Автор: Брякунова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№ 50
Населённый пункт: г.Ревда Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Уроки здоровья
Раздел: дошкольное образование
«Уроки здоровья»
Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого
общества. Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость»,
принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все.
Одной из основных задач стоящих перед педагогами является воспитание
здорового подрастающего поколения. Время, в которое мы живем, требует
от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности —
качество. Наша задача довести до сознания детей, что главное у человека —
это его здоровье.
Поэтому
в ДОУ
оздоровительная
деятельность
занимает
особое
место.
Большое внимание уделяется профилактике органов зрения, дыхательной
и костно-мышечной системам.
Педагоги в группе систематически проводят уроки здоровья, в ходе которых
дети
знакомятся
не только
с частями
лица
и тела,
но и получают
практические
навыки,
направленные
на укрепление
здоровья
(разучивают
комплексы упражнений по профилактике патологий органов зрения, дыхания,
плоскостопия, осанки и др.).
Основная тема занятий:
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
На уроках здоровья используются медико-педагогические способы.
В уроки здоровья входят знания по физиологии, анатомии, психологии.
-
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-
ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на
самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность.
-
Содержащийся в занятии познавательный материал соответствует
возрасту ребёнка.
-
Познавательный материал сочетается с практическими заданиями
(оздоровительные минутки – упражнения для глаз, самомассаж тела,
упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения,
психогимнастические этюды).
Используется интегрированный подход к проведению Урока здоровья
(познавательная деятельность детей сочетаться с изобразительной,
музыкальной деятельностью, речевым и физическим развитием).
-
Содержание занятия наполнены сказочными и игровыми персонажами,
проблемными ситуациями, связанными с ними.
-
Уроки здоровья приносят детям чувство удовлетворения и радости,
желание прийти снова на занятие.
Уроки здоровья проводятся по 4 направлениям:
1.
«Уроки Мойдодыра».
Цель, которых заключается в формировании и привитии стойких культурно
гигиенических навыков.
По данному направлению проводятся такие интересные занятия как:
«Уроки Мойдодыра», В гостях у смешариков – поздравляем Ёжика с днем
рождения», «Путешествие в Волшебную страну».
Через занятия дети закрепляют, совершенствуют гигиенические навыки,
учатся
следить
за
чистотой
тела
и
опрятностью
одежды,
полоскать
рот,
чистить зубы, иметь носовой платок.
2.
«Главное чудо света» - формирование представлений о теле человека, его
основных системах.
Проводятся занятия на тему: «Чтобы зубки не болели», «Карлсон в гостях у
ребят»,
« Я - девочка, я - мальчик», «Кто я – образ себя», "Глазки, уши и носы
быть здоровыми должны" «Здоровое сердце каждому человеку» и др.
У детей формируются знания об организме, о человеке (частях его тела, их
значении для человека), дети знакомятся, как устроено тело человека).
3.
«Я - человек» - развитие представлений о взаимосвязях человека и общества,
человека
и
природы,
о
зависимости
состояния
здоровья
от
окружающей
среды.
Занятия: « Человек и домашнее животное», «Что было бы», «Я и моё тело»
и др.
На
основе
исследовательской
деятельности
у
детей
развивается
представление о том, что человек - часть природы, и одновременно существо
мыслящее, формируется
у детей представления, с одной стороны, о едином
физическом
начале
человека
и
животного,
с
другой
–
об
уникальности
человека.
4.
«Если хочешь быть здоровым»- формирование привычки к здоровому образу
жизни
и
систематическим
занятиям
физическими
упражнениями,
соблюдение правил техники безопасности. Интересные встречи с любимым
персонажем «Здоровейка».
Занятия: «Один дома», «Дети и другие люди», «Знай, помни, соблюдай», В
здоровом теле – здоровый дух», «Человек и его здоровье» и др.
Дети получают знания о том, куда обращаться в экстренном случае,
поминают предметы, опасные и не опасные для жизни и здоровья. Детям
прививается потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим
упражнениям и занятиям спортом; формируется у детей представление о
полезных продуктах, в которых содержаться витамины.
Данные
направления
уроков
здоровья направлено
на
сохранение
и
укрепление здоровья, снижение заболеваемости, на формирование у детей
знаний
о
здоровье
и
здоровом
образе
жизни,
здоровьесберегающего
и
здоровьеразвивающего сознание, совершенствование практических навыков
здорового образа жизни. Отношение детей к своему здоровью – фундамент,
на
котором
может
быть
выстроено
здание
потребности
в
ЗОЖ.
Оно
зарождается и развивается в процессе осознания ребёнком себя как человека
и
личности.
Необходимо,
чтобы
дети
поняли:
человеческий
организм
–
сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и своё здоровье, и
свою жизнь надо уметь беречь и защищать с самого раннего возраста.
Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребёнка:
привычку к чистоте; основы культурно-гигиенических навыков; понимание
того,
как
влияют
физические
упражнения
на
организм
человека,
его
самочувствие; умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни
и здоровью; элементы самоконтроля во время разнообразной двигательной
деятельности.