Автор: Семёновых Анна Валентиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №197"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Лэпбук как средство музыкального воспитания дошкольников в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №197»
Подготовил:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Семёновых Анна Валентиновна
г. Оренбург
«Лэпбук»
(lapbook)
–
сравнительно
новое
средство
обучения,
пришедшее
в
российское образование из Америки. В дословном переводе с английского «лэпбук» значит
«наколенная книга» (lap – колени, book – книга).
Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками и
младшими
школьниками. Это игра,
творчество,
познание
и
исследование
нового,
повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интресный вид
совместной деятельности взрослых и детей.
Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и
подвижными
деталями,
в
которую
помещены
материалы
одной
темы.
Информация
размещается в виде рисунков, небольших текстов, графиков в любой форме и на любую
тему.
Лэпбук –
это
универсальное
пособие,
которое
может
быть
итогом
проектной
и
самостоятельной деятельности детей, тематической недели. Может быть использован при
реализации любой из образовательных областей.
Лэпбук –
это
дидактическое
пособие
педагога
как
средство
для
повышения
педагогического
мастерства,
проявления
креативности,
компетентности
педагога;
отличный
способ
закрепить
(или
разучить)
определенную
тему
с
детьми,
провести
исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и
сортировке информации.
Преимущества использования лэпбука:
-
даёт
возможность
обеспечения
интеграции
различных
образовательных
областей,
объединяя весь материал в единое целое.
-
деятельность
ребёнка
строится
на
основе
его
индивидуальных
особенностей
и
потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности.
- дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятельность.
- закрепляет материал по определённой теме, особенно в разновозрастных группах (есть
возможность
подбирать
задания
в
соответствии
с
индивидуальными
и
возрастными
особенностями детей).
Одна из важных задач, стоящих перед обществом, педагогикой - это воспитание
гармонической
личности.
Музыка
является
средством
всестороннего
развития
и
воспитания детей. Прежде всего, это эстетическое воспитание, которое
направлено на
развитие
способностей
детей
чувствовать,
понимать
прекрасное,
это
развитие
художественного вкуса, формирование эмоционального отношения к музыке.
Введение
нового
стандарта
(ФГОС)
к
дошкольному
образованию
существенно
изменило
подход
к
организации
музыкальной
деятельности
дошкольников.
Перед
музыкальным
руководителем
стоит
задача
воспитания
активного
и
любознательного
поколения,
решить
которую
возможно
лишь
с
поиском
нестандартных
форм
сотрудничества
с
воспитанниками.
Одним
из
универсальных
способов
реализации
деятельностного
подхода
в
музыкальном
воспитании
дошкольников
является
использование лэпбука. Лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала,
который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук является универсальным
пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой,
подгрупповой
и
индивидуальной
работе
с
детьми
по
музыкальному
воспитанию.
Использовать
его
можно
в
совместной
музыкальной
деятельности
на
занятиях
для
выполнения заданий, в проектной деятельности как организацию определённого этапа
проекта и как форму организации «Центра музыкального развития» на группе.
Цель использования лэпбука в музыкальном воспитании: обеспечение активности
ребёнка
и
разнообразия
практической
деятельности
в
процессе
реализации
художественно-эстетического развития дошкольника.
В результате применения лэпбуков при построении воспитательно-образовательного
процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальной деятельности:
-
полнее
реализовывается деятельностный
подход
в
музыкальном
воспитании
дошкольников;
- обеспечивается сотрудничество и сотворчество взрослых и детей;
- у дошкольников повышается интерес к музыкальной деятельности за счёт использования
новой формы организации учебного материала;
- улучшаются результаты освоения программы по музыкальному воспитанию.
Основа музыкального воспитания по «Рабочей программе» в нашем детском саду –
элементарное музицирование: музыка, речь, движение, импровизация (игра, творчество,
спонтанность, радость, удовольствие).
Методологическая основа программы является
соединение
принципов
музыкально-творческой
педагогики
К.Орфа
(орфпедагогики:
-
соединение
музыки,
речи,
движения;
-
использование
музыкальных
инструментов;
-
импровизация
(импровизационный
подход);
игровой
подход
-
игровая
педагогика)
с
методиками
отечественной
детской
музыкальной
педагогики. В
работе
над
этим
мне
помогает,
изготовленный
мной
лэпбук
«Мир
звуков
и
музыки».
Кармашки
лэпбука
наполняются
содержанием
и
материалом
в
соответствии
с
решаемыми
на
занятии
задачами и индвидуальными особенностями дошкольников. Это могут быть:
- изображение фортепианной клавиатуры; - звуковысотные лесенки; - ноты (дом для нот); -
эмоции;
-
нотный
стан
для
выкладывания
ритмических
рисунков; -
музыкальные
инструменты (виды оркестров); - картинки (животные, явления природы, предметы); -
портреты композиторов; - карточки для звукового моделирования, выразительных средств
музыки (динамика, ритм, тембр, жанр, паузы); - картотеки: попевки, упражнения для
распевания и развития дыхания, стихи и тексты для творческой деятельности; - загадки,
шарады, сказки, раскраски.
Использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании
детей дошкольного возраста. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет
правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как человек
(маленький или взрослый) воспринимает заинтересовавшую его тему.