Напоминание

Русские народные подвижные игры и игровые упражнения на больших гимнастических мячах


Автор: Марченко Татьяна Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №86
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: Методические разработки
Тема: Русские народные подвижные игры и игровые упражнения на больших гимнастических мячах
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разработки русских народных подвижных игр и

игровые упражнения на больших гимнастических мячах

Инструктор по физической культуре:

Марченко Татьяна Анатольевна

МБДОУ детский сад

комбинированного вида №86

Народные игры действительно забыты народом. Русские народные

подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Русская

народная подвижная игра выполняет различные функции (развивающую,

познавательную, развлекательную), служит средством приобщения детей к

народной культуре.

В нашем детском саду одной из форм оздоровительно-развивающей

работы является гимнастика на больших мячах, которая включает сюжетно-

игровые комплексы упражнений музыкально-ритмичной направленности,

куда обязательно входят подвижные игры и игровые упражнения с мячами.

При составлении занятия провожу подбор подвижных игр и применяю

переработанные мною русские подвижные игры и речевые игры в сочетании

слова и жеста, развивая фантазию, воображение, умение слышать и

чувствовать ритм стиха, обогащая речь устным народным творчеством

русского фольклора. Дети играют в подвижные игры по правилам русско-

народной игры (умение сосчитаться, сговориться, выполнять действия в

соответствии с текстом), развивая умение проявлять творчество в

двигательно-игровой деятельности.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Дети, покачиваясь на фитболах, перекатываясь с пятки на носок и

размахивая руками вперед – назад, произносят слова:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

На месте, фигура, замри!

После

слова

«Замри!»

дети

принимают

какую-нибудь

позу

(можно

заранее оговорить). Отмечаются дети, правильно выполнившие задание или

принявшие наиболее красивые и оригинальные позы.

Вариант: По кругу ставятся мячи. Их должно быть на один меньше, чем

ребят.

По

сигналу

«Море

волнуется!»

дети

бегают

по

кругу,

изображая

вздымающие волны. По возгласу «Море утихло!» играющие занимают места

на фитболах. Тот, кто не успел найти себе место, выбывает из игры.

«ПЕРЕВЕРТУШКИ»

Дети

делятся

на

пары,

сидя

на

фитболах

напротив

друг

друга.

Приговаривая слова, чередуют хлопки в ладони и удары ладоней о ладони

партнера. При слове «Перевертушки» прыжком поворачиваются вокруг себя,

держась за ручки мяча, и кричат: «Ме!» Поворачиваться вокруг себя можно

столько раз, сколько надо, чтобы занять первоначальное положение.

Козоньки рогатые,

Козоньки бодатые,

Ждём вас на дорожке,

Разомните ножки.

Перевертушки!

Ме – е – е! …

«ПЧЁЛКИ И ЛАСТОЧКИ»

Дети – пчёлы прыгают на фитболах врассыпную и проговаривают:

Пчёлки летают, медок собирают.

Зум – зум – зум! Зум – зум – зум!

Водящий

ласточка

сидит

в

гнезде,

по

окончании

слов

говорит:

«Ласточка встанет, пчёлку поймает!» Затем выпрыгивает на мяче и ловит

«пчёл».

«ДЕНЬ И НОЧЬ»

Все играющие – птички, один – сова, которая находится в стороне. По

сигналу: «День» сова спит, а птички прыгают на фитболах врассыпную. На

сигнал: «Ночь» все птички останавливаются и сидят неподвижно. Вылетает

сова (без мяча) высматривает тех, кто шевелится, и забирает их к себе в

гнездо, дети – птички прыгают по залу.

Вариант: Все играющие – птички, а один ребенок – сова. Под веселую

музыку птички начинают прыгать на фитболах (по заданию педагога) то

вверх, то прыгая вокруг себя. Как только музыка прекращается, птички

должны сбалансировать на мяче (согнуть ноги в коленях с опорой рук на

полу). Тех, кто не справился (у кого ноги оказались на полу), сова (без мяча)

забирает к себе, и они помогают ей ловить остальных птичек.

