Напоминание

Гражданское воспитание В ДОО


Автор: Федюкова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Пермский край город Чердынь
Наименование материала: СтатьяТРАДИЦИИ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Тема: Гражданское воспитание В ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТРАДИЦИИ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в

жизни общества, одним из центральных направлений работы является

патриотическое воспитание. Содержательные характеристики патриотизма

включают знания об истории, культуре, традициях своего Отечества,

проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему,

потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувство

национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре,

активную творческую деятельность во благо Отечества.

В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации

подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание

патриотов России, граждан правового, демократического, социального

государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью и проявляющих национальную и религиозную

терпимость». Эту задачу можно решить, только глубоко познав духовное

богатство народа, его культуру, традиции, обычаи.

Слово «традиция» имеет латинское происхождение, означающее

«передавать». Те или иные традиции – национальные, семейные, -

передаются каждому человеку с детства из той обстановки, в которой он

воспитывался, что позволяет ощутить неподдельную связь между временами

и поколениями, даёт возможность получить жизненную опору и духовную

поддержку.

Являясь первой ступенью основного образования (согласно новому

Закону «Об образовании») мы начинаем закладывать основы патриотических

чувств именно в дошкольном возрасте. И это правильно, потому что именно

этот возраст самый благоприятный для привития культурных традиций, дети

как губка, впитывают модель поведения взрослых – это самый естественный,

а потому и верный способ духовного, гражданского и патриотического

воспитания, воспитания чувства любви к семье, близким, Отечеству.

В нашем детском саду и в каждой группе существует много традиций.

Они направлены, прежде всего, на сплочение детского коллектива,

воспитания детей. Традиции, в которых дети принимают участие, прочно

откладываются в детской памяти, сохраняя тепло общения, радость

сопереживания и уже непрерывно связаны с детством, детским садом.

Каждая сложившаяся традиция проверена временем, нашла отклик в сердцах

воспитанников, с большим удовольствием принимается родителями и с

годами преумножается и совершенствуется, помогая нам достичь

определённой воспитательной цели. Это происходит в ходе освоения

ребёнком особенностей сначала близкого, затем более широкого социального

окружения. Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы, связанным с

некоторыми традициями детского сада.

Чтобы поддержать у детей интерес к данной теме, мы создаём в группе

предметно – развивающую среду, которая меняется согласно возрастным

особенностям детей и в зависимости от темы изучаемого материала.

Всё начинается с семьи. Семья для ребёнка – целый мир. Мир, в

котором он живёт, делает открытия, учится любить, радоваться,

сочувствовать. Семья - это источник, дающий силу для духовного развития,

помогающий ребёнку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни.

Каждая семья отличается богатой культурой, множественными обычаями –

об этом делятся родители со своими детьми.

Поддерживая интерес к семье, семейным традициям мы проводим беседы,

образовательные ситуации, знакомим с профессиями родителей. Погружая

ребёнка в историю своей семьи, помогая ему узнать и понять всех её членов,

мы тем самым помогаем ему узнать и понять самого себя.

Вторая ступень – детский сад, по сути – второй родной дом, вторая

семья для дошкольника. Впервые в 2016 году в День дошкольного работника

мы решили организовать День самоуправления. Родители нас поддержали.

Вот отзыв одной из мам о проведённом мероприятии: «Для меня День

самоуправления был именно праздником. Он позволил мне, родителю, забыть

о повседневной суете, о рабочих проблемах и «окунуться» в атмосферу

детства, в сказочный мир. Когда мне предложили провести занятие в нашей

группе, я, не раздумывая, согласилась. Для меня это был очень

ответственный и волнительный момент. Когда на тебя смотрят широко

распахнутые маленькие глазки, поначалу немного теряешься, но затем

забываешь обо всём. В это время хочется подарить детям частичку души!

Проведя всего одно занятие, я поняла, как много надо иметь терпения, любви

к детям, чтобы суметь их заинтересовать, чтобы всё задуманное удалось.

Считаю, что добрую традицию – День самоуправления – надо обязательно

продолжать. И в идеале, каждый родитель должен побывать в роли

воспитателя. Это - момент истины: каково это – быть воспитателем? Каков

мой ребёнок вне дома?» Думаю, этот день тоже станет одной из традиций в

нашем детском саду.

Одной из задач ФГОС является приобщение детей к социокультурным

нормам, традициям семьи, общества и государства. Решение этой задачи

осуществляется в повседневном общении с детьми, как в быту, так и в

непосредственно-образовательной деятельности. На протяжении всего

дошкольного детства мы поддерживаем сотрудничество с библиотеками,

краеведческим музеем, выставочном залом, музеем истории веры,

государственной инспекцией дорожного движения, домом спорта, центром

дополнительного образования, школой, центром культуры, редакцией,

пожарной частью – практически со всеми организациями города.

