Автор: Матьянова Оксана Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 1561 корпус № 5 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Проект " Животные холодных и жарких стран" Тема: Животные холодных и жарких стран Раздел: дошкольное образование
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Цель:
1 расширение и обобщение знаний детей о животном мире и природных
условиях
холодных
стран
(Арктики
и
Антарктиды)
и
жарких
стран
(Африки,
Австралии, Южной Америки);
2.активное привлечение родителей к реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представление о холодных (Арктика и Антарктида) и жарких
( тропические леса и саванны) районов Земли;
- познакомить детей с разнообразием жизни в этих районах;
- познакомить детей с нахождением данных районов на карте и глобусе
Земли;
- познакомить детей с отличительными признаками растительности и
животных этих районов;
- ознакомить детей с великими мореплавателями Михаилом Лазаревым и
Фадеем Беллинсгаузеном и их экспедицией в Антарктиду;
-ознакомить детей с особенностью льда замораживать предметы на
долгое время;
-познакомить детей с горой Килиманджаро, ее особенностями;
- научиться делать сравнительный анализ животных холодных и жарких
стран;
- изготовления макета горы Килиманджаро;
Развивающие:
- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ и
отвечать на вопросы;
- развивать умение высказывать свое мнение;
- развивать умение изображать животных в продуктивной деятельности;
- развивать интерес к животным с помощью игр, презентаций, наглядного,
иллюстрированного материала, художественной литературы;
- развивать творческие способности детей, внимание, память,
воображение, наблюдательность
Воспитательные :
- воспитывать любознательность;
-воспитывать сочувствие и бережное отношение к животным;
- обогащать духовный мир детей;
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
-сотворчество (взаимодействие педагогов ДОУ, ребенка и родителей в
реализации проекта).
Формы реализации:
Беседы, игры, консультации для родителей, НОД, выставка работ
воспитанников, просмотр образовательных мультфильмов, развивающих
видеофильмов
о
животных,
просмотр
презентаций
из
интернета
и
презентации,
составленной
родительницей,
выступление
детей
с
докладами, коллективное изготовление макета горы Килиманджаро, лепка
животных
из
соленого
теста,
создание
макета
Антарктиды
семьей
Аксеновых, создание «Ледового парка фигур на площадке группы;
Актуальность:
Лед? Наверно скучно! Ледниковый период, Арктика, Антарктида. Часто,
когда мы слышим о ледниковом периоде, мы представляем себе только
один такой период. Но ученые предполагают, что их было несколько, и в
какие-то периоды наша Земля была полностью заморожена и эту гипотезу
называют
«
земля-снежок».
Вот
такая
интересная
задача
и
была
поставлена перед ребятами и их родителями, какая может быть она, эта «
Земля-снежок», что хранят льды, кто живет там, где вечная мерзлота и кто
же
первый
открыл
Антарктиду?
И
путешествуя
по
нашему
глобусу
в
поисках новых мест, где есть снег или лед, мы с ребятами неожиданно
очутились на одной из 7 самых высоких гор мира Килиманджаро, но ведь
она уже оказалась совсем в другом климатическом поясе Земли. Жара! А
где же лед? Какой же он, самый жаркий континент планеты? Кто здесь
живет и какие они?
Взаимодействие с родителями:
- Обсуждение темы докладов для каждого ребенка по выбранной
теме; совместный поиск и обсуждение материалов из интернет-ресурсов
для реализации проекта, создание презентации по данной теме, создание
макета Антарктиды (Андрей А.);
Предполагаемый результат :
- данный проект поможет лучше сформировать у детей знания о климатических
условиях на полюсах и на экваторе;
- дети должны знать и называть животных холодных и жарких стран, знать их
повадки и особенности внешнего вида и поведения;
-должных уметь сравнивать их;
- проект позволит детям узнать о горе Килиманджаро;
- проект поможет узнать об экспедиции русских мореплавателей М.Лазарева и
Ф.Беллинсгаузена в Антарктиду;
- проект позволит развить совместную творческую активность детей и родителей в
процессе подготовки докладов о животных, населяющих эти материки;
-
поможет
проявлять
доброе,
бережное
отношение
к
ж и вот н ы м ,
любознательность.
