Автор: Довбуш Виктория Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "УНДС общеобразовательноговида № 3 "Сказка"
Населённый пункт: РС(Я) п.Усть-Нера Оймяконский улус (район)
Наименование материала: презентация
Тема: Одаренный ребенок, - какой он?
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему:
«Одарённый ребёнок, - какой он?»
Подготовила: Довбуш В.Г.
МБДОУ «УНДС ОВ № 3 «Сказка« п. Усть-Нера РС(Я)
«Одаренность – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал
обильный плод».
В.А.Сухомлинский
Одаренность —
это системное,
развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность
достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Признаки одаренности - это те особенности
одаренного ребенка, которые проявляются в его
реальной деятельности и могут быть оценены на
уровне наблюдения за характером его действий
.
Статистика
Около 20-30% детей могут достигать
высоких уровней интеллектуального и
творческого развития
.
Задача образовательных учреждений:
Поддержать
каждого
ребенка
и
развить
его
способности, подготовить почву для того, чтобы эти
способности были реализованы.
Проблема:
Раннее выявление, обучение, воспитание и
сопровождение одаренных и талантливых детей
«Нарисуем портрет одаренного ребенка»
Продолжить фразу: «Одаренный
ребенок это…»
(обсуждение)
Одаренный ребенок – это ребенок, который
выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности, в том числе
имеющей стихийный, самодеятельный характер.
энциклопедия
Какого ребёнка считать одарённым?
Существует две крайние точки зрения:
1. «Каждый ребенок одарен по своему»
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
Каково ваше мнение по этому вопросу?
(обсуждение)
Виды
одаренности
По широте
проявлений
Общая
Специальная
По форме
проявлений
Явная
Скрытая
По особенностям
возрастного
развития
Ранняя
Поздняя
По виду
деятельности
Практическая
Теоретическая
Художественно-
эстетическая
Коммуникативная
Отличительные черты
одаренного ребенка
•
высокий уровень развития речи
и мышления;
•
обладание хорошей памятью;
•
любознательность, высокая
познавательная активность, широта
интересов;
•
креативность, яркое воображение;
•
повышенная возбудимость, ранимость,
гиперактивность, постоянное привлечение
к себе внимания окружающих.
Отличительные черты
одаренного ребенка
Одаренный ребенок
•
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
•
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
•
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает
его.
•
Склонен к рискованным действиям.
•
Часто озабочен преобразованием, улучшением
•
общества
•
, предметов, систем.
•
Обладает хорошо развитым чувством
•
юмора и видит юмор в ситуациях,
•
которые могут не казаться другим смешными.
•
Чувствителен к красоте, внимателен к
•
эстетике вещей.
•
Не конформист, не приспособленец, не боится
•
отличаться от других.
•
Конструктивно критичен, не принимает
•
авторитарных указаний без критического изучения.
•
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Сравнительная характеристика детей
одаренных и детей успешных в учебе
Успешный в обучении ребенок
Одаренный ребенок
Дисциплинированный
Не всегда подчиняется большинству или
педагогу
Организованный
Выбившийся из общего темпа
Эрудированный
Выскакивает на занятии с нелепыми
замечаниями
Умеющий поддержать общее дело
(коллективизм)
Занятый своими делами
(индивидуалист)
Стабильно успевающий
Неровно успевающий
Общающийся легко, приятен
в общении
Не умеет общаться, конфликтен
Ясно, понятно для всех выражает свои
мысли
Странный в поведении, непонятный
Выявление одаренности у детей
Наблюдение за поведением ребенка
Определение творческой
составляющей
( тесты на воображение,
креативности)
Изучение уровня
интеллекта
Этапы выявления
1 этап - групповое обследование детей с помощью
стандартизированных методик на основе системы мониторинга
примерной основной образовательной программы «От рождения до
школы» Н.Е. Веракса и отбор группы детей показавших результаты
высокие и выше среднего.
2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений
воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных
детей») и анкетирования родителей ребенка (родители
заполняют). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.
3 этап - организуется индивидуальное обследование одаренных
детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов.
Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.
Работа с «Картой выявления одаренных детей для воспитателей» и
«Картой одаренного ребенка»
4 этап
– определение содержания работы
с одаренными детьми
Назвать участников процесса
выявления одарённых детей
родители
Старший
воспитатель
Заведующая
МБДОУ
Педагоги
дополнит-го
образования
Педагог по
ИЗО-
деятельности
Воспитатели
группы
Педагог-
психолог
Музыкальный
руководитель
Инструктор
по физ-ре
Организация работы с одарёнными
детьми по направлениям:
•
Музыкальное развитие;
•
Развитие художественно творческих
способностей;
•
Развитие конструктивных
способностей;
•
Развитие артистических способностей
детей;
•
Развитие литературных способностей.
•
Интеллектуальное развитие;
•
Развитие двигательной
•
одаренности.
•
Развитие академических
•
способностей детей.
Творческие (художественные) способности
ребенка проявятся в том случае, если он:
•
С ранних лет проявляет склонность к рисованию;
•
В свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует
материалы и краски; не находя слов или «захлебываясь» ими,
прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или
настроение;
•
стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное
прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-
нибудь подобное);
•
серьезно относится к произведениям искусства, становится
вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-
либо произведение искусства или пейзаж;
•
не робеет высказать собственное мнение даже
о классических произведениях, причем может
попробовать критиковать их, приводя вполне
разумные доводы.
