Напоминание

Проектная деятельность


Автор: Лановая Нелли Сергеевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: ЧУОО "Новая школа "Юна"
Населённый пункт: города Дубны Московской области
Наименование материала: "Организация проектной деятельности на уроках русского языка"
Тема: Проектная деятельность
Раздел: среднее образование





Назад




Организация проектной деятельности на уроках русского языка

Лановая Нелли Сергеевна,

учитель русского языка,

ЧУОО «Новая школа «Юна»

г. Дубны Московской области»

адрес сайта школы

school-juna

e-mail:

nlan@rambler

Аннотация

Данный

доклад

ориентирован

на

учителей

русского

языка

и

литературы.

В

нем

обозначены основные требования к проекту, представлена классификация проектов, модель

работы

учащихся

над

проектом.

Приводятся

примеры

тем

проектов

и

исследований,

созданных на основе программного материала по русскому языку и литературе.

Содержание

1.

Вступление

2.

Основные требованиями к проекту

3.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

4.

Классификация проектов по продолжительности

5.

Алгоритм проектной работы на уроках русского языка и литературы

6.

Модель работы над проектом

7.

Формы продуктов проектной деятельности

8.

Виды презентаций проектов

9.

Памятки, которые помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели –

созданию проекта

10.

Критерии выполнения исследовательской работы

11.

Критерии защиты исследовательской работы

12.

Заключение

Вступление

Проектная

деятельность

педагогическая

технология,

ориентированная

на

применение фактических знаний и приобретение новых путем самообразования. Метод дает

простор для творческой инициативы учащихся и педагога. Слова, которые вполне могут

служить девизом для участников проектной деятельности: “Я знаю, для чего мне надо то, что

я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно

приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик

получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится

анализировать

ее,

обобщать,

видеть

тенденцию,

сопоставлять

факты,

делать

выводы

и

заключения,

то

он

в

силу

более

высокого

образовательного

уровня

легче

будет

адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить

творческой жизнью.

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена.

Русский

язык

и

литература

как

учебные

предметы

плодотворная

почва

для

проектной

деятельности.

Мы,

учителя,

часто

сталкиваемся

с

такими

проблемами,

как

отсутствие

читательского

интереса

среди

учащихся,

узкий

кругозор,

отсутствие

навыка

анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать

предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно

мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей,

развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

Применение метода проектов на

уроках

русского

языка

и

литературы

позволяет

осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества

знаний учащихся.

Основные требования к проекту

Основными требованиями к проекту можно считать:

1.

Необходимо

наличие

социально

значимой

задачи

(проблем ы ) —

исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом —

это разрешение данной проблемы. Поиск

социально

значимой

проблемы — одна из

наиболее трудных организационных задач.

2

2.

Выполнение

проекта

начинается

с

планирования

действий по

разрешению

проблемы,

иными

словами

с

проектирования

самого

проекта,

в

частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3.

Каждый

проект

обязательно

требует

исследовательской

работы

учащихся.

Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем

будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4.

Результатом работы над проектом,

выходом проекта, является продукт.

В

общем

виде

это

средство,

которое

разработали

участники

проектной

группы

для

разрешения поставленной проблемы.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

* Практико-ориентированный

проект нацелен

на

социальные интересы самих

участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть

использован

в

жизни

класса,

школы,

микрорайона,

города.

Важно оценить реальность

использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

*

Исследовательский

проект

по

структуре

напоминает

подлинно научное

исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач

исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение

полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный

эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

* Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,

явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

*

Творческий

проект

предполагает

максимально

свободный

и

нетрадиционный

подход

к

оформлению

результатов.

Это

могут

быть альманахи,

театрализации,

лингвистические игры, видеофильмы.

Все виды перечисленных целевых направлений деятельности учащихся реализуются

в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой —

творческий, практико-ориентированный или информационный. Речь идет не о единственной, а о

доминирующей направленности деятельности участников проекта.

Русский язык и

литература как учебные предметы – замечательная, плодородная

почва для проектно-исследовательской деятельности. Интересная индивидуальная работа

или работа в группе даст ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые

знания.

3

Приведем

некоторые

примеры

проектной

деятельности,

являющиеся

средством

реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе.

Проект «Экслибрисы – веяние времени».

Данная тема актуальна и интересна для исследовательской деятельности учащихся,

так

как

они

изучают

не

только

историю

появления

книжного

знака,

его

развитие

и

преображение,

совершенствование,

но

и

знакомятся

и

проводят

сравнительный

анализ

экслибрисов, создаваемых сейчас на просторах сети Интернет. Этот проект интересен и тем,

что межпредметные связи п р о н и ка ют

в

у ч е б н о - п о з н а ват е л ь н у ю

д е я т е л ь н о с т ь

учащихся (связь русского языка с рисованием, литературой, ИКТ).

Проект «Книга вчера, сегодня, завтра».

