Авторы: Бахарева Татьяна Александровна, Кузовкова Светлана Михайловна
Должность: учитель математики, учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: программа по внеурочной деятельности
Тема: Мы познаем мир, в котором живем
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА АБАКАНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мы познаем мир, в котором живем»
(5 класс)
Авторы-составители:
Бахарева
Т.
А.,
учитель
математики,
Кузовкова С. М., учитель физики
2016
1
Пояснительная записка
Программа
«Мы
познаем
мир,
в
котором
живем»
направлена
на
развитие
познавательного
интереса,
любознательности
у
школьников
к
тому,
что
их
окружает,
содержание
задач
носит
практический
характер
и
связан
с
применением
математики
и
физики в различных сферах нашей жизни.
Цель программы: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в
области физико-математического направления, приучение к научному познанию мира,
Исходя из общей цели, решаются следующие задачи:
применять математические знания в повседневной жизни
способствовать формированию первоначальных представлений о физической
сущности явлений природы;
развивать умения наблюдать физические явления, проводить простейшие
естественнонаучные эксперименты;
способствовать
формированию
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению;
Особенностью программы является ее практическая направленность. Программа
носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях дисциплин физико-
математического
цикла.
Программа является
логическим
продолжением
урочной
деятельности
по
математике
и
выполняет
пропедевтическую
функцию
курса
физики,
направлена на совершенствование универсальных учебных действий.
Программа общеинтеллектуального направления и рассчитана для учащихся 5 класса
на 1 учебный год, объем занятий - 34 часа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
При достижении
личностных результатов
у учащихся будут сформированы:
познавательный интерес к предметам естественно-математического цикла;
убежденность
в
возможности
познания
природы,
в
необходимости
разумного
использования
достижений
науки
и
технологий
для
дальнейшего
развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике и
математике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; заполнять и
дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
2
мотивация
образовательной
деятельности
школьников
на
основе
личностно-
ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и
изобретений, к результатам обучения;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и
самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в
соответствии с жизненными потребностями и интересами.
При достижении метапредметных
результатов у учащегося будут сформированы
следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
Учащийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими учащимися;
оценивать
правильность
выполнения
заданий
и
вносить
необходимые
коррективы в его выполнение.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
заданий
с
использованием
дополнительной
литературы,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в
том числе с помощью ИКТ;
проводить анализ, сравнение и классификацию тех или явлений, устанавливать
причинно-следственные связи;
составлять простейшие математические модели.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
3
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической
формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
Формы подведения итогов реализации программы:
творческие задания для учеников 5 классов в рамках подготовки к неделе
естественно-математического цикла: написание докладов, рефератов, занимательных
заданий;
оформление школьных стендов силами учащихся 5 классов;
организация
научно-познавательных
минуток
на
уроках,
содержащих
интересные моменты и занимательные задания по математике и физике;
участие в конкурсах школьного, городского, всероссийского уровня;
представление
коллективного
результата
деятельности
учащихся
в
форме
проектов;
составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
создание и защита собственного проекта;
создание
презентаций.
Немаловажным аспектом по результатам освоения программы курса является то, что
для учащихся в процессе реализации программы создаются условия для их личностного
развития.
4
При работе над проектом учащийся получит возможность выполнять творческий
проект по плану, пользоваться справочными материалами, дополнительной литературой;
самостоятельно приобретать и применять полученные знания в различных ситуациях для
решения
различной
сложности
задач;
интерпретировать
информацию,
в
том
числе
с
использованием ИКТ; иметь первый опыт публичного выступления; аргументировать свою
позицию.
Темы проектов для учащихся:
Туннель, вписанный в ландшафт.
Модель моста.
Необычные свойства пирамиды.
Модель самолета.
Прыгающие мыльные пузыри.
Как работает фонтан
Сила воды
Содержание курса
Содержание
программы
ориентировано
на
формирование
развитие
интереса
и
творческих
способностей
младших
подростков
при
освоении
ими
методов
научного
познания; приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений
природы; формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором
мы живем. Через реализацию практических занятий учащимся предоставляется возможность
участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе.
Методы и средства обучения.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-
поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение
исследований.
Формы
организации
занятий:
беседа,
объяснение,
рассказ,
простейшие
демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская
работа, практические занятия.
5
Формы
организации
познавательной
деятельности
учащихся:
индивидуальные,
групповые.
Программа состоит из вводных занятий и четырех модулей.
Количество
Демонстрации
8
Практические опыты
25
Мини-проекты
4
Итоговый проект
1
Проведение предложенных опытов и демонстраций не требует специального
оборудования, достаточно бытовых и подручных материалов.
Название опыта
Источник
Воздух в воде.
[1] cтр. 5
Вакуумная упаковка.
[1] cтр. 5
Весы для воздуха.
[1] cтр. 6
Воздух в комнате.
[1] cтр. 7
Сильнее воды.
[1] cтр. 10
Отпечатки.
