Автор: Андрюхина Марина Ильинична Должность: преподаватель математики Учебное заведение: ГАПОУ КК Краснодарский гуманитарно-технологический колледж Населённый пункт: город Краснодар Наименование материала: статья Тема: "Инновационные методы организации обучения" Раздел: среднее профессиональное
Андрюхина Марина Ильинична
Преподаватель математики Краснодарского гуманитарно-технологи-
ческого колледжа, г. Краснодар
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
Вопрос компетентностного развития обучающегося не является чем-то
совершенно новым в образовательном процессе. Планируя совместную дея-
тельность с учащимися – перспективную, краткосрочную, поурочную и т. д.,
преподаватель ставит перед собой цели – обучающую, развивающую, воспи-
тательную. Реализация в совокупности всех поставленных целей соответ-
ствует концепции компетентностного обучения. Для преподавателя первосте-
пенной всегда была задача повышения уровня качества знаний и умений по
дисциплине, поскольку этот уровень оценивается количественно и отожде-
ствляется с уровнем компетентности и профессионализма самого преподава-
теля. Компетентностный подход заставляет преподавателя пересмотреть при-
оритеты – поставить значимость развивающей и воспитательной составляю-
щей целеполагания на тот уровень, который отвечает современным запросам
общества (потребителя, работодателя, производственного коллектива и т. д.).
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» пе-
дагог должен направлять свою деятельность на обеспечение профессиональ-
ного самоопределения личности, то есть не только способствовать усвоению
знаний, умений и навыков, но и целенаправленно воздействовать на учащих-
ся в процессе их совместной жизнедеятельности, в которой осуществляется
соединение
нравственного,
социального,
образовательного
и
личностного
компонентов.
После перехода на стандарты 3 поколения встала проблема изменения
моделей
и
технологий
комплексного
управления
качеством
образования,
реорганизации деятельности преподавателей, проектировки дидактических
1
средств, а также разработки системы контрольно-оценочных средств, проце-
дур и технологий, обеспечивающих реализацию практико-ориентированного
образования.
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, ее психо-
лого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержа-
ние учебного материала.
Процессуальная часть – это совокупность форм и методов учеб-
ной деятельности студентов, методов и форм работы педагога, дея-
тельности педагога по управлению и диагностике процесса обуче-
ния.
Если концептуальная и содержательная составляющие образовательной
технологии определяются стандартами общего образования, то процессуаль-
ная часть вариативна, что позволяет создавать модели совместной педагоги-
ческой деятельности по организации и проведения учебного процесса для эф-
фективного достижения планируемых результатов.
Групповая форма работы студентов, как эффективный путь компе-
тентностного обучения .
Группы студентов создаются обычно как творческие коллективы для
участия в общественных мероприятиях, конкурсах, самодеятельности и т. п.
Реже групповая деятельность, как форма организации деятельности студен-
тов, применяется в учебном процессе. Причины могут быть разные – сложно-
сти в разработке плана
проведения урока, особенно, если такая форма не
вписывается в традиционную, в организации групповой работы, в осуще-
ствлении контроля за деятельностью групп и другие. Тем не менее, форма
групповой работы студентов не нова и эффективна – студенты учатся рабо-
2
тать в команде, распределять обязанности, ставить цели, сообща находить
пути решения, анализировать результат. При этом, решая различные задачи,
группы могут изменяться по количеству и составу.
Рассматривая эффективные пути реализации компетентностного подхо-
да в обучении, я создала модель деятельности студентов в «стационар-
ных» , (постоянных по количеству и составу) группах . Идея предлагаемого
метода заключается в создании устойчивых по составу и количеству групп
студентов, нацеленных на совместную реализацию учебных задач. Такая ор-
ганизация деятельности студентов позволяет более полно охватить круг за-
дач компетентностного развития студента. Постоянство коллектива дает воз-
можность оценить его деятельность с течением времени, динамику уровня
получаемых результатов, взаимоотношения внутри коллектива, т. е. прово-
дить диагностику формирования компетенций .
