Автор: Ястребова Надежда Петровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ОБОУ "Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова"
Населённый пункт: Курская область
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Я - будущий избиратель"
Раздел: полное образование
«Я – БУДУЩИЙ ИЗБИРАТЕЛЬ!»
Цель: Повышение уровня информированности молодёжи по вопросам
избирательного права. Формирование активной гражданской позиции и
ответственности за свой выбор, за судьбу страны и демократии в целом.
Задачи:
• помочь учащимся разобраться в вопросах избирательного права;
• закрепить знания, полученные на уроках обществознания;
• воспитание чувства гражданственности, патриотизма и долга.
Участники: учащиеся 9-10 классов
.
Место проведения: библиотека лицея-интерната.
Материалы и оборудование: Конституция РФ, флаг, герб РФ, плакаты,
призывы к выборам, рисунки учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I
. ОРГМОМЕНТ:
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча
посвящена избирательному праву в Российской Федерации.
На нашем
мероприятии присутствуют гости:
Мы с вами живём в демократическом государстве и должны знать свои
права и обязанности по отношению к нему.
Мы все хотим жить хорошо.
Мы все очень разные, но желания у нас общие. Мы все стремимся к
счастливой и благополучной жизни. От кого и от чего зависит наша
счастливая и благополучная жизнь? (От нас самих, от общества,
в котором мы живем, от государства, от той власти, которая управляет
государством).
Ведущими нашего мероприятия будут сами старшеклассники.
ВЕДУЩИЙ 1:
Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и в древнем
Риме. Там свободные граждане обязаны были участвовать в политической
жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная
голосованием в собрании, приобрела силу закона.
Ведущий 2: Огромное значение для развития демократии имела Великая
Французская революция. Она способствовала рождению таких понятий, как
«активное право», «пассивное право», «списки избирателей», «права
человека и гражданина».
Ведущий 1: В Древней Руси царила прямая демократия. Вспомните уроки
истории в школе, рассказ о вечевых собраниях. Особенно ярко это
проявилось в Новгороде (Новгородское вече) и Пскове. На Новгородской
земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти
здесь присутствовали с XII по XV века.
Ведущий 2: В России выборы приобрели особую политическую значимость в
начале XX в., когда широким кругам населения было представлено право
принимать участие в выборах депутатов в Государственную Думу.
Ведущий 1: В это время впервые в истории Отечества появились избиратель-
ные комиссии, шел очень тщательный подбор избирателей, так
избирательных прав лишались женщины, молодёжь до 25 лет, студенчество,
военнослужащие, не могли участвовать в выборах кочевые народы.
Ведущий 2: На сегодняшний день, когда мы все являемся
непосредственными очевидцами становления демократического правового
государства в Российской Федерации, народные выборы в представительные
органы власти являются единственным способом избрания. Для того, чтобы
принимать участие в выборах, стать избирателем нужно ориентироваться в
этом вопросе.
Ведущий 3: Как будущие избиратели, вы должны обладать политической
грамотностью в области избирательного права. Давайте проведем блиц-
турнир, попробуем ответить на ряд вопросов.
1.
Какой законодательный акт является основой избирательного права в
России? (Конституция РФ).
2.
Во сколько лет человек может стать избирателем? (в 18 лет).
3.
На какой срок избирается Президент РФ? (на 6 лет).
4.
С какого возраста можно баллотироваться в президенты РФ? (с 35 лет)
(Учитель: Какие еще дополнительные требования
предъявляются к кандидату в Президенты Российской Федерации -
ст.81 п.2 Конституции).
5.
Допустимо ли присутствие двух-трех человек одновременно в кабине
для голосования? (Нет).
6.
С какого возраста человек может быть избран в Государственную Думу?
(с 21 года).
(Учитель: Вновь обратимся к Конституции РФ, ст.97, п.2, п.3.
Какие ограничения существуют для депутатов Государственной
Думы?).
7.
Сколько депутатов избирается в Государственную Думу? (450 ч.)
8.
Что такое активное и пассивное избирательное право?
