Автор: Вожакова Наталья Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад
Населённый пункт: Нытвенский район с. Шерья
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством
дидактических игр»
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: сентябрь – май.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители.
Постановка проблемы.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей
группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем
показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В
результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке
и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры
детей раннего возраста.
Актуальность проекта:
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире
познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за
состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта:
обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме,
цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент
общего умственного развития ребенка и являются условием успешного
овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения
их в пространстве;
знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
воспитывать познавательный интерес, любознательность;
упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
развивать мелкую моторику рук;
повышать уровень педагогической компетентности родителей по
формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для
развития сенсорных способностей детей.
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап:
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по
сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
Проведение мониторинга.
Анализ полученных результатов, выводы.
Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний
родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания
дошкольников".
Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками
и руками родителей.
Практический этап:
Работа с детьми:
Непосредственная образовательная деятельность.
Индивидуальная работа с детьми.
Дидактические игры с малышами.
Работа с родителями:
Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
Беседы о роли развивающих игр для малышей.
Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного
воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в
жизни ребенка».
Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное
использование дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей
навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения
дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми
по блокам Дьенеша.
Тема
Задачи
Сроки
Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики
Дидактическая игра.
№1 «Бусы для мамы».
Дать представление о форме (круг) и размере (большие и
маленькие).
сентябрь
Дидактическая игра.
№2 «Дорожка к
детскому саду».
Дать представление о форме (квадрат) и размере (большие и
маленькие).
Дидактическая игра.
№3 «Сказочное
солнышко».
Дать представление о форме (квадрат) и размере (большие и
маленькие).
Дидактическая игра. .
№4 «Пряничный
домик»
Дать представление о форме (прямоугольник) и размере (большие и
маленькие).
Дидактическая игра. .
№5 «Бабочки
красавицы».
Выложить разноцветные силуэту повторяя за воспитателем форму и
цвет фигур.
октябрь
Дидактическая игра.
№6 «Друзья
-ушастики».
Дидактическая игра.
№7 «Разноцветные
зайчата».
Дидактическая игра.
№8 «Домики»
Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики 2
Дидактическая игра. .
№1 «Дупло белочки».
Выкладывать дупло белочки, чередуя большие и маленькие
квадратные блоки.
ноябрь
Дидактическая игра. .
№2 «Мостик через
речку»
Выкладывать мостик через речку, чередуя большие и маленькие
круглые блоки.
Дидактическая игра.
№3 «Ёжик»
Выкладывать мостик через речку, чередуя большие и маленькие
треугольные блоки.
Дидактическая игра.
№4 «Зайкин огород».
Выкладывать заборчик для огорода зайчика, чередуя большие и
маленькие прямоугольные блоки.
Дидактическая игра.
№5 «Весёлые
Каркуши»
Выбрать все синие блоки.
Выкладывать маленькую Каркушу из синих маленьких блоков.
Выкладывать маленькую Каркушу из синих больших блоков.
Декабрь.
Дидактическая игра.
№6 «Машинки»
Выбрать все красные блоки.
Выкладывать маленькую машину из красных маленьких блоков.
Выкладывать большую машину из красных больших блоков.
Дидактическая игра.
№7 «Белка и Стрелка
в космосе»
Выбрать все жёлтые блоки.
Выкладывать маленькую ракету для Белки из маленьких жёлтых
блоков.
Выкладывать большую ракету для Стрелки из жёлтых больших
блоков.
Дидактическая игра.
№8 «Толстые и
тонкие»
Из набора блока Дьенеша выбрать все толстые блоки и выложить их
на полянку, где изображены толстые деревья, толстые зверюшки,
грибы на толстых ножках ит.д.
Из набора блока Дьенеша выбрать все тонкие блоки и выложить их
на полянку, где изображены тонкие деревья, , грибы на тонких
ножках и др.
Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики
Дидактическая игра.
«Лесные лужайки»
Разложить фигуры по размеру. (Деревья, цветы, животные)
Январь
Дидактическая игра.
«Цветные полянки»
Соотнести фигуры с цветами.
Дидактическая игра. :
«Что изменилось?».
Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно
запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую,
или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить
изменения.
Дидактическая игра.
«Волшебный
мешочек».
Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь
достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
«Вместе весело играть» палочки Кюизенера + Блоки Дьенеша
Февраль.
Дидактическая игра
Страница 1,2,3
Развитие сенсорной культуры,
Развитие логики,
Развитие знаковой культуры,
Памяти, внимания, воображения,
Развитие речи,
Развитие творческих способностей.
Увеличивает простор творческих идей.
Дидактическая игра
Страница 4,5,6,7
Развитие сенсорной культуры,
Развитие логики,
Развитие знаковой культуры,
Памяти, внимания, воображения,
Развитие речи,
Развитие творческих способностей.
Увеличивает простор творческих идей.
Март.
Страница 8,9,10,11,12
Развитие сенсорной культуры,
Развитие логики,
Развитие знаковой культуры,
Памяти, внимания, воображения,
Развитие речи,
Развитие творческих способностей.
Увеличивает простор творческих идей.
Апрель
май.