Проект долгосрочный, предполагающий исследование на нескольких уровнях. Во-

первых,

изучаются

теоретические

аспекты

существования

книги

в

ее

печатном

и

компьютерном

варианте.

Во-вторых,

проводится

интервьюирование

и

выявление

читательских

предпочтений

детского

коллектива.

В-третьих,

проводится

анализ

детских

передач телевидения, с целью определения их роли в плане информативности для молодого

поколения. Данный проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Он позволяет

школьникам осознать то, что книга и чтение является средством общекультурного развития и

средством, гарантирующим учебные успехи по всем предметам.

Творческий проект. Инсценирование фрагмента сказки.

Цель литературного образования – «воспитывать у учащихся любовь и привычку к

чтению,

приобщать

учащихся

к

богатствам

отечественной

и

мировой

художественной

литературы». Одним

из

средств

реализации

этой

цели

на

уроках

литературы

являются

ролевые проекты в форме инсценирования сказок. Инсценирование как форма учебной

деятельности

не

только

способствует

более

глубокому

знакомству

с

литературным

произведением,

но

и

формирует

эстетическую

культуру,

формирует

коммуникативные

умения, развивает способности сотрудничества и взаимодействия. Ребята сами выбирают

понравившийся им фрагмент сказки, составляют сценарий, организовывают репетицию и

представляют проект зрителям. Это ставит школьников перед необходимостью распределить

новые

роли:

продюсеры,

режиссёры,

костюмеры,

имиджмейкеры,

актеры

главных

и

в т о р о с т е п е н н ы х

р о л е й .

И н с ц е н и р о в а н и е

ф р а г м е н т о в

сказоквоспитывает культуру речевого общения и помогает раскрыть талант обучающихся на

уроке литературы.

Сочинение рассказов разных жанров.

4

Задача учителя состоит в повышении учебной мотивации учащихся. С этой целью

можно предложить учащимся общую схему сочинения определённого жанра. Опорная схема

с

символами

или

знаками

поможет

школьникам

представить

общий

сюжет

рассказа,

а

замысел определяется идеями ученика.

Рассказы

и

сказки

создаём

с

оптимистическим

финалом,

так

как

это

помогает

школьникам верить в возможность преодоления проблем, а значит, поможет и в дальнейшей

самореализации жизни школьников.

Классификация проектов по продолжительности

* Мини-проекты могут укладываться в одно занятие.

* Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 занятий.

* Среднесрочные (недельные) проекты.

* Долгосрочные (годичные) проекты.

Алгоритм проектной работы на уроках русского языка и литературы

Содержание работы

на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

Подготовительный, или вводный, этап

1. Выбор темы,

формулирование целей проекта

(через проблемную ситуацию,

беседу, анкетирование и т.д.).

2. Определение количества

участников проекта,

формирование состава группы.

3. Выдача письменных

рекомендаций участникам

проектных групп (требования,

сроки, график, консультации и

т.д.)

Обсуждение темы проекта с

учителем и получение необхо-

димой дополнительной

информации.

Формулирование цели проекта.

Формулирование гипотезы.

Распределение обязанностей в

проектной группе

Знакомство с сутью

проектной технологии

и мотивирование уча-

щихся.

Оказание помощи в

формулировании цели

проекта и определении

гипотезы.

Обдумывание

собственных пе-

дагогических целей, с

учетом специфики

проекта и педаго-

гического процесса

Плановые работы

1. Определение источников

информации. Планирование

способов сбора и анализа

информации.

3. Планирование итогового

продукта (формы пред-

ставления результата).

4. Установление процедур и

критериев оценки процесса

Разработка плана действий.

Определение условий,

необходимых для реализации

проекта. Постановка проме-

жуточных задач. Определение

сроков

Предложение идей,

высказывание

предположений,

определение сроков

работы (поэтапно).

Помощь в составление

поэтапного плана,

формулировке

гипотезы, постановке

5

работы, результатов.

5. Распределение обязанностей

среди членов команды

промежуточных задач

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение

промежуточных задач

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблю-

дения, эксперимент, изучение

литературных источников

Сбор нужной информаций,

знакомство с методами

исследования и проведение их,

решение промежуточных задач

Наблюдение, советы,

косвенное руководство

деятельностью,

организация и

координация в случае

необходимости от-

дельных этапов

проекта

Результаты и выводы

Анализ информации.

Формулировка выводов.

Оформление результата

Анализ информации.

Оформление результатов

Наблюдение,

предложения, ре-

комендации

Представление готового продукта

Представление разнообразных

форм результата работы

Отчет, отстаивание своей

точки зрения, формулировка

окончательных выводов

Слушание,

формулировка

вопросов в роли

рядового участника

Оценка процессов и результатов работы

Участие в оценке путем

коллективного обсуждения и

самооценок

Оценивание вклада

каждого учащегося,

качество исполь-

зования источников и

проведенного

эксперимента. Опре-

деление возможности

продолжения работы

по выбранному

направлению и

качество отчета

Модель работы над проектом

(базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С. Полат)

1.