По сути, создается модель трудового коллектива, первоочередными за-
дачами которого являются задачи установления «иерархии» в группе, приня-
тия устава группы – правил взаимодействия, распределение обязанностей и
др. Эти задачи коллектив решает самостоятельно, их рациональность во
многом определяет эффективность дальнейшей работы группы. Только кол-
лективная форма взаимодействия позволяет сформировать у студента комму-
никативные компетенции:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с колле-
гами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (почи-
ненных), результаты выполнения заданий.
Важно
заметить,
что личностные,
информационные, развивающие
компетенции студента так же эффективнее развиваются в условиях коллек-
тивной работы.
3
Отследить процесс формирования компетенций индивидуально у каж-
дого студента сложно. Создание «стационарных» групп облегчает эту задачу,
поскольку внутри каждой группы ведется отчетность о деятельности коллек-
тива и каждого его члена. Это позволяет фиксировать, «накапливать» дости-
жения обучающихся, давать им качественную оценку, применяя различные
формы контроля, включая самоконтроль и взаимоконтроль. Важно отметить,
что при такой организации деятельности студентов самоконтроль осуще-
ствляется на протяжении всей совместной
работы с самого
начала , по-
скольку членам группы в первую очередь предстоит оценить :
свои возможности, уровень подготовки;
готовность взаимодействовать в коллективе;
меру ответственности перед коллективом;
намеченные цели и задачи;
личный вклад в реализацию задач;
конечный результат личной и совместной деятельности.
Организация деятельности «преподаватель – группа – студент».
Перед преподавателем ставятся задачи по организации деятельности
«преподаватель – группа – студент» с акцентом на групповую и самостоя-
тельную деятельность:
создание практико-ориентированных задач, проектов, исследователь-
ских работ и методических указаний к ним;
разработка планов проведения уроков (уроков – дискуссий, уроков –
конференций, обобщающих уроков и т. д.);
определение общих компетенций, формирующихся в процессе реализа-
ции проекта, мероприятия, урока;
распределение аудиторной и самостоятельной деятельности студентов;
организация, планирование деятельности группы, студента в решении
конкретных задач (цели, сроки, методы достижения, форма представле-
ния);
4
наблюдение, корректировка деятельности группы, студента, на всех
этапах работы;
оценка результатов работы: конечный результат (что получилось) – ко-
личественно в баллах, процесс реализации (как, какими методами, на-
сколько рационально) – качественно .
В свою очередь перед группой, студентом стоят задачи :
определения путей и способов решения поставленной проблемы;
распределение объектов деятельности;
поиск информации (конспект, учебник, интернет); систематизация со-
бранного
материала
(создание
таблиц,
схем,
диаграмм,
других
де-
монстрационных
материалов);
создание
презентаций;
подготовка
к
представлению работы (на уроках, конференциях, диспутах);
взаимный контроль и самоконтроль за поэтапными результатами сов-
местной деятельности;
подготовка отчетности по итогам работы.
Планирование
деятельности
всегда
представляет
определенную
трудность для многих студентов, поэтому здесь может потребоваться зна-
чительная помощь преподавателя. На этом этапе можно воспользоваться
представленной таблицей 1, которая поможет не только вовремя выпол-
нить задание, но и грамотно его описать.
Таблица 1.
Задание (проект, презентация, исследовательская ра-
бота, обобщение темы, др.)
Тема
Исполнитель (ли)
Сроки выполнения задания
Какие задачи необходимо решить
Что необходимо выполнить для решения задач
Распределение обязанностей между членами группы
Ответственный за работу группы
5
План работы
По окончанию работы группа готовит отчет о ходе работы, заданный
таблицей
2,
который
помогает
описать
этапы
решения
задания,
выявить
проблемы и способы их преодоления. Важным пунктом отчета является оцен-
ка значимости приобретенного опыта применительно к будущей профессии.
Таблица 2.
