Автор: Бойко Алла Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " ДЕТСКИЙ САД №249 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Инклюзивное образование: проблемы и решения"
Раздел: дошкольное образование
Курсы повышения квалификации
«Инклюзивная практика в условиях реализации ФГОС» (72 часа)
(сткф-35)
Бойко Алла Александровна
boiko.alexandrovna@yandex
Тема итоговой работы
"Инклюзивное образование: проблемы и решения"
Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её
определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по
общей
для
всех
программе
и
показывать
результаты
успеваемости,
нормальные
для
всех.
В
результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из
общего
образовательного
процесса,
так
как
для
работы
с
ними
педагогический
состав
общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной
и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано
решить инклюзивное образование.
Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование (французский вариант
«inclusif» – включающий в себя; от латинского слова «include» – заключаю, включаю) – процесс
развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том
числе и для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования заложена
идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем
людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые
образовательные
потребности.
Именно
на
это
направлена
национальная
образовательная
инициатива «Наша новая школа», выдвинутая Д. А. Медведевым Включающее образование – это
шаг на пути достижения конечной цели, создание включающего общества, которое позволит всем
детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей,
наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и
вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и
предрассудками
в
политике,
повседневной
жизнедеятельности
учреждений
ведется
активная
борьба.
В
наше
время
инклюзивное
образование,
становясь
реальностью,
неуклонно
«приобщает»
и
«втягивает» в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное
образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых
задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и
законодательное
закрепление,
наша
отечественная
инклюзия
только
начинает
складываться
и
развиваться. В настоящее время 4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
нуждаются
в
специальном
(коррекционном)
образовании,
отвечающим
их
особым
образовательным
потребностям.
Но,
к
сожалению,
в
настоящее
время
в
нашей
стране
рынок
образовательных
услуг
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья чрезвычайно узок, в небольших городах и селах дети с ограниченными
возможностями
чаще
всего
остаются
вне
системы
образования
по
сугубо
экономическим
причинам.
Традиционной
формой
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
остаются
специальные
(коррекционные)
образовательные
учреждения.
Значительная
часть
затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым
дефицитом
квалифицированных
кадров:
педагогов-дефектологов,
психологов,
воспитателей
и
социальных
педагогов,
недостаточным
уровнем
их
подготовки.
Ведь
инклюзия
охватывает
глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая
среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка,
которую возможно
обеспечить
только
при
тесном
сотрудничестве
с
родителями,
в
сплоченном
командном
взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые
изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного.
Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей
учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная
среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реализация
этого принципа означает, что:
1.
Все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту
жительства;
2.
Задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;
3.
В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться
поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.
Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на
ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны в
первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных
двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными
являются типовые методы педагогической работы.
Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии
является
этап
психологических
и
ценностных
изменений
ее
специалистов
и
уровня
их
профессиональных компетентностей. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования
остро
встает
проблема
неготовности
учителей
массовой
школы
(профессиональной,
психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями,
обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной
сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Основным
психологическим
«барьером»
является
страх
перед
неизвестным,
страх
вреда
инклюзии
для
остальных
участников
процесса,
негативные
установки
и
предубеждения,
профессиональная
неуверенность
учителя,
нежелание
изменяться,
психологическая
неготовность
к
работе
с
«особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом
сферы
образования,
но
и
методическими
службами,
а
главное
–
перед
руководителя
образовательных
учреждений,
реализующих
инклюзивные
принципы.
Педагоги
общего
образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в
области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит
понимание
и
реализацию
подходов
к
индивидуализации
обучения
детей
с
особыми
образовательными
потребностями,
в
первую
очередь
–
это
работать
с
детьми
с
разными
возможностями в обучении и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к
каждому.
Можно выделить восемь принципов, на которых базируется не только инклюзивное образование,
но и образование в целом:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
Подлинное
образование
может
осуществляться
только
в
контексте
реальных
взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут;
Все люди нуждаются друг в друге.