[1] cтр. 11
Опыты по обнаружению атмосферного
давления.
[4] cтр. 27
Воздух на крыле.
[1] cтр. 23
Модели самолетов (на выбор).
[2]
Звуки и вода.
[1] cтр. 30
На манер краснокожих индейцев.
[1] cтр. 32
Музыкальные резинки.
[1] cтр. 33
Вода поднимается вверх.
[1] cтр. 37
Измерение объемов жидкости.
Работа с мерными стаканчиками и
различными сосудами
Вес воды.
[4], [1] cтр. 33
Фонтан. Модель фонтана.
[4], [1]
Концентрические купола.
[4], [1] cтр. 46
Весы открывают тайну.
[4], [1] cтр. 49
Испытание на плотность.
[1] cтр. 52
Эффект рассола.
[1] cтр. 53
Ныряющий изюм.
[1] cтр. 52
Модель водяного колеса.
[1] cтр. 105
Хрупкие, но прочные.
[3] cтр. 144
Надежная опора.
[3] cтр. 105
Мосты и туннели.
[3] cтр. 140
6
Рычаг, Легкий путь
[1] cтр. 148
Захват.
[1] cтр. 102
Весы.
[1] cтр. 102
Прямолинейный маршрут, можно ли
остановить свет.
[1] cтр. 69-70
Измерение и построение углов.
[4]
Модель подзорной трубы.
[1] cтр. 77
Модель садовых солнечных часов.
[1] cтр. 72
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание
Формы
организации
деятельности
Виды деятельности
Введение – 2часа
1
Вводное занятие «Мы познаем
мир, в котором живем»
Природа. Явления природы. Что
изучает физика.
Лекции с
мультимедийным
сопровождением
Называть предмет
изучения, определять цели
и задачи программы курса.
Познавательная
деятельность
2
Методы
п о з н а н и я .
М а т е м а т и ч е с к а я
м о д е л ь .
Методы
научного
п оз н а н и я :
н а б л ю д е н и е ,
о п ы т .
Работа с разными
источниками информации.
Познавательная
деятельность
7
Моделирование.
Физиче ские
величины
и
их
и з м е р е н и я .
Измерительные приборы. Шкала.
Правило
определения
цены
деления.
Модуль 1. Воздух есть везде – 7 часов
1
Воздух есть везде.
Что такое воздух. Понятие
атмосферы. Демонстрации: воздух
в воде, вакуумная упаковка.
Математическая запись больших и
малых величин.
Занятие-
исследование.
Работа с разными
источниками информации.
2
Сколько весит воздух.
Давление. «Весы для воздуха»,
«Воздух в комнате»
Решение текстовых задач на
расчет массы воздуха.
Практическое
занятие
Изготовить весы
Решать задачи, используя
формулы.
3
Атмосферное давление.
Барометр. Изменение давления.
Опыты: «Сильнее воды»,
«Отпечатки»
Практическое
занятие
Познавательная
деятельность
4
Полет.
«Воздух на крыле». Решение
экспериментальных задач на
нахождение скорости бумажных
моделей самолетов»
Практическое
занятие
Находить и предоставлять
информацию
5
Звуки. «Звуки и вода», «На
манер краснокожих индейцев»
.Перевод в различные систем ед.
Задачи на распространение звука в
различных средах.
Творческое занятие.
Решать задачи, используя
формулы.
6
Работа над мини-проектом по
теме «Воздух есть везде»
Творческая
мастерская.
Создание мини-проектов.
Познавательная,
поисковая, проектная
деятельность.
Техническое творчество.
7
Защита проекта
Презентация работы
в любой форме.
Проектная деятельность.
Модуль 2. Сила воды -9 часов
8
1
Сила воды. Отличие воды от
воздуха. Свойства воды. «Вода
поднимается вверх». Измерение
объемов жидкости.
Занятие-
исследование.
2
Вес воды. «Можно ли увеличить
силу воды»
Занятие-
исследование.
Составить таблицу по
результатам измерений
Творческая деятельность.
Поисковая,
исследовательская
деятельность.
3
Естественная сила воды.
Фонтан. Модель фонтана.
Творческая
мастерская.
Изготовить модель
фонтана.
4
«Концентрические купола»
Мыльные пузыри и их формы.
Геометрические фигуры.
Творческая
мастерская.
Изготовить каркасы:
квадрата, прямоугольника,
треугольника. Творческая,
познавательная
деятельность.
5-
Весы открывают тайну.
Динамометр. Шкала. Правило
определения цены деления. Задачи
на расчет массы и объема.
Практическое
занятие
Извлекать,
интерпретировать и
преобразовывать
информацию о
геометрических фигурах,
представленную на
чертежах
6
Тонет или не тонет.
Применение в быту. «Испытание
на плотность», «Эффект рассола»,
«Ныряющий изюм»
Творческая
мастерская.
7
Задачи на сравнение.