Задание (проект, презентация, исследовательская ра-
бота, обобщение темы, др.)
Тема
Выполнена ли работа в срок, если нет, то почему
Укажите
используемую
литературу,
интернет
–
сайты, др. источники
С какими проблемами столкнулись
Каким способом решили проблемы
Что получилось, а где остались вопросы
Если начать работу заново, то …
Что дала мне работа над заданием
Как данная работа может пригодиться мне в профес-
сиональной деятельности
Важным моментом работы в группах является периодическое перерас-
пределение функций при решении разных задач. Если, например, студент хо-
рошо овладел умением создавать презентацию, то этим умением должны
овладеть и другие члены команды: «научился сам – научи другого». При та-
ком подходе происходит обмен опытом , взаимообучение, а значит всесто-
роннее компетентностное развитие студента. Этот момент необходимо обсу-
дить первоначально с группами и рекомендовать внести его в устав, который
принимается группой самостоятельно и корректируется в процессе работы.
6
Если в группах возникают конфликтные ситуации, неслаженность в
действиях и т. п., то в этих случаях необходимо выяснить причины возник-
шей проблемы в ходе беседы или анкетирования и наметить пути ее преодо-
ления. Студенты должны осознавать, что причины конфликтов надо искать,
начиная с оценки собственного поведения и пересмотреть свои взаимоотно-
шения с коллективом. В этом и заключается компетентностный подход –
сформировать способность студента – будущего профессионала – адаптиро-
ваться и реализовывать себя в коллективе, оценивать свой личный вклад в об-
щее дело, выстраивать отношения с окружающими.
Оценка формирования общих компетенций у студентов.
Существует тесная взаимосвязь двух сторон учебного процесса – об-
разовательных технологий и методов качественной оценки компетенций .
Формы контроля должны стать, своеобразным продолжением методик обуче-
ния, позволяя студенту более четко осознавать его достижения, недостатки,
корректировать собственную активность, а преподавателю – направлять дея-
тельность обучающегося в необходимое русло.
Измеримость компетенций как предмета конечных результатов обуче-
ния составляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретиче-
ском, так и в практическом плане, поскольку общепринятые методы измере-
ния компетенций в системе образования отсутствуют. Если образовательный
уровень оценивается количественно (пятибалльная, рейтинговая системы),
то уровень владения компетенциями оценивается качественно.
Главные вопросы оценивания :
1)
Как сделать оценивание объективным и адекватным?
2)
Что мы хотим оценить и почему?
3)
По каким критериям должна происходить оценка?
4)
Какой может быть оценка – однозначной или дифференцирован-
ной?
7
Под оценкой компетентности и учета индивидуальных образователь-
ных достижений студента на начальном этапе обучения понимают процесс
сбора свидетельств (доказательств) деятельности обучающегося и вынесения
суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных
критериев. Таким образом, встает задача наблюдения за деятельностью сту-
дента, корректировка его деятельности в процессе обучения, фиксирование
его достижений.
Оценить уровень владения компетенцией возможно качественными ха-
рактеристиками
– «неудовлетворительно» ,
«удовлетворительно» ,
«хоро-
шо» и «отлично» , причем, условно, не отождествляя их с балльными оцен-
ками «2», «3», «4» и «5». Результат выполненной работы может оцениваться
4-мя баллами, но учитывая, насколько компетентностно была выполнена ра-
бота – вовремя, рационально, с использованием дополнительной литературы,
с применением интернет – технологий, при участии всех членов команды, в
атмосфере взаимопонимания и взаимопомощи и т. д. – работа может быть
оценена, например, оценкой «удовлетворительно». В данном случае образова-
тельный уровень – знаю, умею, применяю – оценивается 4-мя баллами, а уро-
вень владения компетенциями – оценкой «удовлетворительно».
Дифференцированно надо подходить и в оценке компетентности каждо-
го студента или группы студентов, учитывая существующий начальный уро-
вень образованности и компетентности данного студента или группы. Рацио-
нально начальный уровень, каким бы он ни был, считать нулевым, в смысле
«стартовым» .