Так же необходимо сказать, что все дети, несмотря на физические, социальные, интеллектуальные
и
другие
особенности,
должны
быть
обязательно
включены
в
систему
образования
и
воспитываться со своими сверстниками. Но как показывает зарубежный опыт, для реализации
поставленных целей потребуется много времени, а главное – участие и взаимодействие всех
взрослых
участников
образовательного
процесса,
работающих
с
ребенком
с
особыми
образовательными
потребностями,
т.к.
только
при
этом
условии
возможно
решение
проблем
инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в
современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями
здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к
его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс
и потенциал.
Первичным
и
важнейшим
этапом
подготовки
системы
российского
образования
к
реализации
процесса
инклюзии
является
этап
психологических
изменений
и
уровня
профессиональных
компетентностей
ее
специалистов.
Уже
в
начальный
период
развития
инклюзивного
образования
остро
встает
проблема
профессиональной,
психологической
и
методической
подготовки
всех
специалистов
массовой
школы
к
работе
с
детьми
с
особыми
образовательными
потребностями,
обнаруживается
недостаток
специальных
компетенций
деятельности педагогов в инклюзивной образовательной среде, а также наличие психологических
барьеров и профессиональных стереотипов преподавателей.
Зарубежные
исследователи
говорят
об
«опыте
трансформации»,
который
переживается
педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Постепенная профессиональная трансформация,
в которую вовлекаются учителя, связана с освоением
новых профессиональных навыков, с
изменением своих установок в отношении учеников, отличающихся от своих сверстников. Наша
практика показывает, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель сам учится,
начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит
первые успехи ребёнка и принятие его в среде сверстников.
Профессиональная неготовность кадров является основной проблемой развития инклюзии в
образовании на сегодняшний день и требует развития определенной системы, ориентированной на
изучение и распространение успешного опыта.
Решение данной проблемы - в подготовке нового учителя, владеющего
необходимыми
компетенциями в области педагогики и психологии «включающего» образования, ‒ образования,
доступного
для
всех,
ориентированного
на
образовательные
потребности
разных
детей
и
их
индивидуальные особенности.
В
рамках
Федерального
государственного
стандарта
высшего
профессионального
образования по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование открыт новый для
российского
высшего
профессионального
образования
профиль
подготовки
бакалавров
и
магистров ‒ «Психология и педагогика инклюзивного образования».
В настоящее время разработаны примерные основные образовательные программы высшего
профессионального
образования
по
данному
профилю
подготовки,
где
отражены
задачи
профессиональной деятельности бакалавров и магистров в области инклюзивного образования.
Проблемы существующей системы образования в РФ
1.
Отсутствие
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
по
месту
жительства.
2.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата вынуждены обучаться в изоляции на
дому.
3.
Отсутствует механизм создания специальных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях
разного типа.
4.
Финансирование работы учреждения ориентировано не на ребёнка, а на вид учреждения.
5.
Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для обучения детей-инвалидов в
системе общего образования. Подготовка специальных педагогов ориентирована на работу в
системе специальных школ.
6.
Отсутствует единая государственной системы раннего выявления отклонений в развитии,
коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста.
7.
Не разработана нормативная база образовательно-реабилитационной деятельности вузов,
отсутствует ее бюджетная и кадровая поддержка.
8.
Отсутствует нормативная и методическая база организации и проведения ЕГЭ для детей-
инвалидов
(особенно
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата
и
зрения)
что
фактически лишает данных обучающихся возможность сдавать ЕГЭ и ставит их в неравное
положение с другими абитуриентами.
Для
осуществления
полноценной
инклюзии
необходимы
специальные
программы,
направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в
общеобразовательном
учреждении
и
специально
организованная
образовательно-
воспитательная среда дошкольного учреждения. Инклюзивное воспитание нужно начинать с
раннего детства, т.е., активней включать в группы детского сада детей с проблемами в
развитии.
Для
этого
следует
создать
необходимую
среду
в
группе
ДОУ.
Она должна быть доступной и развивающей. В инклюзированном ДОУ необходимо иметь
хорошее
современное
оборудование
для
проведения
всех
видов
занятий,
игротерапии,
музыкальной терапии и т.д. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении
хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные
руководители должны владеть приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и
элементами здоровьесберегающих технологий, так как какие бы реформы не проходили в
системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе –
педагоге.
Именно
педагог
является
основной
фигурой
при
реализации
на
практике
основных
нововведений.