Практическое
занятие
Решать простые и сложные
задачи разных типов, а
также задачи повышенной
трудности;
применять оба способа
поиска решения задач (от
требования к условию и от
9
условия к требованию);
8
Работа над мини-проектом по
теме «Сила воды»
Проектная деятельность.
9
Защита проекта
Конференция
Модуль 3. Движение и покой-7ч
1
Движение и покой.
Что такое движение. Парение в
воздухе, в пустоте. Ускорение
свободного падения. Формула
скорости. Модель парашют.
Занятие-
исследование.
Познавательная
деятельность. выполнять
простейшие построения на
местности, необходимые в
реальной жизни;
2
Водяное колесо.
Работа с формулами.
Практическое
занятие
Познавательная
деятельность.
3
Пирамиды.
Элементы пирамиды. Виды
пирамид. Устойчивость и
прочность пирамид.
Практическое
занятие
Изготовление пирамид с
разным основанием.
4
Надежная опора.
«Хрупкие, но прочные»,
«Надежная опора».
Мосты и туннели.
Геометрические формы и фигуры.
Практическое
занятие
Познавательная
деятельность.
вычислять площади
прямоугольников,
квадратов, объемы
прямоугольных
параллелепипедов, кубов.
Оценивать размеры
реальных объектов
окружающего мира.
5
Рычаги в работе.
Рычаг, «Легкий путь»
«Захват», «Весы»
Творческая
мастерская.
Решение математической
модели, составить таблицу.
Анализ полученных
результатов.
6
Работа над мини-проектом по
теме «Движение и покой»
7
Защита проекта
Конференция
Модуль 4. Лучи света -9ч
1
Лучи света. Понятие луча.
Прямой. Прямолинейное
распространение света.
«Прямолинейный маршрут»,
«Можно ли остановить свет»
Занятие-
исследование.
Творческая,
проектная деятельность.
10
2
Правильное отражение.
Измерение и построение углов.
Модель подзорной трубы.
Практическое
занятие
выполнять измерение
длин, расстояний, величин
углов, с помощью
инструментов для
измерений длин и углов;
3-
4
Садовые солнечные часы.
Круг. Площадь круга.
Творческая
мастерская.
вычислять расстояния на
местности в стандартных
ситуациях, площади
участков прямоугольной
формы, объемы комнат;
5-
6
Экскурсия
Посещение музея
«Занимательных наук»
7-
8
Работа над итоговым проектом
9
Защита проектов.
Занятие-
презентация.
Тематическое планирование
№
Наименование раздела (модуля) программы, тема занятия
Кол-во
часов
1
Вводное занятие «Мы познаем мир, в котором живем»
1
11
2
Методы познания. Математическая модель.
1
Модуль 1. Воздух есть везде (7 часов)
1
Воздух есть везде.
1
2
Сколько весит воздух.
1
3
Атмосферное давление.
1
4
Полет.
1
5
Звуки
1
6
Работа над мини-проектом по теме «Воздух есть везде»
1
7
Защита проектов
1
Модуль 2. Сила воды (9 часов)
1
Сила воды.
1
2
Вес воды.
1
3
Естественная сила воды.
1
4
«Концентрические купола»
1
5
Весы открывают тайну.
1
6
Тонет или не тонет.
1
7
Задачи на сравнение.
1
8
Работа над мини-проектом по теме «Сила воды»
1
9
Защита проекта
1
Модуль 3. Движение и покой (7часов)
1
Движение и покой.
2
2
Водяное колесо.
2
3
Пирамиды.
1
4
Надежная опора
1
5
Рычаги в работе.
1
6
Работа над мини-проектом по теме «Движение и покой»
1
7
Защита проекта
1
Модуль 4. Лучи света ( 9 часов)
1
Лучи света.
1
2
Правильное отражение.
1
3-4
Садовые солнечные часы.
Круг. Площадь круга.
2
5-6
Экскурсия
2
7-8
Работа над итоговым проектом
2
9
Защита проектов.
1
Итого часов
34
Литература:
1.
Большая книга экспериментов/Под ред. Антонеллы Мейяни;-М.:
РОСМЭН, 2014
12
2.
Летающие модели с приложением на электронном носителе. 1-4 классы/
В. В. Выгонов. – М.: Экзамен, 2014
3.
150 удивительных научных экспериментов / Крис Оксдэйд; (пер.с англ.
В. Дудникова). – М.: Эксмо, 2014
4.
Занимательные опыты по физике /Л. А. Горев. - М.: Просвящение,1977
5.
В царстве смекалки, или арифметика для всех.Кн. I :/Е. И. Игнатев; под
ред. Г. З. Генкина; М.: Просвящение 2008
6.
В царстве смекалки, или арифметика для всех.Кн. II :/Е. И. Игнатев; под
ред. Г. З. Генкина; М.: Просвящение 2008
7.
В царстве смекалки, или арифметика для всех.Кн. III :/Е. И. Игнатев; под
ред. Г. З. Генкина; М.: Просвящение 2008
8.
Забавная арифметика/ Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров. – М.:
Просвящение, 2008
13