Автор: Яшина Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 24 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: "Организация работы ДОУ и семьи"
Тема: Совместная работа дошкольного учреждения и семьи
Раздел: дошкольное образование
Яшина Наталья Павловна,
воспитатель, МБДОУ детский сад № 24 «Звездочка»,
г. Пятигорск, Ставропольский край
«Организация работы ДОУ и семьи»
В
условиях
становления
системы
национальных
ценностей
особое
значение приобретает семья как лучшая естественная среда для человека для
воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации.
Сегодня
ни
для
кого
не
секрет,
что
семья
как
социальный
институт
переживает
острый
кризис,
причинами
которого
являются
как
внешние
противоречия
(между
обществом
и
семьей),
так
и
внутрисемейные
противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных
детей, разводам, что, естественно, не способствует успешному воспитанию и
развитию детей.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития
образования»
обязывает
работников
дошкольного
образования
развивать
разнообразные
формы
взаимодействия
с
семьями
воспитанников,
так
как
система образования должна быть ориентирована не только на задания со
стороны
государства,
но
и
на
общественный
образовательный
спрос,
на
реальные потребности потребителей образовательных услуг.
Психолого-педагогическая
культура
дает
возможность
осуществлять
воспитательный процесс более целенаправленно и организованно, в какой-то
мере снижает элементы стихийности в семейном воспитании.
Многие
молодые
родители
понимают
необходимость
формирования
личности ребенка с малых лет, укреплять контакты с детским садом. Однако
многие задачи семейного воспитания не осуществляются по разным причинам.
Одной из существующих причин является – недостаточная педагогическая и
психологическая
культура
родителей.
Им
часто
недостает
этических,
юридических,
психологических
и
педагогических
знаний,
важнейших
практических умений.
В нашем дошкольном учреждении созданы условия для формирования у
детей
любознательности
и
познавательных
интересов.
Однако
добиться
эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств
личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает
большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса
к
познанию.
Родители
хорошо
знают
особенности
ребенка,
могут
воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения
к тем или иным сторонам действительности.
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо
проявляются в общении, поэтому родители должны уметь расположить ребенка
к себе, вызвать у него потребность общаться.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого
пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов
ДОУ
(педагог-психолог,
воспитатель,
инструктор
по
физической
культуре,
медицинская сестра, музыкальный работник, специалисты по дополнительному
образованию,
родители)
по
реализации
образовательной
программы
обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах
дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными
участниками образовательного процесса.
Привлекая
родителей
к
совместному
воспитанию
детей,
мы
были
в
поиске
новых
эффективных
форм
работы
с
семьей,
которые
дали
бы
возможность побудить интерес к жизни детей в детском саду, активизировать
участие родителей в воспитании детей. Так, в процессе общения с родителями у
нас возникла идея создать клуб для родителей «Воспитываем вместе» с целью
психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания
ребенка
в
семье.
На
заседаниях
клуба
родители
получают
возможность
обсудить проблемные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей.
При этом приобретают ценный опыт для своей семьи, где огромное влияние на
взаимоотношения
ребенка
и
взрослого
оказывает
формирование
новых,
положительных, установок детско-родительских отношений.
В психологии существует постулат: в каждом человеке живет дитя с его
естественными желаниями, родитель со знанием норм и правил и взрослый,
который может найти «золотую середину» между этими двумя полюсами. Если
верить психологии, то «родитель» в каждом из нас должен знать, в том числе, и
как правильно и в соответствии с какими нормами воспитывать собственного
ребенка. Так ли это? Ведь профессия родителя едва ли не единственная, которой
никто не учит. Азы профессии и секреты мастерства здесь постигаются на
практике.
Достаточно
ли
корректно
это
выглядит,
когда
«материалом»
для
профессионального становления родителей служит его собственный ребенок?
Проведя небольшое исследование среди родителей детского сада, мы получили
интересные данные:
- большинство родителей не видят связи между собственным знанием
возрастной психологии, законов общения и проблемами в воспитании ребенка,
- далеко не все родители готовы принимать помощь в воспитании только
от
воспитателя,
они
хотят
общаться
со
специалистами,
занимающимися
глубоким изучением той или иной проблемы,
- родители готовы не только слушать лекции, а и участвовать в тренингах,
деловых играх, обмениваться опытом воспитания,
-
есть
среди
родителей
те,
кто
может
поделиться
опытом
создания
крепкой и дружной семьи, развитием способностей ребенка, но очень мало кто
знает, как готовить ребенка к выполнению им различных социальных ролей в
будущем.
Формы работы с родителями в клубе разнообразны: семинары-тренинги,
круглые столы, лекции, диспуты, тренинги, тематические выставки литературы,
папки-передвижки, буклеты, деловые игры и др. Вся работа ведется в двух
направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации
психолога и педагога, online-консультации т.д.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, общие и
групповые родительские собрания, конференции, выставки, лекции, диспуты,
круглые
столы,
семинары,
практические
занятия
с
элементами
тренинга,
тренинги и т.д. Кроме этого, для родителей оформляются тематические стенды,
папки-передвижки, видеопрезентации и т.д.
Общаясь
с
родителями
индивидуально,
мы
получаем
возможность
установить
с
ними
отношения
на
взаимном
уважении,
наметить
пути
дальнейшей
помощи
семье,
дать
родителям
конкретные
рекомендации
по
воспитанию ребенка.
Тщательная
подготовка
к
каждому
заседанию
клуба,
четкий
отбор
материала,
нетрадиционность
форм,
практическая
д е ят е льн о с т ь,
ненавязчивость
обучения
различным
приемам
работы
с
детьми
–
все
это
способствовало
заинтересованности
родителей
к
посещению
клубных
заседаний.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая
готовых
технологий
и
рецептов.
Ее
успех
определяется
интуицией,
инициативой
и
терпением
педагога,
его
умением
стать
профессиональным
помощником в семье.
Список литературы
1.
Горшенина
В.В.,
Самошкина
И.В.
Система
работы
детского
сада
по
вопросам семейного воспитания / В.В.Горшенина, И.В.Самошкина. - М.:
Глобус, 2007.
2.
Зверева О.Л., Короткова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Короткова — М.: ТЦ Сфера,
2005.
3.
Козлова
А.В.,
Дешеулина
Р.П.
Работа
ДОУ
с
семьёй:
Методические
рекомендации / А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина. - М.: Айрис-пресс, 2006.
4.
Лютова Е.К., Монина Г.Б.
Тренинг эффективного взаимодействия с
детьми. / Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. - Санкт-Петербург, 2003.
5.
Пастухова
И.О.
Создание
единого
пространства
развития
ребёнка:
взаимодействие ДОУ и семьи / И.О.Пастухова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.