Автор: Кузьмук Галина Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 46 "Детский сад компенсирующего вида"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование
УДК -
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой
психического развития.
Кузьмук Г.Ф.
В статье рассматривается влияние мануальных действий (ручных) на
развитие психических процессов, познавательно-речевых и художественно-
эстетических видов деятельности дошкольников, способствует у них
формированию социально-личностных качеств, что позволяет осуществлять
психолого-педагогическое развитие личности.
Ключевые слова: мелкая моторика, речь, пальчиковые игры: (игры с
предметами, стихотворное сопровождение, манипуляция, крупотерапия),
пальчиковая гимнастика, произвольная регуляция, формирование интереса,
акупунктурные точки, умственное развитие, формирование проекции.
Сведения об авторе
Кузьмук Галина Фёдоровна – воспитатель высшей квалификационной
категории, МБДОУ № 46 «Детский сад компенсирующего вида» г. Красноярск,
Россия.
Тел. 8933-301-01-26
e-mail: kuzmuk1967i@bk
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития…
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.
Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует
развитию основных элементарных умений. Основной и важной работой по
развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры и упражнения. В игре
развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и
чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно
сочетание субъективной ценности игры для ребёнка и объективного
развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации
детей в дошкольном воспитании.
Детская игра – вид деятельности детей, посредством которой он
органично развивается, познаёт культуру человеческого взаимоотношения,
помогает решать образовательные задачи.
Одним из вариантов развивающихся игр являются пальчиковые игры и
упражнения. Это самый лучший способ формирования устной речи и мелкой
моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать
культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а
также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким
игровым занятиям вырабатываются навыки общения с другими детьми и
взрослыми.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры важны для ребёнка с самого
раннего возраста, с его рождения. Малышу необходима ласка взрослого, важен
телесный контакт. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга
человека было известно ещё до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали,
что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки») приводят в
гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы.
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих
импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук
расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно
воздействовать на внутренние органы.
Выполняя различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития
мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на
развитие речи и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к
письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений.
Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же
скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке
движений пальцев рук являются мощным средством повышением
работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что
уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от
степени развития тонких движений пальцев рук. Психологи утверждают, что
упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и
внимание ребёнка, происходит приобщение к истокам народной культуры.
В ходе игры у детей расширяется кругозор, они получают элементарные
представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры
помогают детям освоить цвет, пространственные понятия. Многие игры
основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и
потребность в восприятии художественного слова, воображения и речи. Игры и
упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук
способствуют также развитию умения слушать содержание стихов, учат
улавливать ритм речи.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.
Пассивная гимнастика рекомендуется, как предварительный этап перед
активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.
Затем следует перейти к упражнениям активной пальчиковой гимнастики. Эти
упражнения проводятся в игровой форме и сложность их должна выбираться в
зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.
Пальчиковые игры - это инсценировки каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт
возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,
«вниз» и тд. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с
самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют
улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка.
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы
человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от
тренированности пальцев. Лучше всего для этого подойдут пальчиковые игры с
предметами, игры со стихотворным сопровождением, игры с элементами
массажа, игры манипуляции и крупотерапия. Предлагаю несколько вариантов
пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук которые я использую в своей
работе с детьми.
Пальчиковые игры с предметами - развивают мышление, повышают
эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к
деятельности. Для этого можно использовать массажные мячи (разных
размеров), карандаши, прищепки, шишки, грецкие орехи, крышки и т.п.
Игры со стихотворным сопровождением - он побуждает детей к
творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети очень
любят этот вид игр - где они могут, не только рассказывать стихи при помощи
пальцев рук, но и нарисовать стихотворение. Стихи можно рисовать на подносе
с манной крупой. Сначала взрослый читает стихотворение, а ребёнок рисует,
затем ребёнок читает текс, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
«Скворечник»
Мы строим скворечник
У нас есть чертёж,
Чтоб домик наш был на
Скворечник похож.
Проводя пальцем по крупе, получится яркая контрастная линия. При
рисовании на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки,
либо рисовать разными пальцами. Так же можно рисовать всё что угодно:
линии, облака, заборы, геометрические фигуры, буквы и цифры.
Игры манипуляции - развивают воображение: в раком пальчике ребёнок
видит тот или иной образ: («Пальчик мальчик, где ты был?», «Этот пальчик -
дедушка» и т.п.)
Пальчиковые игры на основе сказок. Такие игры позволяют повысить
общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное
напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый
театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что
придаёт двойной эффект - массаж фалангов пальцев руки, а можно нарисовать
героев сказок на подушечках пальцев.
Игры с элементами самомассажа - в данных играх используются
традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание,
пощипывание - такие движения выполняются от периферии к центру. Игры, с
элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов,
это могут быть грецкие орехи, массажные мячи, карандаши, шишки, крышки.
Игра с крышками:
Пальчики обули (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе,
вставляем указательные пальцы рук или указательный и средний пальцы рук)
Смело в них вперёд шагнули (передвигаем пальцы поочерёдно в перёд)
И пошли по переулку
На весёлую прогулку (пальчики шагают)
Игра с гладким мячиком:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю,
И поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячик ладошкой)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем
мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну,
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем тоже самое
другой рукой)
Игра с мячиком - ёжиком:
Маленький колючий ёж,
До чего же ты хорош (катаем мячик-ёжик по столу правой рукой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки (катаем мячик по столу левой рукой)
Крупотерапия - это игры с разными видами круп. Можно использовать
сухой бассейн с крупами (рис, гречка, фасоль, горох и т.п.). для повышения
интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки ). Так же используем
подносы, картон, бумагу, пластилин, клей, краски, пластиковые тарелочки,
фасоль белая и красная, горох, бобы, семечки подсолнечника, а так же семена
овощей и фруктов (тыква, арбуз, дыня) и т.п.
На первых этапах работы предлагаю детям сортировать крупу, угадывать
с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами,
выкладывать узоры по контуру (детям даётся карточка с нарисованным кон-
туром по которому они выкладывают узор; в старшем возрасте дети
самостоятельно выкладывают узоры, здесь можно использовать пластилино-
графию).
Пальчиковые игры помогают педагогу закрепить и расширить знания ребёнка,
развить его познавательный интерес, любознательность. Игры можно подбирать
в соответствии с тематическим планом, но при этом нужно помнить об
индивидуальных и возрастных особенностях детей.
Литература
1. Г.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»
МЕТОДА Воронеж - 2013г.
2. А.В. Никитина Популярная логопедия «33 Лексических темы»
КАРО Санкт-Петербург - 2009г.
3. Т.В. Калинина, С.В. Николаева, О.В. Павлова, И.Г. Смирнова
«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»
Волгоград - 2012г.
4. И.О. Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь»
Санкт-Петербург - 2009г.
5. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошколь-
ников» Москва АСТ - 2005г.
6. Л.Н.Калмыкова «Здравствуй пальчик! Как живёшь?»
Волгоград - 2012г.