Установочное занятие. Стендовая информация.

2.

Консультации по выбору тематики, формулирование идей и замыслов, формирование

проектных групп.

3.

Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов

работы.

4.

Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов

5.

Исследовательский этап. Промежуточные отчеты учащихся.

6

6.

Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления

проектных работ.

7.

Обобщающий этап. Предзащита проектов.

8.

Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите.

9.

Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

10. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

11. Заключительный этап: публичная защита проектов.

12. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

Формы продуктов проектной деятельности

(на уроках русского языка и литературы)

* Видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт.

* Выставка, экскурсия.

* Газета, журнал, альманах, письмо в..., публикация, сказка, справочник, статья

* Игра.

* Праздник, сценарий.

* Учебное пособие.

* Серия иллюстраций.

* Сравнительно-сопоставительный анализ и др.

Виды презентаций проектов

(на уроках русского языка и литературы)

* Защита на заседании научного общества.

* Спектакль.

* Пресс-конференция.

* Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

* Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох.

* Научный доклад.

* Ролевая игра.

* Реклама.

*Диалог литературных персонажей

Памятки, которые помогают учащимся успешно двигаться к достижению

цели – созданию проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

1.

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

7

2.

Команды не соревнуются.

3.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от

того, что они вместе выполняют проектное задание.

4.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно

быть так называемых “спящих” партнеров.

6.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие

проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий учащихся в проекте

1.

Выбор темы проекта (исследования).

2.

Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать

ответы).

3.

Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай

свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

4.

Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план

своих действий, время выполнения каждого шага).

5.

Собираем данные (собираем необходимую информацию, материал, оформляем его,

сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6.

Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

7.

Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

8.

Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в

группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели –

созданию проекта.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать

сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя,

зрителя,

и

в

решении

этой

задачи

помогают

такие

формы,

как

мини-сочинения,

инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по

времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение

того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и

8

как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно

оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Когда ученики научатся взаимодействовать между собой, можно предлагать задания

– проекты.

Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные на

уроках или дома.

1. Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно

включаются в общую работу.

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять

на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.

2. “Мозговой штурм” можно применять на уроках, когда необходимо еще раз вспомнить и

проанализировать творчество писателя или характер героя, события его жизни.

3.

В

качестве

домашнего

задания

учащимся

предлагаются

мини-проекты:

написать

сочинение,

сочинить

сказку

по

теме,

приготовить

викторину

в

картинках,

создать

наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что

обязательно обсуждается в классе.

4. Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные

пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы.

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков,

если

в

этом

есть

педагогическая

целесообразность.

Когда

учащиеся

освоили

основные

приемы, необходимые при работе с проектом, можно проводить уроки-проекты.

Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный

дидактический

материал:

рабочие

карты

на

печатной

основе,

раздаточный

материал,

обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные

презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски.

Материалы готовятся вместе с учащимися.

Критерии выполнения исследовательской работы

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность

и значимость работы.

2.

Объем

и полнота

разработок,

самостоятельность,

законченность,

подготовленность

к опубликованию.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.

9

5. Оформление, соответствующее стандартным требованиям.

Критерии защиты исследовательской работы

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов;

убедительность и убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.

3.Культура

речи,

манера,

использование

наглядно сти,

чувство

в р е м е н и ,

удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность суждений, дружелюбие, стремление

использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5.

Деловые

и волевые

качества

докладчика:

ответственность

решения,

стремление

к достижению

высоких

результатов,

готовность

к дискуссии,

доброжелательность,

контактность.

Старшеклассники,

получившие

опыт

работы

над

проектами

в

средней

школе,

овладевают

научными

методами

исследования.

Они

самостоятельно

ищут,

отбирают,

анализируют и используют информацию из разных областей знаний. Такая работа служит

развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то

есть формированию компетентности личности.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию

условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет

достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней и активнее

чувствуют себя на уроках,

грамотно задают вопросы, у них расширяется кругозор, они

активно участвуют в деятельности школьной, городских научно-практических конференций,

в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Список используемой литературы

- Андрианова С.А. Использование метода проектов в обучении школьников. /Технология

(Основа). – 2015.

- Голубенко Г.Н. Проектная деятельность в учебном процессе. //Всё для администрации

школы (Основа). – 2013. - №10.

10

- Дунилова Р.А. Развитие компетенций педагогов и обучающихся в проектной деятельности.

– 2013. - №9.

- Малыгин С.Ю. Проектная деятельность как инструмент профессионального

самоопределения детей и подростков. //Методист. – 2014. - №5

- Павлова И. Особая папка: проект. /Практический журнал для учителя. – 2014. - №5.

- Электронный журнал «Вестник МГУ» 2010 № 2.Полат Е.С. Метод проектов в современной

школе.

11



В раздел образования