Напоминание

Мы познаем мир, в котором живем


Авторы: Бахарева Татьяна Александровна, Кузовкова Светлана Михайловна
Должность: учитель математики, учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: программа по внеурочной деятельности
Тема: Мы познаем мир, в котором живем
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА АБАКАНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мы познаем мир, в котором живем»

(5 класс)

Авторы-составители:

Бахарева

Т.

А.,

учитель

математики,

Кузовкова С. М., учитель физики

2016

1

Пояснительная записка

Программа

«Мы

познаем

мир,

в

котором

живем»

направлена

на

развитие

познавательного

интереса,

любознательности

у

школьников

к

тому,

что

их

окружает,

содержание

задач

носит

практический

характер

и

связан

с

применением

математики

и

физики в различных сферах нашей жизни.

Цель программы: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в

области физико-математического направления, приучение к научному познанию мира,

Исходя из общей цели, решаются следующие задачи:

применять математические знания в повседневной жизни

способствовать формированию первоначальных представлений о физической

сущности явлений природы;

развивать умения наблюдать физические явления, проводить простейшие

естественнонаучные эксперименты;

способствовать

формированию

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению;

Особенностью программы является ее практическая направленность. Программа

носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях дисциплин физико-

математического

цикла.

Программа является

логическим

продолжением

урочной

деятельности

по

математике

и

выполняет

пропедевтическую

функцию

курса

физики,

направлена на совершенствование универсальных учебных действий.

Программа общеинтеллектуального направления и рассчитана для учащихся 5 класса

на 1 учебный год, объем занятий - 34 часа.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

При достижении

личностных результатов

у учащихся будут сформированы:

познавательный интерес к предметам естественно-математического цикла;

убежденность

в

возможности

познания

природы,

в

необходимости

разумного

использования

достижений

науки

и

технологий

для

дальнейшего

развития

человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике и

математике как к элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; заполнять и

дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

2

мотивация

образовательной

деятельности

школьников

на

основе

личностно-

ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и

изобретений, к результатам обучения;

приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и

самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в

соответствии с жизненными потребностями и интересами.

При достижении метапредметных

результатов у учащегося будут сформированы

следующие универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

ее реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

Учащийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими учащимися;

оценивать

правильность

выполнения

заданий

и

вносить

необходимые

коррективы в его выполнение.

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

выполнения

заданий

с

использованием

дополнительной

литературы,

энциклопедий,

справочников

(включая

электронные, цифровые), сведениями Интернета;

осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в

том числе с помощью ИКТ;

проводить анализ, сравнение и классификацию тех или явлений, устанавливать

причинно-следственные связи;

составлять простейшие математические модели.

Учащийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

3

строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-

следственных связей.

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных

задач,

строить

монологическое

высказывание,

владеть

диалогической

формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в

том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Учащийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

Формы подведения итогов реализации программы:

творческие задания для учеников 5 классов в рамках подготовки к неделе

естественно-математического цикла: написание докладов, рефератов, занимательных

заданий;

оформление школьных стендов силами учащихся 5 классов;

организация

научно-познавательных

минуток

на

уроках,

содержащих

интересные моменты и занимательные задания по математике и физике;

участие в конкурсах школьного, городского, всероссийского уровня;

представление

коллективного

результата

деятельности

учащихся

в

форме

проектов;

составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

создание и защита собственного проекта;

создание

презентаций.

Немаловажным аспектом по результатам освоения программы курса является то, что

для учащихся в процессе реализации программы создаются условия для их личностного

развития.

4

При работе над проектом учащийся получит возможность выполнять творческий

проект по плану, пользоваться справочными материалами, дополнительной литературой;

самостоятельно приобретать и применять полученные знания в различных ситуациях для

решения

различной

сложности

задач;

интерпретировать

информацию,

в

том

числе

с

использованием ИКТ; иметь первый опыт публичного выступления; аргументировать свою

позицию.

Темы проектов для учащихся:

Туннель, вписанный в ландшафт.

Модель моста.

Необычные свойства пирамиды.

Модель самолета.

Прыгающие мыльные пузыри.

Как работает фонтан

Сила воды

Содержание курса

Содержание

программы

ориентировано

на

формирование

развитие

интереса

и

творческих

способностей

младших

подростков

при

освоении

ими

методов

научного

познания; приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений

природы; формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором

мы живем. Через реализацию практических занятий учащимся предоставляется возможность

участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе.

Методы и средства обучения.

Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-

поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение

исследований.

Формы

организации

занятий:

беседа,

объяснение,

рассказ,

простейшие

демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская

работа, практические занятия.

5

Формы

организации

познавательной

деятельности

учащихся:

индивидуальные,

групповые.

Программа состоит из вводных занятий и четырех модулей.

Количество

Демонстрации

8

Практические опыты

25

Мини-проекты

4

Итоговый проект

1

Проведение предложенных опытов и демонстраций не требует специального

оборудования, достаточно бытовых и подручных материалов.

Название опыта

Источник

Воздух в воде.

[1] cтр. 5

Вакуумная упаковка.

