педагогической литературы по

данной теме.

Изготовление

буклетов

для

родителей

«Развитие

речи

ребенка в семье»

О ф о р м л е н и е

к а р т о т е к и

артикуляционных

упражнений;

Беседа:

«Артикуляционная гимнастика в

домашних условиях»

П р и в л е ч ь

р о д и т е л е й

к

проведению

артикуляционной

гимнастики дома

ноябрь

Изготовление

и

пополнение

н а гл я д н о г о

и

р е ч е в о г о

материала:

-

картинки

для

проведения

артикуляционной гимнастики;

О ф о р м л е н и е

п а п к и

передвижки:

«Артикуляционная гимнастика»

Мастер — класс «Зарядка для

язычка»

Декабрь

Изготовление картотеки игр на

узнавание звуков в слове

П а м я т к а

д л я

р о д и т е л е й

«Комплексы

артикуляционной

гимнастики»

Родительские

акции

помощи

организации среды в группе

(изготовление пособий)

Январь

О ф о р м л е н и е

к а р т о т е к и

артикуляционных упражнений

Выпуск книжки — самоделки

«Сказки о Весёлом язычке»

Консультация

практикум:

« Р е б е н о к

и

к о м п ь ю т е р .

Домашняя игротека»

В ы с т а в к а

д и д а к т и ч е с ко й

л и т е р а т у р ы

н а

р а з в и т и е

звуковой культуры речи

Февраль

Изготовление

и

пополнение

н а гл я д н о г о

и

р е ч е в о г о

материала:

картинки

для

Н а гл я д н а я

а г и т а ц и я

д л я

родителей:

«Артикуляционная

гимнастика»

проведения

артикуляционной

гимнастики;

стихи,

считалки,

сказки

для

проведения

арт.

гимнастики

Подготовить

презентацию

на

тему:

« А рт и кул я ц и о н н а я

гимнастика»

Консультация для родителей

"Значение артикуляционной

гимнастики"

Март

доклад:

«Артикуляционная

гимнастика

как

средство

развития речи дошкольников»

Конкурс

частушечников

и

скороговорщиков

Беседа «Активизация звуков»

Презентация

«Артикуляционная гимнастика»

апрель

Консультация

для

педагогов:

«Нетрадиционные

у п р а ж н е н и я

д л я

совершенствования

артикуляционной гимнастики»

Речевая викторина:

«Путешествие

в

страну

«Звукоречье»»

Рекомендации

по

проведению

дыхательной гимнастики

Круглый

стол:

«Говорят

наши

дети»

май

Изготовление

и

пополнение

н а г л я д н о г о

и

р е ч е в о г о

материала

П р о в е д е н и е

з а н я т и й ,

артикуляционной

гимнастики

в

течение

дня,

дыхательной

гимнастики,дидактических

и г р ,

п р о г о в а р и в а н и е

ч и с т о го в о р о к ,

с т и х о в ,

считалок

День открытых дверей (с

приглашением родителей

на занятия).

Праздник

«Кра с и вой

речи»

Работа с родителями старшей группы № 12

на 2015 — 2016 учебный год

Сентябр

ь

1. Родительское собрание

2.Консультациидля

родителей:

«О

роли

родителей

в

развитии

речи

ребенка»,

«Строение артикуляционного аппарата»

3. Консультация «Уроки семьи и семейных ценностей»

4. Памятка для родителей « Возрастные особенности детей шестогогода жизни»

5.Анкетирование «Речь и мой ребенок»

Октябрь

1. Фотовыставка, посвященная Дню пожилых людей

2.Беседа: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

3.Папка-передвижка «Права детей»

4.Беседа по профилактике гриппа

5. Осенний праздник

Ноябрь

1.Папка – передвижка: «Артикуляционная гимнастика»

2.Мастер — класс «Зарядка для язычка»

3. Фоторамка: «Портрет моей мамочки» ко Дню матери.

4. Анкетирование «Понимаете ли вы своего ребёнка»

5. Родительский клуб:«Искусство хвалить», «Право на любовь»

Декабрь

1.Памятка для родителей «Комплексы артикуляционной гимнастики»

2. Памятка: «Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых

3. День добрых дел «Пернатыедрузья!» (Изготовление кормушек)

4.Конкурс творческих семейных работ «Ёлочная игрушка»

5. Новогодний утренник

6. Наглядная информация: «Новогодние приметы и традиции»

Январь

1.Родительское собрание

2.Конкурс « Лучшая зимняя постройка»

3.Консультация — практикум: «Ребенок и компьютер. Домашняя игротека»

4.Консультация «Детская ложь за и против»

5. Круглый стол: «Защитим права детей»

Февраль

1.Оформление

семейных

газет,

посвященных

Дню

Защитника

Отечества

«Наши

замечательные папы»

2. Наглядная агитация для родителей:«Артикуляционная гимнастика»

3.Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"

3.Наглядная информация: «Растим будущего мужчину»

«Весёлая Масленница»

4.Памятка «Жестокое обращение с детьми»

5. Консультации:«Каждый ребенок имеет право»

Март

1.Утренник «День 8 марта»

2.Беседа: «Умеем ли мы решать конфликты с детьми»

3.Анкетирование «Как мы понимаем своих детей»

4. Выпуск информационной газеты: «Я и мое имя»

5. Газета: «Мы – мамины помощники».

6. Беседа «Активизация звуков»

7. Презентация «Артикуляционная гимнастика»

Апрель

1.Круглый стол: «Говорят наши дети»

2. Наглядная информация: «Давайте посмеёмся!»

3.Консультация « Рациональное питание ребенка»

4.Творческая гостиная педагогов и родителей «Как любить ребёнка»

5. Родительское собрание

Май

1. Выпуск газеты «День Победы»

2. День открытых дверей

3.Праздник «Красивой речи»

4. Ко Дню семьи 15 мая Фотовыставка «Моя дружная семья»

5. Выставка « Моё генеалогическое древо»

6. Консультация « В предверии лета»



В раздел образования