Автор: Максакова Ольга Ивановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ " Гимназия № 12 имени Г.Р. Державина"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста
Раздел: среднее образование
Учитель физической культуры: Максакова Ольга Ивановна
Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте происходят изменения в основных видах
двигательных действий. В беге и прыжках за счёт фазы полёта и повышения
гибкости суставов увеличивается длина шага, скорость бега становится в 4
раза больше скорости ходьбы, увеличивается длина и высота прыжка.
Наибольший прирост точности прыжка отмечается в этом возрасте. В
бросках и метаниях с 7-8 лет заметно улучшается меткость попадания в цель
и уменьшаются отклонения от заданного направления. Следует отметить, что
у мальчиков и девочек с возрастом существенно улучшаются показатели,
характеризующие умения оценивать движения в пространстве и во времени.
В развитии двигательных качеств есть периоды, когда педагогическое
воздействие дают наибольшие результаты. Установлено, что от 7 до 12 лет
идёт интенсивное нарастание двигательных способностей. Задача педагогов в
этот период – успеть сформировать двигательные умения, навыки и качества.
Практика показывает, что наиболее успешно развитие двигательных
способностей происходит в том случае, когда ребёнок достаточно много
двигается, совершенствуя разнообразные движения.
В младшем школьном возрасте двигательные качества развиваются
неодинаково у мальчиков и девочек. Учёными выявлено так называемые
критические или сенситивных периодов, в которые можно добиться
наибольших приростов или положительных сдвигов.
Физические качества
Гиб-
кост
ь
Координ
а
ция
Возрас
т
(лет)
Сил
а
Быстрот
а
Скоростн
о-
силовые
Выносливость
стати
-
ческа
я
динам
и-
ческая
обща
я
7-8
+
мальчики
+
8-9
+
+
9-10
+
+
10-11
+
девочки
7-8
+
+
8-9
+
+
9-10
+
+
+
+
+
10-11
+
+
+
+
+
Так для мальчиков 1-2 классов наиболее эффективны уроки физической
культуры, содержанием которых являются упражнения развивающие
быстроту. Во 2-4 классах хорошо развиваются общая выносливость, гибкость
и равновесие. У девочек упражнения на быстроту должны присутствовать на
всех уроках физической культуры. Выносливость хорошо у них развивается
со 2 класса, так же хорошо развивается статическая, динамическая и общая
выносливость. С 4 класса девочкам можно предлагать силовые упражнения
для крупных мышечных групп. По данным А.А. Гужаловского (табличка)
Сила развивается интенсивно до 9 лет, а затем её развитие тормозится. С 11
лет сила начинает увеличивается неуклонно, интенсивно с13 до 16 лет. Эти
данные следует использовать в практике своей работе, правильно планируя
учебный материал. Силовые упражнения в 1 и 2 классах, должны быть
увеличены в 3 и 4 классах.
Быстрота увеличивается от 8 до 10 лет и продолжает нарастать до 12 лет, а
затем её развитие тормозится. В этот период следует больше вводить
упражнения на развитие быстроты, включая их в подвижные игры.
Младший школьный возраст благоприятен для развития координационных
способностей. Естественный прирост показателей с 7 до 10 лет составляет в
среднем у девочек 63,3%, у мальчиков 56,2%. В качестве одного из средств
развития координации используются подвижные игры, которые
положительно влияют на все психофизиологические функции и качества
школьников.
Большая подвижность позвоночного столба, высокая растяжимость
связочного аппарата в 6-10 лет благоприятствуют развитию гибкости.
Основными средствами развития гибкости являются упражнения на
растягивание, которые могут быть динамического ( пружинистые, маховые
движения) и статического ( сохранение максимальной амплитуды при
различных позах) характера.
Достигнутый уровень гибкости необходимо постоянно поддерживать,
поэтому на уроках и дома в комплексы для младших школьников нужно
включать упражнения на развитие гибкости в большом объёме.