Напоминание

"Лэпбук как средство музыкального воспитания дошкольников в условиях ФГОС"


Автор: Семёновых Анна Валентиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №197"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Лэпбук как средство музыкального воспитания дошкольников в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №197»

Подготовил:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Семёновых Анна Валентиновна

г. Оренбург

«Лэпбук»

(lapbook)

сравнительно

новое

средство

обучения,

пришедшее

в

российское образование из Америки. В дословном переводе с английского «лэпбук» значит

«наколенная книга» (lap – колени, book – книга).

Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками и

младшими

школьниками. Это игра,

творчество,

познание

и

исследование

нового,

повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интресный вид

совместной деятельности взрослых и детей.

Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и

подвижными

деталями,

в

которую

помещены

материалы

одной

темы.

Информация

размещается в виде рисунков, небольших текстов, графиков в любой форме и на любую

тему.

Лэпбук –

это

универсальное

пособие,

которое

может

быть

итогом

проектной

и

самостоятельной деятельности детей, тематической недели. Может быть использован при

реализации любой из образовательных областей.

Лэпбук –

это

дидактическое

пособие

педагога

как

средство

для

повышения

педагогического

мастерства,

проявления

креативности,

компетентности

педагога;

отличный

способ

закрепить

(или

разучить)

определенную

тему

с

детьми,

провести

исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и

сортировке информации.

Преимущества использования лэпбука:

-

даёт

возможность

обеспечения

интеграции

различных

образовательных

областей,

объединяя весь материал в единое целое.

-

деятельность

ребёнка

строится

на

основе

его

индивидуальных

особенностей

и

потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности.

- дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятельность.

- закрепляет материал по определённой теме, особенно в разновозрастных группах (есть

возможность

подбирать

задания

в

соответствии

с

индивидуальными

и

возрастными

особенностями детей).

Одна из важных задач, стоящих перед обществом, педагогикой - это воспитание

гармонической

личности.

Музыка

является

средством

всестороннего

развития

и

воспитания детей. Прежде всего, это эстетическое воспитание, которое

направлено на

развитие

способностей

детей

чувствовать,

понимать

прекрасное,

это

развитие

художественного вкуса, формирование эмоционального отношения к музыке.

Введение

нового

стандарта

(ФГОС)

к

дошкольному

образованию

существенно

изменило

подход

к

организации

музыкальной

деятельности

дошкольников.

Перед

музыкальным

руководителем

стоит

задача

воспитания

активного

и

любознательного

поколения,

решить

которую

возможно

лишь

с

поиском

нестандартных

форм

сотрудничества

с

воспитанниками.

Одним

из

универсальных

способов

реализации

деятельностного

подхода

в

музыкальном

воспитании

дошкольников

является

использование лэпбука. Лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала,

который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук является универсальным

пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой,

подгрупповой

и

индивидуальной

работе

с

детьми

по

музыкальному

воспитанию.

Использовать

его

можно

в

совместной

музыкальной

деятельности

на

занятиях

для

выполнения заданий, в проектной деятельности как организацию определённого этапа

проекта и как форму организации «Центра музыкального развития» на группе.

Цель использования лэпбука в музыкальном воспитании: обеспечение активности

ребёнка

и

разнообразия

практической

деятельности

в

процессе

реализации

художественно-эстетического развития дошкольника.

В результате применения лэпбуков при построении воспитательно-образовательного

процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальной деятельности:

-

полнее

реализовывается деятельностный

подход

в

музыкальном

воспитании

дошкольников;

- обеспечивается сотрудничество и сотворчество взрослых и детей;

- у дошкольников повышается интерес к музыкальной деятельности за счёт использования

новой формы организации учебного материала;

- улучшаются результаты освоения программы по музыкальному воспитанию.

Основа музыкального воспитания по «Рабочей программе» в нашем детском саду –

элементарное музицирование: музыка, речь, движение, импровизация (игра, творчество,

спонтанность, радость, удовольствие).

Методологическая основа программы является

соединение

принципов

музыкально-творческой

педагогики

К.Орфа

(орфпедагогики:

-

соединение

музыки,

речи,

движения;

-

использование

музыкальных

инструментов;

-

импровизация

(импровизационный

подход);

игровой

подход

-

игровая

педагогика)

с

методиками

отечественной

детской

музыкальной

педагогики. В

работе

над

этим

мне

помогает,

изготовленный

мной

лэпбук

«Мир

звуков

и

музыки».

Кармашки

лэпбука

наполняются

содержанием

и

материалом

в

соответствии

с

решаемыми

на

занятии

задачами и индвидуальными особенностями дошкольников. Это могут быть:

- изображение фортепианной клавиатуры; - звуковысотные лесенки; - ноты (дом для нот); -

эмоции;

-

нотный

стан

для

выкладывания

ритмических

рисунков; -

музыкальные

инструменты (виды оркестров); - картинки (животные, явления природы, предметы); -

портреты композиторов; - карточки для звукового моделирования, выразительных средств

музыки (динамика, ритм, тембр, жанр, паузы); - картотеки: попевки, упражнения для

распевания и развития дыхания, стихи и тексты для творческой деятельности; - загадки,

шарады, сказки, раскраски.

Использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании

детей дошкольного возраста. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет

правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как человек

(маленький или взрослый) воспринимает заинтересовавшую его тему.



В раздел образования