Ведущий 1: Одной из форм участия граждан в управлении государством
являются выборы. Через выборы граждане приобщаются к политике.
Представительство народных интересов может быть осуществлено только
при условии демократических выборов. А это во многом зависит от
избирательной системы.
Ведущий 2: Когда мы говорим о выборах в той или иной стране, уточняем,
какая избирательная система там действует. Всего известно 3 типа
избирательных систем.
Мажоритарная избирательная система предполагает, что территория
страны делится на избирательные округа, от каждого из которых избирается
один депутат представительного органа. Чтобы кандидат стал депутатом,
нужно получить абсолютное или относительное большинство голосов
избирателей. Абсолютное – это значит, более 50-ти процентов от числа
принявших участие в выборах. Часто существует и дополнительное условие:
если на участки для голосования явилось не менее половины граждан,
обладающих избирательным правом. Относительное большинство – значит,
больше, чем любой из остальных кандидатов. Например, избранным будет
считаться тот кандидат, который набрал 20 процентов голосов, если
остальные пять набрали 19, 18, 16, 14 и 13 процентов соответственно.
Мажоритарная избирательная система имеет как свои достоинства, так
и недостатки. К первым можно отнести то, что избиратели голосуют за
конкретного человека, то есть именно граждане определяют персональный
состав представительного органа. Чаще всего предусмотрена возможность
отзыва депутата, если он не оправдывает доверие избирателей. Но
существует одна серьёзная проблема. Выборную должность занимает
человек, получивший большинство голосов. Вроде бы, всё справедливо. Но,
во-первых, большинство может быть весьма относительным, даже если оно
абсолютное. Явилось на выборы шестьдесят процентов избирателей, из них
пятьдесят пять процентов проголосовало за данного кандидата. Какую часть
населения он в этом случае реально представляет? Получается около трети.
А во-вторых, кто будет представлять интересы тех, кто оказался в
меньшинстве? Они ведь такие же граждане, с теми же правами.
Ведущий 1: Пропорциональная система решает эту проблему. В день
выборов избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за
политическую партию, за партийный список кандидатов. В представительном
органе партии получают количество мест пропорционально количеству
полученных голосов. Грубо говоря, проголосовало за партию 50 процентов
избирателей, она получила половину депутатских мест. А если 10 процентов,
то десятую часть. То есть политическая, партийная раскладка в выборном
органе власти отражает предпочтения, симпатии и антипатии всех граждан.
Но возникает другая проблема: получается, что население никак не может
повлиять на то, кто войдёт в эти самые партийные списки. Кандидатов
определяет партийный съезд. Отозвать плохо работающего депутата
избиратели тоже не могут.
Ведущий 3: Попыткой разрешить эти противоречия стала смешанная
система, когда часть депутатов избирается по партийным спискам, а часть –
непосредственно в избирательных округах. Именно такая система
действовала в России при выборах депутатов Государственной думы в 1993-м
– 2003-м годах. Депутаты Госдумы пятого и шестого созывов избирались
исключительно по партийным спискам. Но в 2014-м году в федеральное
избирательное законодательство были внесены изменения, и новые
парламентские выборы вновь будут проходить по смешанной системе. 225
депутатов будут избраны в одномандатных округах, то есть в Думу пройдёт
по одному депутату от каждого округа. Вторая половина депутатов будет
представлять политические партии России. Избирателю надо будет
заполнить два бюллетеня. В одном он выберет одну фамилию, а в другом –
одну партию, один партийный список. Не все политические партии получат
места в парламенте. Лишь те, которые прошли 5-процентный барьер, то есть,
в целом по стране за них проголосует не менее пяти процентов избирателей.
Сравнивая разные избирательные системы, следуют помнить о том, что в
любом случае, только равные, честные, альтернативные выборы приведут к
тому, что представительные органы будут реально представлять население
страны.
Ведущий 2: От нашего участия в выборах зависит, кто и как управляет нами.