- выставка работ и докладов детей и родителей;
-совместное создание микро макета Антарктиды и Африки изо льда на площадке
группы;
Этапы реализации проекта:
Первый этап - разработка проекта.
- предоставление информации родителям о предстоящем проекте;
-
подбор
методической
литературы,
презентаций,
развивающих
видеофильмов, фотографий по данной теме;
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы
по теме проекта;
- выявление первоначальных знаний детей о льде, Арктике, Антарктиде,
ледниковом периоде, Тундре. А так же о горе Килиманджаро, Африке, Австралии и
животных, живущих там.
Второй этап - выполнение проекта.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область-социально-коммуникативное развитие:
Цикл бесед с детьми:
- Беседа о нахождении холодных и жарких районов Земли на глобусе;
- « 12 удивительных фактов про лед;
- « Что такое айсберг и как они образуются»;
- «Полярная ночь и полярный день. Что это такое и как долго они длятся?
(просмотр развивающего фильма «Почемучка» с последующим обсуждением);
- обсуждение увиденного фильма о полярной ночи и дне;
- «Что такое Северное сияние?»
- « Кто такие мореплаватели и что такое «экспедиция»?
- « Что такое «джунгли», «саванна», «пустыня» и в каком районе Земли они
находятся?
- гора Килиманджаро и другие знаменитые вершины мира;
-Организация сюжетно-ролевых игр :
- « В гости к белому медведю»;
- «Зоопарк»;
- «Путешествие в жаркие страны»;
(развитие
игровой
деятельности
детей,
приобщение
к
элементарным
общепринятым
нормам
и
правилам
взаимоотношения
со
сверстниками
и
в з р о с л ы м и
( в
т о м
ч и с л е
м о р а л ь н ы м ) ;
формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу).
Образовательная область – познание:
- Организация дидактических игр:
«Найди
отличия»,
»Кто
как
передвигается»,
»Скажи
правильно»,
«Назови
детенышей», «Назови родителей» , Назови семью», «Кого не стало», « Один-
много», дидактическая игра с мячом «Лови и отвечай», »Так бывает или нет», «
Волшебный мешочек», »Кто где живет?»
(
развивают
память,
внимание,
воображение,
мышление,
речь,
формируют
способность
подчиняться
правилам
в
групповых
играх,
побуждают
к
самостоятельности
в
игре,
формируют
такие
качества
как
дружелюбие
и
дисциплинированность).
- чтение энциклопедической информации, посвященной животным холодных и
жарких стран (энциклопедия животных);
- знакомство с глобусом Земли;
-
просмотр
мультфильмов
по
теме:
«
Снежная
королева»,
«
Мама
для
мамонтенка»;
- просмотр презентации к беседе « 12 удивительных фактов про лед»
« Царство льда»;
- просмотр познавательного видеофильма »Интересные факты про пингвинов»;
- просмотр презентации «Пингвины»;
-
просмотр
презентации
«
Антарктида»,
выполненной
родительницей
нашей
группы;
-просмотр развивающих видеофильмов о животных жарких стран: о бегемотах,
крокодилах, жирафах, слонах, львах, дикобразах с последующим их обсуждением;
-просмотр развивающего фильма «Удивительная гора Килиманджаро»;
- в процессе изучения Антарктиды и Африки на площадке был создан парк
ледяных фигур, который был разделен на зоны Антарктиды и Африки. Во время
прогулки нам было очень удобно и интересно еще раз вспоминать пройденный
материал.
Ребята
построили
ледяных
пингвинов
и
айсберги,
покрасили
их
разноцветной краской Играя на площадке, мы с удовольствием вспоминали этих
удивительных животных, их особенности, внешний вид, образ жизни. Мы создали
на площадке и животных из жарких стран ,таких как крокодил, ящерица. Конечно
же мы с удовольствием сделали так полюбившуюся детям гору Килиманджаро..
Не забыли мы и про пирамиду Хеопса. Вот такой ледяной, образовательный парк
получился у нас на площадке.
