Автор: Лиманова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №1 "Муравейник"
Населённый пункт: город Коломна, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
По ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность -это одна из
ведущих
видов
деятельности
в
детском
саду
наряду
с
игровой
и
коммуникативной.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая
активность - естественное состояние ребёнка.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность найти
ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет,
если?
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих
маленьких
и
больших
открытий,
которые
вызывают
у
детей
чувство
удовлетворения от проделанной работы.
Цели познавательно-исследовательской деятельности:
•
Способствовать
развитию
у
детей
познавательной
активности,
любознательности.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
•
Расширение представления детей об окружающем мире;
•
Развитие
представлений
о
свойствах
веществ,
явлениях
окружающей
действительности(вода
и
воздух,
свет
и
тень,
свойства
песка,
камня,
древесины, пластмассы);
•
Развитие мыслительных способностей(анализ, сравнение, обобщение).
Я работаю во 2 младшей группе, возраст детей 3 года.
Опыты и эксперименты с детьми младшего дошкольного возраста отличаются
достаточно простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Перед
началом экспериментирования мы делим детей на подгруппы, чтобы каждый
ребенок был задействован в том или ином опыте. В ходе эксперимента мы
сочетаем
показ
предмета
с
действиями
ребенка
по
его
обследованию
(рассматривание, ощупывание, показ, определение запаха, цвета и пр.); также
привлекаем
детей
к
сравниванию
схожих
и
различных
предметов
и
формулированию выводов эксперимента.
При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми
младшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:
•
Экспериментирование проводится в группе и на прогулке длительностью
не более 15 минут.
•
Необходимо формировать у детей умение действовать самостоятельно,
проявлять
инициативу,
давать
детям
возможность
самим
оперировать
материалами и веществами;
•
Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению
увиденного в ходе эксперимента, развивать умение излагать свою точку
зрения.
В группе с детьми мы провели ряд опытов с водой:
•
рыбалка (цель: расширить знания детей-чем можно ловить рыбу);
•
живая вода (цель:показать, что для роста растений нужна вода);
•
тонет-не тонет(цель: выяснить какие предметы тонут в воде, а какие нет);
•
ледяная история(цель: дать детям представление о том, что на холоде вода
становится твердой-превращается в лед);
•
талая вода (цель: показать, что в помещении снег превращается в грязную
воду);
•
водяная
мельница(цель:дать
представление
о
том,
что
вода
может
приводить в движение другие предметы);
•
разноцветная вода (цель: показать, что в воде растворяются краски).
При проведении опытов дети узнают, что вода- прозрачная, может быть теплой,
холодной, в ней растворяются краски, одни предметы в ней тонут, а другие-
нет;вода необходима для роста растений; вода на морозе превращается в лед;
дети убедились, что снег в помещении тает, превращается в воду,
вода —
грязная.