Это
позволяет наметить перспективу компетентностного
развития. В процессе оценки нельзя допускать крайности – отбить интерес
студента к дальнейшей деятельности, либо утвердить его во мнении, что он
достиг наивысших результатов. Если студент выполнил работу на «отлично»,
необходимо убедить его в том, что он может работать еще лучше, при этом
8
наметить пути совершенствования. Процесс социального, образовательного и
профессионального развития обуславливают следующие факторы:
целенаправленность процесса;
непрерывность процесса;
динамика процесса;
продуктивность процесса.
Возвращаясь к модели «стационарных» групп, в плане осуществления
самоконтроля
и
взаимоконтроля,
необходимо
заметить,
что
такая
форма
контроля позволяет студентам критически оценить себя и свои результаты,
анализировать проблему и прогнозировать свои действия, сравнивать свои
достижения с достижениями других студентов. Таким образом, самоконтроль
способствует формированию личностных компетенций :
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач.
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
и нести за них ответственность.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и лич-
ностного развития, заниматься самообразованием, осознано плани-
ровать повышение квалификации.
Для того чтобы качественно оценить результаты выполненной работы
необходимо выработать критерии оценки, в разных случаях эти критерии
устанавливаются дифференцированно, в зависимости от интеллектуального
потенциала студента. Итоги оценки можно представить таблицей 3. Накопле-
ние результатов позволит проследить динамику компетентностного развития
студента, при этом, заметим, что оценки компетентности весьма условны.
Таблица 3.
Тема
Решение задач на оптимизацию
Формируемые ОК
ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8
Ф. И. группа 11-33
Какая
работа
выполнена
самооцен-
Оценка
Оценка
9
для решения задачи
ка
группы
препод.
1. Васильев Константин
…
хорошо
удовл.
хорошо
…
…
…
…
…
Фиксирование и документирование оценки уровня сформированности
каждой из общих компетенций для каждого студента на этапе начального
обучения – задача сложная. Если и будет создана такая процедура теоретиче-
ски, то возникнут большие трудности в ее практической реализации, посколь-
ку общие компетенции являются межпредметными и надпредметными и фор-
мируются не только в рамках каждой общеобразовательной дисциплины, но и
в процессе всестороннего воспитания студента. Попытка реализовать эту за-
дачу может увести от главной, наиболее важной задачи – реализации самого
процесса формирования компетенций. Необходимо создать среду, которая бу-
дет способствовать созданию условий формирования
общих компетенций
студентов с учётом их личных интересов. Для развития активной жизненной
позиции
необходимо
проработать
мероприятия
по
формированию
общих
компетенций, как в рамках учебной дисциплины, так и в рамках колледжа.
Например, вместо того, чтобы «ломать голову» над тем как оценить уровень
сформированности
ОК1 – понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, – нужно в первую очередь подумать, как поднять в
глазах студента престиж будущей профессии – это участие студентов в
кон-
курсах рабочих профессий, презентациях специальностей, профессиональ-
ных олимпиадах. Представляется широкий диапазон исследовательской дея-
тельности, ведь многие специальности – технология продукции обществен-
ного
питания,
гостиничный
сервис,
парикмахерское
искусство,
реклама,
строительные специальности с развитием общества прошли и свой большой
исторический путь, описаны в литературных произведениях. Тенденции и
различные аспекты современного развития этих профессий можно изучить,
применяя универсальные математические методы – табличное представление
данных, расчет средних и процентных показателей, представление данных в
10
виде диаграмм и графиков. Повышая престиж специальности, мы мотивиру-
ем учащихся на достижение высоких образовательных и профессиональных
результатов.
Участвуя
в
различных
проектах,
исследовательских
работах,
профессиональных конкурсах студенты могут показать свои достижения, что
является одним из показателей результата по формированию их компетент-
ностных качеств.
11