Непосредственное
включение
детей
с
различными
психофизиологическими нарушениями в общеобразовательные группы ложится на плечи
самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ. Профессия воспитателя детского
сада специфична, она отличается от других педагогических профессий тем, что педагог
дошкольного образовательного учреждения не только наблюдает за детьми и осуществляет
образовательную
деятельность,
но
и
постоянно
воспитывает
их
посредством
занятий,
рассказов, пения. Именно педагог ДОУ первый, после семьи, кто вводит малыша в мир
знаний, культурных ценностей и коммуникативного взаимодействия. Воспитатель детского
сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому
и эстетическому развитию подрастающего поколения. Педагог ДОУ готовит детей к школе,
обучает навыкам устного счёта, звукового анализа и синтеза, узнавания букв и цифр,
рисования,
лепки,
конструирования;
развивает
у
детей
коммуникативные
умения,
мышление, наблюдательность, самостоятельность, знакомит с произведениями искусства,
этическими нормами и правилами. В обязанности воспитателя входит укрепление здоровья
детей
и
приобщение
их
к
труду;
консультирование
родителей
по
вопросам
обучения,
воспитания, формирования социально желательных качеств (ответственности, дружелюбия)
и развития способностей детей.
Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях
поставленных
перед
ним
задач
педагог
должен
обладать
необходимым
уровнем
профессиональной
компетентности,
достаточными
голосо-речевыми
навыками,
культурно-
нравственным
потенциалом
и
эмоционально-личностной
готовностью
работать
по
новой
образовательной модели. Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует
серьёзной работы по подготовке компетентных педагогических кадров. Необходима психолого-
педагогическая коррекция профессионально значимых качеств умений и навыков педагога, и
их совершенствование, а так же психопрофилактическая работа по снятию эмоционального
напряжения у воспитателей и других сотрудников ДОУ. В профессиональную переподготовку
воспитателей
необходимо
включить
курсы
по
неврологическим
и
психо-физиологическим
особенностям
детей
с
ОВЗ,
основам
специальной
педагогики
и
психологии,
а
также
специальные методики. Для создания полноценной воспитательно-образовательной среды в
ДОУ необходимо полноценное, всестороннее взаимодействие воспитателей, коррекционных
педагогов, медицинского персонала и администрации детского сада. Педагогический эффект в
решении образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач в значительной
мере
зависит
от
слаженной
работы
специалистов
во
всех
направлениях
коррекционно-
развивающей
деятельности.
В
инклюзированных
группах
для
детей
с
ОВЗ
совместная
деятельность всех работников ДОУ строится на основе дополнения и углубления влияния
каждого из них.
Эффективными являются следующие формы взаимодействия:
- взаимообмен данными диагностики, для выбора оптимальных путей, форм и методов
работы с детьми;
-
координированное
планирование
деятельности
педагогов
и
специалистов,
в
связи
с
проблемами в освоении индивидуальных маршрутов детей с ОВЗ;
- периодические лекции и семинары специалистов по вопросам психофизиологических
особенностей детей, определения и осуществления коррекционного маршрута детьми с
особыми образовательными потребностями;
- подготовка печатного материала (стендов, брошюр, тематических папок), в котором в
доступной
для
воспитателей
форме
будут
освещены
проблемные
зоны
воспитания
и
обучения детей с ОВЗ;
-
ведение
тетрадей
взаимодействия
участников
образовательного
процесса
в
инклюзированном ДОУ;
- выполнение воспитателем индивидуальных заданий педагога-психолога, учителя-логопеда
и учителя-дефектолога,
- взаимопосещение занятий, для корректировки наиболее эффективных форм и методов в
работе с детьми.
Важным условием при организации работы в группах комбинирующей направленности
является
создание
благоприятной
предметно-развивающей
среды, спокойного
эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических требований:
- разработка и введение адаптированной программы для детей с ОВЗ.
- обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между
собой и с педагогами; педагоги учат детей в группе с заботой относиться к детям, вовлечение их
в совместную деятельность, игры и т.п.
- широкое использование на занятиях с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов,
дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению
заданного результата. Необходимо подбирать такие дидактические игры, которые несут
положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у
детей желание заниматься умственным трудом.