Вариант: По сигналу: «День» игроки бегают с мячом произвольно по залу;

по сигналу: «Ночь» ложатся на мяч грудью, обхватывая мяч руками и ногами.

«БОЙ ПЕТУХОВ»

Два играющих стоят на гимнастической скамейке. Напротив друг друга,

держа мячи в руках. Цель игры – столкнуть мячом своего соперника со

скамейки.

«САЛКИ»

Выбирается

один

водящий,

который

должен

догнать

и

осалить

разбежавшихся по залу игроков.

Считалка для игры в салки:

В синем море – океане

Золотой стружек плывет,

А на острове Буяне

Роща белая растет.

Станем думать да гадать.

Как березки сосчитать.

Как ни думай, ни гадай,

Только нас ты догоняй!

Вариант: «Салки сидя» - сидя на фитболах, играющие передвигаются по

залу, водящий пятнает ближайшего игрока, приговаривая: «Я осалил тебя, ты

осаль другого!». Новый водящий, догоняя одного из играющих, повторяет эти

же слова.

Вариант: Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и

кричит: «Чай - чай – выручай». Он «заколдован». «Расколдовать» его могут

другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать»

всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть 2 – 3 ребенка.

Вариант: «Салки в беге» - условия игры такие же, играющие передвигаются

по залу бегом, перекатывая рядом с собой мяч руками.

Вариант: «Салки с мячом» - водящий с мячом, остальные дети (без мячей)

убегают от водящего в любом направлении. Водящий не может запятнать

убегающего игрока, если тот принимает положение седа на полу.

«ЧЕХАРДА»

Мячи разложены в ряд на полу на расстоянии двух шагов. Играющие

друг за другом перепрыгивают через мячи способом, который называется

«ноги врозь» или «разножка», опираясь руками о мяч.

«КАК У БАБУШКИ МАРУСИ УБЕЖАЛИ КАК-ТО ГУСИ»

Перед началом игры выбирают двух вожаков команд «гуси» и «ребята».

С помощью сговорок вожаки выбирают детей в свои команды. «Ребята», сидя

на мячах в круге в середине зала, произносят текст:

Как у бабушки Маруси

Убежали как-то гуси.

Травку есть не хотят –

Догоняют ребят,

Щиплют малышей за пятки.

Убегайте без оглядки!

«Гуси»

находятся

за

кругом

и

выполняют

ходьбу

в

полуприсяде

«гуськом», приставными шагами вперед, мяч за спиной в руках, согнутых в

локтях.

С окончанием слов «гуси» начинают «щипать» - пятнать детей. Ребята,

которых запятнали, выбывают из игры.

«ПЕРЕЛИЗЫ».

Дети

стоят

по

кругу,

мячи

перед

собой.

По

считалке

выбирается

водящий: Если мальчик, то «дедушка Трифон», если девочка, то «бабушка

Маланья» и выполняет главную роль в центре круга. Все приговаривают и

изображают то, о чем говорится в тексте:

У дедушки Трифона семеро детей,

У Маланьи, у старушки,

Семь сыновей,

Жили в маленькой избушке

Все без бровей,

Семь сыновей, семь дочерей,

С такими глазами,

Все без бровей,

С такими ушами,

С такими глазами,

С такой головой,

С такими ушами, с такой головой

С такой бородой.

С такой бородой.

Они ни ели, ни пили

Они ни ели, ни пили

Всё на дедушку глядели

Всё на бабушку глядели

И делали вот так.

И делали вот так.

Водящий показывает упражнения на мяче, а дети повторяют за ним.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«ВАНЬКА-ВСТАНЬКА»

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Он совсем не хочет спать,

Положу – встаёт опять

И стоит – качается,

Как он называется?

Исходное положение:

Сидя на полу, ноги врозь, мяч перед

собой на полу держать за ручки.

Сгруппироваться, согнутыми ногами

обхватить

мяч

с

боков.