У ребенка литературное
дарование, если он:
•
Любят фантазировать или импровизировать на тему
действительного события, причем придает событию что-то
новое и необычное;
•
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранно
го сюжета, не теряет основную мысль;
•
выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо
передают эмоциональные состояния и чувства героев
сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и
интересными, очеловеченными);
Артистический талант проявится
у ребенка, если он:
•
часто , когда ребенку не хватает слов, он выражает свои чувства
мимикой, жестами, движениями;
•
стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с
увлечением о чем-то рассказывает,
•
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно
подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с
легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
•
пластичен и обладает способностью передавать эмоциональные
образы средствами двигательной выразительности;
•
с большим желанием выступает перед аудиторией,
причем стремится, чтобы его зрителями были
взрослые;
У ребенка спортивный талант, если он:
•
предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры,
соревнования;
•
физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;
•
смелы и не боятся синяков и шишек;
•
почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в
какой-нибудь спортивной игре;
•
двигаются легко, пластично, грациозно;
•
обладают высокой координацией движений;
•
ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и
клюшками;
•
у них есть свой герой-спортсмен, которому
они подражают.
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
•
любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее
послушать;
•
быстро и легко отзывается на ритм и мелодию,
внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
•
сочиняет мелодии;
•
научился или учится играть на каком-либо музыкальном
инструменте;
•
если поет или играет на музыкальном инструменте,
вкладывает в исполнение много чувства и энергии,
а также свое настроение.
Дети, обладающие коммуникативными и
организаторскими способностями.
Дети с преимущественным преобладанием
контактности, потребности в общении и
лидерстве отличаются:
•
инициативностью.
•
высокими организаторскими способностями,
•
их обычно легко выбирают на главные роли в
играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя
среди сверстников и взрослых
Ребенок имеет очевидные
технические способности, если он:
•
интересуется самыми разнообразными механизмами и
машинами;
•
любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы
механизмов;
•
сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов»
механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или
сбои в работе механизмов, способен чинить испорченные
приборы и механизмы;
•
может использовать старые детали для создания новых
игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
•
любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
•
интересуется специальной, даже взрослой технической
литературой.
У ребенка способности к научной работе, если он:
•
обладает явно выраженной способностью к пониманию и
использованию абстрактных понятий, к обобщениям;
•
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль
или наблюдение;
•
любит читать или смотреть детскую техническую литературу
(или даже научно-популярные книжки), опережая в этом
своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не
развлекательной литературе;
•
часто пытается найти собственное объяснение причин
смысла самых разнообразных событий;
•
с удовольствием проводит время за созданием собственных
проектов, конструкций, схем, коллекций;
•
не унывает и ненадолго остывает к работе,
если его изобретение или проект
не поддержаны или осмеяны.
У ребенка незаурядный интеллект,
если он:
•
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное,
улавливает причины и мотивы поступков других людей;
•
обладает хорошей памятью;
•
легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
•
задает очень много продуманных и оправданных ситуацией
вопросов;
•
любит читать книги, причем по своей собственной программе;
•
обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно
является «отличником», часто жалуется, что на обычных
занятиях ему скучно;
•
гораздо лучше и шире многих своих сверстников
информирован о событиях и проблемах, не касающихся его
непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.
д.);
•
обладает чувством собственного достоинства и здравого
смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
•
очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно
остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Создание благоприятных
условий для оптимального
развития одаренных детей,
чья одаренность на
данный момент может
быть еще чётко
не проявившейся.
Повышение психолого-
педагогической
компетенции всех
участников обра
зоват-го
процесса
Создание системы
выявления, поддержки и
психолого-методиче
с-
го
сопровождения одаренных
детей
2 направление
1 направление
Создание педагогически
эффективные условий,
обеспечивающих высокие
достижения
детей
Организация
конструктивного сотруд
-
н
ичества с семьями
воспитанников
3 направление
4 направление
Создание банка данных
«Одаренных детей»
Создание банка
методических материалов
по работе с одаренными
детьми
•
Тесты
•
Анкеты
•
Наблюдения
•
Карта критериев
одарённости
•
Изучение новых
программ
•
методические меропр-ия
•
творческие группы
•
Обмен опытом
•
Кружки по интересам
•
Выставки
•
Музыкальные гостиные
•
Спортивные мероприятия
•
конкурсы
Мероприятия по
повышению компетентности
родителей
Одарённых детей
Условия, для развития способностей и
ранней одарённости дошкольников
:
•
Развивающая среда (материальная база).
•
Компетентность педагога.
•
Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми
(программа, планирование, методическая литература и методические
рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность,
диагностический инструментарий).
•
Диагностика.
•
Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов
ДОУ.
•
Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта.
•
Система работы с семьёй.
•
Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми.
•
Система индивидуальной работы с дошкольником.
•
Кружковая работа.
•
Эмоционально-психологический комфорт, адаптивная образовательная
среда
•
Право выбора вида деятельности для ребёнка.
•
Передовой педагогический опыт по проблеме.
•
Раннее выявление детских способностей и их развитие.
•
Система стимулирования педагогической деятельности.
Наблюдения педагогов дают
возможность считать, что все дети
одаренные. Главное не тормозить
развитие, а помочь детям раскрыть их
одаренность и развивать.
При этом помнить 3 правила:
•
Помоги, но не навреди.
•
Заинтересуй, но не настаивай.
•
Учитывай индивидуальность.