-
построение
индивидуальных
маршрутов
по
спирали:
на
каждом
следующем
этапе
усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и
усложняются;
-
установление
продолжительности
занятия
в
зависимости
от
степени
сложности
его
содержания и от состояния ребенка в данный день;
-
те сное
сотрудниче ство
с
родителями,
проведение
целенаправленной
и
систематизированной
работы
с
семьей,
в
которой
используют
разнообразные
формы
сотрудничества,
что
способствует
осознанию
родителями
своих
функций
и
роли
в
воспитании ребенка.
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и
процессы
воспитания
и
обучения
знаниям,
важным
жизненным
навыкам,
развитие
личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
в
образовательный
процесс
ДОУ
изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности,
особые
образовательные
потребности
не
только
у
“особых”.
Инклюзивное
образование
развивает
у
дошкольников
толерантность,
терпимость,
милосердие
и
взаимоуважение.
Участники воспитательно-образовательного процесса учатся видеть возможности, которыми
обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной,
не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный
процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том,
что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и
способов организации образовательного процесса.
Инклюзивное
образование
требует
постоянного
творческого
вклада
от
каждого,
в
созидательный процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители,
дети, администрация.
Для
успешного
осуществления
инклюзивного
образования
детей
с
особыми
образовательными потребностями нужны изменения самой системы образования, Исходя из
принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в
отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные
возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни.
Таким
образом,
инклюзивное
образование
является
следующим
шагом
в
развитии
образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. В данный момент,
при внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, инклюзия в детских садах
становится более доступной и реальной. Мы отходим от фронтальных форм обучения
дошкольников,
широко
внедряя
интегрированные
формы
работы
с
дошкольниками.
Формируется
развивающая
среда
по
принципу
вариативности,
осуществляется
индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная
активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это
позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности.
Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества
к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы
социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Трудность решения проблемы
работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов
образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких
детей, равноправно участвующих в жизни общества. Исходя из этого, требуется разработка
и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов
города, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и
родителей имеющих детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд
недостатков.
Можно
отметить
отсутствие
специальной
подготовки
педагогических
работников
ДОУ,
незнание
ими
основ
коррекционной
педагогики
и
специальной
психологии,
а
также
несформированный
программный
и
методологический
аппарат
“инклюзии”, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений.
Реализация инклюзивного образования может оказаться под угрозой без своевременного
принятия целого ряда нормативно-правовых актов, детальнейшим образом
регламентирующих организацию и функционирование различных звеньев образовательной
вертикали и механизмы их взаимодействия. Здесь особое внимание следует уделить
правовому регулированию «переходных» звеньев: от дошкольного - к школьному, и от
школьного к среднеспециальному и профессиональному образованию.
Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации
самой инклюзии. На настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее
обеспеченным как организационно, так и методически.
В рамках психолого-педагогического направления ФГОС ВПО третьего поколения
разработана ПООП «Психология и педагогика инклюзивного образования»,
ориентированная на подготовку бакалавров и магистров, открыта магистерская программа
«Организация инклюзивного образования» в МГППУ, разработаны программы повышения
квалификации педагогов, руководителей и специалистов ИОУ.
Можно отметить и практическое отсутствие учебно-методических и дидактических средств,
позволяющих реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп и классов.
Педагог оказывается обезаружным, не имеющим в своем арсенале методических и
дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам фронтального
инклюзивного обучения.
В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в
образовании оказывается очень сложным, как в своей организационной составляющей так в
содержательной компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и
конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных
процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным
и пластичным.
Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую
очередь с тем, что школа (как социальный институт) ориентирована на детей,
развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной
программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической
работы.
Наиболее важным для развития инклюзии представляется следующее:
выработка государственной политики и создание нормативно-правовой базы развития
инклюзивного образования;
обязательная профессиональная переподготовка учителей, создание ресурсных
центров поддержки инклюзивного образования с привлечением опыта системы
специального образования;
подготовка всех участников школьного сообщества –формирование позитивного
общественного мнения и толерантного отношения;
разработка технологий психолого-педагогических технологий сопровождения;
вовлечение в процесс развития инклюзивных школ общественных организаций,
родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других
заинтересованных участников.