[1] cтр. 5

Весы для воздуха.

[1] cтр. 6

Воздух в комнате.

[1] cтр. 7

Сильнее воды.

[1] cтр. 10

Отпечатки.

[1] cтр. 11

Опыты по обнаружению атмосферного

давления.

[4] cтр. 27

Воздух на крыле.

[1] cтр. 23

Модели самолетов (на выбор).

[2]

Звуки и вода.

[1] cтр. 30

На манер краснокожих индейцев.

[1] cтр. 32

Музыкальные резинки.

[1] cтр. 33

Вода поднимается вверх.

[1] cтр. 37

Измерение объемов жидкости.

Работа с мерными стаканчиками и

различными сосудами

Вес воды.

[4], [1] cтр. 33

Фонтан. Модель фонтана.

[4], [1]

Концентрические купола.

[4], [1] cтр. 46

Весы открывают тайну.

[4], [1] cтр. 49

Испытание на плотность.

[1] cтр. 52

Эффект рассола.

[1] cтр. 53

Ныряющий изюм.

[1] cтр. 52

Модель водяного колеса.

[1] cтр. 105

Хрупкие, но прочные.

[3] cтр. 144

Надежная опора.

[3] cтр. 105

Мосты и туннели.

[3] cтр. 140

6

Рычаг, Легкий путь

[1] cтр. 148

Захват.

[1] cтр. 102

Весы.

[1] cтр. 102

Прямолинейный маршрут, можно ли

остановить свет.

[1] cтр. 69-70

Измерение и построение углов.

[4]

Модель подзорной трубы.

[1] cтр. 77

Модель садовых солнечных часов.

[1] cтр. 72

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание

Формы

организации

деятельности

Виды деятельности

Введение – 2часа

1

Вводное занятие «Мы познаем

мир, в котором живем»

Природа. Явления природы. Что

изучает физика.

Лекции с

мультимедийным

сопровождением

Называть предмет

изучения, определять цели

и задачи программы курса.

Познавательная

деятельность

2

Методы

п о з н а н и я .

М а т е м а т и ч е с к а я

м о д е л ь .

Методы

научного

п оз н а н и я :

н а б л ю д е н и е ,

о п ы т .

Работа с разными

источниками информации.

Познавательная

деятельность

7

Моделирование.

Физиче ские

величины

и

их

и з м е р е н и я .

Измерительные приборы. Шкала.

Правило

определения

цены

деления.

Модуль 1. Воздух есть везде – 7 часов

1

Воздух есть везде.

Что такое воздух. Понятие

атмосферы. Демонстрации: воздух

в воде, вакуумная упаковка.

Математическая запись больших и

малых величин.

Занятие-

исследование.

Работа с разными

источниками информации.

2

Сколько весит воздух.

Давление. «Весы для воздуха»,

«Воздух в комнате»

Решение текстовых задач на

расчет массы воздуха.

Практическое

занятие

Изготовить весы

Решать задачи, используя

формулы.

3

Атмосферное давление.

Барометр. Изменение давления.

Опыты: «Сильнее воды»,

«Отпечатки»

Практическое

занятие

Познавательная

деятельность

4

Полет.

«Воздух на крыле». Решение

экспериментальных задач на

нахождение скорости бумажных

моделей самолетов»

Практическое

занятие

Находить и предоставлять

информацию

5

Звуки. «Звуки и вода», «На

манер краснокожих индейцев»

.Перевод в различные систем ед.

Задачи на распространение звука в

различных средах.

Творческое занятие.

Решать задачи, используя

формулы.

6

Работа над мини-проектом по

теме «Воздух есть везде»

Творческая

мастерская.

Создание мини-проектов.

Познавательная,

поисковая, проектная

деятельность.

Техническое творчество.

7

Защита проекта

Презентация работы

в любой форме.

Проектная деятельность.

Модуль 2. Сила воды -9 часов

8

1

Сила воды. Отличие воды от

воздуха. Свойства воды. «Вода

поднимается вверх». Измерение

объемов жидкости.

Занятие-

исследование.

2

Вес воды. «Можно ли увеличить

силу воды»

Занятие-

исследование.

Составить таблицу по

результатам измерений

Творческая деятельность.

Поисковая,

исследовательская

деятельность.

3

Естественная сила воды.

Фонтан. Модель фонтана.

Творческая

мастерская.

Изготовить модель

фонтана.

4

«Концентрические купола»

Мыльные пузыри и их формы.

Геометрические фигуры.

Творческая

мастерская.

Изготовить каркасы:

квадрата, прямоугольника,

треугольника. Творческая,

познавательная

деятельность.

5-

Весы открывают тайну.

Динамометр. Шкала. Правило

определения цены деления. Задачи

на расчет массы и объема.

Практическое

занятие

Извлекать,

интерпретировать и

преобразовывать

информацию о

геометрических фигурах,

представленную на

чертежах

6

Тонет или не тонет.

Применение в быту. «Испытание

на плотность», «Эффект рассола»,

«Ныряющий изюм»

Творческая

мастерская.

7

Задачи на сравнение.