Почему граждане не всегда участвуют в выборах? Какие могут быть
последствия этого явления для личности, общества и государства? Вот на эти
вопросы мы постараемся с вами ответить. Кто может сказать: «Что такое
абсентеизм?» Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования
избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест против
существующей формы правления, политического режима, проявления
безразличия к осуществлению своих прав и обязанностей.
Ведущий 3: В августе 2014-го года аналитический центр задал 1600-а
совершеннолетним россиянам в 134-х населённых пунктах вопрос: «Какое из
следующих утверждений более всего соответствует вашему отношению к
политике?». Было предложено выбрать один из пяти ответов. «Я принимаю
активное участие в деятельности политической партии/ группы или активно
поддерживаю её», – так ответили два процента участников опроса. «Я с
интересом слежу за политическими событиями в России, но не принимаю
участия в деятельности политических партий/ групп», – сорок процентов
респондентов. «Я довольно безразлично отношусь к политической жизни в
России, она меня не слишком заботит», – тридцать процентов. «Мне не
нравится политика, и я не собираюсь беспокоиться по поводу неё», –
двадцать три процента. «Затрудняюсь ответить», – четыре процента.
Желания участвовать в политической жизни у россиян оказалось ещё
меньше, чем интереса к ней. Лишь восемнадцать процентов респондентов
выбрали ответы «определённо да» и «скорее, да» на вопрос: «Вы хотели бы
участвовать в политической жизни, хотя бы на уровне своего города».
Семьдесят семь процентов ответили «скорее, нет» и «определённо нет».
Пять процентов затруднились ответить на этот вопрос.
Ведущий 1: А теперь обратимся к результатам соцопроса, проведенного
среди старшеклассников нашего лицея. (Слайд с результатами школьного
соцопроса).
УЧИТЕЛЬ: Хотим обратить ваше внимание на результаты участия наших
граждан в выборах в Государственную Думу последнего созыва.
(Анализируется гистограмма с результатами участия в выборах избирателей
за период с 1993 по 2016 годы).
УЧИТЕЛЬ: Давайте попытаемся разобраться в причинах абсентеизма.
Предполагаемые ответы:
1. Отсутствие интереса к политической жизни.
2. Низкая политическая и правовая культура.
3. Отсутствие доверия к политикам.
4. Неверие в возможность проведения честных и справедливых выборов
.
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, а каковы последствия абсентеизма?
Предполагаемые ответы:
1. Экономический ущерб при организации повторных выборов.
2. Фальсификация избирательных бюллетеней.
3. К власти придут политические деятели, отнюдь не выражающие
преобладающего настроения в обществе.
4. К власти придут люди недостойные, не умеющие
управлять страной.
5. Возможность захвата власти, скатывание к авторитарно-тоталитарным
режимам.
Учитель: Участие в выборах – это реализация нашего активного
избирательного права, но прежде чем идти на выборы, необходимо
познакомиться с кандидатами. Мы обратились к нашим ребятам с
предложением разработать программу развития нашего городка. Давайте
послушаем их выступления и выскажем мнение, чья программа, на ваш
взгляд более привлекательна и реалистична.
(Заслушиваем выступления).
Есть ли у вас какие либо вопросы к выступавшим? (При наличии вопросов –
докладчики отвечают). Я думаю, что вы поняли, что выбор голосующего
должен быть осознанным. И каждый человек сам решает – идти ему на
выборы или нет.
Учитель: Обратите внимание на данное высказывание: «Плохие
государственные деятели избираются хорошими гражданами, которые не
голосуют» Дж. Натан. Как вы понимаете данное высказывание? (Ответы
учащихся).
Что сделать, чтобы поднять активность избирателей на выборах?
Предполагаемые ответы:
1.
Повышение политической и правовой культуры.
2.
Итак. Мы подошли к ВЫВОДУ:
ГОЛОСОВАТЬ необходимо, так как это:
1.Важнейшее право и гражданская обязанность человека в
демократическом обществе.
2. Возможность формировать государственную политику.
3. Возможность избежать неблагоприятных последствий для человека,
общества и государства в целом.
Исполняется гимн Российской Федерации.