Затем

в

заданном темпе на «Ваньку» - лечь,

перекатиться

в

положение

лежа

на

спине, на «Встанька» - вернуться в

исходное положение.

«КАРУСЕЛЬ»

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра!

Исходное положение:

Сидя на полу, захватив мяч стопами

прямых ног, опираясь руками о пол.

Поворачиваться

вокруг

себя

с

помощью рук.

«ПОТЯГУШКИ»

(русская народная пестушка)

Потягунюшки!

Потягунюшки!

Поперёк толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Исходное положение:

У п р а ж н е н и е

в ы п о л н я ю т

в

соответствии с текстом.

Лежа спиной на мяче, руки за голову.

Потянуть

руки

вверх,

переступая

ногами сесть на мяч. Сидя на мяче,

вытягивать

ноги

вперед.

Наклон

вперед, руками тянуться к носкам ног.

Вернуться

в

исходное

положение

сидя на мяче, руки вперед, сжимая и

разжимая

пальцы.

Слегка

почесать

темя.

.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«КИСЕЛЁК»

Бабушка кисёль варила

И.п. – сед на мяче, ноги согнуты

врозь, стопы на полу.

На горшочке,

Правая рука помешивает кисель

В черепушке

Кончики пальцев правой и левой руки

соединяются, руки расходятся под

углом.

Для Андрюшечки (Алёнушки)

Округленные ладони, смыкаясь

образуют горшок - черепушечку.

Летел, летел соколок

Ладонь правой руки ложится на грудь

Через бабушкин порог

Ладони скрещиваются, большие

пальцы рук закрепляются друг за

друга.

Вот он крыльями забил,

Скрещенные ладони помахивают, как

крылья.

Бабушкин кисёль разбил,

Руками несколько раз ударить по

бокам.

У старушечки

На горушечке.

Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы

растопырить.

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!»

Руки вновь показывают горку.

«Не плачь, бабуля, не рыдай!»

Руки «утирают слезы».

Чтоб ты стала весела

Мы наварим кисёля

Указательный палец правой руки

«грозит бабке».

Во-о-от сколько!

Правая рука снова «помешивает

кисель».

Руки разводятся широко в стороны.

«В ДЕРЕВНЕ У БАБУСИ»

В деревне у бабуси

И.п. – сед на мяче, ноги согнуты

врозь, стопы на полу.

Жили-были гуси.

Руки «полочкой» сложили. Наклоны

головы вправо-влево, поднимая

плечо.

Гуси шаловливые,

Развести руки в стороны ладонями

вверх, локтями вниз, выставляя ноги

в стороны на пятки.

Шумные, крикливые.

Поочередно сгибаем-разгибаем кисти

рук в запястье. Показываем гусей.

Га – га – га, - кричали гуси!

Развести сомкнутые пальцы рук,

большой палец вниз, остальные

вверх. Показываем, как гуси гогочут.

Под окошком у бабуси.

Ноги в стороны на пятки, наклон

вперед, руки вытянуть вперед.

Показываем, как гуси гогочут.

Бабуся их любила

Руки «полочкой». Наклоны головы

вправо – влево, поднимая плечо.

Хлебушком кормила

Развести руки в стороны ладонями

вверх, локтями вниз. Одной ладонью

поглаживают по другой руке сверху

вниз.

Одна ладонь сложена «чашечкой».

Другой «едим» из «чашечки».

«ЛАДУШКИ, ЛАДУШКИ …».

Дети выполняют движения сидя на мяче по кругу в соответствии с

текстом стихотворения.

«Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки!

(Хлопают в ладоши.)

А у бабушки ладони

Все в морщинах собраны.

(Показывают руки ладонями вверх.)

А у бабушки ладони

Добрые-предобрые.

(Поглаживают ладони друг о друга.)

Все работали ладони долгими годами.

(Постукивают кулачком о ладони.)

Пахнут добрые ладони щами с пирогами.

(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются.)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони.

(Имитируют поглаживание.)

И с любой печалью сладят

Теплые ладони.

(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.)

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки!»

(Хлопают в ладоши.)



В раздел образования