Практическое

занятие

Решать простые и сложные

задачи разных типов, а

также задачи повышенной

трудности;

применять оба способа

поиска решения задач (от

требования к условию и от

9

условия к требованию);

8

Работа над мини-проектом по

теме «Сила воды»

Проектная деятельность.

9

Защита проекта

Конференция

Модуль 3. Движение и покой-7ч

1

Движение и покой.

Что такое движение. Парение в

воздухе, в пустоте. Ускорение

свободного падения. Формула

скорости. Модель парашют.

Занятие-

исследование.

Познавательная

деятельность. выполнять

простейшие построения на

местности, необходимые в

реальной жизни;

2

Водяное колесо.

Работа с формулами.

Практическое

занятие

Познавательная

деятельность.

3

Пирамиды.

Элементы пирамиды. Виды

пирамид. Устойчивость и

прочность пирамид.

Практическое

занятие

Изготовление пирамид с

разным основанием.

4

Надежная опора.

«Хрупкие, но прочные»,

«Надежная опора».

Мосты и туннели.

Геометрические формы и фигуры.

Практическое

занятие

Познавательная

деятельность.

вычислять площади

прямоугольников,

квадратов, объемы

прямоугольных

параллелепипедов, кубов.

Оценивать размеры

реальных объектов

окружающего мира.

5

Рычаги в работе.

Рычаг, «Легкий путь»

«Захват», «Весы»

Творческая

мастерская.

Решение математической

модели, составить таблицу.

Анализ полученных

результатов.

6

Работа над мини-проектом по

теме «Движение и покой»

7

Защита проекта

Конференция

Модуль 4. Лучи света -9ч

1

Лучи света. Понятие луча.

Прямой. Прямолинейное

распространение света.

«Прямолинейный маршрут»,

«Можно ли остановить свет»

Занятие-

исследование.

Творческая,

проектная деятельность.

10

2

Правильное отражение.

Измерение и построение углов.

Модель подзорной трубы.

Практическое

занятие

выполнять измерение

длин, расстояний, величин

углов, с помощью

инструментов для

измерений длин и углов;

3-

4

Садовые солнечные часы.

Круг. Площадь круга.

Творческая

мастерская.

вычислять расстояния на

местности в стандартных

ситуациях, площади

участков прямоугольной

формы, объемы комнат;

5-

6

Экскурсия

Посещение музея

«Занимательных наук»

7-

8

Работа над итоговым проектом

9

Защита проектов.

Занятие-

презентация.

Тематическое планирование

Наименование раздела (модуля) программы, тема занятия

Кол-во

часов

1

Вводное занятие «Мы познаем мир, в котором живем»

1

11

2

Методы познания. Математическая модель.

1

Модуль 1. Воздух есть везде (7 часов)

1

Воздух есть везде.

1

2

Сколько весит воздух.

1

3

Атмосферное давление.

1

4

Полет.

1

5

Звуки

1

6

Работа над мини-проектом по теме «Воздух есть везде»

1

7

Защита проектов

1

Модуль 2. Сила воды (9 часов)

1

Сила воды.

1

2

Вес воды.

1

3

Естественная сила воды.

1

4

«Концентрические купола»

1

5

Весы открывают тайну.

1

6

Тонет или не тонет.

1

7

Задачи на сравнение.

1

8

Работа над мини-проектом по теме «Сила воды»

1

9

Защита проекта

1

Модуль 3. Движение и покой (7часов)

1

Движение и покой.

2

2

Водяное колесо.

2

3

Пирамиды.

1

4

Надежная опора

1

5

Рычаги в работе.

1

6

Работа над мини-проектом по теме «Движение и покой»

1

7

Защита проекта

1

Модуль 4. Лучи света ( 9 часов)

1

Лучи света.

1

2

Правильное отражение.

1

3-4

Садовые солнечные часы.

Круг. Площадь круга.

2

5-6

Экскурсия

2

7-8

Работа над итоговым проектом

2

9

Защита проектов.

1

Итого часов

34

Литература:

1.

Большая книга экспериментов/Под ред. Антонеллы Мейяни;-М.:

РОСМЭН, 2014

12

2.

Летающие модели с приложением на электронном носителе. 1-4 классы/

В. В. Выгонов. – М.: Экзамен, 2014

3.

150 удивительных научных экспериментов / Крис Оксдэйд; (пер.с англ.

В. Дудникова). – М.: Эксмо, 2014

4.

Занимательные опыты по физике /Л. А. Горев. - М.: Просвящение,1977

5.

В царстве смекалки, или арифметика для всех.Кн. I :/Е. И. Игнатев; под

ред. Г. З. Генкина; М.: Просвящение 2008

6.

В царстве смекалки, или арифметика для всех.Кн. II :/Е. И. Игнатев; под

ред. Г. З. Генкина; М.: Просвящение 2008

7.

В царстве смекалки, или арифметика для всех.Кн. III :/Е. И. Игнатев; под

ред. Г. З. Генкина; М.: Просвящение 2008

8.

Забавная арифметика/ Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров. – М.:

Просвящение, 2008

13



В раздел образования