Напоминание

Значение игр с природным материалом в развитии детей дошкольного возраста.


Автор: Лукатова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№83
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Значение игр с природным материалом в развитии детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение игр с природным материалом в развитии детей

дошкольного возраста.

Игры с природным материалом – кладовая для фантазии и игры

воображения. Играя с природным материалом дети развивают

фантазию, творческие способности, добрые чувства. На

важность использования природного материала в играх обращал

внимание А.С. Макаренко. Он указывал на то, что материалы

«ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из

природного материала человек создает пособия, игровой

материал». В играх с природным материалом простор для

фантазии, не просто воображения, а большой творческой

фантазии.Игры с природным материалом заключают в себе

большие возможности сближения ребенка с природой,

воспитание бережного и заботливого отношения к ней,

формирование конструкторских и игровых навыков.

Основным мотивом игры является не получение результата, а

сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные

игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и

пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно

приносят внутренний покой и радость, они полны свободой,

независимостью, простором для бесконечного

экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют

психологи в работе с дошкольниками. Но те, же песок и воду

можно использовать для формирования и развития

пространственно-количественных представлений, счетных

операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе

знакомства с различными природными материалами и их

свойствами осуществляется развитие памяти, внимания,

восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты

и явления, выделять признаки сходства и различия,

классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В

процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников,

обогащается их жизненный опыт.Первые контакты ребенка с

окружающим миром происходят на ежедневных прогулках. Это

пора самых невероятных открытий, ведь для малыша все

происходит впервые. Впервые ребенок обращает внимание на

то, что из влажного песочка получается куличик, а из сухого –

горка; что деревья растут из земли, а на их ветках есть листья

и желуди; что если вылить из леечки воду, то образуется

лужица, которая быстро исчезает. Как важно, чтобы эти

маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало

потребностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а

главное, приобретать собственный неповторимый опыт

общения малыша с миром природы. Мы привыкли к тому, что в

жизни нас чаще всего окружают предметы из стекла,

пластмассы, бумаги, ткани, металла. Все

эти материалы созданы человеком искусственно.

Но в мире существует огромное количество природных

материалов, которые обильно преподносит нам сама природа.

Это предметы, которые мы порой даже не замечаем, и все то,

что легко можно найти, едва выйдешь на прогулку.

Встречи с природой расширяют представления детей об

окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в

различные явления. В теплое время года самым

популярным природным материалом для игр детей является

песок. Но я также стараюсь привлекать детей к играм с

другими материалами: камушки, веточки, листики, цветочки.

Из камушков ребята выкладывают различные картинки, но для

этого сначала старательно

собирают «строительный материал».

Из веточек, которые находим на участке, выкладываем

геометрические фигуры, картинки. Рисуем палочками и

пальчиками на песке. Из цветочков, которые девочки нашли

сорванными на дорожке около нашего участка, выложили узоры.

Детям эти игры очень интересны и полезны. Природа даёт нам

разнообразный материал для изготовления всевозможных

поделок. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью

является игра. Непосредственно через игру дети получают

необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего развития.

Существует множество различных развивающих игр для

дошкольников, но наибольшую заинтересованность у детей

вызывают игры с природным материалом. Такие игры, для детей

является не только, необычным для них, но они развивают у

детей художественные способности, эстетические вкусы,

фантазию, творческое воображение. Во время игры дети

приобретают знания путем самостоятельного поиска,

исследовательской деятельности.

Благодаря природным факторам значительно богаче

становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей

развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить

начатое дело до конца.В данной статье представлены игры, в

которых использованы природные материалы.

1. «Найди пару» Берем 12 пар шапочек от желудя, каждую пару

красим в один цвет, в итоге должно получиться 12

разноцветных пар, а внешнею сторону можно покрасить в один

какой-нибудь нейтральный цвет.

Правила игры: необходимо разложить «шапочки» вверх на стол,

а затем переворачивать по две. Если они совпадают, то ребенок

забирает их и получает еще ход. Если же нет – ход переходит к

другому игроку. Задача – набрать как можно больше «шапочек».

2. «Найди отличия»

Здесь можно придумать различные варианты с природным

материалом. Например, на двух листах бумаги А4 можно

составить композицию, и затем ребенок должен найти

отличия.

3. «Дорисуй»

Игра направлена на развитие воображения и фантазии. Так же в

этой игре можно использовать разные варианты, так например:

на листке бумаги и приклеить один листок дерева, а ребенок

должен дорисовать или также использовать природный

материал, чтобы в итоге получилась картинка.

4. «Что изменилось?»

На столе располагаются природный материал или заранее

сделанные с ребенком различные изделия из природного

материала. Ребенок должен внимательно смотреть и

запомнить их расположения. Потом он закрывает глаза, а

педагог должен что-нибудь поменять (убрать один из

предмета, поменять местами или развернуть). Задача ребенка

сказать точно, что изменилось.

5. «Угадай, что там»

Нужно сделать мешочки, которые будут наполнены природным

материалом. Ребенок должен на ощупь угадать, что в данном

мешочке лежит.

В данной материале в играх использовались осенние природные

материалы. Предложенные игры подходят к любому

дошкольному возрасту в зависимости он их усложнения.

В процессе игры и после ее завершения дети испытывают

большое эмоциональное наслаждение, повышается их

жизненный тонус, способствующий поднятию настроения.



В раздел образования