- исследование свойства льда принимать цвет и форму
Образовательная область – развитие речи :
- отгадывание и самостоятельное составление загадок о животных:
Игра « Волшебный мешочек»:
- ввод в активный словарь детей таких слов как: » Арктика, Антарктида, айсберг,
ледник, криовулканы, экспедиция, мореплаватели, ледниковый период, северное
сияние, полярная ночь, полярный день, мировой океан, источник пресной воды,
ледяной дождь, сухой лед, джунгли, саванна, Южный и Северный полюса Земли,
континент, материк, гора Килиманджаро, хищники, травоядные;
-
совместное
обсуждение
просмотренных
мультфильмов
по
теме
«Снежная
королева» и «Мама для мамонтенка» (совершенствование
монологической и
диалогической речи, формирование у ребенка способности задавать вопросы и
отвечать на них);
- совместное обсуждение просмотренных презентаций; умение высказывать свою
точку зрения, выражать согласие или несогласие с ответами друзей;
-развитие умения последовательно и связно рассказать рассказ о животном по
заранее подготовленному с родителями дома докладу или по своим рисункам,
поделкам;
-доклад о животных жарких стран: ягуаре, шиншилле, ленивце;
-доклад
о
бегемоте
и
показом
выполненной
дома
фигурки
бегемота
из
пластилина;
- доклад об экспедиции русских мореплавателей М.Лазарева и Ф. Беллинсгаузена
в Антарктиду;
-доклад «Лед и замороженные мумии»;
- выступление Андрея А. с макетом Антарктиды, сделанным им дома со своей
мамой;
- чтение художественной литературы :
-
Г.Х.Андерсен
«Снежная
королева»,
Ф.Конюхов
«Антарктида»,
К.Чуковский
«
Айболит», «Бармалей»;
Образовательная область :
Художественно-эстетическое развитие :
- учиться выполнять сюжетную композицию « Пейзаж северного края»;
Рисование: упражнять в закрашивании основного фона ( неба) цветными
восковыми мелками; рисование пингвинов в виде кругов и овалов с последующим
их вырезанием;
Аппликация:
вырезать
несимметричные
силуэты
айсбергов
из
заранее
скомканной,
цветной
бумаги.
Закреплять
умение
вырезать
фигуры
различной
формы и наклеивать их на лист бумаги.
Лепка:
животные
жарких
стран
из
соленого
теста
с
последующим
их
окрашиванием гуашью;
- Конструктивно-модельная деятельность :
- постройка зоопарка для животных из конструктора;
- оформление макета горы Килиманджаро из папье-маше;
- музыкальная деятельность :
- прослушивание песен « Я на солнышке лежу», «Где-то на белом свете»;
Образовательная область :
Физическое развитие :
- физкультминутки: «Пингвины», «Хлопай-топай»;
- логоритмические паузы – « У жирафа пятна…»; » У оленя дом большой»;
- подвижные игры:
-«Льдинки, ветер и мороз», «Охотники и звери», »Зоопарк»,
»Море волнуется раз»;
Третий этап - итоги:
-доклад
об
экспедиции
М.Лазарева
и
Ф.Беллинсгаузена
по
книге
Ф.Конюхова « Антарктида»;
-макет Антарктиды, выполненный ребенком из группы;
В игре с этим макетом дети могут использовать как резиновые фигуры
животных, так и вырезанные из карточек изображения животных. Изображения
птиц можно прикрепить к стенке макета с помощью специальной прищепки.
- Коллективная работа - макет горы Килиманджаро;
-выставтка животных из соленого теста;
- выставка докладов детей о жителях Африки;
- выставка работ детей по теме: «Пейзаж Северного края»;
-
создание
Ледового
парка
на
площадке
нашей
группы;(
пингвины
с
айсбергами(Антарктида)
и
крокодил,
ящерица,пирамида
Хеопса
и
гора
Килиманджаро- Африка);
Конечный результат:
- повышение уровня знаний детей по теме «Животные холодных и жарких
стран»;
-заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта;
- пополнение уголка природы макетами Антарктиды и Африки;
Спасибо за внимание!