Становится доброй традицией в рождественскую и пасхальную неделю

принимать у себя в детском саду гостей - детей воскресной школы, которые

показывают нам театрализованные сказки. Также с большим наслаждением

смотрим выступления учащихся детской школы искусств. Поддерживая

хорошее настроение, возрождая народные традиции, артисты дарят нам,

взрослым и нашим детям эти незабываемые минуты счастья. Ведь любой

праздник – это миг счастья.

В праздниках, как в зеркале, отражается характер, культура и

самобытность каждого народа. За год дети проживают целый исторический

период, каждый праздник, равно как и каждый день, несёт детям

определённую информацию. При этом мы используем принципы

систематичности и последовательности: «Всё должно вестись в неразрывной

последовательности так, чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее и

пролагало дорогу для завтрашнего» (Я.А.Коломенский). Даже наша

территория, на которой мы проживаем, накладывает свой отпечаток на

проведение праздников, что придаёт им свойственный колорит. Традиции,

обряды преподносятся детям в игровой форме, дети получают уникальную

возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом

действе.

Знакомство детей с бытом предков мы выносим на занятия в наш музей

народного быта «Изба». Каждое посещение – это новые открытия, новые

впечатления, желание прийти сюда ещё. Ни для кого не секрет, что дети

испытывают дефицит общения со взрослыми, тем более радостным

прикосновением к прекрасной и загадочной старине происходит на

организованных нами детско- родительских встречах: посиделках, мастер –

классах. Только прикасаясь к старинным предметам, так бережно нами

хранимыми, мы познаём историю прошлого, следовательно, изба – средство

познания народных традиций и культуры.

Каждый год накануне Дня Победы в детском саду проводятся

различные мероприятия, посвящённые победе нашего народа в Великой

Отечественной войне: акция «Подарок ветерану», участие в фестивале «Нас

никто не упрекнёт, что память слишком коротка», в конкурсе «Победа деда –

моя Победа». Мы рассказываем о бесстрашных героях войны, о тысячах

солдат, оставшихся на полях сражений, о том, какой ценой досталась нашему

народу Победа. Особенно трогательно проходят занятия, посвящённые роли

женщин в войне. Примером бесстрашия служит бывшая заведующая детским

садом Кипина Мария Александровна (впоследствии Царькова). Детям

нынешнего поколения тяжело сознавать страх и боль той войны, но забывать

это они не должны никогда!

Стало доброй традицией проводить «круглые» юбилеи детского сада,

открывшего свои двери для чердынских ребятишек 15 ноября 1918 года. Ещё

в предвоенные годы детскому саду было присвоено звание «образцовый», и

мы, поддерживая заданный темп, стремимся поддерживать эту планку. Кроме

того, мы приглашаем наших ветеранов в месячник пожилого человека, на

Масленицу, к Дню Победы. Театрализованные представления сменяются

выступлениями приглашённых гостей и концертными номерами наших

воспитанников.

Пословица гласит: «В здоровом теле – здоровый дух», поэтому спорт

является неотъемлемой частью нашей жизни, залогом здоровья. А здоровье

человека – это как раз та ценность, которая признана всеми во все времена, и,

значит, может стать общей целью, объединяющим началом. Несколько лет

подряд дети нашего детского сада являются участниками легкоатлетического

кросса «Семигорчики», а также спортивных соревнований в Доме спорта и

наших, институциональных традиционных «Папа, мама, я – спортивная

семья». Может быть, среди них растут чемпионы нашей страны? Ведь жажда

победы – тому залог. Никогда не отказываются выступать за честь детского

сада и наши педагоги.

Пожалуй, самая давняя традиция в нашем детском саду являются

ознакомительные экскурсии. Что может заинтересовать ребёнка чистотой,

искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая

история и культура. И как же актуальны слова В.Г.Белинского: «Давайте

детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но

преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и

национальные явления». Посредством экскурсий мы пробуждаем в ребёнке

способность замечать прекрасное, и даже изысканное в природе, культуре,

архитектуре и наслаждаться такими открытиями.

Отрадно слышать, что возрастает интерес к истинной истории нашего

государства и общества в целом. Мы в нашем детском саду делаем всё

возможное, чтобы дать дошкольникам почувствовать себя частью великого

целого – своего народа, своей страны. И с какими бы событиями и

традициями мы, педагоги, не знакомили детей, главное – сформировать в

сознании ребёнка высокий образ Человека, патриота своей Родины.

Таким

образом, сохраняя и умножая традиции, мы движемся от воспитания

простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств

патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Используемая литература:

1.

Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Л.В. Пименова, г. Пермь, 2000 г.

2.

Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. –

М.;ЦГЛ, «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2004. – 128 с. Москва

3.

«Воспитание детей на традициях народной культуры»

Программа, разработки занятий и мероприятий.

Автор – составитель В.П.Ватаман, Волгоград, 2008 год.

4.

«Народная культура и традиции». Занятия с детьми 3-7 лет.

Автор - составитель В.Н.Косарева, Волгоград, 2012 год.



В раздел образования